12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Galiev Irek25
Россия, Башкирская респ.

 РУССКИЙ язык. 10 КЛАСС (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образо­вания, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразо­вательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 35 часов

(1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику:

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Голь­цова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
  • развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о рус­ском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемысли­тельного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимает­ся сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различ­ные действия, в том числе и речевые.

Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способно­стей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обуче­ния предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделиро­вать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст­ной и письменной речи);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского народа;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устное и письменные высказывания с точ­ки зрения языкового оформления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения;
  • извлекать необходамую информацию из различных источников;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати­ческие нормы современного русского языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современнфго русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения;
  • использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки уст­ного и письменного текста.

В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографиче­ской зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторе­ние орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами Литературного языка, способного выражать свои мысли и чувст­ва в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Программа рассчитана на 35 часов, в том числе для проведения:

  • практических работ - 3 часа;
  • работ по развитию речи - 2 часа;
  • контрольных работ - 3 часа.

Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно- методическому комплекту:

  1. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Рус­ское слово, 2010.
  2. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10—11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Ми- щерина. - М.: Русское слово, 2009.
  3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: темати­ческое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
  4. Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ : учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2008.
  5. Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2008.
  6. Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцо­ва, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009.
  7. Меркин, Б. Г. Русский язык : подготовка к ЕГЭ : дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2008.
  8. Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденева ; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.

Учебные пособия:

  1. Граудина, Л. К. Риторика и'стилистика : учебное пособие для 10-11 классов общеобразо- ват. учреждений / Л. К. Граудина, М. А. Мищерина, Н. Н. Соловьева. - М.: Русское слово, 2007.
  2. Потемкина, Т. В. Русский язык. 10-11 классы : программа элективных курсов / Т. В. По­темкина, С. В. Сабурова. - М.: Русское слово, 2006.
  3. Смирнова, Л. Г. Культура русской речи : программа элективного курса / Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2007.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Русский язык в школе : журн. - 2007. - № 5.
  2. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Ма- люшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  3. Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2008.
  4. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая, тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  5. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  6. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  7. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  8. Мазнева, О. А Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания : пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М.: Дрофа, 2008.
  9. Дунаев, А. И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / А. И. Ду­наев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. - СПб.: САГА : Азбука-классика, 2008.
  10. Козловская, М. В. Русский язык. Анализ текста : пособие для подготовки к Единому госу­дарственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.
  11. Единый государственный экзамен. 2008, 2009. Русский язык. Учебно-тренировочные ма­териалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор ИСОП. - М.: Интеллект-центр, 2009.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использо­вание следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. Русский язык : электронный репетитор (система обучающих тестов). 1Л1Ь : www.gmcit.murmansk.ni/text/bit/1998/32/4/htm

2. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. ЦЩ-: www.labirint.ru/software/135117/

3. Репетитор «Русский язык» (школьный курс). 1Л1Ь : www.edunews.ru

4. Единый государственный экзамен : Русский язык. 2007-2008 : электронное учебное посо­бие. - 1 электрон, диск (СD-ROM).

5. Репетитор по русскому языку. 2008: электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (СD-ROM).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

* Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

Элементы дополнитель­ного содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Слово о русском языке

1

Комбини­

рованный

Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и меж­национальном общении

Принципы выбора и организации язы­ковых средств в со­ответствии со сфе­рой, ситуацией и условиями рече­вого общения

Знать: некоторые осо­бенности развития рус­ского языка; что такое речь, формы речи, рече­вая ситуация.

Уметь: оперировать тер­минами при анализе язы­кового явления.

Иметь представление о социальной сущности языка

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

     

Лексика. Фразеология. Лексикография (6 часов)

2

Слово и его зна­чение. Одно­значность и мно­гозначность. Изобразительно­выразительные средства русско­го языка

1

Комбини­

рованный

Лексическая система русского языка. Систе­матизация изученного ранее по теме «Одно­значные и многозначные слова. Прямое и пере­носное значение. Мета­фора, метонимия, синек­доха». Формирование умения различать прямое и переносное значения слов; сравнивать статьи в толковом словаре, оп­ределять значение мно­гозначного слова, соот­ветствующее ситуации; пользоваться толковым словарем

Понятие метафора, метонимия, синек­доха: создание соб­ственных метафор, передача содержа­ния информации адекватно постав­ленной цели (сжа­то, полно, выбо­рочно)

Знать: смысл понятий речь устная и письмен­ная; монолог, диалог, сфера и ситуация речево­го общения, однозначные и многозначные слова. Уметь: определять пря­мое и переносное значе­ния слов, значение много­значного слова, соответ­ствующее ситуации; пользоваться толковым словарем; осуществлять речевой самоконтроль

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

Составле­ние пред­ложений с использо­ванием изучаемой языковой единицы

   

1

2

3

4

5

6

7

8

. 9

10

п

3

Р/р. Практиче­ская работа. Лин­гвистический анализ текста

1

Урок кон­троля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, уме­ний, навыков

Развернутое обос­нование своей по­зиции с приведени­ем системы аргу­ментов

Знать: особенность тек­стов по стилю и типу. Уметь: отмечать стиле­вые черты, языковые средства текста; аргумен­тированно анализировать текст; проводить линг­вистический анализ тек­стов различных стилей

Тренинг,

практикум

     

4

Смысловые от­ношения между словами:сино­нимы, антонимы, омонимы, паро­нимы. Работа со словарями

1

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Формирование умения определять смысловые отношения между слова­ми, синонимы, антони­мы, омонимы, паронимы, их значение в контексте, отличие омонимов, па­ронимов от многознач­ных слов, определение стилистической окраски синонимов

Анализ, выбор, ис­пользование выра­зительных средств лексики

Знать: специфику смыс­ловых отношений между словами.

