Пути совершенствования техники чтения

2
0
Материал опубликован 31 March 2016 в группе

Пути совершенствования техники чтения


 

«Лучшая методика та,

которой вы владеете».

Л.Н. Толстой.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно.

Видные мыслители, учёные, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека. Известный библиофил и психолог Н.И.Рубакин, автор многих работ о книге говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», и суть дела заключается в том, «что вы придумаете, читая её». Поэтому так важно с детских лет прививать ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни, но и вооружить ребёнка умением читать.

Жизнь показывает, что ребёнок, который не умеет читать(или имеет низкий темп чтения),испытывает большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему неинтересно на уроках, он не усидчив, чтение книг при низкой технике чтения – это для ребёнка не столько удовольствие, сколько мука.

Как же помочь ученику добиться оптимальной скорости чтения? Какие резервы обучения можно здесь использовать?

Работая над развитием оптимальной скорости чтения, хороших результатов можно добиться, лишь внедряя систематические упражнения и проблемно-поисковый стиль мышления. Важно творчески использовать различные приёмы, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Урок чтения я начинаю с развития подвижности речевого аппарата (желательно, чтобы у каждого ребёнка было зеркальце).

І. Развитие подвижности речевого аппарата.

Упражнения для губ и языка.

1.Поздоровайтесь с собой в зеркале:

«Доброе утро, Маша!

Сегодня тебе должно очень повезти. Отличного тебе настроения!»

2. «Хоботок» - улыбка(10 раз).

3. «Хоботок»- вправо, влево.

4. «Хоботок» - вверх, вниз.

5.Кончиком языка упереться в щёку и растянуть её.

6.Кончиком языка упереться в верхнюю губу, а затем в нижнюю.

7.Сжать губы, а язык попытаться высунуть «лодочкой».

8.Вдох. Выдох – резко читаем слоги:

пу по па пэ пи пы

бу бо ба бэ би бы

9.Читаем слова, трудные для произношения:

электрофикация, портфель, иллюминация…

10.Скороговорка:

От топота копыт пыль по полю летит.

Примечание. Задания 8 и 9 произносить, артикулируя каждую букву

( сначала очень медленно, по слогам, затем обычно, быстро, очень быстро и в обратном порядке).

ІІ. Ежеурочные пятиминутки чтения.

Провожу ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения с целевой установкой, связанной с изучаемой темой по русскому языку.

Например: «В процессе чтения постарайтесь запомнить слово с орфограммой ЖИ-ШИ».

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, он забывает первое слово, не может связать все слова воедино. Чтобы этого не было, необходимо развивать оперативную память.

ІІІ. Развитие оперативной памяти.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т.Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность предложений такова: если первое предложение имеет всего 8 букв, то последнее предложение 18-го набора – 46. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы.

Методика проведения зрительных диктантов.

1. (До урока.) Пишу набор предложений маркером на двух досках (печатными буквами).

Закрываю ватманом.

2. (Во время урока.) Открываю одно предложение на определённое время (от 4 до 7 сек.), за которое дети читают его про себя. Стираю предложение, а дети записывают его в тетрадь.

И так с каждым предложением.

Примечание. Если ребёнок не успевает заполнить предложение, то необходимо на следующий день повторить работу с данным набором. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать без проблем. На каждый набор уходит по 3 дня. Зрительные диктанты должны писаться каждый день.

ІV. Развитие поля чтения зрительного восприятия слов.

«Фотоглаз».

Этот приём использую с периода обучения грамоты, постоянно усложняя его:

за короткое время ученик должен воспринять букву, слово, несколько слов, предложение;

за отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов, а затем выделить «нужное» слово (чтение пирамидами),при этом названное слово в данном наборе может и отсутствовать.

Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты интересные. Учащиеся, медленно читающие слова в тексте, быстро их «фотографируют» и произносят. Этот приём совершенствует устойчивость внимания, оперативную память, развивает поле чтения зрительного восприятия слов.

Скочкообразное чтение «Кенгуру».

Под счёт 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Такое упражнение используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счёт 1, 2,фиксируя взгляд на начале и конце строки.

«Считаем слова».

При чтениии текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2-ом – не более 4-х, в 3- 4-м – не более 5-ти.

Цель этого упражнения – загрузить слуховой аппарат учащихся посторонней работой – счётом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т.е, приучаются читать только глазами.

«Считаем строчки».

