«Путешествие по сказкам»

0
0
Материал опубликован 6 June

Конспект организованной образовательной деятельности

Подготовительная  группа

«Путешествие по сказкам»

Образовательная область «Речевое развитие»


Тема: «Путешествие по сказкам»

Форма проведения: организованная образовательная деятельность


Цель: формирование у детей связной речи.

Образовательные области:

«Речевое развитие» - формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам. Учить краткому пересказу. При помощи наводящих вопросов  учить  выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создавать  свои устные нерифмованные стихотворения. Учить пересказывать русские народные  сказки.  Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки по мнемотаблице. Совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о игрушках, используя опорные схемы – модели. Развивать речевые возможности детей, побуждать к активному освоению авторских средств изображения. Совершенствовать связную  диалогическую речь,  упражнять в подборе определений, действий.  Воспитывать интерес к театральной деятельности.

«Художественно – эстетическое развитие» -  воспитывать любовь к русским народным сказкам. 

«Познавательное развитие» - развивать познавательное и эмоциональное воображение.

 «Физическое развитие» - совершенствовать двигательную активность. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма    взаимодействия: совместная    с     взрослым, совместная   со сверстниками.

Группа: подгрупповое занятие

Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.

Методы и приемы:

- сосредоточения и привлечения внимания;

- активизации речи и познавательной активности;

- словесный, игровой, наглядный;

- создание проблемной ситуации.

Словарная работа: скалка, раскатать, прорубь, питается, лисонька – лиса.  

Предварительная работа с детьми: словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?»). Чтение сказки «Лисичка со скалочкой».

Оборудование занятия: костюмы зверей (лиса, заяц, медведь, волк); схема синквейна; шапочки животных (лиса, заяц, медведь, волк); скалка; картинка колобка; 3 елочки разного размера. Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация слайдовая. 

Предполагаемый результат:

- дети научатся создавать нерифмованные стихотворения;

- дети научатся составлять описательные рассказы о игрушках;

- дети достаточно хорошо научатся пересказывать небольшие сказки по мнемотаблицам.

Используемые источники:

- Алябьева, Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2013. - 128 c.

- Васькова, О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 222 c.


Технологическая карта мероприятия



Этап

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1

Организационно – мотивационный




1.Часть. Организационный момент. Звучит музыка песни «В гостях у сказки», дети заходят в группу.

Ведущий: По дороге сюда мне вручили письмо. На конверте написано «Помогите!»  Я бы с удовольствием помогла, да только не знаю, кому нужна помощь. Может, вы мне поможете, ребята? 

Игра «Помогите!»

v «Помогите! Меня лиса выгнала из домика!»

v «Помогите! Мой хвост остался в проруби!!»

v «Помогите! У нас лисичка украла уточку!»

v «Помогите! Мы не можем поделить сыр!».

Привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности.



Основной 


Актуализация знаний

2.Часть. Вступление. Драматизация отрывка сказки «Заюшкина избушка»

Ведущий: Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь.

Ребята, можно смело отправляться в путешествие.  Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.  Вот мы и прибыли в первую сказку. Давайте послушаем героев этой сказки и попробуем ее отгадать:

«Снежный терем у лисицы

Убежал весной водицей,

К зайке попросилась в дом

Да и выгнала потом» (сказка «Заюшкина избушка»)

Ведущий: Кто догадался, какая это сказка? («Заюшкина избушка»). О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? 

(Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - сказка о животных.) Главные герои сказки – лиса и заяц. Это сказка о том, как лиса обманула зайца, поселилась в его избушке, а зайчика выгнала. Зайцу пытались помочь животные: собаки, медведь, волк, но не смогли. Самым храбрым оказался Петушок, он помог выгнать лису. 

Ведущий: Кто запомнил разговор зайчика с петушком и может повторить его? Дети разыгрывают драматизацию диалога Зайца, Петуха и Лисы.

3 часть. Придумывание конца сказки «Придумай конец сказки» (слышится плач лисы).

Ведущий: Кто это плачет?  Посмотрите, лиса никуда не убежала. Она сидит под кустиком. Почему она плачет? Вам ее жалко? (Ответы.) Да, она осталась без избушки. Давайте лисе придумаем конец сказки по - новому. 

4 часть. Игровое упражнение «Какой? Какая?». 

Волк – (какой?) Я волк – серый, голодный, сильный, огромный, дикий, страшный, настоящий, хищный, быстрый, умный.

Лиса (какая?) Я лиса – рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, пушистая, …

Медведь (какой?) Я медведь – большой, бурый, косолапый, неуклюжий, белый, сильный, страшный.

Заяц (какой?) Я заяц – мягкий, трусливый, белый, серый, быстрый, маленький, пушистый, шустрый.

Дети отвечают на вопросы, взаимодействуют с педагогом и между собой. Высказывают свои предположения.

















Отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают.. 











