Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Юный журналист»

2
0
Материал опубликован 21 April 2018 в группе

Рабочая программа внеурочной деятельности

Кружок «Юный журналист»

срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 5-11 классы

Руководитель: Калёнова С.В.

Пояснительная записка

Одной из задач современной школы является профильное обучение старшеклассников, цель которого – максимальная индивидуализация и социализация обучения.

Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту…

Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи.

Понятие коммуникативной компетенции включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.

Программа «Юный журналист» составлена на основе авторской программы М.С.Хорошева «Пути-дороги журналистики» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе программы развития познавательных способностей учащихся средних и старших классов.

Программа кружка «Юный журналист» предлагается для учащихся 5-11 класса как элемент активации деятельности учащихся.

Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества.

Наша общеобразовательная школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые навыки, то и в ученические годы, и в будущем он сможет реализовать свои возможности, став профессиональным или внештатным корреспондентом..

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Цели программы

Образовательные:

Систематизировать знания о стилях, типах речи.

Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.

Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.

Научить самооценке своей работы.

Развивающие:

 

Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора.

Развить диалогическую и монологическую речь.

Развить память, воображение, мышление.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательные:

1. ,Создание отношений сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса.

2 Формирование основных этических норм и понятий.

3.Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции..

Задачи

Познакомить с основами профессии журналиста.

Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.

Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).

Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.

Получение знаний и умений по созданию печатного издания.

Освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Ожидаемые результаты

Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.

Расширение кругозора учащихся.

Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики. (Умение грамотно проводить интервью, писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы, готовить фоторепортажи, редактировать написанное, верстать печатное издание в текстовом редакторе).

Развитие монологической и диалогической речи.

Свободное владение печатным словом.

Воспитание активной гражданской позиции.

7 Публикация статей членов творческого объединения в районных и областных печатных изданиях.

Формы занятий

Лекции.

Семинары.

Практикумы.

«Круглый стол».

Встречи с интересными людьми.

6. Экскурсии.

Методы и приемы

Словесный (лекции, семинары, диспуты).

Наглядный.

Проблемный.

Игровой.

Диалоговый.

Экскурсии.

Проектный. (создание, издание и распространение школьной газеты).

Критерии отслеживания программы

Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.

Развитие креативного мышления учащихся.

Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий.

Написание сочинений разных жанров.

Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.

Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах .

Программа творческого объединения «Юный журналист» ориентирована на дополнительное образование учащихся 5-11 классов и рассчитана на 1 год. Она предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.

Школьная печать является одной из самых активных и действенных форм воспитания. Газета призвана осветить важнейшие события школьной жизни, поднять актуальные проблемы, ответить на интересующие школьников вопросы.

Наша газета называется «Школьный Ералаш». Ее содержание во многом определяется ее читателями, так как издание изначально задумывалось не только как информационное, а прежде всего как воспитывающее, утверждающее единый дух школы, общего коллектива учеников, учителей и родителей. Все эти три категории – активные авторы газеты. В газете может высказаться любой ученик – учитель – родитель.

Школьная газета даёт возможность информировать семьи школьников о важнейших событиях школьной жизни.

Издание школьной газеты, безусловно, служит и развитию школьного самоуправления. Состав работающих в редакции газеты подвижен: в создании одного номера принимают участие от десяти до двадцати человек. Это ребята разных классов, с третьего по одиннадцатый.

Содержание каждого номера обсуждается на собрании редколлегии, на заседаниях кружка «Юный журналист». Таким образом, издание школьной газеты – это хорошая журналистская школа.

Конечно, и в техническом отношении газета – это школа, так как школьники учатся работать на компьютере, осваивают возможности цифровой фотографии, принтера, сканера.

Учебно-тематический план занятий кружка

«Юный журналист»

(34 ч)

п/п

Тема

Количество часов

 

Вводное занятие.

1

 

Журналистика как профессия.

1

 

Функции журналистики.

1

 

Требования к журналисту. Выпуск №1

1

 

История российской журналистики.

1

 

Формирование жанров журналистики.

