Рабочая программа по русскому языку в 11 классе по УМК Н.Г. Гольцовой
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5»
г. Железногорска Курской области
Рассмотрено на заседании МО ________/Н.Г.Киселева/ ФИО Протокол № от « 25 » августа 2015 г. |
Согласовано на научно-методическом совете ________ / М.А.Соболева/ Протокол № от « 26» августа 2015 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказ №1-277 от « 1 » сентября 2015 г. Директор лицея № 5 ____________ / Н.И. Агеева / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
среднего общего образования
для 11 класса
(базовый уровень)
на 2015 – 2016 учебный год
Содержание программы
I.Пояснительная записка……………………………………………...1
II. Требования к уровню подготовки учащихся…………………….2
III. Учебно-тематический план………………………………………3
IV. Содержание учебного предмета…………………………………3
V. Развёрнутое календарно-тематическое планирование………….6
VI. Материально-техническое обеспечение программы………….12
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой
(Учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2013)
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся. Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом лицея на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н.Г.Гольцовой.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии, трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Изучаемый в 11 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста, изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания тестовой части, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится синтаксическому разбору, трудностям орфоэпии и орфографии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.
Изучение предмета способствует решению следующих задач: развитие всех видов речевой деятельности; формирование общеучебных умений и навыков. Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности обучающихся.
II.Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
Учащиеся должны уметь:
Осуществлять речевой самоконтроль; использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников;
Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования навыков самообразования и самовоспитания
III. Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение |
2 |
2 |
Словосочетание |
2 |
3 |
Предложение |
1 |
4 |
Простое предложение |
3 |
5 |
Простое осложненное предложение |
23 |
6 |
Сложное предложение |
19 |
7 |
Предложение с чужой речью |
7 |
8 |
Культура речи и стилистика |
2+18 |
Итого 68
IV. Содержание учебного предмета «Русский язык» 11 класс (68 часов)
Введение (2 часа)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание (2 часа)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение (1час)
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
Простое предложение (3 часа)
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение (23 часа)
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Знаки препинания' при вставных конструкциях
Знаки препинания при междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью (7 часов)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи (2 часа)
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи. Норма литературного языка.
Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические,
Словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика (18 часов)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Анализ текстов разных стилей и жанров.
V. Развёрнутое календарно-тематическое планирование (Русский язык: учебник для 10-11класса общеобразовательных учреждений: Авторы: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин – М.: Русское слово , 2013. )
№ урока |
Тема урока |
Оборудование |
Вводимые понятия |
Формы контроля |
Домашнее задание |
Дата |
|
План |
Факт |
||||||
Синтаксис и пунктуация |
|||||||
1. |
Синтаксис и пунктуация |
Таблица |
№327 |
||||
2. |
Знакомство с инструкцией по проведению ЕГЭ |
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016 |
Фронтал. |
Вариант №16 |
|||
3. |
Основные принципы русской пунктуации. |
Учебник §66 |
Принципы русской пунктуации |
Груп |
Вариант № 17 |
||
Словосочетание |
|||||||
4. |
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. |
§67-68 |
Виды синтаксической связи. |
Индивид |
Написание сочинения |
||
5. |
Трудные вопросы постановки знаков препинания . |
Таблица |
Фронтал. |
№ 343 |
|||
6. |
Предложение. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. |
Схемы |
Классификация предложений |
Груп |
№ 349 |
||
7.
