Исследовательская деятельность в начальной школе, как средство формирования познавательного интереса учащихся
Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, необразованный ребенок.
Джордж Сантаяна
Ведение
Современное образование ставит перед собой одну из главных задач – формировать потребность к самообучению и саморазвитию. С самых малых лет дети становятся исследователями, они познают мир, делают свои маленькие открытия. В частности, эти открытия происходят через игровую деятельность, свободный поиск. Когда дети переступают порог школы, они примеряют на себя новую социальную роль ученика. И многие теряют этот навык исследователя, думая, что им стоит «впитывать» только знания и умения, которые преподносят в школе.
Актуальность темы: Проведение с учащимися исследовательской работы может рассматриваться как особое направление по формированию познавательного интереса.
Цель работы: способствовать формированию познавательного интереса учащихся, повысить мотивацию учебной деятельности.
Задачи работы:
- обучать учащихся проводить учебные исследования, а так - же исследования личного желания;
- стимулировать интерес у детей к изучению предметов;
- познакомить учащихся с научной картиной мира;
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
- способствовать активному вовлечению родителей в учебно – воспитательный процесс.
Практическая значимость работы:
- расширение кругозора учащихся в различных областях знания;
- повышается познавательный интерес, мотивация учащихся;
- углубленное изучение учебного материала;
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативных способностей у учащихся.
Исследовательская деятельность в начальной школе.
Современный выпускник школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной реализации и адаптации в социуме. Для решения этой задачи необходимо способствовать развитию у учащихся способности самостоятельно добывать новые знания и самосовершенствоваться. Применение инновационных педагогических средств – главная задача современного педагога.
Изучая материалы по данной теме, можно сделать вывод, что данная методика исследования ориентирована больше на старший возраст учеников. Начальная школа осталась в стороне, но ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент умений активной творческой самостоятельной деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся входит в структуру ФГОС и полностью соответствует основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Исследование младшего школьника, так - же как и исследование взрослого научного сотрудника, включает в себя основные элементы: выделение проблемы, выбор темы исследования, постановку целей и задач, выработку гипотезы, поиск решений проблемы, работу с информацией (её анализ и синтез), обобщение данных, написание работы и её защиту.
Любая исследовательская работа включает в себя этапы: подготовительный, основной и заключительный.
Исследовательская деятельность в нашем классе ведется по разным направлениям и принимает разные форы организации.
Проведение уроков с элементами исследования. Формирования навыков исследовательской деятельности начинаются с первого класса. Сначала используются проблемные вопросы и ситуации, поиск их решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения.
Проведение уроков с использованием проектных задач. Через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Учащиеся работают в парах и группах.
Проведение уроков в форме деловой игры.
Используя методы исследования в обучении младших школьников, я выявила некоторые особенности. Самое главное – ученик сам должен «зажечься» этим исследованием. Бесполезно заставлять его выполнить работу. Многие учащиеся имеют навыки от природы. Для них не составляет труда составить доклад и защитить его, с остальными же нужная работа. Поэтому начиная работу над исследованиями, стоит опираться на те темы, которые будут интересны ученикам.
Исследовательская деятельность учит работать учащихся с книгой, энциклопедией, журналом и сетью Интернет. Порой дети не любят много читать, но работая над интересной темой, они погружаются в анализ литературы. Так же в современный век учащиеся любят заниматься на компьютере. А занятие каким – либо исследованием, вовлекает в поиск информации.
Исследовательская деятельность в начальной школе открывает возможности для формирования жизненных навыков, стимулирует творческие возможности, развивает самостоятельность, формирует потребность в самореализации и самовыражении. Так же, не маловажный аспект – процесс обучения выходит за стены школы. Учащиеся по средствам окружающего мира и семьи формируют свои выводы по изучению какой - либо темы.
Организация исследовательской деятельности.
Опираясь на методику проведения исследования в школе, можно сделать вывод, что это будет трудно, ребенок не сможет пройти через все этапы. Но это не так. Начинать работу по проведению исследований надо постепенно.
Начиная с первого класса, учащиеся приобретают первостепенные навыки исследования. Проведение уроков с применением проблемного обучения, творческих заданий. Опираясь на материал и тематику учебника, мы ставили проблемные вопросы и пытались их разрешить.
Совместно с родителями и учениками, мы выполняли мини – проекты: «Моё имя», «Древо семьи». По предметам писали небольшие доклады.
Самое важное для учеников – умение ставить вопрос, а затем находить на него ответ. В процессе исследования вопрос играет одну из важных ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы, средство для решения задач. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Если у ученика возникают сложности, учитель наводит его на вопрос, как бы подталкивая его. Вначале первоклассникам легко задавать вопросы на определение значения каких – то слов, затем к предложению. К примеру - на уроках литературного чтения помогают пословицы и поговорки. Ученики ищут смысл и задаются вопросом его найти. Затем работа над текстом, проведение аналогов, сопоставление. К примеру на уроках русского языка: сборник правил; тайны русской речи; наша орфография. На уроках математики: математика вокруг нас; цифры, знаки повсюду; я – математик современности. На уроках окружающего мира: красная книга Африки; защитим нашу планету.
Спустя полгода работы с первоклассниками, можно определить группы учеников по их способностям. У каждого свой индивидуальный темп, поэтому на этом этапе можно включать групповую работу. Учащиеся, у которых менее выражены исследовательские навыки, включаются в совместную работу, находят свою роль.