Уметь: определять сино­нимы, антонимы, омони­мы, паронимы, их значе­ние в контексте

Конструи­

рование

пред­

ложений

Комплекс­ный анализ текста

   

5

Происхождение лексики совре­менного русско­го языка. Лекси­ка общеупотре­бительная и лек­сика, имеющая ограниченную сферу употреб­ления. Употреб­ление устарев-

1

Комбини­

рованный

Русская лексика с точки зрения сферы ее упот­ребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая разговор­но-бытовая и книжная лексика. Русская лексика с точки зрения ее проис­хождения: (исконно

Анализ, выбор, ис­пользование выра­зительных средств лексики; передача содержания инфор­мации адекватно поставленной цели (сжато, полно, вы­борочно)

Знать: сферы употребле­ния русской лексики, по­нятие заимствованные слова, пути проникнове­ния заимствованных слов в язык и речь.

Уметь: определять заим­ствованные слова в тек­сте, уместно употреблять заимствованные слова в речи; извлекать инфор-

Конструи­

рование

пред­

ложений

     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

 

шей лексики и неологизмов

   

русские слова, старосла­вянизмы, заимствован­ные слова)

 

мацию из различных ис­точников, свободно поль­зоваться лингвистиче­скими словарями, спра­вочной литературой

 

   

6

Фразеология. Употребление фразеологизмов. Работа со слова­рями

1

Комбини­

рованный

к

Русская фразеология. Крылатые слова, посло­вицы и поговорки. Нор­мативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стили­стическими свойствами. Лексическая и стилисти­ческая синонимия

Крылатые слова, их происхождение

Знать: понятие фразео­логизмы.

Уметь: определять фра­зеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов

Конструи­

рование

пред­

ложений

Комплекс­ный анализ текста

   

7

Р/р. Лексический анализ текста с решением тес­товых задач (де­моверсия ЕГЭ

2009: А2, АН, АЗО, В8)

1

Урок кон­троля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, уме­ний, навыков

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяснение орфо­граммы

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии

Тренинг,

практикум

Анализ и разбор контроль-, ной рабо­ты. Работа над ошиб­ками

   

Фонетика. Орфоэпия. Орфография (2 часа)

8

Обобщающее по­вторение фоне­тики, графики, орфоэпии, орфо­графии. Фонети­ческий разбор слова. Чередова­ние звуков

1

Комбини­

рованный

Понятия фонема, откры­тый и закрытый слоги. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихо­творной речи. Основные нормы современного

Выразительные средства русской фонетики. Благо­звучие речи, звуко­пись как изобрази­тельные средства

Знать: основные орфо­граммы, изученные ранее. Уметь: соблюд ать в прак­тике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого об­щения основные прокз-

Беседа, проблем­ные зада­ния

Составле­ние пред­ложений с использо­ванием изучаемой языковой единицы.

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

       

литературного произно­шения и ударения в рус­ском языке. Выразитель­ные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изо­бразительные средства

 

носительные, лексиче­ские, грамматические нормы современного рус­ского языка; производить орфографический и фоне­тический разбор

 

Демовер­сия 2012: А13, А14

   

9

Орфоэпические нормы современ­ного русского языка. Работа со словарями. Решение грамма­тических задач в тестовой и др. формах

1

Комбини­

рованный

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы совре­менного литературного произношения и ударе­ния в русском языке

Роль ударения в стихотворной речи

Уметь: соблюдать в прак­тике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого об­щения основные произ­носительные, лексиче­ские, грамматические нормы современного рус­ского языка

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

Тестовые задания типа А1

   

Морфемика и словообразование (3 часа)

10

Повторение. Мор­фемика и слово­образование. Корневые и аф­фиксальные морфемы. Мор­фемный анализ слова. Работа со словарями

1

Комбини­

рованный

Понятие морфема. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы

Выбор и организа­ция языковых средств в соответ­ствии с темой, це­лями, сферой и си­туацией общения

Знать: виды морфем (ко­рень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в мор­фемах, основные способы образования слов.

Уметь: применять зна­ния по морфемике и сло­вообразованию в практи­ке правописания; запом­нить: для слов с чере­дующимися гласными нельзя использовать пра­вило проверки безугар­ных гласных

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

Комплекс­ный анализ текста

   

1

2

3

4

5 .

6

7

8

9

10

и

11

Словообразова­тельные модели. Словообразова­тельный разбор слова. Формооб­разование

1

Комбини­

рованный

Основные способы сло­вообразования. Морфо­логические и неморфоло­гические способы слово­образования. Словообра­зовательный разбор

Применение зна­ний по морфемике и словообразова­нию в практике правописания

Знать: виды морфем (ко­рень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в мор­фемах, основные способы образования слов.

Уметь: производить мор­фемный и словообразова­тельный анализ слов

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

     

12

Речеведческий анализ текста

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Язык и речь. Основные требования к речи (пра­вильность, точность, выразительность, уме­стность употребления языковых средств). Ана­лиз художественного и научно-популярного текста

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности язы­ка; создание тек­стов разных стилей и жанров

Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать его струк­туру и языковые особен­ности; осуществлять ре­чевой самоконтроль; оце­нивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недо­четы и исправлять их; со­вершенствовать и редак­тировать собственные тексты

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

Комплекс­ный анализ текста

 

-

Морфология и орфография (22 часа)

13

Принципы рус­ской орфографии

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Общее грамматическое значение, грамматиче­ские формы и синтакси­ческие функции частей речи. Нормативное упот­ребление форм слова. Принципы русской ор­фографии. Морфологиче­ский разбор частей речи

Изобразительно­выразительные возможности мор­фологических форм

Знать: языковые едини­цы, проводить различные виды их анализа.

