Открытый урок по литературе с применением методики «Eduscrum»: А.С. Пушкин «Узник»

4
0
Материал опубликован 25 February 2023


Тема урока: А.С. Пушкин. «Узник».

Тип урока: урок изучение нового материала


Цель урока: изучить свободолюбивую лирику в творчестве А.С.Пушкина на примере стихотворения «Узник».

Задачи урока:

-понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретико-литературных понятий и учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений;

-уметь определять тему, идею, сюжет;

-соотносить автора, лирического героя.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

-иметь представление о выражении вольнолюбивых устремлений А. С. Пушкина на примере стихотворения «Узник»

- познакомиться с новым произведением;

- закрепить умение анализировать лирический текст.

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа;

-развитие эстетического сознания через освоение литературного наследия России, а также творческой деятельности эстетического характера.

Оборудование: интерактивный лист, разработанный на платформе udoba.org. Его использование позволило объединить разрозненные ресурсы в единое полотно урока; мультимедийные ресурсы (презентация) электронные ресурсы (аудиофрагмент с сайта издательства «Просвещение», раздел: учим стихи), раздаточный материал для командной работы, технические средства обучения (ноутбуки 6 шт, интерактивная доска). 3 флипчарта.


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Время выполнения

Планируемые результаты

Мотивационно-целевой.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Александровна Новичихина. Я учитель русского языка и литературы Гимназии города Лабытнанги. Рада приветствовать вас на уроке литературы. Я надеюсь на вашу помощь и сотрудничество.

Приветствуют учителя. Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

30 секунд

Владеют этическими навыками.

Мотивация образовательной деятельности обучающихся.

Этап актуализации

знаний

-Давайте прочитаем слова Н.В. Гоголя об известном поэте.

Цитата на доске

-Как вы думаете, о ком они?

Ответы детей

-Вы предложили много различных вариантов. Чтобы добраться до истины предлагаю вам следующее задание «Найди пару».

-У вас есть 2,5 минуты на выполнение задания, выполнять его вы будете в парах.

Дети выполняют. Учитель спрашивает о результате выполнения.

-Ребята, вы догадались, о ком эти слова? (вопрос о цитате)

Ответы детей

-Верно. Сегодня мы поговорим об А.С. Пушкине, которого называют культурным наследием нашей страны. Скажите, какие из предложенных вам в задании произведений помогают раскрыть русскую природу?

Ответы детей: «Зимний вечер», «Зимнее утро»


-Русскую душу?

Ответы детей: сказки А.С. Пушкин


Ученики выполняют работу в парах.


Отвечают на вопросы.

4,5 минуты

Использование

адекватных языковых средств для отображения своих мыслей.

Воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение и интерес к языку

Этап изучения нового

знания


-Конечно же, это не все его произведения. И сегодня мы познакомимся со стихотворением А. С. Пушкина «Узник». Это и будет темой нашего урока.

-Давайте прослушаем аудиофрагмент стихотворения. Попробуйте сосредоточиться на ощущениях и образах, которые возникают при прослушивании.

Прослушиваем аудиофрагмент

Цитата

-Давайте снова вернемся к цитате Н.В.Гоголя о Пушкине в русском слове. Попробуйте раскрыть это утверждение на примере лексики этого стихотворения.

Ответы детей: лексика устаревшая.

-Встретились ли вам неизвестные слова? Предлагаю найти их толкование в ваших интерактивных рабочих листах.

Дети работают. Учитель спрашивает о результатах.

- А теперь поделитесь своими впечатлениями о стихотворении.

Ответы детей

Слушают актёрское исполнение.


Отвечают на вопросы.


Работают со словарём.


Работают в команде.


Формулируют личные цели.




Задания для всех команд:

1.Выбрать выступающего (1 человека): защита итогового результата. Координатора (1 человека): следит за временем.

2.Прочитать стихотворение про себя.


Задание для команды 1.

Определить цвет стихотворения.

Задание для команды 2.

Определить сколько героев в стихотворении и их схему размещения.


Задание для команды 3.

Работа с облаком слов на тему: «Свобода»


14 минут

Запоминание необходимой информации.


Извлечение информации о выразительном чтении.

Владение способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и с учителем.

Возможность адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.




















-Цель нашей работы - передать свои впечатления в творческой работе и изучить литературные понятия (антитеза, лирический герой).

Это моя цель, а какие вы ставите перед собой цели? Откройте, пожалуйста, лист достижений. Выберите те цели, которые вы хотели бы достичь на уроке. Также вы можете вписать их самостоятельно.


Предлагаю начать движение к их реализации.

Мы будем работать в командах: 1, 2 и 3. Оглашение принципов работы.

-Выполняя задания поэтапно, мы получим общий итоговый продукт.

-У вас на эту работу есть 7,5 минут.

Выполнение заданий командами.


Этап самоконтроля

Время вышло! Представитель 1 команды прошу к доске.

Скажите, пожалуйста, в чем заключалось ваше задание?

(Выступление обучающего)

Прошу 2 команду представить свой результат.

Скажите, пожалуйста, в чем заключалось ваше задание?

(Выступление обучающего)

Знакомимся через образ узника –орла, темницы- простора с новым литературным понятием антитеза, а также лирическим героем.

Выступление 3 команды. Скажите, пожалуйста, в чем заключалось ваше задание?

(Выступление обучающего)

-Скажите, а можем ли мы применить цитату Н. В. Гоголя к этому стихотворению?

Делаем вывод по итоговой работе через цитату Н.В. Гоголя

(русский характер=свобода)


Защита работы.


Делают выводы.


Обобщение информации за урок.



8 минут

Активная познавательная деятельность;


Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;


Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей;


Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их

применять в конкретных заданиях.


Проводят анализ стихотворения.


Формирование собственной точки зрения, они учатся ее аргументировать, от-

стаивать свое мнение.



Этап рефлексии учебной деятельности

-Вернемся к цели нашего урока? Что стало итогом нашего труда?

Ответы детей: творческая работа (картина)

-Верно. А также мы с вами узнали новые понятия. Какие?

Ответы детей: антитеза, лирический герой.

-Какова же тема этого стихотворения?

-Предлагаю вам оценить свою работу на уроке в листах самооценки. (один ученик самооценку проводит на интерактивном листе, другой работает с листом достижений)

Критерии оценки

опрос самооценки.


Заполняют бланк самооценки.



Делают выводы.

3 минуты.

Строят словесное высказывание на основании своего мнения.


Учатся критично относиться к своей деятельности.


Умение проводить самоанализ.


Принимают и сохраняют учебную задачу.

А.С. Пушкин – значимая часть нашего культурного наследия, но не единственная. Это и (перечисляем всех).

вывести на слайд домашнее задание

Познакомьтесь с ними через их простые и жизненные советы, адресованные потомкам. Для выполнения используйте QR-код.

Запоминают домашнее задание.

Спасибо, ребята за урок. Изучая стихотворение А. С. Пушкина, мы прикоснулись к культурному наследию нашего народа. Более того, мы оставили свой след. Вы молодцы!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.