Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительные географы и путешественники»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Программа курса
«Удивительные географы и путешественники»
Основное общее образование
Автор: Вельдясова С.А.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Удивительные географы и путешественники» адресована учащимся в период обучения в 5-7 классах и направлена на достижение следующих планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
- предметных (образовательные области «География», «История»);
- метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- личностных.
Направление программы курса внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное.
Форма организации внеурочной деятельности – кружок.
Программа курса ориентирована на выполнение требований к организации и содержанию внеурочной деятельности школьника. Её реализация даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, закрепления умения самостоятельно организовать свою учебную, в том числе проектную деятельность. Кроме того, программа курса даёт возможность закрепить ряд результатов обучения, предусмотренных программами учебных курсов по предметам «География» и «История».
Цель программы «Удивительные географы и путешественники»:
- формирование активной позиции школьников в получении знаний и умений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач, проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;
- формирование способности поиска и применения различных источников информации, в том числе ресурсов информационно-телекомуникационной сети "Интернет";
- организация собственной деятельности, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать в расчёт другие точки зрения.
Задачи программы:
- расширить знания об истории открытия и исследования неизвестных территорий;
- повысить общую культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории родного края, России;
- совершенствовать навыков общения со сверстниками и коммуникативные умения;
- развивать навыки совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формировать культуры поведения в информационной среде.
Планируемые результаты
Предметные универсальные учебный действия
| География* | История* |
Обучающийся научиться | выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности; интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках; различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли; описывать и сравнивать маршруты их путешествий; находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле; | сравнивать исторические события, явления, процессы в различные исторические эпохи; целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой истории; осознавать необходимость сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. |
*из Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Одобрена решением ФУМО по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г.
Метапредметные результаты
В ходе изучения учебного курса обучающиеся усовершенствуют опят проектной деятельности и навыки работы с информацией.
Регулятивные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
- самостоятельно составлять алгоритм решения задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
- выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- систематизировать географическую информацию в разных формах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
- формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов;
- задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи;
- публично представлять результаты выполненного исследования или проекта;
- участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата;
- сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Личностные
- ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов;
- представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды;
- восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины;
- осознание ценности жизни; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Содержание программы
Содержание программы соответствует темам примерной основной образовательной программы основного общего образования по учебным предметам «География» и «История» (таблица 2), а также расширяет их.
Таблица 2
ПООП ООО по: | ||||
географии | истории | |||
Тема | История географических открытий | Тема | Великие географические открытия | |
Разделы | Географическое изучение Земли | Разделы | Всеобщая история. История нового времени. Конец XV - XVII в. |
Основное содержание программы представлено разделами: «География в древности», «Средние века», «Великие географические открытия», «Географические открытия XVII-XX вв.», «Российские путешественники».
Система учебных задач, предложенная в курсе, позволяет создать условия для формирования активной позиции школьников в получении знаний и умений.
Система заданий предполагает индивидуальную и групповую формы работы, решение головоломок, заполнение карточек, путешествия.
Каждый раздел программы завершается выполнением проверочного теста или проектной работы (создание игротеки) по одной из тем, предложенных на выбор учащихся.
За счёт часов, предусмотренных на повторение материала (2 часа), возможно проведение учебных занятий для учащихся начальных классов. Для проведения занятий могут быть использованы материалы, подготовленные в ходе выполнения заданий по темам.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей; работа с научно-популярной литературой; отбор и сравнение материала по нескольким источникам; решение текстовых количественных и качественных задач; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; выступление с презентацией своей работы, игровая деятельность.
Тематические планирование
Программа учебного курса рассчитана на 34 часа, из них 28 часов – учебные занятия; 5 часов – подготовка и защита учебных проектов, 1 час – повторение.
№ п/п | Тема | Основное содержание | Количество часов |
Раздел 1. География в древности | |||
1 | У истоков географии | Учёные древности. Аристотель, Эратосфен, Птолемей, Страбон, Мартин Бехайм. | 1 |
Раздел 2. Средние века | |||
2 | Марко Поло | Путешествие в Центральную Азию (Китай). | 1 |
3 | Афанасий Никитин | Путешествие из Твери в Индию. «Хождение за три моря. | 1 |
4 | Эйрик Рыжий, Лейф Счастливый | Открытие Гренландии, путешествие к берегам Северной Америки. | 1 |
