Рабочая программа по русскому языку (10 класс, УМК Н. Г. Гольцова)
1. Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой. Данная программа рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся. Преподавание ведется по учебнику: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2010 г.
На изучение русского языка в 10 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю на 35 учебных недель.
Форма контроля |
|
Контрольная работа (в том числе и тестирование) |
4 |
Сочинения |
5 |
В тематическое планирование рабочей программы изменений не внесено. В тематическое планирование включены часы на проведение промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Срок реализации программы – 2018 – 2019 учебный год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к знаниям, умениям и навыкам
Учащиеся 10 класса
должны знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
должны владеть:
коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
3. Содержание учебного предмета, курса
Введение (2 ч.)
Слово о русском языке. Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Лексика. Фразеология. (11 ч.)
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексический анализ текста с решением тестовых задач.
Фонетика. Графика. (4 ч.)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударения. Орфоэпические нормы современного русского языка.
Морфемика и словообразование.
Состав слова (6 ч.)
Состав слова. Система морфем русского языка.
Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования
Словообразовательный разбор слова. Формообразование
Орфография (10 ч.)
Принципы русской орфографии.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-.
Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв. Правила переноса.
Морфология (34 ч.)
Имя существительное (5 ч.)
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы имен существительных.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Имя прилагательное (5 ч.)
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных.
Имя числительное (3 ч.)
Имя числительное как часть речи.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение (2 ч.)
Местоимение как часть речи..
Правописание местоимений.
Глагол и его формы (8 ч.)
Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола.
Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Деепричастие как глагольная форма.
Наречие (2 ч.)
Наречие как часть речи.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния.
Служебные части речи (9 ч.)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог. Правописание производных предлогов.
Союз. Правописание союзов.
Частицы. Правописание частиц.
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Итоговое повторение и контроль (3 ч.)
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов на изучение |
Дата |
|
По плану |
По факту |
|||
Введение (2 ч.) |
||||
1. |
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. |
1 |
||
2. |
Литературный язык как высшая форма существования национального языка. |
1 |
||
Лексика. Фразеология. (11 ч.) |
||||
3. |
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. |
1 |
||
4. |
Изобразительно-выразительные средства русского языка. |
1 |
||
5. |
Омонимы и их употребление в речи. |
1 |
||
6. |
Паронимы и их употребление в речи. |
1 |
||
7. |
Синонимы, антонимы и их употребление в речи. |
2 |
||
8. |
Происхождение лексики современного русского языка. |
1 |
||
9. |
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. |
1 |
||
10. |
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. |
1 |
||
11. |
Контрольная работа №1 по теме «Лексика, фразеология, лексикография». |
1 |
||
12. |
Р.р. Стили речи. |
1 |
||
Фонетика. Графика. Орфоэпия. (4 ч.) |
||||
13. |
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. |
1 |
||
14. |
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударения. |
1 |
||
15. |
Проверочная работа по теме «Фонетика, графика, орфоэпия». |
1 |
||
16. |
Р.р. Сочинение-рассуждение. |
1 |
||
Морфемика и словообразование. Состав слова (6 ч.) |
||||
17. |
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. |
1 |
||
18. |
Словообразование. Основные способы словообразования. |
2 |
||
19. |
Формообразование. Основные способы формообразования в русском языке. |
1 |
||
20. |
Проверочная работа по теме «Словообразование и формообразование». |
1 |
||
21. |
Р.р. Сочинение-рассуждение. |
1 |
||
Орфография (10 ч.) |
||||
22. |
Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. |
1 |
||
23. |
Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. |
1 |
||
24. |
Правописание чередующихся гласных в корне слова. |
1 |
||
25. |
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц. |
1 |
||
26. |
Правописание звонких, глухих согласных. |
1 |
||
27. |
Правописание гласных в приставках. Приставки ПРЕ -и ПРИ- |
1 |
||
28. |
Гласные И и Ы после приставок. |
1 |
||
29. |
Употребление прописных букв. Правила переноса слов. |
1 |
||
30. |
Употребление Ъ и Ь. |
1 |
||
31. |
Р.р. Сочинение-рассуждение. |
1 |
||
Морфология (33 часа) |
||||
32. |
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор существительного. |
1 |
||
33. |
Правописание падежных окончаний имен существительных. |
1 |
||
34. |
Гласные в суффиксах имен существительных. |
1 |
||
35. |
Правописание сложных имен существительных. |
1 |
||
36. |
Р.р. Сочинение-рассуждение. |
1 |
||
37. |
Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор прилагательного. |
1 |
||
38. |
Правописание окончаний имен прилагательных. |
1 |
||
39. |
Правописание суффиксов имен прилагательных. |
1 |
||
40. |
Правописание Ни НН в суффиксах имен прилагательных. |
1 |
||
41. |
Правописание сложных имен прилагательных. |
1 |
||
42. |
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор числительного. |
1 |
||
43. |
Правописание имен числительных. Склонение имен числительных. |
1 |
||
44. |
Употребление имен числительных в речи. |
1 |
||
45. |
Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. |
1 |
||
46. |
Правописание местоимений. Употребление в речи. |
1 |
||
47. |
Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. |
1 |
||
48. |
Правописание глаголов. |
2 |
||
49. |
Причастие как глагольная форма. Образование причастий. |
1 |
||
50. |
Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. |
1 |
||
51. |
Р.р. Сочинение-рассуждение. |
1 |
||
52. |
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. |
1 |
||
53. |
Правописание деепричастий. Синтаксические нормы употребления деепричастий. |
1 |
||
54. |
Наречие как часть речи. Правописание наречий. |
1 |
||
55. |
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. |
1 |
||
56. |
Слова категории состояния. |
1 |
||
57. |
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. |
1 |
||
58. |
Правописание предлогов |
1 |
||
59. |
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. |
1 |
||
60. |
Правописание союзов. |
1 |
||
61. |
Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. |
1 |
||
62. |
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. |
1 |
||
63. |
Правописание частицы НЕ с разными частями речи. |
1 |
||
64. |
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. |
1 |
||
65. |
Итоговое повторение |
1 |
||
66. |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
||
67. |
Анализ контрольной работы. |
1 |