Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МОБУ СОШ № 35
от «____» _______20____ г. № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку___________________
(учебный предмет, курс)
Класс__________ 10 «Б»_______________________
Срок реализации___2018-2019 учебный год________________________
Учитель ____________Кравцова Виктория Александровна___________
(ФИО, занимаемая должность)
Планируемые предметные результаты
освоения учебного материала
Учащиеся 10 класса в результате изучения русского языка научатся
осознавать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
разграничивать смысл понятий: речь устная и письменная, монологи, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
определять основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы ;
выявлять особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
выделять признаки текста и функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения) ;
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические , социально-бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, вводить в текст изложения элементы сочинения, писать сочинения , составлять тезисы и конспект статьи , опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
пользоваться разными видами толковых словарей, распознавать части речи и их формы в трудных случаях ;
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами ;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения;
использовать различные синтаксические конструкции, применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила, проводить пунктуационный анализ текста, аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
вести диалог, монолог
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебно-научные темы;
знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте владения правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
владеть различными приемами редактирования текста;
фонетика и орфоэпия:
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами);
пользоваться разными видами лингвистических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов:
проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.
Содержание программы
Язык как средство общения 3ч
Формы существования русского национального языка. Современный русский литературный язык и внелитературные сферы. Языковая норма; основные виды норм. Кодификация нормы. Виды лингвистических словарей. Речевая ошибка и риторический приём. Историческая изменчивость языковых и речевых норм. Проблемы экологии русского языка на современном этапе.
Русский язык — хранитель духовных ценностей нации 1
Речевое общение как социальное явление 1
Речь устная и письменная 43
Русский литературный язык функционирует в форме устной и в форме письменной речи. Обе эти речевые формы используют одни и те же единицы языка, но по-разному.
Речь устная и речь письменная рассчитаны на разное восприятие и поэтому отличаются лексическим составом и синтаксическими конструкциями.
Цель устной речи — быстрота передачи и восприятия определенного содержания. Она адресуется непосредственно собеседнику и рассчитана на слуховое восприятие.
Устная речь использует разговорно-бытовую, просторечную, иногда диалектную лексику и фразеологию. Ее синтаксис характеризуется частым употреблением простых и неполных предложений; порядок слов не всегда обычный. Из сложных предложений употребляются чаще сложносочиненные, чем сложноподчиненные; причастные и деепричастные обороты в устной речи используются редко.
Чаще всего устная речь является диалогической. Но она применяется также в лекциях, докладах, выступлениях и в этих случаях носит монологический характер, а по лексике и синтаксису приближается к письменной речи.
В распоряжении устной речи кроме лексико-грамматических средств имеются и вспомогательные средства передачи мысли: мимика, жесты, интонация, паузы, возможность повторения.
Письменная речь отличается от устной прежде всего сложной системой графики и орфографии, посредством которой передается то или иное содержание. В лексическом и грамматическом отношениях она характеризуется строгим соблюдением литературных норм языка — особым отбором лексики и фразеологии, обработанным синтаксисом. В письменной речи широко употребляется книжная лексика: официально-деловая, научная, общественно-публицистическая. Для синтаксиса письменной речи характерны сложные и осложненные предложения. В ней большое значение имеют порядок слов, строгая последовательность, стройность в изложении мыслей. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний, редакторская обработка текста, которую может выполнить и сам автор. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи.
Основные условия эффективного общения
Виды речевой деятельности. 7 часов
Информационная переработка текста 11 часов
Виды речевой деятельности
Чтение как вид речевой деятельности
Аудирование как вид речевой деятельности
Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста
Говорение как вид речевой деятельности
Письмо как вид речевой деятельности