1

 

Язык журналистики.

1

 

Стилистические фигуры в речи и тексте. Выпуск №2

1

 

Композиция материала.

1

 

Публицистический стиль.

1

 

Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.

1

 

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. Выпуск №3

1

 

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

1

 

Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах.

1

 

Технические средства журналиста. Выпуск №4

1

 

Газетный язык и авторский почерк.

1

 

Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат.

1

 

Эстетика.

1

 

Школьная газета. Выпуск №5

1

 

Миссия и название школьной газеты.

1

 

Читатель и его интересы.

1

 

Как и о чем писать для школьной газеты?

1

 

Темы, рубрики, полосы. Выпуск № 6

1

 

Взрослые правила для юных журналистов.

1

 

Требования к информации.

1

 

Источники информации.

1

 

Как придумывать заголовки и писать лиды? Выпуск №7

1

 

Как вести интервью?

1

 

Планирование шаг за шагом.

1

 

Структура школьной редакции.

1

 

Подбор и использование занимательного материала в газете. Выпуск №8

1

 

Дизайн школьной газеты.

1

 

Интернет-журналистика.

1

 

Итоговое занятие. Деловая игра «Журналист – око народное». Выпуск №9

1

Всего часов

34

Содержание программы.

(34 часа)

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ЧАС).

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

ТЕМА 2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ (1 ЧАС).

Формирование представлений о профессии журналиста.

ТЕМА 3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ (1 ЧАС).

Функции:

- информационная;

- коммуникативная;

- выражение мнений определенных групп;

- формирование общественного мнения.

Журналист как представитель определенного слоя общества.

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

ТЕМА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ (1 ЧАС).

Требования к журналисту:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных и этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

ТЕМА 5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (1 ЧАС).

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля»,

«Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин –

публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург». Журналы

«Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И.Гиляровский – репортер и публицист. Истоки

нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра

фельетона – И.Ильф, Е.Петров.

Задание. Написать репортаж «Мой поселок»; подготовить сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Дискуссия о профессиональной этике журналиста

ТЕМА 6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ (1 ЧАС).

Жанры журналистики и их особенности.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

ТЕМА 7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ (1 ЧАС).

 

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг.

Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы.

Задание. Подготовить рассказ «Об этом слове хочется рассказать». Доклад «Пословицы и поговорки. Их использование в журналистике».

ТЕМА 8. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ (1 ЧАС).

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

ТЕМА 9. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА (1 ЧАС).

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

ТЕМА 10. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (1 ЧАС).

Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).

Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.

Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).

ТЕМА 11. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ: ОТЧЕТ, РЕПОРТАЖ, ИНТЕРВЬЮ, ЗАМЕТКА (1 ЧАС).

Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)

Задание. Создание и презентация текста определенного жанра.

ТЕМА 12. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ: СТАТЬЯ, ОБОЗРЕНИЕ, ОТЗЫВ, РЕЦЕНЗИЯ (1 ЧАС).

Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.

 

Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.

ТЕМА 13. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ: СЛОВО, ОЧЕРК, ЭССЕ, ФЕЛЬЕТОН (1 ЧАС).

Основные функции произведений художественно-публицистических жанров:

- информационная;

- эстетическая;

- экспрессивная;

- просветительская.

Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.

Задание. Знакомство с письмами выдающихся людей. Выразительное чтение писем. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.

ТЕМА 14. КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ (1 ЧАС).

Конкурс сочинений на свободную тему. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей. Презентация собственного. Выставка работ. Награждение лучших в отдельных номинациях.

 

ТЕМА 15. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА (1 ЧАС).

 

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Фотографирование. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция»

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER).

Фотоконкурс.

Задание. Фотографирование живых объектов. Просмотр и обсуждение работ. Оформление фотовыставок, фоторепортажей.

ТЕМА 16. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК (1 ЧАС).

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

ТЕМА 17. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ.

ПЛАГИАТ (1 ЧАС).

Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Плагиат. Составление понятийного словаря.

ТЕМА 18. ЭСТЕТИКА (1 ЧАС).