5 | Ибн Баттута | Путешествие в Африку, на Дальний Восток, Индию. | 1 |
6 | Выполнение индивидуальной или групповой работы. | Создание авторской настольной игры по понравившемуся путешествию / путешественнику (по шаблону, игра на выбор, лото, ходилка, домино и др.). | 1 |
Раздел 3. Великие географические открытия | |||
7 | Морской путь в Индию | Путешествие Васко да Гамы, Бартоломеу Диаш. | 1 |
8 | Кто, кто отрыл Америку? | Экспедиции Христофора Колумба и Америго Веспуччи. | 1 |
9 | Первое кругосветка | Путешествие Фернана Магеллана и Хуана Элькано. | 1 |
10 | Выполнение индивидуальной или групповой работы. | Создание авторской настольной игры по понравившемуся путешествию / путешественнику (по шаблону, игра на выбор, лото, ходилка, домино и др.). | 1 |
Раздел 4. Географические открытия XVII-XX вв. | |||
11 | Пират её Величества | Френсис Дрейк. Кругосветное плавание. Пролив Дрейка. Огненная Земля. | 1 |
12 | Виллем Баренц – голландский навигатор | Поиск Северо-Восточного прохода в Азию. Новая Земля. | 1 |
13 | «Неведомая Южная Земля» | Абель Тасман. Австралия – отдельный материк. | 1 |
14 | Три в одном. Джеймс Кук | Три кругосветных плавания. Австралия. | 1 |
15 | Жан Франсуа Лаперуз | Плавание в северной и южной частях Тихого океана с посещением Дальнего Востока и Австралии. | 1 |
16 | Великий исследователь Африки | Давид Ливингстон. Поиск истоков Нила. Водопад Виктория. Миссионер. | 1 |
17 | Исследователи Центральной Азии | П.П. Семёнов, Н.М. Пржевальский, открытие хребтов, котловин, озёр, животных. | 1 |
18 | Г. Стенли (Африка) | Путешествие в Африку. Водопады Бойома. Колония в Конго. | 1 |
19 | Первое плавание по Северному морскому пути | Отто Шмидт, Нильс Адольф Эрик Норденшельд. | 1 |
20 | Покорение полюсов | Роберт Пири, Руаль Амудсен. Северный и южный полюс. | 1 |
21 | Выполнение индивидуальной или групповой работы. | Создание авторской настольной игры по понравившемуся путешествию / путешественнику (по шаблону, игра на выбор, лото, ходилка, домино и др.). | 1 |
Раздел 5. Российские путешественники | |||
22 | Покорение Сибири | Казачий атаман Ермак Тимофеевич. | 1 |
23 | Азия и Америка | С. Дежнёв – Русский Одиссей, В. Беринг, Г. Шелихов. | 1 |
24 | Путешествие по Амуру | В. Поярков, Е. Хабаров. Р. Амур, Зея, Кута. Исследование окраины Восточной Сибири. | 1 |
25 | Великая Северная экспедиция | Х. Лаптев, Д. Лаптев, С. Челюскин. | 1 |
26 | Первое российское кругосветное плавание | И. Крузенштерн и Ю. Лисянский «Надежда» и «Нева». | 1 |
27 | Открытие Антарктиды | М. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен «Восток» и «Мирный». | 1 |
28 | У берегов Сахалина | Г.И. Невельской. Дальний Восток. Остров Сахалин. | 1 |
29 | Первый русский исследователь Африки | Исследования в Африке В.В. Юнкера | 1 |
30 | Кругосветка Макарова С.О. | С.О. Макаров. Изучение перспектив использования российским флотом тихоокеанских портов; испытания ледокола «Ермак» в тяжелых льдах. | 1 |
31 | Выполнение индивидуальной или групповой работы | Создание авторской настольной игры по понравившемуся путешествию / путешественнику (по шаблону, игра на выбор, лото, ходилка, домино и др.). | 1 |
32 | Выполнение индивидуальной или групповой работы | Создание авторской настольной игры по понравившемуся путешествию / путешественнику (по шаблону, игра на выбор, лото, ходилка, домино и др.). | 1 |
33 | Защита проектов | | 1 |
34 | Заключение | | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата |
У истоков географии | | |
Марко Поло | | |
Афанасий Никитин | | |
Эйрик Рыжий, Лейф Счастливый | | |
Ибн Баттута | | |
Выполнение индивидуальной или групповой работы. | | |
Морской путь в Индию | | |
Кто, кто отрыл Америку? | | |
Первое кругосветка | | |
Выполнение индивидуальной или групповой работы. | | |
Пират её Величества | | |
Виллем Баренц – голландский навигатор | | |
«Неведомая Южная Земля» | | |
Три в одном. Джеймс Кук | | |
Жан Франсуа Лаперуз | | |
Великий исследователь Африки | | |
Исследователи Центральной Азии | | |
Г. Стенли (Африка) | | |
Первое плавание по Северному морскому пути | | |
Покорение полюсов | | |
Выполнение индивидуальной или групповой работы. | | |
Покорение Сибири | | |
Азия и Америка | | |
Путешествие по Амуру | | |
Великая Северная экспедиция | | |
Первое российское кругосветное плавание | | |
Открытие Антарктиды | | |
У берегов Сахалина | | |
Первый русский исследователь Африки | | |
Кругосветка Макарова С.О. | | |
Выполнение индивидуальной или групповой работы. | | |
Выполнение индивидуальной или групповой работы. | | |
Защита проектов. | | |
Заключение. Игра «Географическое лото «Учёные и исследователи». | |
Контроль и оценка результатов
Основными формами выявления уровня усвоения программы являются презентации продуктов проектной и исследовательской деятельности: головоломки, игры, викторины, кроссворды, загадки, домино, интерактивный лото, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям, защита творческих проектов, участие в конкурсах, конференциях, коллективные обсуждения пройденных тем.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации мини-проектов.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, участие в конкурсах.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Литература для обучающихся:
1. Атлас великих географических открытий: всех времён и народов / Автор текста А.Г. Шемарин; отв. ред. С.С. Мирнова. – Москва: ОГИЗ, АСТ, 2014. – 192 с.: ил. – (Энциклопедия великих идей и открытий).
2. Берг Л. Великие русские путешественники. М: - Детгиз, 1950.
3. Магидович В.И., Малофеева Н.Н., Широнина Е.В. Географические открытия. – М: ЗАО Росмен-Пресс, 2009- 96 с.
4. Трешников А.Ф. Руал Амудсен. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1972 – 55 с.
5. Путешествие.ру. Первооткрыватели. URL: https://puteshestvyie.ru/category/velikie-puteshestvenniki-pervootkryvateli-i-issledovateli-mira
6. ГеоБар – Географический справочник. История географических открытий. URL: https://geobar.ru/istorija-geograficheskih-otkrytij/
7. Очерки по истории географических открытий. История географических открытий (discover-history.com)
8. Сотников О. Адмирал Макаров «В море — значит дома» М.: Настя и Никита.ю 2017 г. 151_Makarov(1).pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)
10