Уметь: соблюдать в прак­тике письма основные правила орфографии и пунктуации

«*

Коммен­тирован­ное пись­мо. Само­стоятель­ная работа

     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

14

Правописание безударных и че­редующихся гласных в корне слова

1

Комбини­

рованный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописа­нием безударных и чере­дующихся гласных в корне слов

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяснение орфо­граммы

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать язы­ковые единицы, прово­дить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основ­ные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов

Тренинг,

практикум

     

15

Правописание гласных после шипящих и ц

1

Комбини­

рованный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописа­нием гласных после ши­пящих и ц

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяснение орфо­граммы

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать язы­ковые единицы, прово­дить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основ­ные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов

Тренинг,

практикум

     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

16

Правописание звонких и глухих согласных в кор­не слова. Право­писание двойных согласных

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения

Анализ текста и устного высказы­вания *

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунк­туационные).

Уметь: применять изу­ченные правила, пользо­ваться определенными способами по их приме­нению

Работа с дефор­мирован­ным тек­стом

Комплекс­ный анализ текста

   

17

Контрольный

диктант

1

Урок кон­троля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, уме­ний, навыков

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяснение орфо­граммы

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии

Тренинг,

практикум

Анализ и разбор контроль­ного дик­танта. Ра­бота над ошибками

   

18

Р/р. Текст как речевое произве­дение. Смысло­вая и композици­онная целост­ность текста

1

Комбини­

рованный

Текст, его строение и виды, преобразования текста

Отражение в пись­менной форме ре­зультатов своей деятельности

Знать: признаки текста и его функционально­смысловых типов. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять ре­чевой самоконтроль; оце­нивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические 'и речевые ошибки, недо­четы и исправлять их; со­вершенствовать и редак­тировать собственные тексты ■*

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

Комплекс­ный анализ текста: Демовер­сия 2012: А6, А7, А27, А28.

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

19

Р/р. Практиче­ская работа. Со­держательно- композиционный анализ текста

1

Комбини­

рованный

Язык и речь. Основные требования к речи (пра­вильность, точность, выразительность, уме­стность употребления языковых средств). Ана­лиз художественного и научно-популярного текстов

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности язы­ка, создание тек­стов разных стилей и жанров

Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять ре­чевой самоконтроль; оце­нивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недо­четы и исправлять их; со­вершенствовать и редак­тировать собственные тексты

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

Комплекс­ный анализ текста. Демовер­сия 2012: А27, А28, В7

   

20

Правописание приставок. Глас­ные ы, и после приставок

1

Комбини­

рованный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с Правописа­нием приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.)

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяснение орфо­граммы

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать язы­ковые единицы, проводить различные виды их ана­лиза; соблюдать в прак­тике письма основные правила орфографии; со­ставлять словарный дик­тант на повторяемые ор­фограммы; решать учеб­ные задачи на основе за­данных алгоритмов

Тренинг,

практикум

     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

21

Контрольный

диктант

1

Урок кон­троля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяснение орфо­граммы

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии

Тренинг,

практикум

Анализ и разбор контроль­ного дик­танта. Ра­бота над ошибками

   

22

Систематизация знаний о частях речи. Морфоло­гические нормы

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Общее грамматическое значение, грамматиче­ские формы и синтакси­ческие функции частей речи. Нормативное упот­ребление форм слова. Принципы русской ор­фографии. Морфологи­ческий разбор частей речи

Изобразительно­выразительные возможности мор­фологических форм

Знать: языковые едини­цы, различные виды их анализа.

Уметь: соблюдать в прак­тике письма основные правила орфографии и пунктуации; проводить анализ языковых единиц

Коммен­тирован­ное пись­мо. Само* стоятель- ная работа

     

23

Имена. Склоняе­мые части речи (имена сущест­вительные, при­лагательные, числительные). Морфологиче­ские нормы

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Систематизация ранее изученного об именах существительных, при­лагательных, числитель­ных; углубление понятия о роли имен в речи, фор­мирование умения обос­новывать выбор падеж­ных окончаний склоняе­мых частей речи; опре­деление синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении

Работа с различны­ми словарями

Знать: общее граммати­ческое значение, морфо­логические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи. Уметь: находить скло­няемые части речи в тек­сте, определять их син­таксическую роль в пред­ложении

* .

Фронталь­ный опрос. Самостоя­тельная работа

     

1

2

3

4

5

б

7 .

8

9

10

и

24

Правописание склоняемых час­тей речи. Право­писание сложных имен существи­тельных и прила­гательных

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Совершенствование на­выка применения основ­ных типов орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах, порядка действий при решении орфографиче­ских задач

Отработка навыка грамматических разборов. Состав­ление слов по за­данным схемам, различение форм одного и того же слова

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: применять изу­ченные правила, пользо­ваться определенными способами их примене­ния; соблюдать в практи­ке письма основные пра­вила орфографии; состав­лять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте приме­ры изученных орфограмм

Тематиче­ский дик­тант .

Комплекс­ный анализ текста

   

25

Именительный и родительный падежи множест­венного числа некоторых суще­ствительных мужского рода. Орфоэпические и морфологиче­ские нормы

1

Комбини­

рованный

Грамматические и сло­вообразовательные нор­мы современного рус­ского литературного языка; их описание и за­крепление в словарях, учебниках, справочниках

Отражение в пись­менной форме ре­зультатов своей деятельности. Со­здание письменных и устных высказы­ваний. Анализ ис­пользования, оцен­ка языковых явле­ний и фактов с точ­ки зрения норма­тивности, соответ­ствия сфере и си­туации общения

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунк­туационные).

