Программа кружка внеурочной деятельности «Мастерская Самоделкина» (2 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2.
Утверждена
Приказ по школе
от 1 сентября 2013 г.
Директор школы: Зрулина С.
Кружок
«Мастерская Самоделкина» 2 класс
Составил: Лещёва С.Н.
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. В третьем и четвертом классах на изучение курса «Технология» отводится 2 часа в неделю. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 1 часа в неделю.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели кружковой работы
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Содержание программы
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Программа рассчитана на детей второго года обучения.
2 год (34 часа)
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
К концу 2 года обучения учащиеся узнают:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов;
применение акварели, цветных карандашей, гуаши.
К концу 2 года обучения учащиеся научатся:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
выполнять работу, используя художественные материалы;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
Тематическое планирование содержания программы по темам и объему.
2 год обучения.
№ |
Тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
УУД |
1 |
Вводная беседа |
1 |
1 |
- |
|
2 |
Работа с природным материалом |
4 |
1 |
3 |
Личностные УУД формирование внутренней позиции школьника самооценка смыслообразование Познавательные УУД анализ объектов установление причинно-следственных связей синтез как составление частей из целого доказательство построение логической цепи рассуждений умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные УУД Волевая саморегуляция рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий выделение познавательной цели выбор наиболее эффективного способа решения целеполагание оценка коррекция Коммуникативные УУД понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; учет разных мнений и умение обосновать собственное умение договариваться, находить общее решение, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
|
3 |
Работа с бумагой и картоном.
|
6 |
1 |
5 |
|
4 |
Работа с тканью |
10 |
2 |
8 |
|
5 |
Работа с бросовым материалом |
5 |
1 |
4 |
|
5 |
Работа с пластилином |
2 |
1 |
1 |
|
7 |
Конструирование |
5 |
1 |
4 |
|
8 |
Подведение итогов |
1 |
1 |
- |
|
|
Итого |
34 |
9 |
25 |
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
Дата п ф |
1 |
Вводная Беседа « П.т.б. на занятиях кружка». |
1 |
1 |
- |
. |
2 |
Работа с природным материалом 1) Экскурсия в лес. Беседа о растительном мире и лесных дарах Ярославской области. Сбор материалов для работы. 2) Флористика. Изготовление композиций из засушенных листьев. Аппликации “Осенний л Изготовление животных из шишек. 3) Изготовление животных из шишек и желудей. И.т.б. при работе с шилом. 4) Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). Работа в парах. |
4 |
1 1 |
3 - 1 1 1 |
|
3 |
Работа с бумагой и картоном. 1) Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика». Мозаика «Летний пейзаж» 2) Продолжение работы над мозаикой «Летний пейзаж» 3) Осень. Экскурсия в парк. Приметы осени. Изделие «веточка с осенними листочками». 4) Оригами. Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Животные. 5) Панно из оригами «Аквариум». Коллективный проект. 6) Аппликация «Моя любимая сказка». |
6 |
1 1 |
5 1 1 - 1 1 1 |
|
4 |
Работа с тканью. 1) Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. («козлик», «узелок»). П.т.б.
2) Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций). Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. («простой соединительный шов»,) 3) Знакомство с соединительными швами («соединительный шов на основе петельного шва», «соединительный шов на основе шва «козлик»») 4) Мягкая игрушка «Смешарики». Составление плана работы. 5) Смешарики. Изготовление выкроек. 6) Смешарики. Раскрой ткани. Сшивание деталей. 7 Смешарики Сшивание деталей. 8) Смешарики Набивка деталей ватой. 9) Смешарики Заключительная работа. Выставка игрушек. 10) Лоскутная аппликация «Сказочный город». Коллективная работа. |
10 |
2 1 1 |
8 - 1 1 - 1 1 1 1 1 1 |
|
5 |
Работа с пластилином 1) Знакомство с профессией скульптора. Лепка животных по образцу. 2)Пластилиновая аппликация «Зимний лес» (по образцу). Работа стекой. П.т.б. |
2 |
1 1 |
1 - 1 |
|
6 |
Работа с бросовым материалом. 1) Игрушки из коробков. Собачка. П.т.б. 2) Продолжение работы по изготовлению игрушки «Собачка». 3) Изготовление вазочки путем наматывания и приклеивания нитей на пластмассовую основу. 4) Продолжение работы над изготовлением вазочки. 5) Украшение изделия «Вазочка». Выставка работ.
|
5 |
1 1 |
4 1 1 - 1 1 |
|
7 |
Конструирование 1) Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. П.т.б. 2) Машины. Профессия: крановщик. Сборка модели крана из деталей конструктора. 3) Продолжение работы по сборке модели крана из деталей конструктора. 4) Завершение работы над изделием «кран». Испытание модели. 5) Конструирование и моделирование изделия из различных материалов по образцу «Вини-Пух» |
5 |
1 1 |
4 - 1 1 1 1 |
|
8 |
Итоговое занятие. Выставка детских работ. |
1 |
1 |
- |
|
|
Итого |
34 |
9 |
25 |
|
Список литературы.
· А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
· Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
· Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
· Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
· С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
· А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
· М.А.Гусакова “Аппликация”
· М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
· Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
· 10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
· 11.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”
· М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
· Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
· Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
· Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
· Н.М.Конышева “Умелые руки”
· Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
“Копилка игр сибирячка”
· С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
· Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
· О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
· М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
Ильина Оксана Геннадьевна
Лещёва Светлана Николаевна