Это упражнение аналогично первому, но отличается следующими моментами: вертикальное движение глаз по странице; просматривание каждой строки 1 сек.

Данное упражнение расширяет зону восприятия при чтениии путём формирования навыка одномоментного восприятия строчек текста, т.е. без движения взгляда вдоль строки слева направо.

Вертикально – слаломное чтение «Слалом».

В течение 20 сек., перемещая взгляд вертикально, пытаемся найти существенную информацию.

V. Развитие смысловой догадки (антиципации).

1.Антиципация частей поговорок.

Сделал дело…

Тише едешь…

Дал слово…

Лучше поздно…

Мал золотник…

Семь раз отмерь…

2.Антиципация частей диалога.

-Ты уже читал эту книгу?

(Нет, не читал.)

-Я тебе её дам прочитать.

(Спасибо. Но я её тебе не скоро верну.)

_ Ты что, медленно читаешь?

(Да. И читать некогда.)

3.Тренировочное средство «Решётка».

ДТС «Решётка» представляет собой комплект четырёхугольников, вырезанных из плотной бумаги размером 16Χ10 см. В каждом четырёхугольнике вырезаны окошки размером 6Χ10 см. Решётки различаются шириной перегородки. Так, в одной решётке все перегородки между окошками равняются 4 мм. В другой – ширина перегородки 5 мм и 6мм.

Решётка накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста(буквы, буквосочетания, слова).

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решётку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.

Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 мин. непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут.

4. «Угадай» - чтение текста с закрытыми окончаниями в словах.

Медок и холодок.

Алёнка вылез из луж и сказа:

-А вода до чего тёпл!

И побеж по ули, по всем лужи и калужинк …

VІ. Развитие скорости чтения.

Из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко использую три типа упражнения:

-многократное чтение;

-чтение в темпе скороговорки;

- выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Проводится это практически таким образом.

После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает слово, до которого он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста за 1 минуту. Ученик снова отмечает слово, на котором он остановился. Естественно, что во второй раз ребёнок прочитает на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тотже отрывок.

Чтение в темпе скороговорки должно длиться не более 30 сек. Затем учитель начинает третье упражнение.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Учитель даёт задание детям прочитать текст( который читали в темпе скороговорки), но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно.

Дети прочитывают знакомую часть текста до конца и переходят на незнакомую. Вот здесь и начинается чудо: ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе.

«Буксир»

Я читаю вслух текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь успевать за мной. Проверку осуществляю путём внезапной остановки на каком-либо слове. Дети показывают это слово.

«Инструкция»

Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске (карточке).Ученики выполняют всё молча.

1.Прочитай загадку:

«Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу».

2. Напиши отгадку в тетрадь.

«Кто быстрее?»

На столах несколько статей. Требуется найти в статьях нужное предложение. По команде «Начали!» ученик берёт статью и «скользит» по тексту в поисках данного предложения.

Вопросы по содержанию текста не задаются.

Чтение «Спринт».

На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы.

«Губы».

К плотно сжатым губам по команде «Губы», дети прикладывают палец левой руки и начинают читать про себя. Этим движением подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подаётся всё реже и ,наконец, отменяется совсем.

«Финиш».

Называю текст по учебнику (или раздаю карточки) для чтения про себя, указав слово( или группу слов), до которого необходимо читать. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Проверяю прочитанное, задав несколько вопросов по тексту.

Включаю различные виды чтения:

-первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником;

-первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися;

-первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми про себя;

-самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием;

-(для слабочитающих) чтение с чётким проговариванием слогов, шепотное чтение, чтение для себя;

-выделяю посильные для индивидуального чтения части текста;

-хоровое, групповое, выборочное и комментированное чтение

- скандирующее чтение(отстукивание темпа) для регуляции темпа чтения и др.

VІІ. Стимулирование учащихся.

На каждом уроке необходимо применять приём стимулирования учащихся:

-самозамер скорости чтения, привитие интереса к чтению – залог высокой техники чтения,

следовательно, и интереса к учению в целом.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению».

2.Федоренко И.Т. «Подготовка учащихся к усвоению знаний».

3.Оморокова М.И. «Совершенствование чтения младших школьников».

4.Антонова Л.Г. «Развитие речи. Уроки риторики».

5. Бессчастная Е.И. «Как я работаю над техникой чтения своих учеников».

6. Лезер Ф. «Рациональное чтение: более быстрое и рациональное».

7. Лагутина Т.В. «От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.