Уметь: применять изу­ченные правила, пользо­ваться определенными способами их применения

4

Словар­ный дик­тант

Комплекс­ный анализ текста

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

26

Р/р. Функцио- нально-смысло- вые типы речи. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая ра­бота. Типологи­ческий анализ текста-рассуж­дения

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Функциональные разно­видности языка (книж­ный и разговорный), функ­циональные стили (науч­ный, публицистический, официально-деловой); язык художественной литературы. Функцио­нально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Сфера употребления, ти­пичные ситуации речево­го общения, задачи речи; языковые средства, ха­рактерные для текста- рассуждения

Умение редактиро­вать текст в соот­ветствии с речевой ситуацией

Знать: признаки текста и его функционально- смысловых типов (пове­ствование, описание, рас­суждение); функциональ­ные стили (научный, пуб­лицистический, офици­ально-деловой); язык ху­дожественной литературы. Уметь: свободно, пра­вильно излагать свои мысли в устной и пись­менной форме в соответ­ствии с ситуацией рече­вого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, со­вершенствовать и редак­тировать собственный текст

Работа с дефор­мирован­ным тек­стом

     

27

Местоимение как лексико-грам­матическая кате­гория. Правопи­сание местоиме­ний. Морфологи­ческие нормы

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Систематизация ранее изученного о местоиме­нии, углубление понятия о роли местоимений в речи, формирование умения определять син­таксическую роль место­имения в предложении

Умение редактиро­вать текст, устра­нять повторы

Знать: общее граммати­ческое значение, морфо­логические признаки и синтаксическую роль местоимений, парадигму личных местоимений, орфограмму-пробел (ме­стоимение с предлогом, частицей).

Уметь: находить место­имения в тексте, опреде­лять их синтаксическую роль в предложения

Фронталь­ный опрос. Самостоя­тельная работа

     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

28

Глагол. Грамма­тические катего­рии русского гла­гола. Правописа­ние личных окончаний и суф­фиксов глаголов. Морфологиче­ские нормы

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Систематизация ранее изученного о глаголе, углубление знаний (осо­бенности функциониро­вания глаголов в речи), отработка умения пра­вильно писать личные окончания и суффиксы глаголов

Лексическое значе­ние глаголов-ис­ключений, их мор­фемный состав

Знать: общее граммати­ческое значение, морфо­логические признаки и синтаксическую роль глагола.

Уметь: находить глаго­лы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; опреде­лять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; различать по вопросу личную и не­определенную формы глагола

Фронталь­ный опрос. Самостоя-' тельная работа

     

29

Глагольные фор­мы - причастие и деепричастие

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Систематизация ЗУН по теме «Глагольные формы - причастие и деепричастие», углуб­ление знаний (особенно­сти функционирования глагольных форм в речи), отработка умения пра­вильно употреблять гла­гольные формы в речи

Обобщение сведе­ний о предложении, сравнение интона­ции простого пред­ложения, ничем не осложненного, и осложненного причастным и дее­причастным обо­ротами

Знать: общее граммати­ческое значение, морфо­логические признаки и синтаксическую роль причастия и дееприча­стия, орфографию при­частия и деепричастия. Уметь: применять изу­ченные орфографические правила; использовать изученную часть речи в устной и письменной практике

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

Комплекс­ный анализ текста

   

30

Значение и упот­ребление, право­писание причас­тий и дееприча­стий

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Совершенствование на­выка применения основ­ных типов орфограмм и пунктограмм причас­тия и деепричастия,

Отработка навыка грам матических разборов. Состав- лкние слов по за­данным схемам,

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Тематиче­ский дик­тант

Комплекс­ный анализ текста

   

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

и

       

изученных в 7-8 классах, порядка действий при решении орфографиче­ских и пунктуационных задач

различение форм одного и того же слова

Уметь: применять изу­ченные правила, пользо­ваться определенными способами их примене­ния; соблюдать в практи­ке письма основные пра­вила орфографии; состав­лять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте приме­ры на изученные орфо­граммы '

 

#

   

31

Наречия и нареч­ные сочетания. Морфемный и словообразова­тельный разбор наречий. Слова категории со­стояния

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Систематизация ранее изученного о наречии, углубление знаний (осо­бенности функциониро­вания наречий в речи)

Связи глагола и на­речия, непроверяе­мые написания на­речия «ближнего пространства»; ха­рактерные призна­ки текстов разного стиля

Знать: общее граммати­ческое значение, морфо­логические признаки и синтаксическую роль наречий.

Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Фронталь­ный опрос. Самостоя­тельная работа

Упражне­ния по вы­бору учи­теля с уче­том уровня обученно­сти уча­щихся класса. Демовер­сия 2012: А17, А18

   

32

Служебные части речи

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Систематизация ранее изученного о служебных частях речи: углубление знаний о роли предлогов и союзов как средств связи слов и предложе­ний в тексте, углубление знаний о роли частиц

Создание письмен­ных высказываний. Выбор и использо­вание выразитель­ных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Знать: общее граммати­ческое значение, морфо­логические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи. Уметь: находить служеб­ные части речи в тексте, определять их синтакди-

Фронталь­ный опрос. Самостоя­тельная работа

Составле­ние пред­ложений с использо­ванием изучаемой языковой единицы.

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

       

и междометий в речи, особенности правописа­ния предлогов и частиц с самостоятельными час­тями речи

 

ческую роль в предло­жении

Демовер­сия 2012: А17,18

   

33

Правописание служебных час­тей речи (произ­водных предлогов, союзов и частиц)

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Совершенствование на­выка применения основ­ных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах, порядка действий при решении орфографиче­ских задач

Отработка навыка грамматических разборов. Состав­ление слов по за­данным схемам, различение форм одного и того же слова

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изу­ченные правила, пользо­ваться определенными способами их примене­ния; соблюдать в практи­ке письма основные пра­вила орфографии; состав­лять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте приме­ры на изученные орфо­граммы

Тематиче­ский дик­тант

Комплекс­ный анализ текста

   

34

Итоговое повторение

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Систематизация всего изученного

     

Тестовые задания

   

35

Контрольный диктант. Тест

1

Урок кон­троля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, уме­ний, навыков

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяснение орфо­граммы

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии

Тренинг,

практикум

Анализ и разбор контроль­ного дик­танта. Ра­бота над ошибками

   


 

РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образо­вания, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразо­вательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику:

-Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Голь­цова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личноетно ориентированного подхода к обучению:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношениям языку как к духовной ценности, средству общения;
  • развитие и сов ершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о рус­ском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемысли­тельного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимает­ся сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различ­ные действия, в том числе и речевые.

Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способно­стей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обуче­ния предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделиро­вать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст­ной и письменной речи);
  • информационные (умете осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
  • организационные (умете формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского народа;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точ­ки зрения языкового оформления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо:

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати­ческие нормы современного русского языка;
  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; *
  4. соблюдать нормы речевого поведения;
  5. использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографиче­ской зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторе­ние орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувст­ва в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Программа рассчитана на 34 часа, в том числе для проведения;

работ по развитию речи - 5 часов;

контрольных работ - 2 часа.

Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно­методическому комплекту;

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Рус­ское слово, 2010.

Гольцова, Н, Г. Русский язык. 10-11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Ми- щерина. - М.: Русское слово, 2009.

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: темати­ческое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ : учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2008.

Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.; Русское слово, 2008.

Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009.

Меркин, Б. Г. Русский язык ; подготовка к ЕГЭ : дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2008.

Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденева ; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.

Учебные пособия:

Граудина, Л. К. Риторика и стилистика : учебное пособие для 10-11 классов общеобразо- ват. учреждений / Л. К. Граудина, М. А. Мищерина, Н. Н. Соловьева. - М.: Русское слово, 2007.

Потемкина, Т. В. Русский язык. 10-11 классы : программа элективных курсов / Т. В. По­темкина, С. В. Сабурова. - М.: Русское слово, 2006.

Смирнова, Л. Г. Культура русской речи : программа элективного курса / Л. Г. Смирнова. - М. .' Русское слово, 2007.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации дан­ной программы:

Русский язык в школе : журн. - 2007. - № 5.

Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Ма- люшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.

Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь / К. А. Войлова. - М. : Дрофа, 2008.

Антонова, С. В. Русский язык: задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008. *

Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена : рабочай тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.

Антонова, С. В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.

Антонова, С. В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.

Мазнева, О. А. Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания : пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М.: Дрофа, 2008.

Дунаев, А. И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / А. И. Ду­наев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. - СПб.: САГА: Азбука-классика, 2008.

Козловская, М. В. Русский язык. Анализ текста : пособие для подготовки к Единому госу­дарственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.

Единый государственный экзамен. 2008, 2009. Русский язык. Учебно-тренировочные ма­териалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор ИСОП. - М.: Интеллект-центр, 2009.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использо­вание следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1. Русский язык : электронный репетитор (система обучающих тестов). иКЬ : www.gmcit.murmansk.ni/text/bit/1998/32/4/htm

2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009.1Л1Ь : www.labirint.ru/software/135117/

Репетитор «Русский язык» (школьный курс). ШЬ: www.edunews.ru

Единый государственный экзамен : Русский язык. 2007-2008 : электронное учебное посо­бие. - 1 электрон, диск (СБ-КОМ).

Репетитор по русскому языку. 2008: электронное учебное пособие. - 1 электрон, двсж (СБ-КОМ),

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

' Элементы дополни­тельного содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Общие сведения о языке (1 час)

1

Из истории рус­ского языкозна­ния (раздел учеб­ника). Групповая работа с текста­ми об ученых- лингвистах

1

Урок объ­яснения нового ма­териала

Предмет лингвистики. Общественная приро­да и функции языка, его внутренняя структу­ра, закономерности его функционирования и исторического разви­тия; классификации кон­кретных языков

Комплексный ана­лиз текста

Знать: основные едини­цы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать язы­ковые единицы, прово­дить различные виды их анализа

Фронталь­ный опрос. Самостоя­тельная работа

Стилисти­ческий ана­лиз текста

   

Стилистика. Функциональные стили (5 часов)

2

Специфика на­учного стиля (на основе рабо­ты с текстом упр. 550)

1

Комбини­

рованный

Сфера употребления, ти­пичные ситуаций рече­вого общения, задачи ре­чи, языковые средства, характерные для научно­го стиля

Умение редактиро­вать текст в соот­ветствии с речевой ситуацией

Знать: признаки текста и его функционально­смысловых типов (пове­ствование, описание, рас­суждение); функциональ­ные стили (научный, пуб­лицистический, офици- ально-деловой), язык ху­дожественной литературы. Уметь: свободно, пра­вильно излагать свои мысли в устной и пись­менной форме, в соответ­ствии с ситуацией рече­вого общения, задачами *

речи; соблюдать нормы

Работа с дефор­мирован­ным тек­стом

Стилисти­ческий ана­лиз текста

   

3

Специфика офи­циально-делового стиля. Практиче­ская работа по составлению до­кументов

1

Комбини­

рованный

Сфера употребления, ти­пичные ситуации рече­вого общения, задачи ре­чи, языковые средства, характерные для офици­ально-делового стиля. Особенности работы по составлению доку­ментов

Умение редактиро­вать текст в соот­ветствии с речевой ситуацией

Работа с дефор­мирован­ным тек­стом

Составле­ние доку­ментов (заявление, докладная записка, информа­ционное письмо и т. п.)

   

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

11

           

построения текста, со­вершенствовать и редак­тировать собственный текст

       

4

Особенности на- учно-популяр- ного, публици­стического сти­лей. Стилистиче­ский анализ тек­стов (на основе работы с текста­ми упр. 559-561)

1

Комбини­

рованный

Лексические, граммати­ческие, композицион­ные признаки научно- популярного, публици­стического стилей, язы­ковые средства эмоцио­нального воздействия на читателя

Создание собствен­ных текстов в за­данном стиле

Знать; признаки научно- популярного, публици­стического стилей. Уметь: находить в тек­сте признаки научно- популярного, публици­стического стилей

Работа с дефор­мирован­ным тек- стом

Анализ публици­стического текста в формате ЕГЭ.

