Программа внеурочной деятельности — кружок «Чудеса химии» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 15 March 2017 в группе

Программа кружка "Чудеса химии"

1.Пояснительная записка

При разработке программы «Чудеса в пробирке» были использованы авторские программы внеурочной деятельности:

«Хочу быть химиком», Иванова Г.А., учитель химии МБОУ ООШ № 5 города Белово Кемеровской области,

«В мире интересного», Иванова И.В., учитель химии и биологии Курмашской ООШ Вурнарского района Чувашской республики.

Цели программы:

- Формирование естественно-научного мировоззрения школьников.

- Ознакомление с объектами и явлениями материального мира.

- Расширение кругозора, использование различных методов познания природы.

- Формирование предметных и проектно – исследовательских компетенций обучающихся.

Задачами программы являются следующие:

1. Сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету химии:

подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе;

развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;

формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

2. Развивать исследовательские и творческие способности учащихся:

формировать умение выполнять и грамотно оформлять исследовательскую работу;

формулировать цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, выделять проблему, объект и предмет исследования, составлять план действий и корректировать его;

делать выводы и заключения, анализируя проделанную работу.

3. Формировать информационно-коммуникационную грамотность:

развивать умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии;

4. Воспитывать экологическую грамотность:

формировать умения прогнозировать возможные последствия деятельности человека для достижения безопасности, как собственной жизнедеятельности, так и безопасности окружающей среды.

формировать умения обеспечить личную экологическую безопасность, делая правильный выбор среди огромного количества новых химически синтезированных веществ, а так же оценивать рекламу, содержащую подчас ложные сведения для потребителя или противоречащую основным законам естественно - научных дисциплин.

Знакомство детей с химическими веществами и явлениями начинается еще в 6-м классе. Каждому ребенку известны названия применяемых в быту веществ, некоторые полезные ископаемые и даже отдельные химические элементы. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками. Рабочая программа творческого объединения по общеинтеллектуальному направлению «Чудеса химии» предназначена для учащихся 6 классов интересующихся проектно – исследовательской деятельностью.

Актуальностьпрограммы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для проведения лабораторных опытов, практических работ и организации исследовательской деятельности, повысят уровень проектно – исследовательских компетенций обучающихсяII ступени, позволят в дальнейшем успешно сдать экзамены и продолжить образование в высших учебных заведениях.

Новизнойданной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов практической деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным особенностям учащихся:

воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;

признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Особенностью программы является её интегративный характер, так как она основана на материале химии, биологии, экологии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.

Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа

Предлагаемый курс включает 35 часов учебного времени, по 1 часу в неделю в течение учебного года. 30 % учебного времени отводится на освоение теоретических знаний, 60 % - выполнение практических работ и 10% на защиту творческой исследовательской работы или проекта.

Занятия рассчитаны для проведения раз в неделю по 40 мин, всего 35 занятий за учебный год.

2.Особенности, предпочтительные формы организации познавательного процесса, их сочетание, формы контроля

Особенность программы состоит в том, что она обеспечиваетвысокий уровень знаний, широко включая в себя демонстрационные опыты и химический эксперимент, межпредметные связи, что позволяет сделать обучение максимально развивающим.

Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.

Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, химический эксперимент (демонстрации, практические работы). Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе и с аудиовизуальными.

Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному общению с веществами в быту и на производстве.

Формы организации. На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, компетентностно-деятельностный подход.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

умения и навыки (предметные и общие учебные);

способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);

включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);

взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;

содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;

публичная защита и презентация творческих работ, исследований и проектов.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о химических технологиях, о значение химии в современном мире, различных техниках и видах искусства, использующих достижения химии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), уважения к духовно-нравственным ценностям в процессе комплексного освоения программы, осмысленного понимания роли и значения культуры в жизни народа, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде.

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов.

Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Курс рассчитан на группу из 12-16 человек.

3.Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;


Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

  1. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    пользоваться словарями, справочниками;

    осуществлять анализ и синтез;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

  1. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    задавать вопросы.


 

Литература для учителя.

Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80

Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.

Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 20001-2003

Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985

Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26

Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70

Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29

Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.

Литература для учащихся.

Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.

Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.

Учащиеся должны знать:

место химии среди естественнонаучных дисциплин;

основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;

признаки химических реакций и условия их протекания;

вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.

Учащиеся должны уметь:

обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;

проводить простейшие исследования свойств веществ;

использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;

оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;

обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.

Календарно-тематическое планирование 6 кл.

Дата № п/п.

Темы уроков.

Изучаемые вопросы.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Лабораторные практические работы, демонстрация
оборудование.

Примечание.

Введение – 2 часа.

1.


Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях.


Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии.


Знать понятия: «химия», «вещество».

Правила ТБ.


Презентация «Химия вокруг нас», диск «Химия.8».

 

2.

. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Знать правила ТБ
Уметь обращаться с лабораторной посудой и оборудованием, оказывать первую медицинскую помощь.

Практическая работа № 1. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени.

Какие предметы домашнего обихода можно использовать в качестве химической посуды.

ТЕМА 1. Лаборатория юного химика – 12 часов.

3.

Понятие об индикаторах.

Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.

Иметь представление
об индикаторах.
Уметь
определять характер среды с помощью индикаторов.

Практическая работа № 2.
«Изменение окраски индикаторов в различных средах».

Рассказ о растительных индикаторах.

4.

. Смеси. Однородные и неоднородные.

Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография.

Иметь представление
о различии чистого вещества и смеси, способах разделения.
Уметь проводить фильтрование, выпаривание.

Практическая работа № 3.
«Очистка загрязненной поваренной соли».

Разделение смеси красителей хроматографией.

5.

Кристаллы.

Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов.

Иметь представление
о кристаллических и аморфных веществах, способах выращивания кристаллов.
Уметь проводить процесс выращивания кристаллов.

Практическая работа № 4.

«Выращивание кристаллов поваренной соли».

Вырастить кристалл сахара, медного купороса .

6.

Понятие о химических реакциях.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций.Правила умелого определения запаха вещества. Взаимодействие пищевой соды с лимонной и уксусной кислотами и образование углекислого газа как признак химической реакции. Следы углекислого газа в хлебе, блинах, сыре, лимонаде.

Знать
отличие физических явлений от химических.

Уметь работать с реактивами, определять запах вещества.

Практическая работа № 5.
«Признак химической реакции – выделение газа»

Лабораторный опыт. «Приготовление лимонада».

Провести опыт «Гашение соды лимонной кислотой».

7.

Признаки химической реакции – изменение цвета

Изменение цвета твердого вещества и жидкости (раствора) при взаимодействии его с другим веществом или при нагревании; изменение окраски индикатора (вытяжка сока ягод) при действии кислоты и соды. Демонстрация растворения и

изменения окраски безводного сульфата меди в воде.

Уметь определять химическую реакцию.

Практическая работа № 6.

«Признак химической реакции – изменение цвета».

 

 

8.

Признаки химической реакции – образование и растворение осадка.


Признаки химической реакции – образование и растворение осадка.


Уметь определять химическую реакцию.


Практическая работа № 7.
«Признак химической реакции – растворение и образование осадка».

Лабораторный опыт .«Гашеная известь + углекислый газ». Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести.

 

9.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

ПР №5 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.»

Иметь представление
о чистых веществах и смесях.

Уметь разделять смеси.

Демонстрационный опыт.

«Разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита».

 

10.

.

Понятие о растворах


Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов.

Иметь представление
о растворах, способах их приготовления.

Уметь определять растворимость веществ, готовить растворы.


Практическая работа № 8. «Растворимые и нерастворимые вещества в воде».
 


Проверить вещества на растворимость в воде.

11.

.

Состав воздуха. Кислород.


Состав воздуха. Кислород, его свойства и применение. Получаем кислород.
Кислород – источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород?


Знать, что воздух – это смесь газов; свойства и области применения кислорода.

Уметь:
Получать кислород и доказывать его наличие.


Демонстрационный опыт. «Горение свечи на воздухе», «Окисление свежей картофельной или яблочной дольки на воздухе».

 

12.

Углекислый газ в воздухе.


Свойства и применение углекислого газа.


Знать:
- понятия «ионы», «химическая связь»;
- определять тип хим.связи в соединении .


Демонстрационный опыт. «Углекислый газ Лимонада Лимонадыча» – получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты».

 

13.

Чудесная жидкость – вода.


Свойства воды. Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе. Круговорот воды. Разновидности воды: пресная, соленая, минеральная, питьевая, морская, речная.


Уметь:

- проводить простейший анализ воды;

очищать воду от примесей отстаиванием или фильтрованием.

Лабораторные опыты .«Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета»,


 

Презентация, диск.

14.

Очистка загрязненной воды

Очистка загрязненной воды: фильтрование, выпаривание, дистилляция. Обеззараживание воды.


Уметь:
очищать воду от примесей отстаиванием или фильтрованием.


Практическая работа № 10. «Очистка воды».

 

ТЕМА 2. Дом, в котором «живут» химические элементы – 4 часа.

15.

Алхимический период в истории химии.

История возникновения алхимии.

 

Беседа.

 

16.

 

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.


Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ.


Иметь представление
о периодическом законе.

 


Портрет Д.И. Менделеева, презентация, фильм, ПСХЭ.

17.

Понятие о химическом элементе.

Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды, группы.

Уметь: находить химические элементы в таблице Д.И. Менделеева по знакам или названиям, номерам порядковым, групп, периодов.


Игра «Найди элемент».


ПСХЭ, загадки об элементах.

18.

Относительная атомная и молекулярная массы.


Относительная атомная и молекулярная массы.


Уметь находить по таблице относительную атомную массу, вычислять относительную молекулярную массу.

ПСХЭ.

 

ТЕМА 3. Домашняя химия – 10 часов.

19.

.

Основные компоненты пищи. Белки.

Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу.Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения.


Уметь:

называть основные компоненты пищи.

 

Лабораторный опыт. «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта».


Презентация.

20.

. Основные компоненты пищи. Жиры и углеводы.

Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.
Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал?


Уметь:

-определять оксиды и водородные соединения,

-называть оксиды,

-определять тип оксида.

Лабораторный опыт.

«Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».


 

Презентация.

21.

. Основные компоненты пищи. Витамины.

Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности.

Иметь представление о роли витаминов, правилах их применения

Демонстрационный опыт. «Обнаружение витаминов в продуктах».

 

22.

Анализ продуктов питания

Состав продуктов питания. Пищевые добавки.

Уметь:
Проводить простейший анализ продуктов питания.

Практическая работа № 11. «Анализ пищевых продуктов».

.Принести этикетки от продуктов питания.

23.

Понятие о лекарственных препаратах

Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств.

Иметь представление о содержимом домашней аптечки, правилах хранения и применения лекарств.

Практическая работа № 12. «Содержимое домашней аптечки».

Проанализировать содержимое домашней аптечки.

24.

Удивительны опыты с лекарственными веществами.

Качественные реакции на функциональные группы.

Иметь представление о качественных реакциях на лекарственные препараты.

Практическая работа № 13. «Удивительные опыты с лекарственными веществами».

Презентация.

25.

Щёлочи и работа с ними.

Щёлочи – тоже едкие вещества. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей. Первая помощь при щелочных ожогах.

Иметь представление о щелочах.

Знать правила обращения с препаратами.

Лабораторный опыт.

«Определение щелочи».

 

26.

Горючие вещества и смеси.

Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.

Иметь представление о Взрывчатых и горючих веществах.

   

27.

.

Знакомство с бытовыми химикатами.

Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами: (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.


Знать правила обращения с препаратами бытовой химии.

Уметь оказывать первую помощь при ожогах, отравлениях.


Практическая работа № 14. "Опыты с бытовыми химикатами"

Проанализировать правила хранения препаратов бытовой химии.

28.

Азбука химчистки.

Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.

Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.
 

Практическая работа №15. "Выводим пятна".
 

Презентация.

29.

Знакомство с косметическими средствами.

Состав средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.

Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Лабораторный опыт. «Измерение рН моющих средств».
 

Презентация.

ТЕМА 4. Увлекательная химия для экспериментаторов – 6 часов.

30.

Изготовление фараоновых змей.

Сахарная змея. Змеи из лекарств.

Знать правила обращения с реактивами.
Уметь обращаться с лабораторным оборудованием.

Практическая работа № 18."Получение фараоновых змей".


Инструкции.

31.

Знакомство с реакциями окрашивания пламени.

Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов.

 


Практическая работа№ 19."Разноцветный фейерверк".

 

32.

Водоросли в колбе.

Методика проведения опыта.

 

Практическая работа № 20. "Химические водоросли"

 

33.

Химический новый год.

Методика проведения опытов.

 


Практическая работа № 21. «Изготовление химических елок и игрушек».

 

34.

Итоговое занятие «Ее величество Химия».

Защита проекта

     

35.

Итоговое занятие «Ее величество Химия».

Подведение итогов работы. Защита проекта

     

Итого 35 часов.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.