Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса (Гольцова)
РУССКИЙ язык. 10 КЛАСС (базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 35 часов
(1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику:
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
- развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского народа;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы языка, их признаки;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устное и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения;
- извлекать необходамую информацию из различных источников;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современнфго русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения;
- использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами Литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Программа рассчитана на 35 часов, в том числе для проведения:
- практических работ - 3 часа;
- работ по развитию речи - 2 часа;
- контрольных работ - 3 часа.
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно- методическому комплекту:
- Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2010.
- Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10—11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Ми- щерина. - М.: Русское слово, 2009.
- Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
- Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ : учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2008.
- Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2008.
- Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009.
- Меркин, Б. Г. Русский язык : подготовка к ЕГЭ : дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2008.
- Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденева ; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.
Учебные пособия:
- Граудина, Л. К. Риторика и'стилистика : учебное пособие для 10-11 классов общеобразо- ват. учреждений / Л. К. Граудина, М. А. Мищерина, Н. Н. Соловьева. - М.: Русское слово, 2007.
- Потемкина, Т. В. Русский язык. 10-11 классы : программа элективных курсов / Т. В. Потемкина, С. В. Сабурова. - М.: Русское слово, 2006.
- Смирнова, Л. Г. Культура русской речи : программа элективного курса / Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2007.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
- Русский язык в школе : журн. - 2007. - № 5.
- Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Ма- люшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2008.
- Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая, тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.
- Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.
- Антонова, С. В. Русский язык : задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.
- Антонова, С. В. Русский язык : задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.
- Мазнева, О. А Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания : пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М.: Дрофа, 2008.
- Дунаев, А. И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / А. И. Дунаев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. - СПб.: САГА : Азбука-классика, 2008.
- Козловская, М. В. Русский язык. Анализ текста : пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.
- Единый государственный экзамен. 2008, 2009. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор ИСОП. - М.: Интеллект-центр, 2009.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Русский язык : элwww.gmcit.murmansk.ni/text/bit/1998/32/4/htm ектронный репетитор (система обучающих тестов). 1Л1Ь :
2. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. ЦЩ-: www.labirint.ru/software/135117/
3. Репетитор «Русский язык» (школьный курс). 1Л1Ь : www.edunews.ru
4. Единый государственный экзамен : Русский язык. 2007-2008 : электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (СD-ROM).
5. Репетитор по русск
ому языку. 2008: электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (СD-ROM).ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
* Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы минимального содержания образования |
Элементы дополнительного содержания образования |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Слово о русском языке |
1 |
Комбини рованный |
Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении |
Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения |
Знать: некоторые особенности развития русского языка; что такое речь, формы речи, речевая ситуация. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка |
Организация совместной учебной деятельности |
|||
Лексика. Фразеология. Лексикография (6 часов) |
||||||||||
2 |
Слово и его значение. Однозначность и многозначность. Изобразительновыразительные средства русского языка |
1 |
Комбини рованный |
Лексическая система русского языка. Систематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха». Формирование умения различать прямое и переносное значения слов; сравнивать статьи в толковом словаре, определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем |
Понятие метафора, метонимия, синекдоха: создание собственных метафор, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
Знать: смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения, однозначные и многозначные слова. Уметь: определять прямое и переносное значения слов, значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем; осуществлять речевой самоконтроль |
Организация совместной учебной деятельности |
Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
. 9 |
10 |
п |
3 |
Р/р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста |
1 |
Урок контроля ЗУН |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов |
Знать: особенность текстов по стилю и типу. Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументированно анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей |
Тренинг, практикум |
|||
4 |
Смысловые отношения между словами:синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Работа со словарями |
1 1 |
Урок систематизации ЗУН |
Формирование умения определять смысловые отношения между словами, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте, отличие омонимов, паронимов от многозначных слов, определение стилистической окраски синонимов |
Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики |
Знать: специфику смысловых отношений между словами. Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте |
Конструи рование пред ложений |
Комплексный анализ текста |
||
5 |
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устарев- |
1 |
Комбини рованный |
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая разговорно-бытовая и книжная лексика. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: (исконно |
Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики; передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
Знать: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи; извлекать инфор- |
Конструи рование пред ложений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
шей лексики и неологизмов |
русские слова, старославянизмы, заимствованные слова) |
мацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой |
— |
|||||||
6 |
