Рабочая программа внеурочной деятельности «Кружок "Здоровый ребенок — успешный ребенок"» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № »
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы __________
Приказ № _________
от «____»______________ 201 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Кружок Здоровый ребенок – успешный ребенок
Ступень обучения (класс) начальное общее образование
2- класс
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель
Программа разработана в соответствии с комплексной программой физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича.
201 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа кружка «Здоровый ребенок – успешный ребенок» построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, примерными программами внеурочной деятельности (Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.), планируемыми результатами начального общего образования, и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления развития личности учащихся и составлена в соответствии с комплексной программой физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.
Рабочая программа имеет спортивно–оздоровительную направленность, адресована учащимся 2 класса и рассчитана на 1 год обучения в начальной школе. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциям. Реализует цели и задачи ООП НОО МБОУ СШ № на 201 -201 учебный год.
Проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Концепция спортивно- оздоровительного направления – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях доверено воспитание новых поколений россиян. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы и полноценным гражданином Российской Федерации.
Цель программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- Обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
2. Профилактика вредных привычек.
3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Данная программа ориентирована на теоретические и практические требования к построению спортивно-оздоровительного курса для детей начальной школы от 7 до 10лет.
Программа курса включает в себя 67 занятий (1 час в неделю) и рассчитана на 2 года обучения. Количество часов на год во 2 классе по программе – 34, количество часов в неделю – 1, что соответствует учебному плану МБОУ СШ № на 201 -201 учебный год.
Реализация программы предполагает формирование представлений о здоровом образе жизни в процессе проведения игр, бесед, экскурсий, школьных конференций, дней здоровья, спортивных мероприятий, участия в творческой деятельности, такой как, конкурсов рисунков, плакатов, выпуска газет, листовок, просмотр видеофильмов.
Требования к планируемым результатам изучения программы
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
Первый уровень результатов - приобретения учениками знаний о здоровом питании, полезных продуктах; вредных привычках; об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки; причинах травматизма и правилах его предупреждения;
Второй уровень результатов - приобретение понимания о способах и особенностях движения и передвижения человека; о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
Третий уровень результатов - приобретение опыта в составлении и правильном выполнении комплекса физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки; в организации и проведении подвижных игр; уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, последовательность действий на занятии;
- работать по предложенному учителем плану;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- использовать технологию проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- оценивать собственный результат и адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективыв действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
- делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно выявлять правила общения и поведения в школе, дома и в обществе, и следовать им;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осознавать необходимость заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
Тематическое планирование
№ п/п |
Названия разделов и тем |
Общее количество часов |
Часы аудиторных занятий |
Часы внеауди-торных активных занятий |
1. |
Раздел 1. Введение: «Вот мы и в школе» |
4 часа |
4 часа |
|
2. |
Раздел 2. Питание и здоровье |
5 часов |
3 часа |
2 часа |
3. |
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках |
7 часов |
5 часов |
2 часа |
4. |
Раздел 4. Я в школе и дома |
6 часов |
3 часа |
3 часа |
5. |
Раздел 5.Чтоб забыть про докторов |
4 часа |
2 часа |
2 часа |
6. |
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение |
4 часа |
2часа |
2 часа |
7. |
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» |
4 часа |
2 часа |
2 часа |
Итого |
34 |
21 |
13 |
Содержание программы
2 класс
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
-значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
№ темы |
Тема занятия |
Дата- план |
Дата-факт |
Раздел 1.Введение: «Вот мы и в школе» (4ч.) |
||||
1. |
1. |
Что мы знаем о ЗОЖ |
||
2. |
2. |
По стране «Здоровейка» |
||
3. |
3. |
В гостях у Мойдодыра |
||
4. |
4. |
Я хозяин своего здоровья |
||
Раздел 2. Питание и здоровье. (5ч.) |
||||
5. |
1. |
Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. |
||
6. |
2. |
Культура питания. Этикет. |
||
7. |
3. |
«Я выбираю кашу» |
||
8. |
4. |
«Что даёт нам море» |
||
9. |
5. |
Светофор здорового питания (викторина) |
||
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках. (7ч.) |
||||
10 |
1 |
Сон и его значение для здоровья человека |
||
11 |
2 |
Закаливание в домашних условия |
||
12 |
3 |
День здоровья «Будьте здоровы» |
||
13. |
4 |
Иммунитет |
||
14. |
5 |
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. |
||
15. |
6 |
Спорт в жизни ребёнка |
||
16. |
7 |
Слагаемые здоровья |
||
Раздел 4. Я в школе и дома. (6ч.) |
||||
17. |
1 |
Я и мои одноклассники |
||
18. |
2 |
Почему устают глаза |
||
19. |
3 |
Гигиена позвоночника. Сколиоз |
||
20. |
4 |
Шалости и травмы |
||
21. |
5 |
«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление |
||
22. |
6 |
Умники и умницы |
||
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов. (4ч.) |
||||
23. |
1 |
С. Преображенский «Огородники» |
||
24. |
2 |
Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков) |
||
25. |
3 |
День здоровья «Самый здоровый класс» |
||
26. |
4 |
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности |
||
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение. (4ч.) |
||||
27. |
1 |
Мир эмоций и чувств |
||
28. |
2 |
Вредные привычки |
||
29 |
3 |
«Веснянка» |
||
30 |
4 |
В мире интересного. Научно –практическая конференция |
||
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей». (4ч.) |
||||
31. |
1 |
Я и опасность. |
||
32. |
2 |
Чем и как можно отравиться. «Красивые грибы» |
||
33. |
3 |
Первая помощь при отравлении |
||
34 |
4 |
Наши успехи и достижения. Диагностика |
Учебно - методическое обеспечение программы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М: Просвещение, 2009. 41с
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М: Просвещение, 2010, 204 56 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начального общего образования [Текст] / М: Просвещение, 2009, 50 с.
Список литературы
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Зам.директора по ВВР
протокол № 1 от « » августа 201 год _______________________
руководитель ШМО ____________________ « » августа 201 год