12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
pilipenko.s.1972@mail.ru24
Россия, Хабаровский край, Хабаровск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка игры на гитаре «Серебряная струна» рассчитана на 2020-2021 учебный год, составлена на основании требований следующих нормативно – правовых документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

2.Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ;

3.Учебного плана МБОУ СОШ;

4.Положения о внеурочной деятельности на основе требований ФГОС ООО.


Программа «Авторская песня» разработана на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». Авторы: Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. — М.: Просвещение, 2010.


АКТУАЛЬНОСТЬ реализации программы определяется, с одной стороны, востребованностью и достаточным набором контингента, соответствием уставных задач школы, запросов учащихся и их родителей, с другой стороны, решением задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, созданием основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ, решением духовно- нравственных и эстетических задач, определенных в Федеральном Законе РФ «Об Образовании», Концепции художественного образования в РФ, федеральных и региональных программах.

В соответствии с ФЗ РФ «Об Образовании» содержание программы направлено на: создание условий для развития личности ребенка, ее мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте
с духовно- нравственными и эстетическими идеалами, формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами музыкальной выразительности, воспитание у подрастающего поколения интереса
к культуре и искусству.

Педагогическая целесообразность образовательной программы «Серебряная струна» имеет развивающий характер обучения, воспитания и реализации личности в творческой деятельности.

ЦЕЛЬ  программы заключается в общем развитии учащихся; ознакомлении и получении навыков исполнения
на гитаре произведений различных стилей, жанров и форм музыкального искусства, развитие творческих способностей детей средствами и возможностями музыкального искусства.

Отличительной особенностью данной программе является её простота и доступность для понимания детей разного возраста. Данная программа является вариативной, при возникновении необходимости возможна корректировка содержания. Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих ЗАДАЧ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.


Образовательные задачи программы:

Познакомить со строением и происхождением шестиструнной гитары.

Овладеть основными приемами игры на гитаре, уметь ставить аккорды.

Развивать у ребят умение петь под свой аккомпанемент.

Познакомить детей с основными видами боя и перебора, с нотной грамотой и ее использованием на грифе.

Учить детей подбирать по слуху понравившиеся песни.

Получить базовые знания по музыкальной теории.

Освоить исполнительскую технику и навыки игры в ансамбле.

Совершенствоваться в практической музыкально-творческой деятельности.

Воспитательные задачи программы:

Сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к занятиям в кружке.

Прививать у детей любовь к своему музыкальному инструменту.

Воспитывать умение сохранять выдержку, такт по отношению к другим ребятам в кружке.

Через участие в концертах, мероприятиях, походах воспитывать любовь к прекрасному миру музыки.

Воспитывать у детей любовь к произведениям – «классикам» (бардов, классической музыки)

В реализации программы «Авторская песня» участвуют учащиеся 13-15 лет. Используются различные МЕТОДЫ работы, стимулирующие интерес, внимание и активность учащегося: объяснительно - иллюстративный (сочетание показа на инструменте со словесным объяснением); репродуктивный метод, проблемно - поисковый, метод творчества и сотворчества.

Методы, стимулирующие музыкально-творческую деятельность:

- подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий;

- введение музыкально-игровых ситуаций;

- создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательного и бережного отношения к творчеству детей;

- индивидуальный подход.

Данная программа рассчитана на два года обучения. Первый год – по 2 часа два раза в неделю, второй год – 2 часа один раз в неделю.

Планируемые результаты:

К концу первого года обучения участники кружка должны знать и уметь:

историю происхождения гитары

строение гитары

настройку гитары

правильную постановку аккордов

слова изучаемых песен

приемы игры на гитаре

правила игры на гитаре

извлечение 7 нот


Планируемые результаты:

К концу второго года обучения участники кружка должны знать и уметь:

настройку гитары

правильную постановку аккордов

слова изучаемых песен

приемы игры на гитаре

игра в ансамбле

подбор песен на слух

транспонирование песни в другую тональность


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при работе над песенным репертуаром;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

включаться в диалог, проявлять инициативу и активность;

работать в группе, учитывать мнения партнёров;

формулировать свои затруднения;

слушать собеседника;

формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- основным приемы игры на гитаре, ее настройку, эксплуатацию;

- основам музыкальной грамоты;

- жанрам гитарной песни.