Фразеология. Употребление фразеологизмов. Работа со словарями |
1 |
Комбини рованный |
к Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия |
Крылатые слова, их происхождение |
Знать: понятие фразеологизмы. Уметь: определять фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов |
Конструи рование пред ложений |
Комплексный анализ текста |
||
7 |
Р/р. Лексический анализ текста с решением тестовых задач (демоверсия ЕГЭ 2009: А2, АН, АЗО, В8) |
1 |
Урок контроля ЗУН |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии |
Тренинг, практикум |
Анализ и разбор контроль-, ной работы. Работа над ошибками |
||
Фонетика. Орфоэпия. Орфография (2 часа) |
||||||||||
8 |
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. Чередование звуков |
1 |
Комбини рованный |
Понятия фонема, открытый и закрытый слоги. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного |
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительные средства |
Знать: основные орфограммы, изученные ранее. Уметь: соблюд ать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого общения основные прокз- |
Беседа, проблемные задания |
Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительные средства |
носительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор |
Демоверсия 2012: А13, А14 |
||||||||
9 |
Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. Решение грамматических задач в тестовой и др. формах |
1 |
Комбини рованный |
Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке |
Роль ударения в стихотворной речи |
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка |
Организация совместной учебной деятельности |
Тестовые задания типа А1 |
||
Морфемика и словообразование (3 часа) |
||||||||||
10 |
Повторение. Морфемика и словообразование. Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Работа со словарями |
1 |
Комбини рованный |
Понятие морфема. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы |
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения |
Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; запомнить: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безугарных гласных |
Организация совместной учебной деятельности |
Комплексный анализ текста |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 . |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
11 |
Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Формообразование |
1 |
Комбини рованный |
Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор |
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания |
Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь: производить морфемный и словообразовательный анализ слов |
Организация совместной учебной деятельности |
|||
12 |
Речеведческий анализ текста |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Язык и речь. Основные требования к речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Анализ художественного и научно-популярного текста |
Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка; создание текстов разных стилей и жанров |
Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать его структуру и языковые особенности; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты |
Организация совместной учебной деятельности |
Комплексный анализ текста |
- |
|
Морфология и орфография (22 часа) |
||||||||||
13 |
Принципы русской орфографии |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи |
Изобразительновыразительные возможности морфологических форм |
Знать: языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации •«* |
Комментированное письмо. Самостоятельная работа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
п |
14 |
Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова |
1 |
Комбини рованный |
Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слов |
Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы |
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов |
Тренинг, практикум |
|||
15 |
Правописание гласных после шипящих и ц |
1 |
Комбини рованный |
Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после шипящих и ц |
Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы |
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов |
Тренинг, практикум |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
16 |
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения |
Анализ текста и устного высказывания * |
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению |
Работа с деформированным текстом |
Комплексный анализ текста |
||
17 |
Контрольный диктант |
1 |
Урок контроля ЗУН |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии |
Тренинг, практикум |
Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками |
||
18 |
Р/р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста |
1 |
Комбини рованный |
Текст, его строение и виды, преобразования текста |
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности |
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические 'и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты ■* |
Организация совместной учебной деятельности |
Комплексный анализ текста: Демоверсия 2012: А6, А7, А27, А28. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
19 |
Р/р. Практическая работа. Содержательно- композиционный анализ текста |
1 |
Комбини рованный |
Язык и речь. Основные требования к речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Анализ художественного и научно-популярного текстов |
Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров |
Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты |
Организация совместной учебной деятельности |
Комплексный анализ текста. Демоверсия 2012: А27, А28, В7 |
||
20 |
Правописание приставок. Гласные ы, и после приставок |
1 |
Комбини рованный |
Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с Правописанием приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.) |
Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы |
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов |
Тренинг, практикум |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И |
21 |
Контрольный диктант |
1 |
Урок контроля ЗУН |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии |
Тренинг, практикум |
Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками |
||
22 |
Систематизация знаний о частях речи. Морфологические нормы |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи |
Изобразительновыразительные возможности морфологических форм |
Знать: языковые единицы, различные виды их анализа. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; проводить анализ языковых единиц |
Комментированное письмо. Само* стоятель- ная работа |
|||
23 |
Имена. Склоняемые части речи (имена существительные, прилагательные, числительные). Морфологические нормы |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Систематизация ранее изученного об именах существительных, прилагательных, числительных; углубление понятия о роли имен в речи, формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний склоняемых частей речи; определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении |
Работа с различными словарями |