|
Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов |
§69-70 |
Нормативное построение |
Фронтал. |
№ 356 |
||
8. |
Входная диагностика. Тестирование. |
Тесты |
Индивидуал. |
Вариант № 18 |
|||
9. |
Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске. |
Индивидуал. |
Вариант № 19 |
||||
10. |
Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. |
Таблица |
Фронтал. |
№ 359 |
|||
11. |
Виды предложений по структуре. |
§73 |
Виды предложений по структуре. |
Групп. |
№ 370 |
||
12 |
Систематизация сведений о видах СП и пунктуация в них. |
Таблица |
Фронтал. |
№ 438 |
|||
13, 14, 15 |
Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксическая синонимия и её роль в предложении. Постановка тире в простом предложении. |
§74-78 |
Синтаксическая синонимия |
Групп. |
№ 357 №381 №388 |
||
16, 17, 18 |
Пробный ЕГЭ. |
Тесты |
Индивидуал. |
Индивидуал. |
Вариант №19 |
||
Простое осложнённое предложение |
Фронтал. |
||||||
19. |
Простое осложнённое предложение |
Таблица |
Групп. |
№ 362 |
|||
20. |
Однородные члены предложения. |
§79,80 |
Групп. |
№ 372 |
|||
21. |
Знаки препинания при однородных членах, соединенных парными союзами. |
§82-83 |
Фронтал. |
Вариант №20 |
|||
22. |
Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
§84 |
Групп. |
№ 376 |
|||
23. |
Обособленные и необособленные определения, приложения. |
§85 §86 |
Обособление |
Групп. |
№ 380 |
||
24. |
Обособление обстоятельств и дополнений, способы их выражения. |
§87 §88 |
Фронтал. |
№ 385 |
|||
25. |
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. |
§89 |
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. |
Групп. |
№ 404 |
||
26. |
Знаки препинания при сравнительном обороте |
§90 |
Фронтал. |
№ 343 |
|||
27. |
Знаки препинания при обращении. |
§91 |
Групп. |
№ 415 |
|||
28. |
Вводные слова. Основные группы вводных слов по значению. |
§92 |
Групп. |
№ 422 |
|||
29. |
Междометия. Утвердительные отрицательные, вопросительные слова. |
§93 |
Фронтал. |
№ 430 |
|||
30. |
Индивидуальные консультации по теме «Трудные случаи пунктуации» |
Тесты |
Индивидуал. |
Вариант №21 |
|||
31. |
Зачет по КИМам ЕГЭ |
Индивидуал. |
|||||
II полугодие |
|||||||
32. |
Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. |
§94 |
Виды сложных предложений |
Групп. |
№ 441 |
||
33. |
Знаки препинания в ССП. Трудные случаи пунктуации в ССП. |
§95 |
Фронтал. |
№ 448 |
|||
34. |
Сложноподчинённое предложение. Виды придаточных предложений. |
§96 |
СПП |
Групп. |
№ 451 |
||
35. |
Знаки препинания в СПП. |
§96 |
|||||
36-37. |
Виды подчинительной связи в СПП: однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение. |
§97 |
Однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинен |
Фронтал. |
№ 453 № 455 |
||
38-39. |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
§98 |
БСП |
Групп. |
№ 460 |
||
40-41. |
Сложные предложения с разными видами связи. |
§99 |
Фронтал. |
№ 468 |
|||
42-43. |
Контрольная работа по типу ЕГЭ: часть А, В |
Тесты |
Вариант № 22 |
||||
Предложения с чужой речью |
|||||||
44 |
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно прямая речь. |
§100 |
Несобственно прямая речь. |
Групп. |
№ 480 |
||
45. |
Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. |
§101 |
Фронтал. |
№ 484 |
|||
46. |
Период. Знаки препинания в периоде. |
Период |
Групп. |
Вариант №23 |
|||
47. |
Диалог. Знаки при диалоге. |
§102 |
Групп. |
Вариант № 24 |
|||
48. |
Цитата. Знаки препинания при цитатах. Способы цитирования. Эпиграф и его оформление. |
§103 |
Цитирование |
Групп. |
№ 485 |
||
49. |
Сочетание знаков препинания. Авторская пунктуация. |
§104-106 |
Авторская пунктуация |
Групп. |
№ 489 |
||
50, 51. |
Факультативные знаки препинания. Повторение и обобщение Фронтал.изученного материала. |
Схемы |
Факультативные знаки препинания |
Фронтал. |
№ 488 |
||
52, 53 |
Тестирование. Контрольная работа по типу ЕГЭ: часть А, В,С |
Тесты |
Индивидуал. |
||||
II. Культура речи |
|||||||
54. |
Культура речи как раздел науки о языке. |
§107-109 |
Групп. |
№ 504 |
|||
55. |
Качества хорошей речи. |
§110 |
Качества хорошей речи |
Групп. |
№ 507 |
||
III. Стилистика |
|||||||
56. |
Стилистика как раздел науки о языке. |
Словари |
Стилистика |
Групп. |
№536 |
||
57. |
Функциональные стили речи и их особенности. |
§111-115 |
Фронтал. |
№ 541 |
|||
58, 59. |
Анализ текста: стиль, тип речи, тема, идея, позиция автора. |
§116 |
Групп. |
№ 542 |
|||
60, 61, 62, 63, 64-66 |
Итоговое повторение: Фонетика и орфография Лексика и орфография Морфемика и словообразование Морфология и орфография |
Словари |
Фронтал. |
Варианты №№ 25 -30 |
|||
67 68 |
Контрольное тестирование |
Тесты |
Индивидуал. |
||||
69-70 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
Словари |
Индивидуал. |
VI. Материально-техническое обеспечение программы
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2012
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2011
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2013
Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2012
Компакт-диски «Уроки русского языка КиМ» (5 – 9 классы)
Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КИМ, 2013»
Цыбулько И.П., Львова С.И. «Подготовка к ЕГЭ» 2013год
Л.И.Пучкова ЕГЭ Русский язык. Типовые тесты и задания. М.-2013 год
Интернет ресурсы: edu.ru, Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm, http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГэ