12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дулуш Чойгана Сергеевна40 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа кружка «Чудеса химии»
Программа кружка "Чудеса химии"
1.Пояснительная записка
При разработке программы «Чудеса в пробирке» были использованы авторские программы внеурочной деятельности:
«Хочу быть химиком», Иванова Г.А., учитель химии МБОУ ООШ № 5 города Белово Кемеровской области,
«В мире интересного», Иванова И.В., учитель химии и биологии Курмашской ООШ Вурнарского района Чувашской республики.
Цели программы:
- Формирование естественно-научного мировоззрения школьников.
- Ознакомление с объектами и явлениями материального мира.
- Расширение кругозора, использование различных методов познания природы.
- Формирование предметных и проектно – исследовательских компетенций обучающихся.
Задачами программы являются следующие:
1. Сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету химии:
подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе;
развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
2. Развивать исследовательские и творческие способности учащихся:
формировать умение выполнять и грамотно оформлять исследовательскую работу;
формулировать цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, выделять проблему, объект и предмет исследования, составлять план действий и корректировать его;
делать выводы и заключения, анализируя проделанную работу.
3. Формировать информационно-коммуникационную грамотность:
развивать умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии;
4. Воспитывать экологическую грамотность:
формировать умения прогнозировать возможные последствия деятельности человека для достижения безопасности, как собственной жизнедеятельности, так и безопасности окружающей среды.
формировать умения обеспечить личную экологическую безопасность, делая правильный выбор среди огромного количества новых химически синтезированных веществ, а так же оценивать рекламу, содержащую подчас ложные сведения для потребителя или противоречащую основным законам естественно - научных дисциплин.
Знакомство детей с химическими веществами и явлениями начинается еще в 6-м классе. Каждому ребенку известны названия применяемых в быту веществ, некоторые полезные ископаемые и даже отдельные химические элементы. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками. Рабочая программа творческого объединения по общеинтеллектуальному направлению «Чудеса химии» предназначена для учащихся 6 классов интересующихся проектно – исследовательской деятельностью.
Актуальностьпрограммы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для проведения лабораторных опытов, практических работ и организации исследовательской деятельности, повысят уровень проектно – исследовательских компетенций обучающихсяII ступени, позволят в дальнейшем успешно сдать экзамены и продолжить образование в высших учебных заведениях.
Новизнойданной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов практической деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным особенностям учащихся:
воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
Особенностью программы является её интегративный характер, так как она основана на материале химии, биологии, экологии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.
Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа
Предлагаемый курс включает 35 часов учебного времени, по 1 часу в неделю в течение учебного года. 30 % учебного времени отводится на освоение теоретических знаний, 60 % - выполнение практических работ и 10% на защиту творческой исследовательской работы или проекта.
Занятия рассчитаны для проведения раз в неделю по 40 мин, всего 35 занятий за учебный год.
2.Особенности, предпочтительные формы организации познавательного процесса, их сочетание, формы контроля
Особенность программы состоит в том, что она обеспечиваетвысокий уровень знаний, широко включая в себя демонстрационные опыты и химический эксперимент, межпредметные связи, что позволяет сделать обучение максимально развивающим.
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, химический эксперимент (демонстрации, практические работы). Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе и с аудиовизуальными.
Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному общению с веществами в быту и на производстве.
Формы организации. На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, компетентностно-деятельностный подход.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
умения и навыки (предметные и общие учебные);
способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;
публичная защита и презентация творческих работ, исследований и проектов.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о химических технологиях, о значение химии в современном мире, различных техниках и видах искусства, использующих достижения химии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), уважения к духовно-нравственным ценностям в процессе комплексного освоения программы, осмысленного понимания роли и значения культуры в жизни народа, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде.
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов.
Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Курс рассчитан на группу из 12-16 человек.
3.Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Литература для учителя.
Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 20001-2003
Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985
Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29
Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.
Литература для учащихся.
Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
Учащиеся должны знать:
место химии среди естественнонаучных дисциплин;
основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;
признаки химических реакций и условия их протекания;
вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.
Учащиеся должны уметь:
обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
проводить простейшие исследования свойств веществ;
использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;
оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;
обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.
Календарно-тематическое планирование 6 кл.
