«Путешествие по сказкам»
Конспект организованной образовательной деятельности
Подготовительная группа
«Путешествие по сказкам»
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Путешествие по сказкам»
Форма проведения: организованная образовательная деятельность
Цель: формирование у детей связной речи.
Образовательные области:
«Речевое развитие» - формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам. Учить краткому пересказу. При помощи наводящих вопросов учить выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создавать свои устные нерифмованные стихотворения. Учить пересказывать русские народные сказки. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки по мнемотаблице. Совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о игрушках, используя опорные схемы – модели. Развивать речевые возможности детей, побуждать к активному освоению авторских средств изображения. Совершенствовать связную диалогическую речь, упражнять в подборе определений, действий. Воспитывать интерес к театральной деятельности.
«Художественно – эстетическое развитие» - воспитывать любовь к русским народным сказкам.
«Познавательное развитие» - развивать познавательное и эмоциональное воображение.
«Физическое развитие» - совершенствовать двигательную активность. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма взаимодействия: совместная с взрослым, совместная со сверстниками.
Группа: подгрупповое занятие
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.
Методы и приемы:
- сосредоточения и привлечения внимания;
- активизации речи и познавательной активности;
- словесный, игровой, наглядный;
- создание проблемной ситуации.
Словарная работа: скалка, раскатать, прорубь, питается, лисонька – лиса.
Предварительная работа с детьми: словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?»). Чтение сказки «Лисичка со скалочкой».
Оборудование занятия: костюмы зверей (лиса, заяц, медведь, волк); схема синквейна; шапочки животных (лиса, заяц, медведь, волк); скалка; картинка колобка; 3 елочки разного размера. Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация слайдовая.
Предполагаемый результат:
- дети научатся создавать нерифмованные стихотворения;
- дети научатся составлять описательные рассказы о игрушках;
- дети достаточно хорошо научатся пересказывать небольшие сказки по мнемотаблицам.
Используемые источники:
- Алябьева, Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2013. - 128 c.
- Васькова, О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 222 c.
Технологическая карта мероприятия
Этап | Содержание деятельности | Предполагаемый результат | |
1 | Организационно – мотивационный | 1.Часть. Организационный момент. Звучит музыка песни «В гостях у сказки», дети заходят в группу. Ведущий: По дороге сюда мне вручили письмо. На конверте написано «Помогите!» Я бы с удовольствием помогла, да только не знаю, кому нужна помощь. Может, вы мне поможете, ребята? Игра «Помогите!» v «Помогите! Меня лиса выгнала из домика!» v «Помогите! Мой хвост остался в проруби!!» v «Помогите! У нас лисичка украла уточку!» v «Помогите! Мы не можем поделить сыр!». | Привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. |
Основной Актуализация знаний | 2.Часть. Вступление. Драматизация отрывка сказки «Заюшкина избушка» Ведущий: Посмотрите на меня! Ваш экскурсовод сегодня я. Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу! И улыбку не забудь. Ребята, можно смело отправляться в путешествие. Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. Вот мы и прибыли в первую сказку. Давайте послушаем героев этой сказки и попробуем ее отгадать: «Снежный терем у лисицы Убежал весной водицей, К зайке попросилась в дом Да и выгнала потом» (сказка «Заюшкина избушка») Ведущий: Кто догадался, какая это сказка? («Заюшкина избушка»). О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? (Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - сказка о животных.) Главные герои сказки – лиса и заяц. Это сказка о том, как лиса обманула зайца, поселилась в его избушке, а зайчика выгнала. Зайцу пытались помочь животные: собаки, медведь, волк, но не смогли. Самым храбрым оказался Петушок, он помог выгнать лису. Ведущий: Кто запомнил разговор зайчика с петушком и может повторить его? Дети разыгрывают драматизацию диалога Зайца, Петуха и Лисы. 3 часть. Придумывание конца сказки «Придумай конец сказки» (слышится плач лисы). Ведущий: Кто это плачет? Посмотрите, лиса никуда не убежала. Она сидит под кустиком. Почему она плачет? Вам ее жалко? (Ответы.) Да, она осталась без избушки. Давайте лисе придумаем конец сказки по - новому. 4 часть. Игровое упражнение «Какой? Какая?». Волк – (какой?) Я волк – серый, голодный, сильный, огромный, дикий, страшный, настоящий, хищный, быстрый, умный. Лиса (какая?) Я лиса – рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, пушистая, … Медведь (какой?) Я медведь – большой, бурый, косолапый, неуклюжий, белый, сильный, страшный. Заяц (какой?) Я заяц – мягкий, трусливый, белый, серый, быстрый, маленький, пушистый, шустрый. | Дети отвечают на вопросы, взаимодействуют с педагогом и между собой. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают.. Принимают активное участие в драматизации. Принимают активное участие в дидактической игре | |
