12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михальская Светлана Демьяновна63
люблю учиться
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск





t1712414064aa.png

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №138»


630041 г. Новосибирск, тел./факс 341-72-72 тел. 341-81-98


Ленинский район,

ул. Клубная, 39

s_138@edu54.ru









Согласовано:

Зам.директора по УВР

______________Шендалевой Ю.А

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_______Луференко А .М











Рабочая программа дополнительного образования


«Мир  наук»

Направление программы: общеинтеллектуальное

4 а класс ( 10 лет)

Срок реализации программы: 1 год






Составитель:

Михальская С.Д

учитель начальных классов





2022-2023 учебный год





Пояснительная записка

Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является его обучение. В процессе обучения закладываются основы умственного развития; создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка познавательных процессов, в том числе логического мышления.

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие эффективности дальнейшего обучения ребёнка и успешной профессиональной подготовки к жизни.

Дополнительная общеразвивающая программа “ Мир наук ” может быть использована как для дополнительного образования в общеобразовательных школах, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Данный курс способствует развитию интеллектуальной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний.

Программа дополнительного образования “Мир наук” составлена в соответствии с нормативной базой

Актуальность данной программы определена тем, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых любые дети с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные - могли решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Это важно, т.к. дети, которые не усвоили какой – то учебный материал и испытывают затруднения при решении типовых задач, смогли бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач опирается не на школьные знания, а на поисковую активность и сообразительность ребенка..

Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Дополнительная образовательная программа «Мир наук» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.


Новизна программы определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимается тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию личности в учебном процессе. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Связь с общешкольными программами прослеживается с уроками русского языка, математики, окружающего мира. Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ по трём предметам.


Цель: реализация основной общеобразовательной программы в полном объеме направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам.

Задачи:

Личностные:

 формировать осознание важности изучения предметов как средства общения и познания современного мира;

воспитывать у учащихся потребность изучения предметов

воспитывать гражданские и патриотические чувства, развивая национальное самосознание и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;

формировать толерантное отношение к проявлению иной культуры, осознавая значение своей собственной культуры;

развивать стремление к овладению основами культуры

Метапредметные:

познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных структур письменной речи

развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

Предметные:

потренировать в понимать тексты, диалоги на слух;

повторить произношение и интонацию, читать вслух;

повторить грамматику

научить описывать фото с использованием памятки;

отработать сопоставление заголовков;


Планируемые результаты реализации программы «Калейдоскоп наук»


У учащихся могут быть развиты следующие личностные качества 

формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

У учащихся могут быть развиты следующие метапредметные результаты:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

формулировать собственное мнение

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей раз личных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:

Умение вести диалог с учителем, составлять логичные и завершенные монологические высказывания, приводить аргументы и примеры, описывать фотографии и картинки, используя при этом правильные грамматические конструкции и богатый лексический запас.

Умение понимать устную речь

Хорошо понимать основное содержание, сможете быстро отвечать на вопросы и делать другие задания успевая в отведенное время.

Расширить словарный запас и значительно улучшить знания грамматики, читать тексты вслух с хорошим произношением и интонацией

 Писать грамотно, соблюдая нормы русского языка.


Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений

1 модуль «Шкатулка расчётов»

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

читать, записывать и сравнивать величины;

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

выполнять письменно действия с многозначными числами;

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

измерять длину отрезка;

вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).


1 модуль «Секреты языка»

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:


характеристику звуков русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;

определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;

определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами;

применять правила правописания (в объеме содержания курса).


3 модуль «Таинство природы»

В результате реализации программы обучающиеся будут знать::

объекты и явления живой и неживой природы;

как описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

В результате реализации программы обучающиеся будут знать проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края.


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы.

Способы проверки результатов: диктанты, проверочные работы, тесты.


Особенности возрастной группы детей 1 – 4 класса: младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Режим занятий включает в себя 68 занятий в 4 классе (2 часа в неделю).