Использование самих исследований мы начали во втором полугодии первого класса. Так как в нашей гимназии существует кружок «Проектная деятельность», изучение основ не составило труда. Вместе с детьми мы выбираем тему для исследования, определяем задачи, но и как можно больше стараемся собрать информацию о предмете изучения в литературе, Интернет-ресурсах.
На уроках действенно использовать метод проектных задач. Эта технология позволяет формировать комплекс УУД младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Во внеурочное время исследовательская деятельность приобретает более длительный характер.
Алгоритм проведения исследования:
Выбираем тему.
Определяем проблему, ставим вопрос.
Определяем цель исследования и задачи, которые предстоит решить по поставленной цели.
В некоторых исследованиях учащиеся могут выдвинуть гипотезу.
Работаем с информацией (думаем самостоятельно; работаем с книгой, журналом; спрашиваем у взрослых; ищем информацию в Интернете).
Важную информацию анализируем и синтезируем. Делаем пометки.
Формулируем выводы. Отвечаем на самый главный вопрос: достигли ли мы цели? Решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? Ответили ли мы на вопрос?
С первого класса почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе.
В своей работе мы с первого класса вовлекаю не только детей в исследовательскую деятельность, но и их родителей. Во время каникул учащиеся стали больше узнавать нового, читать, смотреть обучающие фильмы. Некоторые ученики начали проводить свои эксперименты, оформляя их и делая выводы. В большинстве случаев исследовательская деятельность только начинается в классе, а продолжение требуется во внеурочное время.
Во втором классе мы продолжили работу над исследовательской работой. Учащиеся уже осознано ставят вопросы и ищут на них ответы.
Внедрение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет положительные тенденции: повышается уровень и качество образовательного процесса в целом, возникает потребность у обучающихся и их родителей в саморазвитии, так необходимом для адаптации к реалиям сегодняшнего мира.
Организация тематических дней, как средство исследовательской деятельности.
Совершенно новый подход в обучении я открыла случайно. Отмечая с детьми какие-либо значимые праздники, мы углубляемся в историю, литературу, искусство. Мы проводим классные часы, театрализованные уроки. Но бывает и так, что праздники, которых мы не касаемся – отличный источник знаний. Не просто обыденных знаний, но и обширных.
Календарь современных праздников даёт огромные возможности для организации уроков с интересом, эмоционально – насыщенных, познавательных. К примеру праздник птиц, подготовка и помощь братьям нашим меньшим к зимовке. Учащиеся не просто повторяют правила поведения с животными, и то, что они могут сделать, а делают.
Учащиеся знакомятся с особенностями зимовки птиц в родном краю и помогают пернатым обрести дом на зиму. Применяя все свои творческие навыки.
Изучение окружающего мира происходит и из тематического дня, к примеру: День зайчиков. Данный день полностью посвящен этому животному. Дети самостоятельно придумывают задания на каждом уроке, организуют кружок по исследованию, а в конце мы торжественно делаем выводу по тому, что узнали.
Для того, чтобы познакомить учащихся с другими странами и расширить их кругозор, мы на целый день окунаемся в атмосферу какого-либо народа. К примеру: День Франции, День Бразилии.
Весной традиционно во Франции и Испании, а так же в ряде других стран Европы проходят фестивали лимонов и апельсинов. Использование такого события – интересный способ познакомить учащихся с культурой и традициями разных стран. Праздники, которые сопровождают наш класс, могут быть неординарными, к примеру: день оранжевых котов.
Праздник какого – то дня проходит через все уроки совершенно. На уроках русского языка используется словарная работа, соприкасающаяся с основными моментами праздника, составление заданий для урока происходит, опираясь на учебник и тему. На уроках литературного чтения разбираются произведения писателей какой – либо страны. К примеру – сказочник Франции Шарль Перро, викторина по сказкам. На уроках математики устный счет всегда с использованием задач, которые опираются на факты. Изобразительное искусство и технология – кладезь в организации тематических дней. На этих уроках учащиеся самостоятельно выполняют поделки, творческие работы. Иногда в парах, иногда в группах. На уроках окружающего мира проводятся минутки интересных фактов, показ различных интересных фильмов.
Организация таких тематических дней способствует активному развитию словарного запаса учащихся, открытию новых слов и фактов. Мои ученики с удовольствием учат новые фразы, перенимают удивительные факты, а затем делятся с родителями.
Таких праздников – великое множество. Используя данный способ организации процесса обучения, снизится уровень стрессовых ситуаций. Эмоциональность – одна из составляющих успешной работы учителя. Именно поэтому учитель – не только «трансфер» в передачи информации, помощник в ее усвоении, но и друг, который «проживает» каждый свой урок с учениками.
Заключение.
Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению школьников. Поиск новых форм и приемов организации обучения, и воспитания школьников в наше время - явление необходимое. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Организацию его внеурочной деятельности.
Исследовательская работа ребёнка - это не просто работа. Это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Он позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У детей формируется самое важное – потребность в познавательной деятельности.
На этих подходах исследовательский путь нашего класса не окончен. Совместно с учащимися и родителями, мы ищем новые пути в развитии индивидуальности и познавательной активности детей.
Свой доклад хочется закончить словами великого педагога Л. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.