Рабочая программа ДО на тему «Мир наук» (4 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №138»
|
||
630041 г. Новосибирск, тел./факс 341-72-72 тел. 341-81-98
|
Ленинский район, ул. Клубная, 39 s_138@edu54.ru |
Согласовано: Зам.директора по УВР ______________Шендалевой Ю.А |
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______Луференко А .М |
Рабочая программа дополнительного образования
«Мир наук»
Направление программы: общеинтеллектуальное
4 а класс ( 10 лет)
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Михальская С.Д
учитель начальных классов
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является его обучение. В процессе обучения закладываются основы умственного развития; создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка познавательных процессов, в том числе логического мышления.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие эффективности дальнейшего обучения ребёнка и успешной профессиональной подготовки к жизни.
Дополнительная общеразвивающая программа “ Мир наук ” может быть использована как для дополнительного образования в общеобразовательных школах, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Данный курс способствует развитию интеллектуальной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний.
Программа дополнительного образования “Мир наук” составлена в соответствии с нормативной базой
Актуальность данной программы определена тем, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых любые дети с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные - могли решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Это важно, т.к. дети, которые не усвоили какой – то учебный материал и испытывают затруднения при решении типовых задач, смогли бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач опирается не на школьные знания, а на поисковую активность и сообразительность ребенка..
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Дополнительная образовательная программа «Мир наук» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Новизна программы определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимается тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию личности в учебном процессе. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Связь с общешкольными программами прослеживается с уроками русского языка, математики, окружающего мира. Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ по трём предметам.
Цель: реализация основной общеобразовательной программы в полном объеме направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам.
Задачи:
Личностные:
формировать осознание важности изучения предметов как средства общения и познания современного мира;
воспитывать у учащихся потребность изучения предметов
воспитывать гражданские и патриотические чувства, развивая национальное самосознание и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
формировать толерантное отношение к проявлению иной культуры, осознавая значение своей собственной культуры;
развивать стремление к овладению основами культуры
Метапредметные:
познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных структур письменной речи
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
Предметные:
потренировать в понимать тексты, диалоги на слух;
повторить произношение и интонацию, читать вслух;
повторить грамматику
научить описывать фото с использованием памятки;
отработать сопоставление заголовков;
Планируемые результаты реализации программы «Калейдоскоп наук»
У учащихся могут быть развиты следующие личностные качества
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
У учащихся могут быть развиты следующие метапредметные результаты:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
формулировать собственное мнение
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей раз личных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты:
Умение вести диалог с учителем, составлять логичные и завершенные монологические высказывания, приводить аргументы и примеры, описывать фотографии и картинки, используя при этом правильные грамматические конструкции и богатый лексический запас.
Умение понимать устную речь
Хорошо понимать основное содержание, сможете быстро отвечать на вопросы и делать другие задания успевая в отведенное время.
Расширить словарный запас и значительно улучшить знания грамматики, читать тексты вслух с хорошим произношением и интонацией
Писать грамотно, соблюдая нормы русского языка.
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений
1 модуль «Шкатулка расчётов»
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать, записывать и сравнивать величины;
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
выполнять письменно действия с многозначными числами;
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
1 модуль «Секреты языка»
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
характеристику звуков русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами;
применять правила правописания (в объеме содержания курса).
3 модуль «Таинство природы»
В результате реализации программы обучающиеся будут знать::
объекты и явления живой и неживой природы;
как описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
В результате реализации программы обучающиеся будут знать проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы.
Способы проверки результатов: диктанты, проверочные работы, тесты.
Особенности возрастной группы детей 1 – 4 класса: младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Режим занятий включает в себя 68 занятий в 4 классе (2 часа в неделю).
Особенности программы «Мир наук»
1 модуль «Шкатулка расчётов»
2 модуль «Секреты языка»
3 модуль «Таинство природы»
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
|
теория |
практика |
|||
|
1 модуль. «Шкатулка расчётов» |
23 ч |
8ч |
15ч |
|
2 модуль. «Секреты языка» |
24ч |
5ч |
19ч |
|
3 модуль. «Таинство природы» |
21ч |
7ч |
14ч |
|
Всего за год: |
68часов |
20 часов |
48 часов |
Содержание программы:
Курс представлен следующими содержательными линиями:
модуль. Шкатулка расчётов (23ч)
Тренировка слуховой памяти, автоматизация устного счёта. Алгоритм выполнения выражений со скобками и без скобок. Решение простых задач. Составные части текстовых задач. Анализ и синтез при решении составных задач. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические величины. Работа с информацией.