Учебно-тематический план на первый год обучения.

Разделы

Кол-во часов

Количество часов по программе

Знакомство с инструментом и теорией

18

18

Организация игровых движений

18

18

Разучивание песенного репертуара

32

32

Общее кол-во часов

68

68


Содержание курса.

В течение года обучения учащиеся знакомятся с жанром авторской песни, узнают имена и некоторые песни классиков жанра (Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). За этот год дети должны овладеть навыками игры простейшего аккомпанемента на гитаре, пения под собственный аккомпанемент или под аккомпанемент педагога.

На данном этапе учащиеся начинают работу над правильным дыханием и развитием голоса (в основном, в декламационной манере). Основная певческая деятельность детей происходит на групповых занятиях, при разучивании и хоровом исполнении песен «классического» репертуара. Индивидуальные занятия сосредотачиваются на обучении игре аккомпанемента.


Тема 1.Вводное занятие.

Беседа о формах предстоящей работы: теория, практика.Правила безопасности, знакомство с кабинетом, расписание занятий. Цели и задачи обучения.


Тема 2. Знакомство с музыкальным инструментом – гитарой. Строение гитары. Посадка гитариста.

Экскурс в историю появления гитары. Разновидности гитары. Строение шестиструнной гитары. Физиологические основы правильной посадки гитариста (выпрямленный и расслабленный корпус, естественное расслабление положения рук, движение кистей и пальцев). Правила выбора гитары при покупке и доводка гитары до рабочего состояния. Классификация струн, их выбор, установка на гитару. Посадка гитариста. Основные положения, устройство инструмента, уход и обслуживание.Классификация гитар. Части и устройство гитары, предназначение элементов инструмента. Настройка гитары, посадка гитариста, постановка рук, положение корпуса. Что никогда не нужно делать при игре на гитаре. Равномерное движение долей, темп, ритм. Музыкальный звук как наименьший структурный элемент музыки. Нотный стан, добавочные линии, ноты, октавы, длительность нот. Нотная запись, краткие сведения из истории нотации, элементы нотного знака. Занятия на развитие внимания слуха, ритмики. Высота звука, громкость, тембр.


Тема 3. Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов.Понятие аппликатура. Обозначение пальцев правой и левой руки. Аппликатурные схемы и способ их употребления. Понятие аккорда, басового голоса. Обозначение аккорда и его строение. Начальные сведения об аккордах, знаки альтерации, расположение нот на грифе гитары. Исполнение простейших произведений, этюдов.


Тема 4. Техника игры правой и левой рукой.

Упражнения на развитие гибкости пальцев. Штрихи и техника извлечения звука правой рукой. Характерные ошибки при извлечении звука. Упражнения для правой и левой руки. Музыкальные упражнения для развития исполнительской техники при игре на шестиструнной гитаре. Приемы настройки гитары на слух. Особенности упражнений на беглость движений пальцев рук при игре на гитаре. Аккордовая техника левой руки. Упражнения на открытых и прижатых струнах.


Тема 5. Основные аккорды

Упражнения на игру последовательностей из аккордов Am, Dm, E, E7, C, G, G7, A7. Разучивание аккомпанемента.

Выбор песенного репертуара в этой тональности. Разучивание аккомпанемента к песням.

Упражнения на игру последовательностей из аккордов Em, H7, D, D7, G, Am, C. Разучивание аккомпанемента.

Выбор песенного репертуара в этой тональности. Разучивание аккомпанемента к песням.


Тема 6. Знакомство с творчеством музыкантов-бардов: Ю. Визбор, Б. Окуджавы, В. Высоцкого.

Жизнь и творчество. Особенности поэтики. Песенный репертуар музыкантов. Выбор песенного репертуара этих музыкантов-композиторов.


Тема 7. Игра приемом баррэ. Понятие «баррэ». Упражнения на освоение полного и неполного «баррэ» с участием аккордов F, Gm и др.