Дата № п/п. | Темы уроков. | Изучаемые вопросы. | Требования к уровню подготовки обучающихся. | Лабораторные практические работы, демонстрация | Примечание. | |
Введение – 2 часа. | ||||||
1. |
|
|
|
| ||
2. | . Знакомство с лабораторным оборудованием. | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. | Знать правила ТБ | Практическая работа № 1. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени. | Какие предметы домашнего обихода можно использовать в качестве химической посуды. | |
ТЕМА 1. Лаборатория юного химика – 12 часов. | ||||||
3. | Понятие об индикаторах. | Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы. | Иметь представление | Практическая работа № 2. | Рассказ о растительных индикаторах. | |
4. | . Смеси. Однородные и неоднородные. | Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография. | Иметь представление | Практическая работа № 3. | Разделение смеси красителей хроматографией. | |
5. | Кристаллы. | Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов. | Иметь представление | Практическая работа № 4. | Вырастить кристалл сахара, медного купороса . | |
6. | Понятие о химических реакциях. | Физические и химические явления. Признаки химических реакций.Правила умелого определения запаха вещества. Взаимодействие пищевой соды с лимонной и уксусной кислотами и образование углекислого газа как признак химической реакции. Следы углекислого газа в хлебе, блинах, сыре, лимонаде. | Знать | Практическая работа № 5. Лабораторный опыт. «Приготовление лимонада». | Провести опыт «Гашение соды лимонной кислотой». | |
7. | Признаки химической реакции – изменение цвета | Изменение цвета твердого вещества и жидкости (раствора) при взаимодействии его с другим веществом или при нагревании; изменение окраски индикатора (вытяжка сока ягод) при действии кислоты и соды. Демонстрация растворения и изменения окраски безводного сульфата меди в воде. | Уметь определять химическую реакцию. | Практическая работа № 6. | ||
8. | Признаки химической реакции – образование и растворение осадка. |
|
|
| ||
9. | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | ПР №5 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.» | Иметь представление | Демонстрационный опыт. «Разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита». | ||
10. | . Понятие о растворах |
| Иметь представление |
|
| |
11. | . Состав воздуха. Кислород. |
|
|
| ||
12. | Углекислый газ в воздухе. |
|
|
| ||
13. | Чудесная жидкость – вода. |
|
| Лабораторные опыты .«Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета», |
Презентация, диск. | |
14. | Очистка загрязненной воды | Очистка загрязненной воды: фильтрование, выпаривание, дистилляция. Обеззараживание воды. |
|
| ||
ТЕМА 2. Дом, в котором «живут» химические элементы – 4 часа. | ||||||
15. | Алхимический период в истории химии. | История возникновения алхимии. | Беседа. | |||
16. |
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. |
|
|
| ||
17. | Понятие о химическом элементе. | Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды, группы. | Уметь: находить химические элементы в таблице Д.И. Менделеева по знакам или названиям, номерам порядковым, групп, периодов. |
|
| |
18. | Относительная атомная и молекулярная массы. |
|
| ПСХЭ. | ||
ТЕМА 3. Домашняя химия – 10 часов. | ||||||
19. . | Основные компоненты пищи. Белки. | Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу.Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения. |
| Лабораторный опыт. «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта». |
| |
20. | . Основные компоненты пищи. Жиры и углеводы. | Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека. |
| Лабораторный опыт. |
Презентация. | |
21. | . Основные компоненты пищи. Витамины. | Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности. | Иметь представление о роли витаминов, правилах их применения | Демонстрационный опыт. «Обнаружение витаминов в продуктах». | ||
22. | Анализ продуктов питания | Состав продуктов питания. Пищевые добавки. | Уметь: | Практическая работа № 11. «Анализ пищевых продуктов». | .Принести этикетки от продуктов питания. | |
23. | Понятие о лекарственных препаратах | Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств. | Иметь представление о содержимом домашней аптечки, правилах хранения и применения лекарств. | Практическая работа № 12. «Содержимое домашней аптечки». | Проанализировать содержимое домашней аптечки. | |
24. | Удивительны опыты с лекарственными веществами. | Качественные реакции на функциональные группы. | Иметь представление о качественных реакциях на лекарственные препараты. | Практическая работа № 13. «Удивительные опыты с лекарственными веществами». | Презентация. | |
25. | Щёлочи и работа с ними. | Щёлочи – тоже едкие вещества. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей. Первая помощь при щелочных ожогах. | Иметь представление о щелочах. Знать правила обращения с препаратами. | Лабораторный опыт. «Определение щелочи». | ||
26. | Горючие вещества и смеси. | Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси. | Иметь представление о Взрывчатых и горючих веществах. | |||
27. . | Знакомство с бытовыми химикатами. | Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами: (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. |
|
| Проанализировать правила хранения препаратов бытовой химии. | |
28. | Азбука химчистки. | Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д. | Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски. | Практическая работа №15. "Выводим пятна". | Презентация. | |
29. | Знакомство с косметическими средствами. | Состав средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др. | Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски. | Лабораторный опыт. «Измерение рН моющих средств». | Презентация. | |
ТЕМА 4. Увлекательная химия для экспериментаторов – 6 часов. | ||||||
30. | Изготовление фараоновых змей. | Сахарная змея. Змеи из лекарств. | Знать правила обращения с реактивами. | Практическая работа № 18."Получение фараоновых змей". |
| |
31. | Знакомство с реакциями окрашивания пламени. | Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов. |
| |||
32. | Водоросли в колбе. | Методика проведения опыта. | Практическая работа № 20. "Химические водоросли" | |||
33. | Химический новый год. | Методика проведения опытов. |
| |||
34. | Итоговое занятие «Ее величество Химия». | Защита проекта | ||||
35. | Итоговое занятие «Ее величество Химия». | Подведение итогов работы. Защита проекта |
Итого 35 часов.