Демовер­сия 2009: А28-А30, часть В

   

5

Особенности стиля художест­венной литерату­ры. Текст и его признаки. Ана­лиз текста

1

Комбини­

рованный

Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобрази­тельно-выразительные средства, эстетическая функция языка

Понятие эстетиче­ского, выявление в анализируемом произведении язы­ковых средств, пе­редающих эстети­ческое содержание. Совершенствова­ние навыков напи­сания текстов раз­личной стилисти­ческой направлен­ности

Знать: основные призна­ки художественного сти­ля, признаки текста и его функционально-смысло­вых типов (повествова­ние, описание, рассужде­ние); основные нормы русского литературного языка.

Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степе­нью свернутости (план, пересказ, изложение)

Беседа, проблем­ные за­дания

Комплекс­ный анализ текста (на основе работы с упр. 569)

   

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

и

6

Комплексный анализ текста с творческим за­данием

1

Урок кон­троля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков

Развернутое обос­нование своей по­зиции с приведени­ем системы аргу­ментов

Знать: особенность тек­стов по стилю и типу. Уметь: отмечать стиле­вые черты, языковые средства текста; аргумен­тированно анализировать текст; проводить лин­гвистический анализ тек­стов различных стилей

Тренинг,

практикум

     

Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного в 5-10 классах (28 часов)

7

Основные прин­ципы русской пунктуации

1

Комбини­

рованный

Три основных направле­ния в истории русской пунктуации (логическое, синтаксическое, инто­национное). Три принци­па русской пунктуации (формально-граммати- ческий, погически-смы- словой, интонационный). Функции знаков препи­нания

Объяснение изу­ченного на само­стоятельно подоб­ранных примерах

Иметь представление

о системе правил поста­новки знаков препинания. Знать: основные виды пунктограмм.

Уметь: применять в прак­тике письма пунктуаци­онные нормы современ­ного русского литератур­ного языка

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

Упражне­ния по вы­бору учите­ля с учетом уровня обу­ченности учащихся класса; п. 64

   

8

Словосочетание как синтаксиче­ская единица. Виды синтакси­ческой связи

'1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Повторение и углубле­ние сведений о словосо­четании; подбор сино­нимов; виды связи слов в словосочетаниях. Предложение как основ­ная единица языка; сред­ство выражения мысли

Строение и грамма­тическое значение словосочетаний. Конструирование словосочетаний с заданным видом связи, синонимия словосочетаний

Знать: строение слово­сочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь: вычленять сло­восочетание из предло­жения; подбирать сино­нимичные словосочета­ния как средство вырази­тельности речи; делать разбор словосочетаний

Самостоя­тельная работа. Словар­ный дик­тант

Решение тестовых задач. Демовер­сии 2008, 2009: ВЗ

 

\

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

9-

10

Простое предло­жение как син­таксическая еди­ница. Классифи­кация предложе­ний. Простое предложение. Предложения повествователь­ные, вопроси­тельные, побуди­тельные, воскли­цательные. Пред­ложения двусос­тавные и односо­ставные. Непол­ные предложения

2

Комбини­

рованный

Предложение как мини­мальное речевое выска­зывание. Виды предло­жений по цели высказы­вания и эмоциональной окраске. Виды предло­жений по составу грам­матической основы и на­личию второстепенных членов предложения, по­нятие односоставного предложения

Конструирование предложений, обос­нование постановки знаков препинания

Знать: основные едини­цы языка, их признаки. Уметь: осознавать пред­ложение как минималь­ное речевое высказыва­ние; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художествен­ными текстами изучае­мых литературных про­изведений

Коммен­тирован­ное пись­мо. Само­стоятель­ная работа

Практиче­ская работа (на основе упр. 386, 387).

Демоверсия 2009: В4

 

-

11

Главные члены предложения. Тире между под­лежащим и ска­зуемым. Синтак­сический разбор простого пред­ложения

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правиль­ное согласование со ска­зуемым. Способы выра­жения сказуемого. Прие­мы различения разных типов сказуемого в зави­симости от выражения в них лексического и грам­матического значений

Способы выраже­ния подлежащего. Опознавание ска­зуемого в предло­жениях с пропу­щенным глаголом- связкой

Знать: основные едини­цы языка, их признаки. Уметь: находить подле­жащее в предложении, определять способ его выражения; согласовы­вать подлежащее со ска­зуемым, различать ска­зуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамма­тического значений;сти­листически различать

О

простые и составные гла­гольные сказуемые;

Трениро­вочное уп­ражнение. Коммен­тирован­ное письмо

Упражне­ния по вы­бору учите­ля с учетом уровня обу­ченности учащихся класса; п. 66, 67. Демоверсия 2009: А8

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

           

определять способы вы­ражения именной части составного именного ска­зуемого; определять роль сказуемых различных ти­пов в изучаемом произ­ведении, находить и вы­писывать предложения с различными типами сказуемых

,

     

12

Р/р. Текст. Прие­мы сжатия тек­ста. Развитие умений сжатия текста научного или публицисти­ческого стилей

1

Урок раз­витая речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, пози­ция автора. Коммента­рий. Аргумент. Способы аргументирования

Умение написать сочинение

Знать: признаки текста и его функционально­смысловых типов (пове­ствование, описание, рас­суждение).