Тема 8.Подготовка к участию и проведению праздника в школе. Отбор репертуара для сольного и хорового исполнения.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

п/п

Тема занятия


Кол-во часов

Дата проведения

план

факт


1-2

Вводное занятие.

Беседа о формах предстоящей работы: теория, практика.Правила безопасности, знакомство с кабинетом, расписание занятий. Цели и задачи обучения

2

02.09

03.09


Знакомство с музыкальным инструментом – гитарой.

3-4




5-6




7-8





9-10


11-12



13-14



Возникновение и развитие струнных инструментов. Происхождение гитары. Демонстрация педагогом личного исполнительского мастерства игры на гитаре. Демонстрация обучающимися приемов игры на гитаре.


История возникновения и развития гитары. Разновидности гитары. Строение шестиструнной гитары. Физиологические основы правильной посадки гитариста (выпрямленный и расслабленный корпус, естественное расслабление положения рук, движение кистей и пальцев). Правила выбора гитары при покупке и доводка гитары до рабочего состояния. Классификация струн, их выбор, установка на гитару.


Основные положения, устройство инструмента, уход и обслуживание.Классификация гитар. Классификация гитар: электро-, семи-, шести - и двенадцати - струнные гитары. 

Части и устройство гитары, предназначение элементов инструмента. Настройка гитары, посадка гитариста, постановка рук, положение корпуса. Что никогда не нужно делать при игре на гитаре.


Равномерное движение долей, темп, ритм. Музыкальный звук как наименьший структурный элемент музыки. Нотный стан, добавочные линии, ноты, октавы, длительность нот.


Нотная запись, краткие сведения из истории нотации, элементы нотного знака. Занятия на развитие внимания слуха, ритмики. Высота звука, громкость, тембр.


Строение шестиструнной гитары. Физиологические основы правильной посадки гитариста (выпрямленный и расслабленный корпус, естественное расслабление положения рук, движение кистей и пальцев). Знакомство с ладами, регистрами.Строй и настройка шестиструнной гитары. Особ-ти правильной посадки гитариста при игре. Знакомство с правилами записи нот в нотных тетрадях.

2





2




2




2


2



2

09.09

10.09






16.09

17.10




23.09

24.10





30.09

01.10


07.10

08.10



14.10

15.10



Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов.

15-16



17-18

Понятие аппликатура. Обозначение пальцев правой и левой руки. Аппликатурные схемы и способ их употребления. Исполнение упражнения игры на струнах гитары.


Понятие аккорда, басового голоса. Обозначение аккорда и его строение. Начальные сведения об аккордах, знаки альтерации, расположение нот на грифе гитары. Знакомство с песней «На бронетраспортере», сл.: и муз. Юрия Панюшкина. Работа над техникой исполнения.

2



2

21.10

22.10



04.11

05.11



Техника игры правой и левой рукой.

19-20





21-22

Упражнения на развитие гибкости пальцев. Штрихи и техника извлечения звука правой рукой. Особенности упражнений на беглость движений пальцев рук при игре на гитаре. Аккордовая техника левой руки. Упражнения на открытых и прижатых струнах.

Работа над песней «На бронетраспортере». Разучивание 1-2 куплета.


Приемы настройки гитары на слух. Характерные ошибки при извлечении звука. Упражнения для правой и левой руки. Правильное интонирование. Работа над песней «На бронетраспортере. Разучивание 3-4 куплета.

2




2

11.11

12.11




18.11

19.11


Основные аккорды.

23-24



25-26



27-28

Упражнения на игру последовательностей из аккордов Am, Dm, E. Выбор песенного репертуара в этой тональности. Разучивание Е.Шил0,ин Прелюдия №1(ля минор).


Разбор песни «Бордовый закат», слова и музыка Н.А. Чубаровой.

Работа над пьесой Е.Шицина: Прелюдия №1(ля минор)



Упражнения на игру последовательностей из аккордов Am, Dm, E. Разучивание песни «Бордовый закат»: работа над боем, темпом, ритмом.

2



2



2

25.11

26.11



02.12

03.12


09.12

10.12


29-30

31-32



33-34

35-36


Упражнения на игру последовательностей из аккордов: Am, D, Dm, Em, G, C, E, E7, H7.