2 | Динамическая пауза «Зайцы утром рано встали» | Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.) Вот лиса идёт по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте.) Вот голодная лиса (Ходьба на месте.) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.) Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.) Садится, отдыхает. (Дети садятся) | Обеспечить детей двигательной активностью |
5 часть. Составление синквейна по игрушке – заяц. Ведущий: Заяц герой многих русских народных сказок. А знаете ли вы, что зайца зря называют трусливым. Если он попадает в лапы хищника, то он так сильно может отталкиваться лапами, что может поранить своего врага. Стихотворений много о нем написано. Мы с вами сейчас сочиним свое стихотворение о зайце. -Наше нерифмованное стихотворение будет состоять из нескольких строчек. - На первой строке я выкладываю один треугольник. Он обозначает слово - предмет. Кто это? (заяц) - На следующей строчке выкладываем два треугольника. Мы подбираем слова – признаки, которые отвечают на вопрос: Какой заяц? - Далее строка состоит из трех треугольников. Подбираем слова - действия. Что заяц делает? - Следующая строчка, длинная полоска – это предложение. Предложение состоит из нескольких слов. Я предлагаю вам правильно составить предложение из слов: морковка, заяц, питается, капуста. Заяц питается морковью и капустой. - И последняя строчка – это одно слово. Оно будет также обозначаться так же треугольником. Назовите, к какой группе предметов это слово относится? (слово - ассоциация). - А сейчас заяц, послушай, какое у нас получилось стихотворение. Ведущий: Зайчик дети дарят тебе это стихотворение. 6 часть. Пересказ сказки от первого лица «Лисичка - сестричка и серый волк». Ведущий: Излюбленным героем русских сказок, сделалась лиса: Лиса Патрикеевна, Лисица - красавица, лисица - масляна губица, лиса - кумушка, Лисафья. Ведущий: Здравствуй лисонька – лиса, Расскажи - ка, нам лиса, Как твои дела? Лиса: Зима холодное и голодное время года для зверей леса. Но я не боюсь зимы. Сейчас я расскажу, как я зимой старика и волка обманула. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» от первого лица. 7 часть. Составление описательного рассказа по игрушке «Медведь». Ведущий: Отгадайте загадку: Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч, а кличку - Косолапый? Медведь... (После того, как его назовут, на экране появляется изображение медведя). Ведущий: - Правильно, ребята, это герой сказок, медведь. В каких сказках живет медведь? На слайдах последовательно появляются медведи из разных сказок, подчеркивающие характер, эмоциональное состояние медведя. Издавна хозяином леса считается медведь. Я знаю, что вы любознательные, любите узнавать что-то новое. Хотите узнать что-то интересное про медведя? Давайте подойдем поближе. Посмотрите, здесь чьи-то следы! Страшно? Давайте в бинокль посмотрим и расскажем другим, кто же там спрятался. Описание игрушки медведь. 8 часть. Сказка по – новому «Колобок». Интерактивная технология «Большой круг» Ведущий: Вспомните, как колобок появился в сказке? Но у бабушки случилась беда, у неё сломалась скалка. Чем бабушке раскатать тесто? Ну-ка дружно веселей Становитесь в круг скорей. (Каждый ребёнок в «Большом круге» высказывает своё мнение, затем передаёт право высказать свою мысль другому ребёнку, взяв его за руку.) Примеры ответов: Купить новую, раскатать бутылкой, раскатать трубой, раскатать поленом, взять у соседей, попросить сделать деда новую скалку… воспитатель: Дети мы все привыкли к тому, что Колобок – добрый, лиса – хитрая, волк – злой. Давайте с вами придумаем сказку по – новому, про колобка. Ведущий: Ой, ты сказка, моя сказочка Из-за тёмных лесов, Из-за синих морей приходи. Солнце светом озари. В нашу сказку ты войди. Ты яблочко волшебное катись, Наша сказка расскажись. Как можно, спасти колобка? (дети предлагают варианты). Дети передают «колобка» по кругу, от одного к другому. Каждый придумывает, каким у него стал колобок, чтобы его не съели: колючим, резиновым, чёрствым, плохо пахнущим и т.п. | Дети владеют умением составлять синквейн Дети пересказывают литературное произведение близко к тексту, передавая авторские выразительные средства. Последовательно и полно дают описание игрушки Придумывают сказку | ||
3 | Итогово – рефлексивный. Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей. Обобщить совместную деятельность детей по достижению целей. | Ведущий: Понравилась вам путешествие? Что понравилось? Что вы узнали нового? Что вам было трудно? Сказка в гости приходила, Многому нас научила. Будем сказки мы встречать, С интересом их читать. Будем с ними мы дружить, Этой дружбой дорожить! (Звучит музыка) | Отвечают на вопросы воспитателя, размышляют. Подводят итоги совместной деятельности. |