Повторение изученного 8 ч
Тематическое планирование учебного предмета, курса
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
|
|
Введение |
2 |
|
Повторение изученного в 5-9 классах |
14 |
|
Язык как средство общения 12 ч |
12 |
|
Русский язык как хранитель духовных ностей на |
5 |
|
Речевое общение как социальное явление |
4 |
|
Устная и письменная речь как формы речевого общения |
6 |
|
Основные условия эффективного общения |
4 |
|
Виды речевой деятельности и информационная переработка текста 42 ч |
|
|
Виды речевой деятельности |
3 |
|
Чтение как вид речевой деятельности |
3 |
|
Аудирование как вид речевой деятельности |
3 |
|
Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста |
11 |
|
Говорение как вид речевой деятельности |
7 |
|
Письмо как вид речевой деятельности |
15 |
|
Повторение изученного 7 ч |
7 |
Итого: |
68 |
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество уроков, отведенное на изучение темы |
Дата проведения |
|
планируемая |
фактическая |
|||
Введение (2ч) |
||||
|
Язык как средство общения |
1 |
06.09 |
|
|
Русский язык – хранитель духовных ценностей нации. |
1 |
07.09 |
|
|
Сочинение – рассуждение «Русский язык и русский характер» |
1 |
13.09 |
|
Повторение изученного в 5-9 классах (12+2 ч.) |
||||
|
Повторение. Стили речи |
1 |
14.09 |
|
|
Диагностическая контрольная работа по тексту администрации |
1 |
20.09 |
|
|
Типы речи |
1 |
21.09 |
|
|
Лексика и фразеология. |
1 |
27.09 |
|
|
Многозначность |
1 |
28.09 |
|
|
Средства художественной выразительности. |
1 |
04.10 |
|
|
Тропы языка и фигуры речи. |
1 |
05.10 |
|
|
Фонетика. Графика. Орфография. |
1 |
11.10 |
|
|
Морфемика и словообразование |
1 |
12.10 |
|
|
Морфология и орфография |
1 |
17.10 |
|
|
Синтаксис и пунктуация |
1 |
19.10 |
|
|
Трудные вопросы орфографии |
1 |
01.11 |
|
|
Контрольная работа (диктант с дополнительным заданием) |
1 |
02.11
|
|
|
Анализ контрольной работы. |
1 |
08.11 |
|
Язык как средство общения ( 12ч) |
||||
|
Речевое общение как социальное явление |
1 |
09.11 |
|
|
Разновидности речи. Монолог, диалог, полилог. |
1 |
15.11 |
|
|
Речь устная и письменная |
1 |
16.11 |
|
|
Требования к письменному тексту |
1 |
22.11 |
|
|
Сочинение-рассуждение «Речевой этикет» |
1 |
23.11 |
|
|
Анализ письменных работ. Редактирование текстов. |
1 |
29.11 |
|
|
Основные условия эффективного общения |
1 |
30.11 |
|
|
Коммуникативный барьер и методы его преодоления. |
1 |
06.12 |
|
|
Урок-практикум. Устное высказывание. |
1 |
07.12 |
|
|
Трудные вопросы орфографии |
1 |
13.12 |
|
|
Контрольная работа (тест) за 1 полугодие |
1 |
14.12 |
|
|
Анализ контрольной работы |
1 |
20.12 |
|
Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (42 ч.) |
||||
|
Информационная переработка текста. |
1 |
21.12 |
|
|
Речь внешняя и внутренняя |
1 |
27.12 |
|
|
Чтение как вид речевой деятельности |
1 |
28.12 |
|
|
Виды чтения. Выявление подтекстовой и концептуальной информации. |
1 |
17.01 |
|
|
Морфемный и этимологический анализ |
1 |
18.01 |
|
|
Анализ поэтического текста. |
1 |
24.01 |
|
|
План. Виды плана |
1 |
25.01 |
|
|
Аннотация. |
1 |
31.01 |
|
|
Урок-практикум. Составление аннотации на прочитанное произведение. |
1 |
01.02 |
|
|
Анализ письменных работ. Редактирование текстов. |
1 |
07.02 |
|
|
Конспект |
1 |
08.02 |
|
|
Конспектирование аудиотекста |
1 |
14.02 |
|
|
Реферат |
1 |
15.02 |
|
|
Рецензия. |
1 |
21.02 |
|
|
Рецензия на произведение публицистического стиля (упражнение 174, текст Ю.Лотмана) |
1 |
22.02 |
|
|
Анализ письменных работ. Редактирование текстов |
1 |
28.02 |
|
|
Говорение как вид речевой деятельности (6 ч) |
1 |
01.03 |
|
|
Содержание и речевое оформление устного высказывания |
1 |
07.03 |
|
|
Тон речи . Эмфатическое ударение |
1 |
14.03 |
|
|
Практикум. Устное высказывание |
1 |
15.03 |
|
|
Современная жанрово-тематическая классификация публичной речи. |
1 |
21.03 |
|
|
Развитие речи. Текстоведческий анализ (упр.257) |
1 |
22.03 |
|
|
Письмо как вид речевой деятельности (12ч) |
1 |
04.04 |
|
|
Особенности письма как важнейшего вида речевой деятельности |
1 |
05.04 |
|
|
Основные требования к письменной речи. |
1 |
11.04 |
|
|
Критерии оценивания письменного высказывания. |
1 |
12.04 |
|
|
Русская орфография как система правил правописания. |
1 |
18.04 |
|
|
Особенности эпистолярного жанра |
1 |
19.04 |
|
|
Сочинение «Будущее эпистолярного жанра, или Нужно ли учиться писать письма?» |
1 |
25.04 |
|
|
Анализ сочинений |
1 |
26.04 |
|
|
Принципы русской пунктуации |
1 |
03.05 |
|
Повторение изученного в 10 классе (7 ч.) |
||||
|
Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. |
1 |
10.05 |
|
|
Итоговая контрольная работа (тест) по материалам ЕГЭ |
1 |
16.05 |
|
|
Стили речи. Типы речи. |
1 |
17.05 |
|
|
Способы переработки текста. |
1 |
23.05 |
|
|
Особенности публицистического стиля речи. |
1 |
24.05 |
|
|
Трудные вопросы орфографии и пунктуации |
1 |
30.05 |
|
|
Дни славянской письменности. Историко-культурное наследие великих славянских просветителей |
1 |
31.05 |
Легоцкая Вера Сергеевна
Кравцова Виктория Александровна