Урок окружающего мира
4 класс
Тема «Путешествие лягушки Глаши по болоту»
Разработала:
учитель нач.классов
МБОУ СОШ №15 г.Новоалтайска
Алтайского края
Кобцева Елена Николаевна
Урок окружающего мира.
Тема: Путешествие лягушки Глаши по болоту .
Цель: подведение детей к выводу, что болота нужны в природе так же, как и другие водоемы.
Задачи:
1. Уточнение понятия «болото», знакомство с животными и растениями болот, через чтение статьи, через слушание сообщений, стихотворений.
2. Развитие наблюдательности, любознательности, умение рассуждать, анализировать, делать выводы, через решение ситуаций, сравнения водоемов.
3. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, через получаемую информацию.
Формируемые УУД:
личностные УУД:
- в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки ,которые можно оценить как хорошие и плохие.
регулятивные УУД
- умение точно выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение определять успешность своего задания.
познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из иллюстраций;
- умение выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам.
коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: тексты с сообщениями о болотах, карточки с изображением животных и растений, плакат с изображением болота, название станций-кочек, иллюстрация лягушки, маски лягушек, мультимедийная презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент | -Здравствуйте, ребята. На улице холодно, а чтобы нам было хорошо и уютно на уроке, давайте подарим друг другу и нашим гостям теплоту своих сердец через наши улыбки. Слайд 1 | Настраиваются на урок. | Личностные (умение выделить нравственный аспект поведения) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализ. знаний | –О чем мы говорили на прошлых уроках? -Что вы узнали о реке? -Что вы узнали об озере? -Как можно назвать, одним словом реки и озера? -Обо всех ли существующих водоемах мы узнали информацию? -Что предлагаете сделать? | Отвечают на вопросы. Перечисляют части реки, называют сходства и различия рек и озер. | Коммуникативные –умение слушать и вступать в диалог. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка темы и цели урока | -И я вас сегодня приглашаю в путешествие по очень интересному и опасному месту. -А что это за место вы узнаете, когда отгадаете загадку: Все обходят это место: Здесь земля – как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги. (Болото) -Что же за тема нашего урока? Слайд 2 -Что вы знаете про болото? -Сегодня на уроке мы должны доказать, что болото является водоемом (найти сходства и различия с другими видами водоёмов) -Чтобы начать путешествие, мы должны понимать, куда мы пойдем, какую одежду возьмем, что нас может ожидать в путешествии, то есть точно знать, что такое болото. - Первое что мы сделаем так это, узнаем, что такое болото. - Дальше что мы должны выяснить про него? -Узнаем кто и что…… -Выясним для чего природе и человеку необходимы болота. -Посмотрите на доску, у нас с вами получился план нашего путешествия, который будет во время путешествия находиться на кочках. Слайд 3 -Для того, чтобы выполнить весь план нашего путешествия, многое узнать и понять, какими должны быть вы? -Отвечая на эти вопросы, какое чувство по отношению к природе у вас будет возникать? -Начнем с первого пункта нашего плана-путешествия. -Проходить по болоту, напоминая пункты плана, нам будет помогать лягушка Глаша. | Отгадывают загадку, определяя тему урока. Определяют задачи урока, которые и будут планом урока. Что такое болото? Как образовалось болото. Чем оно похоже на другие водоемы и чем отличается. Какие животные и растения обитают на болоте. Зачем нужны болота. Рассматривают плакат с изображением болота и лягушки Глаши. | Личностные – смыслообразование Регулятивные – целеполагание, планирование. Личностные – нравственно-эстетическая ориентация. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение новой темы физминутка Проверка усвоения знаний Итог Рефлексия | Кочка № 1. Слайд 4 -Вот Глаша принесла первый вопрос и ждет ответа на кочке так, как на вторую кочку она сможет перепрыгнуть лишь тогда, когда вы выполните первый пункт плана. Прочитайте вопрос Что такое болото? -Где мы можем узнать эту информацию? -Трое наших ребят заранее приготовили для вас эту информацию. Выслушаем их. -Какое сходство заметили в двух сообщениях? Подведем итог: Слайд 5 Болото - место, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болото может стать истоком для рек. -Молодцы! Хорошие ответы и Глаша прыгает на следующую кочку. Слайд 6 Кочка №2 -Прочитайте следующий вопрос от Глаши. -Как образовались болота? -Для того, чтобы ответить на этот вам нужно прочитать текст, который лежит на партах. Все началось очень давно. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. Но температура воздуха менялась, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в них не было стока воды, то образовались болота. В болоте вода стоячая, поэтому постепенно оно зарастало осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образовали толстый слой ила на дне. Поэтому ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину и погибнуть. Именно поэтому еще с давних времен болота осушали. -Давайте обсудим информацию. -Почему начали образовываться болота? Слайд 7 -Как это происходило? Слайд 8 -Почему болота зарастают травой? Слайд 9 -Что способствовало появлению большого количества ила? Что такое ил? Слайд 10 -Зачем люди начали осушать болота? -Хорошо ли они поступали? -Ответ оставим на конец урока. -На второй кочке мы все выполнили и перепрыгиваем на третью. Слайд 11 -Чтобы перепрыгнуть на следующую кочку мы должны сравнить водоемы, заполняя таблицу. Слайд 12 Если водоем обладает свойством, указанным в таблице, то вы ставите плюс, если не обладает то минус. Работаем в парах. Затем сравнения идут в группах. Потом группы отвечают. Слайд 13
-Сделайте вывод, чем же похожи реки, озера и болота. -Чем отличаются? -Исходя из таблицы, скажите, зачем же нам болото? -Продолжим наше исследование, и выясним, есть ли от них польза. Слайд 14 -Прочитайте название кочки. Жители болот. -Выслушав вас, я пришла к такому мнению: раз в болоте непроточная вода, значит, в нем никто из животных не живет. -Или у вас есть другое мнение, предложите свою версию. -Для этого поработайте в группах и найдите ответы на мои вопросы. (выберите животных, которые по вашему мнению живут в болоте или около болот. -Назовите животных, которых вы отобрали. -Послушаем ваши сообщения (о некоторых из них сообщения.) 1 ученик из первой группы. Болотные, или речные, черепахи. Слайд 15 Днем черепахи подолгу греются на освещенных солнцем береговых откосах или на кочках близ водоема. Темная окраска панциря делает ее малозаметной на фоне дна. Пищу черепах составляют мелкие водные животные: черви, насекомые и их личинки, головастики, тритоны, мелкие рыбешки, рачки. На суше они поедают гусениц. На ночь болотные черепахи уходят под воду, где они могут оставаться без воздуха продолжительное время. Зимуют черепахи также под водой, зарывшись в ил, находясь в состоянии спячки. 2 ученик из второй группы Жабы Слайд 16 Семейство бесхвостых земноводных. У жабы нет зубов в верхней челюсти, но вполне развитый слуховой аппарат. Жабы — ночные наземные животные, входящие в воду лишь для откладывания яиц; зимуют в земле. Полезны истреблением насекомых и моллюсков. 3 ученик из третьей группы Слайд 17 Лягушки – весьма многочисленный вид бесхвостых земноводных, обитающих практически на всех континентах и в разных частях света, за исключением крайнего Севера. Физминутка одна подвижная про лягушек, другая для глаз про лягушек. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Рано утром просыпались, Полотенцем растирались. Ножками потопали, Ручками похлопали Влево, вправо наклонились И обратно возвратились. 4 ученик из 4 группы Слайд 19 Журавль Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы. В отличие от похожих на них цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на аистов, но в отличие от них журавли никогда не садятся на деревья. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Оперение чаще всего серое или белое. 5 ученик из 5 группы Слайд 20 Цапля Крупная птица. Голова узкая, с розовато-жёлтым большим клювом в форме кинжала. На затылке имеется чёрный свисающий пучок перьев. Шея длинная, при полёте согнута назад. Оперение головы, шеи и нижней части тела грязно-белое, в передней части шеи и груди просматриваются тёмные полоски. Оперение остальной части тела синевато-серое. Лапы желтовато-серые 6 ученик из 6 группы Слайд 21 Камышница. Слайд 15 Птица занесена в Красную книгу. Обыкновенные камышницы, называемые также водяными или камышовыми курочками, достигают веса 250 Оперение камышниц переливается черным, темно-серым и буровато-оливковым цветами. Ноги птицы зеленоватые, глаза — буро-красные. Бляшка на лбу и основание клюва имеют красный цвет, а конец клюва желтоватый. Возвращаются с места