 Особенности программы  «Мир наук»


1 модуль «Шкатулка расчётов»

2 модуль «Секреты языка»

3 модуль «Таинство природы»

Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

теория

практика


1 модуль. «Шкатулка расчётов»

23 ч

15ч


2 модуль. «Секреты языка»

24ч

19ч


3 модуль. «Таинство природы»

21ч

14ч


Всего за год:

68часов

20 часов

48 часов



Содержание программы:

Курс представлен следующими содержательными линиями:

модуль. Шкатулка расчётов (23ч)

Тренировка слуховой памяти, автоматизация устного счёта. Алгоритм выполнения выражений со скобками и без скобок. Решение простых задач. Составные части текстовых задач. Анализ и синтез при решении составных задач. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические величины. Работа с информацией.

модуль. Секреты языка (24ч)

 Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика. Орфография и пунктуация. Развитие речи. Звуко-буквенный разбор. Морфологический разбор. Синтаксический разбор простого предложения, осложнённого однородными членами предложения и сложного предложения. Работа с текстом.

3 модуль. Таинство природы (21ч)

Условные обозначения на карте. Природные зоны России. Разнообразие растительного и животного мира материков и водоёмов. Система органов человека. Строение функционирование организма для сохранения и укрепления здоровья. Мир глазами географа. Оптимальные формы поведения, на основе пройденных правил. Правила безопасной жизни.


Учебно – тематическое планирование

программы дополнительного образования «Калейдоскоп наук»


п/п


Наименование разделов и тем


Кол-во

часов

I четверть -16 часов

1 модуль. Шкатулка расчётов

23ч

1-2.

Арифметические действия в пределах 1000. Порядок действий.

3-4.

Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью.

5-6.

Задачи с именованными величинами на определение и  нахождение неизвестного компонента арифметического действия.

7-8.

Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём.

9-10.

Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации.

11-12.

Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок.

13-14.

Решение текстовых задач.

15-16.

Основы логического и алгоритмического мышления.

II четверть – 16 часов

17-19.

Решение нестандартных задач.

20-21.

Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение.

22-23.

Логические задачи.

2 модуль. Секреты языка

24ч

24-25.

Аудирование. Написание диктанта.

26-27.

Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах. Звонкие и глухие согласные

28-29.

Текст. Упражнение в определение основной мысли текста.

30-32.

Текст. Упражнение в составление плана текста.

III четверть – 20 часов

33.

Текст. Упражнение в составление плана текста.

34-35.

Текст. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста.

36-37.

Слово и его лексическое значение. Слова – синонимы.

38-39.

Части слова. Упражнение в разборе слов по составу.

40-41.

Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи.

42-43.

Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи.

44-45.

Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи.

46-47

Интерпретации пословицы.

3 модуль. Таинство природы.

21ч

48.

Предметы и материалы.

49-50.

Прогноз погоды. Работа с данными.

51.

Узнай материк. Работа с картами.

52.

Животные Евразии, Африки, Австралии.

IV четверть – 16часов

53.

Животные Евразии, Африки, Австралии.

54.

Животные Северной Америки и Южной Америки.

55.

Животные Антарктиды и Арктики.

56-57.

Природные зоны России.

58-59.

Государственные символы России. Достопримечательности. Животные и растения.

60.

Внешнее и внутреннее строение тела человека.

61-62.

Выскажи своё мнение. Опиши опыт.

63.

Объясни знак.

64-65.

Профессии людей.

66.

Памятные даты.

67-68.

Достопримечательности родного края, особенности природы.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Учебное помещение:

49 кв.м., парты и стулья по количеству детей.


Материально-техническое обеспечение: 

раздаточный материал для обучающихся:

Е.В. Волкова.,Р.В.Бубнова ВПР Математика «Экзамен» М.2021

Е.В.Волкова,Н.И.Ожогина ВПР Русский язык «Экзамен» М.2021

Волкова Е.В.,А.В.Данилова ВПР Окружающий мир «Экзамен» М.2021


интерактивная панель;
документкамера.


Информационное обеспечение: интернет, платформа “Учи.ру” “Якласс”













6


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.