Уметь: свободно, пра­вильно излагать свои мысли в устной и пись­менной форме; соблю­дать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собст­венный текст

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

Демоверсия 2009: А27

   

13

Р/р. Текст. Ком­позиция автор­ского текста. Ви­ды связи пред­ложений в тексте

1

Урок раз­вития речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, пози­ция автора. Способы свя­зи предложений в тексте

Расширение круга используемых язы­ковых и речевых средств; создание устных и письмен­ных монологиче­ских высказываний в учебно-научной сфере общения

Стилисти­ческий ана­лиз текста; п. 69

   

14-

15

Предложения с однородными членами. Знаки препинания меж­ду однородными членами.

2

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Совершенствование на­выка правильной поста­новки знаков препина­ния; составление схемы предложения с однород­ными членами

Пунктуация при повторяющихся союзах. Случаи от­сутствия запятой перед союзом как

Знать: правила поста­новки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь: правильно "“ста­вить знаки препинания

Коммен­тирован­ное пись­мо. Сло­варный диктант.

Решение тестовых задач. Де­моверсия 2009: А19, А22;

   

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

м

 

Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами

       

при однородных членах, связанных союзами; опре­делять стилистическую окраску союзов в пред­ложении с однородными членами

Работа с учеб­ником. Самостоя­тельная работа

п. 72-74

   

16

Р/р. Развитие умений самостоя­тельной работы с текстом. Опре­деление темы, идеи, проблема­тики текста

1

Урок раз­вития речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, пози­ция автора

Умение написать сочинение

Знать: признаки текста и его функционально­смысловых типов (пове­ствование, описание, рас­суждение).

Уметь: свободно, пра­вильно излагать свои мысли в устной и пись­менной форме; соблю­дать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собст­венный текст

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

Демоверсии 2009: А 27, А28, А29, часть С

   

17

Р/р. Способы определения ав­торской позиции. Выражение соб­ственного отно­шения к автор­ской позиции в тексте и его ар­гументация. Ти­пы аргументов

1

Урок раз­вития речи

\

Основная мысль, пози­ция автора. Аргумент. Способы аргументиро­вания

Умение написать сочинение

Демоверсии 2009: А 27, А28, А29, часть С

   

18-

19

Предложения с обособленными членами. Обособ­ление определе­ний. Построение оборотов с рас­пространенными

2

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Закрепление и система­тизация знаний по теме «Обособленные и уточ­няющие члены предло­жения». Совершенство­вание навыка правиль­ной постановки знаков препинания

Синтаксический разбор предложений с обособленными и уточняющими членами

Знать: правила поста­новки знаков препинания в предложениях с обо­собленными и уточняю­щими членами.

Уметь: применять изу­ченные правила при ре­шении грамматических

Работа с учебни­ком. Объ­яснитель­ный дик­тант. Сло­варный диктант

Демоверсия 2009: А20, А26; п. 75, 76

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

 

определениями, выраженными причастиями и прилагатель­ными

       

задач; производить син­таксический и пунктуа­ционный разборы; ис­пользовать разнообраз­ные конструкции в связ­ной речи

       

20

Обособленные приложения и дополнения. Знаки препинания

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Закрепление и система­тизация знаний по теме «Обособленные прило­жения и дополнения». Совершенствование на­выка правильной поста­новки знаков препинания

Синтаксический разбор предложе­ний с обособлен­ными приложения­ми и дополнениями

Знать: правила поста­новки знаков препинания в предложениях с обо­собленными и уточняю­щими членами.

Уметь: применять изу­ченные правила при ре­шении грамматических задач; производить син­таксический и пунктуа­ционный разборы; ис­пользовать разнообраз­ные конструкции в связ­ной речи

Работа с учебни­ком. Объ­яснитель­ный дик- тант. Сло­варный диктант

Решение тестовых задач; п. 77

   

21

Обособление об­стоятельств, вы­раженных дее­причастиями.

Грамматическая норма. Обособ­ление обстоя­тельств, выра­женных сущест­вительными

' 1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Закрепление и система­тизация знаний по теме «Обособленные обстоя­тельства». Грамматиче­ские нормы построения предложений с деепри­частными оборотами. Совершенствование на­выка правильной постав­ки знаков препинания

Синтаксический разбор предложе­ний с обособлен­ными обстоятель­ствами

Знать: грамматические нормы построения пред­ложений с деепричаст­ными оборотами, правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с обособленными чле­нами.

Уметь: применять изу­ченные правила при ре­шении грамматических задач; производить син-

Работа с учебни­ком. Объ­яснитель­ный дик- тант. Сло­варный диктант

Упражне­ния по вы­бору учите­ля с учетом уровня обу­ченности учащихся класса; п. 78.

Демоверсия

2009:А4,А5

 

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

           

таксический и пунктуа­ционный разборы; ис­пользовать разнообраз­ные конструкции в связ­ной речи

       

22

Знаки препина­ния в предложе­ниях со сравни­тельными оборо­тами

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Закрепление и система­тизация знаний по теме «Сравнительный обо­рот». Грамматические нормы построения пред­ложений со сравнитель­ными оборотами. Совершенствование на­выка правильной постав­ки знаков препинания

Синтаксический разбор предложе­ний со сравнитель­ными оборотами

Знать: грамматические нормы построения пред­ложений с деепричаст­ными оборотами, правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с обособленными членами. Уметь: применять изу­ченные правила при ре­шении грамматически?: задач; производить син­таксический и пунктуа­ционный разборы; ис­пользовать разнообраз­ные конструкции в связ­ной речи

Работа с учебни­ком. Объ­яснитель­ный дик­тант. Сло­варный диктант

Демоверсии 2009: А 27, А28, А29, часть С

 

23

Р/р. Сочинение на морально- этическую тему по заданному тексту

1

Урок раз­вития речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, пози­ция автора. Аргумент. Способы аргументиро­вания

Умение написать сочинение

Знать: признаки текста и его функционально­смысловых типов (пове­ствование, описание, рас­суждение).