зимовки водяные курочки в апреле. Сразу же они разбиваются на пары, приступая к строительству гнезд. Гнездо у камышницы напоминает сплетенную из водяных растений корзину. -А почему на болоте столько много разных животных? Что этому способствует? -Глаша говорит, что на этой кочке мы выполнили задание и перепрыгиваем на следующую кочку. Прочитайте название. Растения болот. О растениях посмотрим небольшой видеосюжет. -Какие растения запомнили? -Посмотрите еще раз. (Слайды 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30)Пролистываю, не задерживаюсь. -Молодцы! Отлично доказали, что болота населены и растениями, и животными. Послушайте стихотворение. На болоте На болоте у осоки цапля моет с клювом ноги. Остался последний пункт плана и последняя кочка, которая нам поможет завершить путешествие по болоту, а Глаше его перейти. Прочитайте название следующей кочки. Слайд 31 - Для чего же нам нужны болота? -А еще я хочу добавить следующее: во-первых, болота являются хранилищем пресной воды, которой на Земле становится с каждым днем все меньше. -А во-вторых, болота покрыты мхом-сфагнумом, и его части, и части растений, когда отмирают, падают на дно и образую торф. Торф является горючим, как уголь, так же его применяют в медицине, и как удобрение для растений, которые выращивает человек. Слайды 32, 33, 34, 35. - Теперь давайте определим, какие вы были внимательные, и как запомнили, ответьте на вопросы. Слайд 36 1. а)Болото – это засушливые участки суши. б)Болото это избыточно увлажнённые участки суши. Слайд 37 Что не растет на болоте? Стрелолист, сфагнум, клен. Слайд 38 Свойство растений Слайд 39 Хищное растение: осока, росянка. Скажите, доказали ли мы, что болото является водоёмом? Глаша успешно перешла болото, а мы усвоили новый материал. -Завершить наше путешествие, уже выйдя из болота, мне хочется сказкой. -А знаете почему? Болото является необычным местом и очень часто встречается в сказках. И каких только необычных персонажей там можно встретить: лешего, кикимору болотную, водяного. Слайды 40, 41, 42 Итак, ребята, какой была тема урока? Какую мы задачу перед собой ставили? Удалось нам доказать, что болото – это водоём? Можете ли вы сказать, что пополнили запас знаний о природе? Что нам помогло разобраться? Если вам урок понравился, поднимите зеленого лягушонка, если не очень желтого, а если вам было не интересно, то красного. | Читают название кочки. Предположения детей Работа со словарями и энциклопедиями. Заранее подготовленные дети, рассказывают содержание. 1. Избыточно увлажнённый участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями 2. Болото — это увлажнённые участки суши с влаголюбивой растительностью. 3. Интернет энциклопедия Болото — участок ландшафта, характеризующийся избыточным увлажнением, влаголюбивым живым напочвенным покровом Читают текст, извлекают нужную информацию. Отвечают на вопросы, а ответы подтверждаются слайдами. Работают с таблицей, анализируют, сравнивают, делают выводы сходства и различия реки, озера, моря и болота. Читают название кочки. Работают в группах: выбирают животных. Дети в группах находят из предложенных животных, только тех, которые живут в болотах. А подготовленные дети рассказывают сообщения, сопровождаемые слайдами. Перечисляют. Работают в группах. Сообщения о птицах, сопровождаемые слайдами. Смотрят сюжет, называют запомнившиеся растения. Высказывают предположения Работа с сигнальными карточками. Поднимают цифры или 1, или 2, или 3. Делают выводы, о том для чего же нам нужны болота: запасник пресной воды, является истоком рек, средой обитания растений и птиц. Подводят итог работы
| Регулятивные – прогнозирование. Общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение. Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог. Логические познавательные ууд- анализ, синтез.
Логические – доказательство. Коммуникативные – взаимодействие и сотрудничество в группе. Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог. Познавательные. Логические – доказательство. Коммуникативные – взаимодействие и сотрудничество в группе. Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог. Познавательные Коммуникативные Логические – доказательство. Коммуникативные – взаимодействие и сотрудничество в группе. Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог. Познавательные Регулятивные -контроль Познавательные. Логические. Регулятивные – оценка Познавательные, коммуникативные. Познавательные – рефлексия. |
Кияйкина Наталья Федоровна