Принимают активное участие в драматизации.















Принимают активное участие в дидактической игре

2

Динамическая пауза «Зайцы утром рано встали»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте.)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Дети садятся)

Обеспечить детей двигательной активностью



5 часть. Составление синквейна по игрушке – заяц.

Ведущий: Заяц герой многих русских народных сказок. А знаете ли вы, что зайца зря называют трусливым. Если он попадает в лапы хищника, то он так сильно может отталкиваться лапами, что может поранить своего врага.  Стихотворений много о нем написано. Мы с вами сейчас сочиним свое стихотворение о зайце.

-Наше нерифмованное стихотворение будет состоять из нескольких строчек.

- На первой строке я выкладываю один треугольник. Он обозначает слово - предмет.   Кто это? (заяц)

- На следующей строчке выкладываем два треугольника. Мы подбираем слова – признаки, которые отвечают на вопрос: Какой заяц? 

- Далее строка состоит из трех треугольников. Подбираем слова - действия. Что заяц делает? 

- Следующая строчка, длинная полоска – это предложение. Предложение состоит из нескольких слов. Я предлагаю вам правильно составить предложение из слов: морковка, заяц, питается, капуста. Заяц питается морковью и капустой.

- И последняя строчка – это одно слово.  Оно будет также обозначаться так же треугольником. Назовите, к какой группе предметов это слово относится?  (слово - ассоциация).

- А сейчас заяц, послушай, какое у нас получилось стихотворение.

Ведущий: Зайчик дети дарят тебе это стихотворение.

6 часть. Пересказ сказки от первого лица «Лисичка - сестричка и серый волк».

Ведущий: Излюбленным героем русских сказок, сделалась лиса: Лиса Патрикеевна, Лисица - красавица, лисица - масляна губица, лиса - кумушка, Лисафья.

Ведущий: Здравствуй лисонька – лиса, 

Расскажи - ка, нам лиса,  

Как твои дела? 

Лиса: Зима холодное и голодное время года для зверей леса. Но я не боюсь зимы. Сейчас я расскажу, как я зимой старика и волка обманула. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» от первого лица.

7 часть. Составление описательного рассказа по игрушке «Медведь». 

Ведущий: Отгадайте загадку: Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч, а кличку - Косолапый?  Медведь...

 (После того, как его назовут, на экране появляется изображение медведя).

Ведущий: - Правильно, ребята, это герой сказок, медведь. В каких сказках живет медведь?  На слайдах последовательно появляются медведи из разных сказок, подчеркивающие характер, эмоциональное состояние медведя. Издавна хозяином леса считается медведь.  Я знаю, что вы любознательные, любите узнавать что-то новое. Хотите узнать что-то интересное про медведя? Давайте подойдем поближе. Посмотрите, здесь чьи-то следы! Страшно? Давайте в бинокль посмотрим и расскажем другим, кто же там спрятался.

Описание игрушки медведь.

8 часть. Сказка по – новому «Колобок». Интерактивная технология «Большой круг»

Ведущий: Вспомните, как колобок появился в сказке? Но у бабушки случилась беда, у неё сломалась скалка. Чем бабушке раскатать тесто?

Ну-ка дружно веселей

Становитесь в круг скорей.

(Каждый ребёнок в «Большом круге» высказывает своё мнение, затем передаёт право высказать свою мысль другому ребёнку, взяв его за руку.)

Примеры ответов: Купить новую, раскатать бутылкой, раскатать трубой, раскатать поленом, взять у соседей, попросить сделать деда новую скалку… воспитатель: Дети мы все привыкли к тому, что Колобок – добрый, лиса – хитрая, волк – злой. Давайте с вами придумаем сказку по – новому, про колобка.

Ведущий: Ой, ты сказка, моя сказочка

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей приходи. 

Солнце светом озари.

В нашу сказку ты войди.

Ты яблочко волшебное катись,

Наша сказка расскажись.

 Как можно, спасти колобка? (дети предлагают варианты). 

Дети передают «колобка» по кругу, от одного к другому. Каждый придумывает, каким у него стал колобок, чтобы его не съели: колючим, резиновым, чёрствым, плохо пахнущим и т.п. 


Дети владеют умением составлять синквейн









































Дети пересказывают литературное произведение близко к тексту, передавая авторские выразительные средства.




























Последовательно и полно дают описание игрушки



































Придумывают сказку

3

Итогово – рефлексивный.

Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей. Обобщить совместную деятельность детей по достижению целей.

Ведущий: Понравилась вам путешествие? Что понравилось?  Что вы узнали нового? Что вам было трудно? 

Сказка в гости приходила,

Многому нас научила.

Будем сказки мы встречать,

С интересом их читать.

Будем с ними мы дружить,

Этой дружбой дорожить!  (Звучит музыка)  

Отвечают на вопросы воспитателя, размышляют. Подводят итоги совместной деятельности.


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.