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи. Уметь: находить склоняемые части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении * . |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 . |
8 |
9 |
10 |
и |
24 |
Правописание склоняемых частей речи. Правописание сложных имен существительных и прилагательных |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах, порядка действий при решении орфографических задач |
Отработка навыка грамматических разборов. Составление слов по заданным схемам, различение форм одного и того же слова |
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры изученных орфограмм |
Тематический диктант . |
Комплексный анализ текста |
||
25 |
Именительный и родительный падежи множественного числа некоторых существительных мужского рода. Орфоэпические и морфологические нормы |
1 |
Комбини рованный |
Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка; их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках |
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Создание письменных и устных высказываний. Анализ использования, оценка языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения |
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения ■4 |
Словарный диктант |
Комплексный анализ текста |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И |
26 |
Р/р. Функцио- нально-смысло- вые типы речи. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Функциональные разновидности языка (книжный и разговорный), функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой); язык художественной литературы. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи; языковые средства, характерные для текста- рассуждения |
Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией |
Знать: признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой); язык художественной литературы. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
Работа с деформированным текстом |
|||
27 |
Местоимение как лексико-грамматическая категория. Правописание местоимений. Морфологические нормы |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Систематизация ранее изученного о местоимении, углубление понятия о роли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении |
Умение редактировать текст, устранять повторы |
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, парадигму личных местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, частицей). Уметь: находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложения |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
28 |
Глагол. Грамматические категории русского глагола. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Морфологические нормы |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Систематизация ранее изученного о глаголе, углубление знаний (особенности функционирования глаголов в речи), отработка умения правильно писать личные окончания и суффиксы глаголов |
Лексическое значение глаголов-исключений, их морфемный состав |
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Уметь: находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; различать по вопросу личную и неопределенную формы глагола |
Фронтальный опрос. Самостоя-' тельная работа |
|||
29 |
Глагольные формы - причастие и деепричастие |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Систематизация ЗУН по теме «Глагольные формы - причастие и деепричастие», углубление знаний (особенности функционирования глагольных форм в речи), отработка умения правильно употреблять глагольные формы в речи |
Обобщение сведений о предложении, сравнение интонации простого предложения, ничем не осложненного, и осложненного причастным и деепричастным оборотами |
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия и деепричастия, орфографию причастия и деепричастия. Уметь: применять изученные орфографические правила; использовать изученную часть речи в устной и письменной практике |
Организация совместной учебной деятельности |
Комплексный анализ текста |
||
30 |
Значение и употребление, правописание причастий и деепричастий |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, |
Отработка навыка грам матических разборов. Состав- лкние слов по заданным схемам, |
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). |
Тематический диктант |
Комплексный анализ текста |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
изученных в 7-8 классах, порядка действий при решении орфографических и пунктуационных задач |
различение форм одного и того же слова |
Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные орфограммы ' |
# |
|||||||
31 |
Наречия и наречные сочетания. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Систематизация ранее изученного о наречии, углубление знаний (особенности функционирования наречий в речи) |
Связи глагола и наречия, непроверяемые написания наречия «ближнего пространства»; характерные признаки текстов разного стиля |
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса. Демоверсия 2012: А17, А18 |
||
32 |
Служебные части речи |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Систематизация ранее изученного о служебных частях речи: углубление знаний о роли предлогов и союзов как средств связи слов и предложений в тексте, углубление знаний о роли частиц |
Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи. Уметь: находить служебные части речи в тексте, определять их синтакди- |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
и междометий в речи, особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи |
ческую роль в предложении |
• |
Демоверсия 2012: А17,18 |
|||||||
33 |
Правописание служебных частей речи (производных предлогов, союзов и частиц) |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах, порядка действий при решении орфографических задач |
Отработка навыка грамматических разборов. Составление слов по заданным схемам, различение форм одного и того же слова |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные орфограммы |
Тематический диктант |
Комплексный анализ текста |
||
34 |
Итоговое повторение |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Систематизация всего изученного |
Тестовые задания |
|||||
35 |
Контрольный диктант. Тест |
1 |
Урок контроля ЗУН |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии |
Тренинг, практикум |
Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками |
РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС (базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику:
-Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личноетно ориентированного подхода к обучению:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношениям языку как к духовной ценности, средству общения;
- развитие и сов ершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
- информационные (умете осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
- организационные (умете формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского народа;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы языка, их признаки;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; *
- соблюдать нормы речевого поведения;
- использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Программа рассчитана на 34 часа, в том числе для проведения;
работ по развитию речи - 5 часов;
контрольных работ - 2 часа.
