Рабочая программа по русскому языку для 10 класса по УМК Н.Г. Гольцовой

15
0
Материал опубликован 25 October 2016 в группе

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Статус документа

Статус документа.

Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку «Русский язык .10-11 классы» Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.:ООО»ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 16 с.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе

При изучении курса русского языка на базовом уровне получают развитие следующие разделы: грамматика, орфография и пунктуация. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе .

Для активизации познавательной деятельности учащихся в учебник включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Учебник может быть использован учащимися и как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение при подготовке к к ЕГЭ по русскому языку.

Цели обучения .

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;

- воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Цели обуславливают следующие задачи:

- одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;

- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка на этапе среднего образования отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю; 34 часа добавлено из Регионального компонента. Всего 68 часов в год( 2 часа в неделю).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных знаний и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного общения (коммуникативной установки, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

    адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

    способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

    овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению, передаче информации;

    умение сопоставлять и сравнивать речевые выражения с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью сжатости (план, пересказ, аннотация, конспект);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей, жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение разными видами монолога и диалога;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждение актуальных тем;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы идр.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

окружающего мира, нацеленным на успех в любой сфере деятельности.

Виды и формы работы и контроля знаний, умений и навыков учащихся 9 класса:

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора тестовых работ, самостоятельных работ, практических работ, заданий дифференцированного характера, лингвистического анализа текста с последующим написанием сочинения-рассуждения.

Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка доклада, написание творческих работ и т.д.);

- сочинения-рассуждения,

- сравнение текстов;

- коммуникативные и игровые ситуации.

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- различные виды диктантов;

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); -

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Содержание тем учебного курса

Введение. Слово о русском языке – 1 час

Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.

Основные термины и понятия:

Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира

Знать: лексическое богатство русского языка;

- стилистику русского языка;

- виды планов;

Уметь: составлять план;

- использовать эпиграф;

Лексика. Фразеология. Лексикография – 7 часов

Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Основные термины и понятия:

Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты, основные типы словарей

Знать: лексическое и грамматическое значение слов;

- прямое и переносное значение слов;

- понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;

- роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;

- фразеологизмы, фразеологические выражения;

- устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;

- анализировать лексические средства выразительности в тексте;

- работать с различными видами словарей;

- определять лексические особенности текста;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- выделять главное;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

- использование в речи изобразительно-выразительных средств;

- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия – 2 часа

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

Основные термины и понятия:

Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.

Знать: орфоэпические нормы правописания;

- характеристику гласных и согласных звуков в слове;

Уметь: производить фонетический разбор слов;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать мировоззрение школьников;

- уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

Морфемика и словообразование – 4 часа

Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.

Основные термины и понятия:

Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразующий аффикс.

Знать: состав слова;

- способы образования слов;

- нормы формообразования;

- правописание морфем;

- морфологический принцип правописания;

Уметь: производить морфемный анализ слов;

- производить словообразовательный разбор слов;

- правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

- пользование словарями различных типов;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Морфология и орфография – 17 часов

Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Основные термины и понятия:

Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.

Знать: типы орфограмм;

- безударные гласные в корне;

- гласные после шипящих в разных частях речи;

- гласные после шипящих и Ц;

- правописание согласных в слове;

- двойные согласные;

- гласные и согласные в приставках;

- правила переноса слов;

- разделительные Ъ и Ь знаки;

Уметь: определять орфограммы в словах;

- решать орфографические задачи;

- правильно писать безударные гласные в корне;

- правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;

- правильно писать гласные после шипящих и Ц;

- правильно писать двойные согласные;

- правильно писать гласные и согласные в приставках;

- правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;

- применять правила переноса в словах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать пути здорового образа жизни, внутренней экологической культуры;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

Части речи. Имя существительное –5часа

Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.

Основные термины и понятия:

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение имен существительных. Сложное слово.

Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;

- нормы формообразования имен существительных;

- морфемику имен существительных;

Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;

- определять тип склонения, число и падеж имен существительных;

- правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;

- правильно писать сложные имена существительные;

- решать орфографические задачи по теме;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- умение эффективно использовать рабочее время;

- умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;

Части речи. Имя прилагательное –6часа

Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.

Основные термины и понятия:

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Отыменные, отглагольные прилагательные. Сложное имя прилагательное.

Знать: стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;

- правописание сложных имен прилагательных;

- особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;

- образование сложных прилагательных;

Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»

- правильно писать суффиксы имен прилагательных;

- производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;

- владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;

- правильно писать сложные имена прилагательные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать

Части речи. Имя числительное – 2 часа

Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных.

Основные термины и понятия:

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Простые, составные, сложные имена числительные.

Знать: особенности употребления имен числительных в речи;

- сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;

Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;

- правильно писать падежные окончания имен числительных;

- правильно писать сложные числительные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Части речи. Местоимение – 2 час

Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.

Основные термины и понятия:

Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.

Знать: особенности употребления местоимений в речи;

- знать разряды местоимений;

Уметь: производить морфологический разбор местоимений;

- правильно писать местоимения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Части речи. Глагол – 2 часа

Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.

Основные термины и понятия:

Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола. Грамматические категории глагола: вид, переходность\непереходность, наклонение, время, лицо, число. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Две основы глагола.

Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;

- синонимию глагольных форм;

- способы формообразования глаголов;

Уметь: производить морфологический разбор глагола;

- правильно писать личные окончания глаголов;

- правильно писать суффиксы глаголов;

- правильно писать Ь в глагольных формах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

Части речи. Причастие – 5 час

Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Основные термины и понятия:

Причастие. Морфологические признаки причастий. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.

Знать: особенности употребления причастий в речи;

- особенности правописание обособленных определений, выраженных причастным оборотом;

Уметь: производить морфологический разбор причастий;

- образовывать различные формы причастий;

- правильно писать окончания причастий;

- правильно писать гласные в суффиксах причастий;

- правильно писать Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

Части речи. Деепричастие – 2 час

Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.

Основные термины и понятия:

Деепричастие. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий.

Знать: особенности употребления деепричастий в речи;

- синонимические особенности возможности употребления глагольных форм;

- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;

Уметь: производить морфологический разбор деепричастий;

- образовывать деепричастия;

- правильно писать деепричастия;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

Части речи. Наречие – 2 час

Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание.

14. Части речи. Слова категории состояния – 2 ч.

Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.

Основные термины и понятия:

Наречие. Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий. Слова категории состояния. Степени сравнения слов категории состояния. Синтаксическая роль наречий.

Знать: особенности употребления наречий в речи;

- особенности образования наречий;

- особенности образования степеней сравнения наречий;

Уметь: производить морфологический разбор наречий;

- правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;

- правильно писать отрицательные наречия;

- правильно использовать слитное, дефисное, раздельное написание наречий;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

Служебные части речи – 6 часа

Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Основные термины и понятия:

Типы предлогов по структуре, по значению. Союзы: подчинительные, сочинительные; простые, составные; производные, непроизводные. Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, усилительные, указательные, отрицательные, формообразующие. Междометие. Типы междометий по значению и структуре. Звукоподражательные слова.

Знать: типы предлогов по структуре, по значению;

- союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;

- разряды частиц;

- типы междометий по значению и структуре;

Уметь: отличать союзы и союзные слова;

- правильно употреблять союзы в речи;

- правильно писать частицы;

- правильно писать предлоги;

- уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;

- отличать междометия и звукоподражательные слова;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать.

2.Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов.

Контрольн.

работы

Слов.

диктанты

РР.

1

Введение

1

     

2

Лексика. Фразеология. Лексикография.

7

1

диктант

 

1

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

2

     

4

Морфемика и словообразование.

4

2

   

5

Морфология и орфография.