Уметь: свободно, пра­вильно излагать свои ^ысли в устной и пись­менной форме; соблю­дать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собст­венный текст

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

24

Вводные слова, вводные предло­жения и встав­ные конструк­ции. Обращения. Междометия в составе пред­ложения. Слова- предложения да и нет

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Понятие вставной конст­рукции. Вводные слова. Обращения. Совершен­ствование умения пра­вильной постановки зна­ков препинания

Предложения с междометиями и словами да, нет

Знать: основные едини­цы языка, их признаки; вводные слова и предло­жения как средство вы­ражения субъективной оценки высказывания. Уметь: находить в ху­дожественных произве­дениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разбо­ры этих предложений

Коммен­

тированное

письмо.

Трениро­

вочные

упраж­

нения

Демоверсия 2009: А21; п. 81, 82

   

25

Тест в формате ЕГЭ

1

Урок кон­троля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков

Классификация ошибок, анализ и самоконтроль

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии и пунк­туации

Тренинг,

практикум

Анализ и разбор теста. Ра­бота над ошибками

   

26

Сложное пред­ложение. Слож­носочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в сложносочи­ненном предло­жении

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда), расширение знаний уча­щихся о сложносочинен­ном предложении (о сою­зах и их значениях в этих предложениях). Класси­фикация сложносочи­ненных предложений

Создание текста определенного функционально­смыслового типа

Знать: основные груп­пы ССП по значению союзам.

Уметь: объяснять поста­новку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунк­туационный разбор *

Беседа, проблем­ные за­дания

Комплекс­ный анализ текста; п. 83

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

       

по характеру союза и зна­чению (три группы ССП). Закрепление знаний о смысловых отношени­ях в сложносочиненном предложении. Знакомст­во с теоретическими све­дениями о знаках препи­нания в сложносочинен­ном предложении, со­вершенствование пунк­туационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП

           

27

Сложноподчи­ненное предло­жение (СПП). Сложноподчи­ненное предло­жение с одним придаточным. Синонимия сложноподчи­ненных предло­жений и предло­жений с прича-' стным и деепри­частными оборо­тами

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Углубление понятия о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строении сложноподчиненных предложений, способах разграничения союзов и союзных слов. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении, закрепле­ние сведений о строении СПП. Совершенствова­ние навыка нахождения в предложении указатель­ного слова. Синтаксиче­ская синонимия как ис­точник богатства и выра­зительности русской речи

Различие между подчинительными союзами и союз­ными словами

Знать: отличительные признаки СПП, средства связи главного предло­жения с придаточным. Уметь: правильно ста­вить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответст­вии с этим вид Придаточ­ного; находить слово,

К которому относится придаточное предложе­ние, и задавать от него вопрос

*

Беседа, проблем­ные за­дания

Комплекс­ный анализ текста; п. 84,85

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

28

Сложноподчи­ненные предло­жения с несколь­кими придаточ­ными. Недочеты и ошибки в по­строении слож­ноподчиненных предложений

1

Комбини­

рованный

Систематизация и углуб­ление знаний о СПП с несколькими прида­точными. Виды подчи­нения, знаки препинания между однородными придаточными, соеди­ненными союзом и, или, либо, да (=и)

Конструирование предложений, обос­нование постановки знаков препинания

Уметь: различать СПП с однородным, парал­лельным и последова­тельным подчинением, составлять схемы, произ­водить синтаксический разбор

Беседа, проблем­ные за­дания

Комплекс­ный анализ текста

   

29

Бессоюзное сложное предло­жение (БСП). Знаки препина­ния в бессоюз­ном сложном предложении

1

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Основные признаки бессоюзных сложных предложений, условия постановки знаков пре­пинания в бессоюзном предложении, прием сравнения БСП с сино­нимичными ССП и СПП. Сопоставление синони­мичных конструкций, работа над особенностя­ми интонации сложных бессоюзных предложе­ний, их ролью в речи

Сравнение бессо­юзных предложе­ний с синонимич­ными конструк­циями

Знать: основные призна­ки БСП, правила поста­новки знаков препинания, выразительные возмож­ности БСП.

Уметь: соблюдать в прак­тике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи

Беседа, проблем­ные за­дания

Комплекс­ный анализ текста

   

30-

31

Сложные пред­ложения с раз­ными видами связи. Период. Знаки препина­ния в периоде. Обобщение изу­ченного о слож­ном предложении

2

Комбини­

рованный

Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и под­чинительной связью. Сложные предложения с разными видами связи. Знакомство с понятием период и алгоритмом синтаксического разбора СП с разными видами связи

Синтаксический разбор сложного предложения

Знать: отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Уметь: правильно ставить знаки препинания в дан­ных предложениях

Беседа, проблем­ные зада­ния

Упражне­ния по вы­бору учите­ля с учетом уровня обу­ченности учащихся класса

   

1

2

3

4

5

6

7 .

8

9

10

п

32

Оформление на письме пря­мой речи и диа­лога. Разные спо­собы оформле­ния на письме цитат

1

Комбини­

рованный

Формирование пунктуа­ционных навыков при употреблении предложе­ний с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалога. Основные способы ци­тирования. Цитирование поэтического текста, час­тичное цитирование

Конструирование

предложений

Знать: правила поста­новки знаков препинания. Уметь: находить подоб­ные предложения в тек­сте, объяснять знаки пре­пинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конст­рукции

Тренинг,

практикум

Оформ­ление на письме прямой ре­чи и диало­га. Разные способы оформле­ния цитат на письме

   

33-

34

Тест в формате ЕГЭ

2

Урок кон­троля ЗУН

Определение уровня изученного материала Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков

Классификация ошибок, анализ и самоконтроль

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии и пунк­туации

Тренинг,

практикум

Анализ и разбор теста. Ра­бота над ошибками

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.