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебнометодическому комплекту;
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2010.
Гольцова, Н, Г. Русский язык. 10-11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Ми- щерина. - М.: Русское слово, 2009.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ : учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2008.
Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.; Русское слово, 2008.
Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009.
Меркин, Б. Г. Русский язык ; подготовка к ЕГЭ : дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2008.
Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденева ; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.
Учебные пособия:
Граудина, Л. К. Риторика и стилистика : учебное пособие для 10-11 классов общеобразо- ват. учреждений / Л. К. Граудина, М. А. Мищерина, Н. Н. Соловьева. - М.: Русское слово, 2007.
Потемкина, Т. В. Русский язык. 10-11 классы : программа элективных курсов / Т. В. Потемкина, С. В. Сабурова. - М.: Русское слово, 2006.
Смирнова, Л. Г. Культура русской речи : программа элективного курса / Л. Г. Смирнова. - М. .' Русское слово, 2007.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
Русский язык в школе : журн. - 2007. - № 5.
Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Ма- люшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь / К. А. Войлова. - М. : Дрофа, 2008.
Антонова, С. В. Русский язык: задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008. *
Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена : рабочай тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Антонова, С. В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Антонова, С. В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Мазнева, О. А. Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания : пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М.: Дрофа, 2008.
Дунаев, А. И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / А. И. Дунаев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. - СПб.: САГА: Азбука-классика, 2008.
Козловская, М. В. Русский язык. Анализ текста : пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.
Единый государственный экзамен. 2008, 2009. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор ИСОП. - М.: Интеллект-центр, 2009.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. Русский язык : электронный репетитор (система обучающих тестов). иКЬ : www.gmcit.murmansk.ni/text/bit/1998/32/4/htm
2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009.1Л1Ь : www.labirint.ru/software/135117/
Репетитор «Русский язык» (школьный курс). ШЬ: www.edunews.ru
Единый государственный экзамен : Русский язык. 2007-2008 : электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (СБ-КОМ).
Репетитор по русскому языку. 2008: электронное учебное пособие. - 1 электрон, двсж (СБ-КОМ),
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы минимального содержания образования |
' Элементы дополнительного содержания образования |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Общие сведения о языке (1 час) |
||||||||||
1 |
Из истории русского языкознания (раздел учебника). Групповая работа с текстами об ученых- лингвистах |
1 |
Урок объяснения нового материала |
Предмет лингвистики. Общественная природа и функции языка, его внутренняя структура, закономерности его функционирования и исторического развития; классификации конкретных языков |
Комплексный анализ текста |
Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
Стилистический анализ текста |
||
Стилистика. Функциональные стили (5 часов) |
||||||||||
2 |
Специфика научного стиля (на основе работы с текстом упр. 550) |
1 |
Комбини рованный |
Сфера употребления, типичные ситуаций речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля |
Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией |
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение); функциональные стили (научный, публицистический, офици- ально-деловой), язык художественной литературы. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами * речи; соблюдать нормы |
Работа с деформированным текстом |
Стилистический анализ текста |
||
3 |
Специфика официально-делового стиля. Практическая работа по составлению документов |
1 |
Комбини рованный |
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Особенности работы по составлению документов |
Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией |
Работа с деформированным текстом |
Составление документов (заявление, докладная записка, информационное письмо и т. п.) |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
||||||||||
4 |
Особенности на- учно-популяр- ного, публицистического стилей. Стилистический анализ текстов (на основе работы с текстами упр. 559-561) |
1 |
Комбини рованный |
Лексические, грамматические, композиционные признаки научно- популярного, публицистического стилей, языковые средства эмоционального воздействия на читателя |
Создание собственных текстов в заданном стиле |
Знать; признаки научно- популярного, публицистического стилей. Уметь: находить в тексте признаки научно- популярного, публицистического стилей |
Работа с деформированным тек- стом |
Анализ публицистического текста в формате ЕГЭ. Демоверсия 2009: А28-А30, часть В |
||
5 |
Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста |
1 |
Комбини рованный |
Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка |
Понятие эстетического, выявление в анализируемом произведении языковых средств, передающих эстетическое содержание. Совершенствование навыков написания текстов различной стилистической направленности |
Знать: основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) |
Беседа, проблемные задания |
Комплексный анализ текста (на основе работы с упр. 569) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
6 |
Комплексный анализ текста с творческим заданием |
1 |
Урок контроля ЗУН |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов |
Знать: особенность текстов по стилю и типу. Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументированно анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей |
Тренинг, практикум |
|||
Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного в 5-10 классах (28 часов) |
||||||||||
7 |
Основные принципы русской пунктуации |
1 |
Комбини рованный |
Три основных направления в истории русской пунктуации (логическое, синтаксическое, интонационное). Три принципа русской пунктуации (формально-граммати- ческий, погически-смы- словой, интонационный). Функции знаков препинания |
Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах |
Иметь представление о системе правил постановки знаков препинания. Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
Организация совместной учебной деятельности |
Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; п. 64 |
||
8 |
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи |
'1 |
Урок систематизации ЗУН |
Повторение и углубление сведений о словосочетании; подбор синонимов; виды связи слов в словосочетаниях. Предложение как основная единица языка; средство выражения мысли |
Строение и грамматическое значение словосочетаний. Конструирование словосочетаний с заданным видом связи, синонимия словосочетаний |
Знать: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний |
Самостоятельная работа. Словарный диктант |
Решение тестовых задач. Демоверсии 2008, 2009: ВЗ |
\ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
п |
9- 10 |
Простое предложение как синтаксическая единица. Классификация предложений. Простое предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения |
2 |
Комбини рованный |
Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения, понятие односоставного предложения |
Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания |
Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложение как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
Комментированное письмо. Самостоятельная работа |
Практическая работа (на основе упр. 386, 387). Демоверсия 2009: В4 |
- |
|
11 |
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений |
Способы выражения подлежащего. Опознавание сказуемого в предложениях с пропущенным глаголом- связкой |
Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;стилистически различать •О простые и составные глагольные сказуемые; |
Тренировочное упражнение. Комментированное письмо |
Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; п. 66, 67. Демоверсия 2009: А8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых |
, |
|||||||||
12 |
Р/р. Текст. Приемы сжатия текста. Развитие умений сжатия текста научного или публицистического стилей |
1 |
Урок развитая речи |
Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. Аргумент. Способы аргументирования |
Умение написать сочинение |
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
Организация совместной учебной деятельности |
Демоверсия 2009: А27 |
||
13 |
Р/р. Текст. Композиция авторского текста. Виды связи предложений в тексте |
1 |
Урок развития речи |
Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Способы связи предложений в тексте |
Расширение круга используемых языковых и речевых средств; создание устных и письменных монологических высказываний в учебно-научной сфере общения |
Стилистический анализ текста; п. 69 |
||||
14- 15 |
Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. |
2 |
Урок систематизации ЗУН |
Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания; составление схемы предложения с однородными членами |
Пунктуация при повторяющихся союзах. Случаи отсутствия запятой перед союзом как |
‘Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь: правильно "“ставить знаки препинания |
Комментированное письмо. Словарный диктант. |
Решение тестовых задач. Демоверсия 2009: А19, А22; |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
м |
Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами |
при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами |
Работа с учебником. Самостоятельная работа |
п. 72-74 |
|||||||
16 |
Р/р. Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста |
1 |
Урок развития речи |
Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора |
Умение написать сочинение |
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
Организация совместной учебной деятельности |
Демоверсии 2009: А 27, А28, А29, часть С |
||
17 |
Р/р. Способы определения авторской позиции. Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте и его аргументация. Типы аргументов |
1 |
Урок развития речи \ |
Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования |
Умение написать сочинение |
Демоверсии 2009: А 27, А28, А29, часть С |
||||
18- 19 |
Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Построение оборотов с распространенными |
2 |
Урок систематизации ЗУН |
Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания |
Синтаксический разбор предложений с обособленными и уточняющими членами |
Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических |
Работа с учебником. Объяснительный диктант. Словарный диктант |
Демоверсия 2009: А20, А26; п. 75, 76 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
п |
определениями, выраженными причастиями и прилагательными |
задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
|||||||||
20 |
Обособленные приложения и дополнения. Знаки препинания |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные приложения и дополнения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания |
Синтаксический разбор предложений с обособленными приложениями и дополнениями |
Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
Работа с учебником. Объяснительный дик- тант. Словарный диктант |
Решение тестовых задач; п. 77 |
||
21 |
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Грамматическая норма. Обособление обстоятельств, выраженных существительными |
' 1 |
Урок систематизации ЗУН |
Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные обстоятельства». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствование навыка правильной поставки знаков препинания |
Синтаксический разбор предложений с обособленными обстоятельствами |
Знать: грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить син- |
Работа с учебником. Объяснительный дик- тант. Словарный диктант |
Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; п. 78. Демоверсия 2009:А4,А5 |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И |
таксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
||||||||||
22 |
Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Закрепление и систематизация знаний по теме «Сравнительный оборот». Грамматические нормы построения предложений со сравнительными оборотами. Совершенствование навыка правильной поставки знаков препинания |
Синтаксический разбор предложений со сравнительными оборотами |
Знать: грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматически?: задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
Работа с учебником. Объяснительный диктант. Словарный диктант |
Демоверсии 2009: А 27, А28, А29, часть С |
■ |
|
23 |
Р/р. Сочинение на морально- этическую тему по заданному тексту |
1 |
Урок развития речи |
Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования |
Умение написать сочинение |
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои ^ысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
Организация совместной учебной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
24 |
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращения. Междометия в составе предложения. Слова- предложения да и нет |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Понятие вставной конструкции. Вводные слова. Обращения. Совершенствование умения правильной постановки знаков препинания |
Предложения с междометиями и словами да, нет |
Знать: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь: находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений |
Коммен тированное письмо. Трениро вочные упраж нения |
Демоверсия 2009: А21; п. 81, 82 |
||
25 |
Тест в формате ЕГЭ |
1 |
Урок контроля ЗУН |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Классификация ошибок, анализ и самоконтроль |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
Тренинг, практикум |
Анализ и разбор теста. Работа над ошибками |
||
26 |
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в сложносочиненном предложении |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда), расширение знаний учащихся о сложносочиненном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях). Классификация сложносочиненных предложений |
Создание текста определенного функциональносмыслового типа |
Знать: основные группы ССП по значению союзам. Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор * |
Беседа, проблемные задания |
Комплексный анализ текста; п. 83 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И |
по характеру союза и значению (три группы ССП). Закрепление знаний о смысловых отношениях в сложносочиненном предложении. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в сложносочиненном предложении, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП |
||||||||||
27 |
Сложноподчиненное предложение (СПП). Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Синонимия сложноподчиненных предложений и предложений с прича-' стным и деепричастными оборотами |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Углубление понятия о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строении сложноподчиненных предложений, способах разграничения союзов и союзных слов. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении, закрепление сведений о строении СПП. Совершенствование навыка нахождения в предложении указательного слова. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи |
Различие между подчинительными союзами и союзными словами |
Знать: отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид Придаточного; находить слово, К которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос * |
Беседа, проблемные задания |
Комплексный анализ текста; п. 84,85 |
• |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
п |
28 |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений |
1 |
Комбини рованный |
Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзом и, или, либо, да (=и) |
Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания |
Уметь: различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор |
Беседа, проблемные задания |
Комплексный анализ текста |
||
29 |
Бессоюзное сложное предложение (БСП). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Основные признаки бессоюзных сложных предложений, условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП. Сопоставление синонимичных конструкций, работа над особенностями интонации сложных бессоюзных предложений, их ролью в речи |
Сравнение бессоюзных предложений с синонимичными конструкциями |
Знать: основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи |
Беседа, проблемные задания |
Комплексный анализ текста |
||
30- 31 |
Сложные предложения с разными видами связи. Период. Знаки препинания в периоде. Обобщение изученного о сложном предложении |
2 |
Комбини рованный |
Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью. Сложные предложения с разными видами связи. Знакомство с понятием период и алгоритмом синтаксического разбора СП с разными видами связи |
Синтаксический разбор сложного предложения |
Знать: отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь: правильно ставить знаки препинания в данных предложениях |
Беседа, проблемные задания |
Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 . |
8 |
9 |
10 |
п |
32 |
Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат |
1 |
Комбини рованный |
Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалога. Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование |
Конструирование предложений |
Знать: правила постановки знаков препинания. Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции |
Тренинг, практикум |
Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления цитат на письме |
||
33- 34 |
Тест в формате ЕГЭ |
2 |
Урок контроля ЗУН |
Определение уровня изученного материала Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Классификация ошибок, анализ и самоконтроль |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
Тренинг, практикум |
Анализ и разбор теста. Работа над ошибками |