17

3

1 №2

3

6

Самостоятельные части речи. Имя существительное.

5

     

7

Имя прилагательное.

6

     

8

Имя числительное.

2

     

9

Местоимение.

2

     

10

Глагол.

2

     

11

Причастие.

5

 

3

 

12

Деепричастие.

2

     

13

Наречие.

2

     

14

Слова категории состояния.

2

   

1

15

Служебные части речи. Частицы.

2

     

16

Предлог.

2

 

4

 

17

Союзы и союзные слова.

2

     

18

Итоговая контрольная работа.

1

4

 

2

 

Итого

68

4

4

7

3.Календарно-тематическое планирование 10 а класса

Тема

Вид контроля

Дата по плану

Дата факт.

Коррекция

и причины

коррекции

           

1

1.Введение.

Слово о русском языке.

       
 

2.Лексика.

       

2

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова

Т

     

3

Р.Р. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

К Т

     

4

Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, их употребление.

Общеупотребительная лексика и имеющая ограниченную сферу употребления.

К Т

     

5

Фразеология, лексикография.

К Т

     

6

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

КАТ

     

7

Контрольная работа № 1. Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

ИК

     

8

Диктант по теме «Лексика».

ОД

     

9

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Звуки и буквы.

К

     

10

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями.

К

     
 

4. Морфемика и словообразование.

 

       

11

Состав слова. Морфемный анализ слова.

МР

     

12

Способы словообразования.

МР

     

13

Словообразовательный разбор. Формообразование.

МР

     

14

Контрольная работа №2 по теме «Морфемика и словообразование»

ИК

     
 

5. Морфология и орфография.

       

15

Принципы русской орфографии.

ОС

     

16

Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова.

ОС КАТ

     
           

17

Чередующиеся гласные в корне слова.

СДО

     

18

Чередующиеся гласные в корне слова.

Контрольный словарный диктант № 1.

КД

     

19

Употребление гласных после шипящих и ц

РД

     

20

Правописание непроизносимых согласных.

СДО

     

21

Правописание звонких, глухих и двойных согласных.

СДО

     

22

Правописание гласных и согласных в приставках

СДО

     

23

Приставки пре-, при-.

РД

     

24

Приставки пре-, при-.

СДО

     
           

25

Гласные И и Ы после приставок Контрольный словарный диктант № 2

ОД

     

26

Употребление твердого и мягкого знаков.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса.

РД

     

27

Р.Р. Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту.

К

     

28

Контрольная работа №3 по теме «Орфография»

ИК

     

29

Анализ контрольной работы.

ОС

     

30

Р/Р. Текст как речевое произведение.

СТ

     

31

Р/Р. Смысловая и композиционная целостность текста.

КАТ

     

32

Части речи.

6. Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных.

КАТ

     

33

Морфологический разбор имен существительных.

ПК

     

34

Правописание падежных окончаний имен существительных.

ОД

     

35

Гласные в суффиксах имен сущ.

ОД

     

36

Правописание сложных имен существительных.

ОД

     

37

7. Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи.

Качественные прилагательные. Прилагательные относительные и притяжательные.

Т

     

38

Степени сравнения имен прилагательных

ОС Т

     

39

Морфологический разбор имен прилагательных

       

40

Правописание окончаний имен прилагательных.

ОД

     

41

Правописание суффиксов прил.

ОД

     

42

Н и НН в суффиксах прилагательных.

СОД

     

43

8.Имя числительное.

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор числительных.

К

     

44

Особенности склонения имен числительных.

Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.

К

     

45

9. Местоимение.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Значение, стилистические, грамматические особенности употребление местоимений. Морфологический разбор местоимений.

К

     

46

Правописание местоимений.

СДО

     

47

10. Глагол.

Глагол как часть речи.

Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола.

КАТ

     

48

Правописание глаголов.

СДО

     

49

11. Причастие.

Причастие как особая форма глагола.