модуль. Секреты языка (24ч)
Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика. Орфография и пунктуация. Развитие речи. Звуко-буквенный разбор. Морфологический разбор. Синтаксический разбор простого предложения, осложнённого однородными членами предложения и сложного предложения. Работа с текстом.
3 модуль. Таинство природы (21ч)
Условные обозначения на карте. Природные зоны России. Разнообразие растительного и животного мира материков и водоёмов. Система органов человека. Строение функционирование организма для сохранения и укрепления здоровья. Мир глазами географа. Оптимальные формы поведения, на основе пройденных правил. Правила безопасной жизни.
Учебно – тематическое планирование
программы дополнительного образования «Калейдоскоп наук»
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Кол-во часов |
|
I четверть -16 часов |
|||
1 модуль. Шкатулка расчётов |
23ч |
||
1-2. |
Арифметические действия в пределах 1000. Порядок действий. |
2ч |
|
3-4. |
Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью. |
2ч |
|
5-6. |
Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного компонента арифметического действия. |
2ч |
|
7-8. |
Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём. |
2ч |
|
9-10. |
Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации. |
2ч |
|
11-12. |
Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок. |
2ч |
|
13-14. |
Решение текстовых задач. |
2ч |
|
15-16. |
Основы логического и алгоритмического мышления. |
2ч |
|
II четверть – 16 часов |
|||
17-19. |
Решение нестандартных задач. |
3ч |
|
20-21. |
Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение. |
2ч |
|
22-23. |
Логические задачи. |
2ч |
|
2 модуль. Секреты языка |
24ч |
||
24-25. |
Аудирование. Написание диктанта. |
2ч |
|
26-27. |
Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах. Звонкие и глухие согласные |
2ч |
|
28-29. |
Текст. Упражнение в определение основной мысли текста. |
2ч |
|
30-32. |
Текст. Упражнение в составление плана текста. |
3ч |
|
III четверть – 20 часов |
|||
33. |
Текст. Упражнение в составление плана текста. |
1ч |
|
34-35. |
Текст. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста. |
2ч |
|
36-37. |
Слово и его лексическое значение. Слова – синонимы. |
2ч |
|
38-39. |
Части слова. Упражнение в разборе слов по составу. |
2ч |
|
40-41. |
Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи. |
2ч |
|
42-43. |
Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи. |
2ч |
|
44-45. |
Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи. |
2ч |
|
46-47 |
Интерпретации пословицы. |
2ч |
|
3 модуль. Таинство природы. |
21ч |
||
48. |
Предметы и материалы. |
1ч |
|
49-50. |
Прогноз погоды. Работа с данными. |
2ч |
|
51. |
Узнай материк. Работа с картами. |
1ч |
|
52. |
Животные Евразии, Африки, Австралии. |
1ч |
|
IV четверть – 16часов |
|||
53. |
Животные Евразии, Африки, Австралии. |
1ч |
|
54. |
Животные Северной Америки и Южной Америки. |
1ч |
|
55. |
Животные Антарктиды и Арктики. |
1ч |
|
56-57. |
Природные зоны России. |
2ч |
|
58-59. |
Государственные символы России. Достопримечательности. Животные и растения. |
2ч |
|
60. |
Внешнее и внутреннее строение тела человека. |
1ч |
|
61-62. |
Выскажи своё мнение. Опиши опыт. |
2ч |
|
63. |
Объясни знак. |
1ч |
|
64-65. |
Профессии людей. |
2ч |
|
66. |
Памятные даты. |
1ч |
|
67-68. |
Достопримечательности родного края, особенности природы. |
2ч |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Учебное помещение:
49 кв.м., парты и стулья по количеству детей.
Материально-техническое обеспечение:
раздаточный материал для обучающихся:
Е.В. Волкова.,Р.В.Бубнова ВПР Математика «Экзамен» М.2021
Е.В.Волкова,Н.И.Ожогина ВПР Русский язык «Экзамен» М.2021
Волкова Е.В.,А.В.Данилова ВПР Окружающий мир «Экзамен» М.2021
интерактивная панель;
документкамера.
Информационное обеспечение: интернет, платформа “Учи.ру” “Якласс”
6