Выбор песенного репертуара в этой тональности. Разучивание песни «Зимняя сказка». Муз. Пинегин, сл.Усачев.



Работа над пьесами Е. Шилина: Прелюдия №2 (ми минор). Упражнения на игру последовательностей из аккордов: Am,Em,G,C, E, E7,H7. Работа над песней «Зимняя сказка».

4





4

16.12

17.12

23.12

24.12


13.01

14.01

20.01

21.01


Знакомство с творчеством музыкантов-бардов: Ю. Визбор, Б. Окуджавы, В. Высоцкого.

37-38


39-40

41-42

43-44




45-46

47-48

49-50

Жизнь и творчество. Особенности поэтики. Песенный репертуар музыкантов. Выбор песенного репертуара этих музыкантов-композиторов.


Разучивание пьесы «Цыганочка» (обр. Валерия Егорова).Упражнения на игру последовательностей из аккордов: Am, Dm, E, G, C, А7. Знакомство с песней «Изгиб гитары желтой», сл. и муз. О. Митяева.





Работа над пьесой «Цыганочка» (обр. Валерия Егорова).Упражнения на игру последовательностей из аккордов: Am, Dm, E, G, C, А7.Знакомство с песней Б. Окуджавы «Ваше благородие» (к/ф «Белое солнце пустыни»).Принципы мелодизации басового голоса.

Работа над песней Б. Окуджавы «Ваше благородие»

2



6






6

27.01

28.01


03.02

04.02

10.02

11.02

17.02

18.02


24.02

25.02

03.03

04.03

10.03

11.03


Игра приёмом «баррэ»

51-52



53-54


55-56

57-58

59-60

Понятие «баррэ». Упражнения на освоение полного и неполного «баррэ»

Упражнения на освоение полного и неполного баррэ с участием аккордов F, Hm, Gm и др.


Упражнения на игру последовательностей из аккордов: F,G, C. Знакомство с песней «Летет би», неизв. автора.


Разучивание пьесы П. Гордиенко «С неба звездочка упала». Работа над песней «Летет би», неизв. автора: аккомпонимент, ритм, темп.

2



2



6

17.03

18.03


31.03

01.04


07.04

08.04

14.04

15.04

21.04

22.04


61-62

63-64

65-66

67-68

Подготовка к участию и проведению праздника в школе.

Отбор репертуара для сольного и хорового исполнения.

Работа над выбранным песенным репертуаром, инсценировкой песен. Репетиция в актовом зале.



8

28.04

29.04

05.05

06.05

12.05

13.05

19.05

20.05









Учебно-тематический план на второй год обучения.


Тема

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

Итого

«Тубулаторная система, её особенности»

1.

Аккорды с баррэ. Аккомпанемент перебор (четверка, шестерка). Аккомпанемент перебор (восьмерка). Сочетание разных видов аккомпанемента. Разучивание пьес.

10

10

20

«Авторская и бардовская песня, прошлое и настоящее»

2.

Разбор и разучивание песен по выбору

12

12

24

«Современные авторы исполнители и творческие коллективы»

3.

Разбор и разучивание песен по выбору

12

12

24


ИТОГО:

34

34

68


Содержание программы второго года обучения

Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

«Табулаторная система, её особенности» - знакомство и изучение табулаторной системы и применение её в игре на гитаре. Изучение аккордов, приемов аккомпанемента. Изучение приемов баррэ  для расширения репертуара, а также композиторские возможности – и таким образом играть и сочинять более разнообразную музыку: малое баррэ, большое баррэ. Виды боев на гитаре. Разучивание базовых способов игры. Их комбинирование в своих произведениях .

«Современные авторы исполнители и творческие коллективы» - показ презентаций, знакомство с представителями современной авторской и бардовской песни, и творческими коллективами, разучивание и исполнение песен.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


2 год обучения

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения


план

факт

«Табулаторная система, её особенности»

1-2



3-4

5-6






7-8

9-10



11-12






13-14

15-16

Презентация «Музыкальный инструмент: гитара»

Нотная грамота. Виды баррэ: малое баррэ, большое баррэ.