 

Эстетика как философская категория.

ТЕМА 19. ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА (1 ЧАС).

Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение.

ТЕМА 20. МИССИЯ И НАЗВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (1 ЧАС).

Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия.

ТЕМА 21. ЧИТАТЕЛЬ И ЕГО ИНТЕРЕСЫ (1 ЧАС).

Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета.

Задание. Провести анкетирование.

ТЕМА 22. КАК И О ЧЕМ ПИСАТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ? (1 ЧАС).

Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска.

ТЕМА 23. ТЕМЫ, РУБРИКИ, ПОЛОСЫ (1 ЧАС).

 

«Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса.

Задание. Составить эскиз первой страницы газеты.

ТЕМА 24. ВЗРОСЛЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ (1 ЧАС).

 

Правила:

- точность и проверка информации;

- честность и достоверность;

- ссылка на источник;

- разделение фактов и мнений;

- краткость и ясность.

Способы предупреждения фактические ошибок:

- проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии, географические названия;

- использовать метод прямого наблюдения, присутствовать на месте события;

- если допущена ошибка, дать исправление или опровержение в последующих номерах газеты.

ТЕМА 25. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ (1 ЧАС).

Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

ТЕМА 26. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ( 1 ЧАС).

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

ТЕМА 27. КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИ И ПИСАТЬ ЛИДЫ?

(1 ЧАС).

Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида:

- информировать читателя с минимальной потерей времени;

- акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста.

Задание. Написать лид и придумать 5 заголовков.

ТЕМА 28. КАК ВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ (1 ЧАС).

16 основных правил ведения интервью.

Задание. Взять интервью.

ТЕМА 29. ПЛАНИРОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ (4 ЧАСА).

 

Этапы выпуска номера газеты:

планирование номера газеты (планерка);

сбор информации;

подготовка материалов, рубрик, полос;

подбор иллюстраций;

макетирование и верстка номера;

редактирование и вычитка, подписание номера;

обсуждение номера на летучке.

Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты.

ТЕМА 30. СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ (1 ЧАС).

Редактор, его функции и обязанности .редактор темы/рубрики. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).

ТЕМА 31. ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ГАЗЕТЕ (1 ЧАС).

Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.

Алгоритм подбора занимательного материала в газету:

определить объем юмористической страницы (количество статей);

определить тему рубрики, используемые жанры, подобрать занимательный материал, статьи;

сделать макет страницы (художественное оформление, заголовки, расположение материалов, обязательно указать сроки и адреса, куда посылать ответы на сканворды, викторины и т.д.);

сдать готовую страницу редактору;

в следующем номере опубликовать имена победителей, ответы на сканворды, викторины и др.

ТЕМА 32. ДИЗАЙН ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (1 ЧАС).

Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты

Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.

Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.

Самостоятельный выбор шрифта и оформление плаката.

Дизайн школьной газеты.

Особенности оформления газеты к празднику.

ТЕМА 33. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА (1 ЧАС).

Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в журналистике. Знакомство с ПК.

Набор текста и сохранения материала.

Печатание материала, выведение материалов на принтер.

Школьный Интернет – сайт.

Работа на ПК

Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста

Выбор дизайна работы

Редактирование проекта

Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.

ТЕМА 34. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЖУРНАЛИСТ – ОКО НАРОДНОЕ» (1 ЧАС).

Деловая игра «Журналист – око народное».

Приглашение на занятие всех желающих.

Выставка наиболее интересных материалов и проектов.

Выпуск газеты с отчётом работы кружка «Юный журналист».

 

Литература

Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. –М.: Просвещение. 2002

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1998

Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996

Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011

Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996

Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М .,1990

Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.

Ворошилов, В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.

Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.

О печати: закон РФ.

Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.

Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистики / Хорошев М.С., - Витна; г. Павлово, 2002.

Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997

Литература для учащихся

Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980

Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997

Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. – М., 1969

Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.

Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.

Интернет-источники:

1. www.proshkolu.ru

2. www.testoch.com

3. www.festival.1september.ru

4. www.nsportal.ru

5. www.uroki.net

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.