КАТ

     

50

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

К

     

51

Правописание суффиксов причастий.

ОД

     

52

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

РД

     

53

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Контрольный словарный диктант № 3.

КД

     

54

12. Деепричастие.

Депричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий.

КАТ

     

55

Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

К

     

56

13. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морофологический разбор наречий.

КАТ

     

57

Правописание наречий.

ОД

     

58

14. Слова категории состояния.

Грамматические особенности слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.

КАТ

     

59

Р.Р.Анализ текста.

КАТ

     

60

15. Частицы.

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц.

К

     

61

Слитное и раздельное написание частиц .

Различение на письме частиц НЕ и НИ.

РД

     

62

16. Предлог.

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

К

     

63

Контрольный словарный диктант № 4

Правописание производных предлогов.

КД

     

64

17. Союзы и союзные слова.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов. Морфологический разбор союзов.

К

     

65

Правописание союзов и союзных слов.

СДО

     

66

Контрольная работа № 4. Итоговая контрольная работа.

КД

     

67

Р/Р Культура речи.

Т

     

68

Р.Р. Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту.

Т

     

69

         

70

         

 

3.Календарно-тематическое планирование 10 б класса

Тема

Вид контроля

Дата по плану

Дата факт.

Коррекция

и причины

коррекции

           

1

1.Введение.

Слово о русском языке.

       
 

2.Лексика.

       

2

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова

Т

     

3

Р.Р. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

К Т

     

4

Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, их употребление.

Общеупотребительная лексика и имеющая ограниченную сферу употребления.

К Т

     

5

Фразеология, лексикография.

К Т

     

6

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

КАТ

     

7

Контрольная работа № 1. Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

ИК

     

8

Диктант по теме «Лексика».

ОД

     

9

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Звуки и буквы.

К

     

10

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями.

К

     
 

4. Морфемика и словообразование.

 

       

11

Состав слова. Морфемный анализ слова.

МР

     

12

Способы словообразования.

МР

     

13

Словообразовательный разбор. Формообразование.

МР

     

14

Контрольная работа №2 по теме «Морфемика и словообразование»

ИК

     
 

5. Морфология и орфография.

       

15

Принципы русской орфографии.

ОС

     

16

Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова.

ОС КАТ

     
           

17

Чередующиеся гласные в корне слова.

СДО

     

18

Чередующиеся гласные в корне слова.

Контрольный словарный диктант № 1.

КД

     

19

Употребление гласных после шипящих и ц

РД

     

20

Правописание непроизносимых согласных.

СДО

     

21

Правописание звонких, глухих и двойных согласных.

СДО

     

22

Правописание гласных и согласных в приставках

СДО

     

23

Приставки пре-, при-.

РД

     

24

Приставки пре-, при-.

СДО

     
           

25

Гласные И и Ы после приставок Контрольный словарный диктант № 2

ОД

     

26

Употребление твердого и мягкого знаков.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса.

РД

     

27

Р.Р. Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту.

К

     

28

Контрольная работа №3 по теме «Орфография»

ИК

     

29

Анализ контрольной работы.

ОС

     

30

Р/Р. Текст как речевое произведение.

СТ

     

31

Р/Р. Смысловая и композиционная целостность текста.

КАТ

     

32

Части речи.

6. Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных.

КАТ

     

33

Морфологический разбор имен существительных.

ПК

     

34

Правописание падежных окончаний имен существительных.

ОД

     

35

Гласные в суффиксах имен сущ.

ОД

     

36

Правописание сложных имен существительных.

ОД

     

37

7. Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи.

Качественные прилагательные. Прилагательные относительные и притяжательные.

Т

     

38

Степени сравнения имен прилагательных

ОС Т

     

39

Морфологический разбор имен прилагательных

       

40

Правописание окончаний имен прилагательных.

ОД

     

41

Правописание суффиксов прил.

ОД

     

42

Н и НН в суффиксах прилагательных.