Аккомпанемент перебор (четверка, шестерка)

Основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно. Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. словные обозначения в гитарном бое:↓ — удар сверху вниз всеми пальцами.↑ — удар снизу вверх всеми пальцами.

P — удар большим пальцем. Выбор песни перебором четверка, шестерка.


Нотная грамота: Длительности, размер, динамические оттенки. Виды баррэ: малое баррэ, большое баррэ. Схемы баррэ: бас по 6-й струне.

Разучивание пьесы Roy Orbison «Оh, pretty woman»из к/ф «Красотка».


Упражнения на развитие техники.

Аккомпанемент перебор (восьмерка).Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок. При этом акцент также выставляется на каждый третий удар: движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Выбор песни перебором (восьмерка).

Работа над пьесой Roy Orbison «Оh, pretty woman» из к/ф «Красотка».

Упражнения на развитие техники.Нотная грамота. Схемы баррэ: бас по 5-й струне. Работа над пьесой Roy Orbison «Оh, pretty woman» из к/ф «Красотка».

Разбор песни перебором (восьмерка): Kambulat —«Она», Фогель — «Мальчик».Сочетание разных видов аккомпанемента. Подбор песен на слух.

2




4






4




2






4



03.09




10.09

17.09






24.09

01.10





08.10







15.10

22.10


«Классики бардовской и авторской песни»

17-18


19-20

21-22


23-24



25-26


27-28

29-30

31-32


33-34

35-36

37-38

39-40

41-42

43-44

Показ презентации «Классики бардовской и авторской песни».


Работа над песнями: Kambulat —«Она», Фогель — «Мальчик».Разучивание пьесы Джеймс Лорд Пьерпонт "JINGLE BELLS" . Выбор песен на разные виды боя и перебора.


Сочетание разных видов аккомпанемента. Работа над пьесой "JINGLE BELLS" .



Чтение табулатуры: разновидности нотной записи для игры на гитаре. Работа над пьесой "JINGLE BELLS"


Разучивание песни «Новогодние игрушки», муз.Аркадия Хоралова ,стихи Андрея Дементьева.
Что такое транспонирование? Работа над песней «Новогодние игрушки».
Чтение табулатуры: разновидности нотной записи для игры на гитаре. Разбор и разучивание бардовских песен по выбору: Олег Митяев «Лето — это маленькая жизнь», Ю. Визбор «Милая моя»М. Звездинский «Свечи»,

Разбор песни «Орден», муз. и сл. Юрия Слатова. Игра в ансамбле. Транспонирование разученных песен в другую тональность.

2


4



2



2


4


2


12

05.11


12.11

19.11



26.11




03.12


10.12

17.12


24.12


14.01

21.01

28.01

04.02

11.02

18.02


«Современные авторы исполнители и творческие коллективы»

45-46


47-48

49-50

51-52


53-54

55-56

57-58


59-60

61-62

63-64


65-66

67-68

Показ презентации « Современные авторы исполнители». Подбор песен на слух.
Игра в ансамбле (на выбор): Э.Шварц «Два дуэта», Ф. Сор Мелодия, Ф.Лей Мелодия из к/ф «Крестный отец».


Разбор и разучивание песен к Дню Победы: Б. Окуджава «Здесь птицы не поют...», О. Газманов «Бессмертный полк».
Разбор и разучивание песен современных авторов и коллективов: «Кино» - Звезда по имени Солнце, Денис Майданов – «Друзьям», «Переходный возраст»; Баста – Сансара, Женя Любич - Колыбельная, «Звери» - Районы-кварталы. Транспонирование песни в другую тональность.



Отчетный концерт кружка «Серебряная струна».

Подготовка песенного репертуара для участия в школьном празднике.

2


6




6



6






4

25.02


03.03

10.03

17.03



31.03

07.04

14.04


21.04

28.04

05.05





12.05

19.05



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Музыкальные инструменты (гитара);

ПК;

Мультимедиа проектор;

Экран;

Нотная литература;

Видеофильмы;

Фонограммы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.