СОД

     

43

8.Имя числительное.

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор числительных.

К

     

44

Особенности склонения имен числительных.

Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.

К

     

45

9. Местоимение.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Значение, стилистические, грамматические особенности употребление местоимений. Морфологический разбор местоимений.

К

     

46

Правописание местоимений.

СДО

     

47

10. Глагол.

Глагол как часть речи.

Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола.

КАТ

     

48

Правописание глаголов.

СДО

     

49

11. Причастие.

Причастие как особая форма глагола.

КАТ

     

50

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

К

     

51

Правописание суффиксов причастий.

ОД

     

52

Н и НН в суф. причастий и отглагольных прилагательных.

РД

     

53

Н и НН в суф. причастий и отглагольных прилагательных. Контрольный словарный диктант № 3.

КД

     

54

12. Деепричастие.

Депричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий.

КАТ

     

55

Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

К

     

56

13. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морофологический разбор наречий.

КАТ

     

57

Правописание наречий.

ОД

     

58

14. Слова категории состояния.

Грамматические особенности слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.

КАТ

     

59

Р.Р.Анализ текста.

КАТ

     

60

15. Частицы.

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц.

К

     

61

Слитное и раздельное написание частиц .

Различение на письме частиц НЕ и НИ.

РД

     

62

16. Предлог.

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

К

     

63

Контрольный словарный диктант № 4

Правописание производных предлогов.

КД

     

64

17. Союзы и союзные слова.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов. Морфологический разбор союзов.

К

     

65

Правописание союзов и союзных слов.

СДО

     

66

Контрольная работа № 4. Итоговая контрольная работа.

КД

     

67

Р/Р Культура речи.

Т

     

68

Р.Р. Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту.

Т

     

69

         

70

         

 

СДО – словарный диктант обучающий

ОД – орфографический диктант

РД – распределительный диктант

СТ – составление текста

Т - тест

ОС – осложненное списывание

ПК – предварительный контроль

ИК – итоговый контроль

ПК – периодический контроль

К - карточки

ПР – проверочная работа

СТ – составление текста

ОС – осложненное списывание

МР – морфемный разбор

КАТ – комплексный анализ текста

ПР – пунктуационный разбор

ТО – тест обучающий

4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

проводить разные виды языкового разбора;

опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;

грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

эффективно использовать языковые единицы в речи;

соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Критерии оценки

«Нормы оценки…» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знания полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал..Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Критерии оценивания работы учащихся

Оценка сочинений и изложений.

Оценка

Основные критерии оценки

 

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5..Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая,

или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические,

и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии

орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные

ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных

ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии

орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и

7 пунктуационных ошибок,

или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок,

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок,

а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имеется более 7 орфографических,

7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

П р и м е ч а н и я.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа к учебнику «Русский язык .10-11 классы» Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.:ООО»ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 16 с.

ГольцоваН.Г., Шамшин И.В.. Русский язык. 10-11 классы Учебник для общеобразовательных учреждений.-4-е изд. –М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. -304с.

БудниковаН.Н.,ДмитриеваТ.Г.Поурочные разработки по русскому языку: 10-11.-М.:ВАКО, 2009.-288с.-(В помощь школьному учителю).

ГольцоваН.Г., Шамшин И.В.. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя/ Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина.-5-е изд., испр.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. -464с.

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011: Русский язык/авт.-сост.А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова.-М.:АСТ: Астрель, 2011. -191с.(ФИПИ)

Сенина Н.А. Русский язык.Подготовка к ЕГЭ 2011: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина.-Ростовн/Дону: Легион, 2011. -511с.-(Готовимся к ЕГTU”)/

ЕГЭ 2007: Русский язык: сборник заданий/С.И.Львова, И.П.Цыбулько.-М.:Просвещение, Эксмо,2007.-192с.

Комментарии
Комментариев пока нет.