Рабочая программа «Вокруг тебя — мир»

0
0
Материал опубликован 29 January 2016

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВОКРУГ ТЕБЯ – МИР.…»

Данная программа создавалась как обобщение и систематизация опыта воспитательной работы учителя с

использованием эффективности педагогических технологий. Д

Толчком к созданию данной программы послужила образовательная программа Международного

комитета Красного Креста «Вокруг тебя – мир…» (авторы В.Ю. Выборнова, Н.Н. Кубышкина, Т.Н.

Пискунова), а также учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…» Опираясь на рекомендации

авторского коллектива, учебно-методические комплексы могут быть использованы классными

руководителями для работы в любом классе.

Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение,

которое подчас затмевает вопросы нравственности, духовности, гуманизма… В итоге выросло

поколение, испытывающие дефицит духовности, морали…

Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного

воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности,

самообслуживания, творчества и т.д. По мере перехода учащихся из класса в класс содержание

воспитательной работы все более углубляется и расширяется.

В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы. Это

классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, эстетические беседы,

диспуты и дискуссии, встречи с интересными людьми, акции, аукционы, творческие мастерские,

экскурсии, походы, анализы художественных произведений, сочинения и т.д.

Изучение произведений литературы разных народов и разных временных периодов –

неотъемлемая часть содержания программы. Необходимо подвести детей к осознанию того, что

литература любого народа, любых времен всегда стремилась говорить о нравственных ценностях как о

наивысшей форме, организующей жизнь человека и человеческого общества.

Слова «сочувствие», «сострадание», «сопереживание», «гуманизм», «сотрудничество» должны

прочно войти в сознание воспитанников, стать неотъемлемой частью их души, неотъемлемой

составляющей их жизни.

Разумеется, возможно использование и других форм, предлагаемый перечень ни в коей мере не

является исчерпывающим.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

в программе воспитательной работы должны быть представлены все стороны человеческой

культуры;

воспитание личности ребенка должно опираться на высшие достижения мировой и русской

культуры, поднимающие вопросы нравственности;

программа ориентирована на воспитание людей совестливых, порядочных, уважающих жизнь

и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных

самостоятельно и творчески решать поставленные задачи и противостоять злу, не способных к

аморальным поступкам, живущих достойно и счастливо;

содержание программы должно соответствовать интересам, потребностям, возможностям

возрастного и индивидуального развития ребенка;

содержание программы должно ориентироваться на региональные особенности и социальную

обстановку.

При составлении программы учитывались естественные потребности человека:

Потребность в творческой деятельности по принципу: воспитывает не деятельность, а опыт.

В основе – педагогическое кредо: жизненный опы2 ребен*а должен бы2ь 3спешен.

Потребность быть здоровым. Быть здоровым – значит чувствовать себя защищенным,

сильным, способным к саморазвитию, устремленным в будущее, полнее и глубже чувствовать

жизнь, переживать радость, счастье. В основе – народная мудрость: в здоровом теле – здоровый дух.

Потребность в защищенности и безопасности. Ребенку в любом возрасте необходим

психологический комфорт, чувство внутренней свободы, здоровье и гармония окружающего мира.

Потребность в уважении, в признании, в необходимом социальном статусе. В основе – правило:

помни – *аждый чело"е* 3ни*ален и непо"2орим. Человек, не научившийся уважать себя, любить

себя, никогда не будет уважать и любить окружающих. Из отношения к себе вырастает чувство

собственного достоинства. Л.С. Выготский говорил: «Через других мы становимся собой». Формула

нравственного поведения: если ты хочешь, чтобы уважали тебя, необходимо научиться уважать других.

Потребность в смысле жизни. Смысл жизни – источник «САМости», внутренней свободы. В.

Франклин писал: «Смысл жизни нельзя дать, его можно только найти Самому Собственным

трудом и усилиями».

Потребность в самореализации. В основе – задача индивида: познать себя, познать возможности

среды, условий, его окружающих, определить свое призвание. Способность к самореализации –

важнейший признак личности, так как это творческая деятельность человека. Д.Б. Эльконин писал:

«Каждая личность способна к практически неограниченному духовному развитию...»

Потребность в удовольствии, наслаждении. Жизнь – вещь самая ценная, и необходимо научиться

ощущать ее прелести. Научиться быть счастливым, наслаждаться красотой природы, неба, находить

удовольствие в работе, отдыхе, в общении с друзьями... Важно, чтобы простейшие чувства были

наполнены социально значимым содержанием. Воспитание здесь – это воспитание чувств, развитие

эмоционально-чувственной сферы, научение находить удовольствие в нравственном поведении,

обогащение воспитанника культурно-этическим опытом. Эмоции, чувства – важнейшие внутренние

стимулы личности к активности, творчеству, успеху.

В основу программы были положены следующие педагогические принципы и подходы:

oринцип природосообразнос2и. Принимать ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем

воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого

свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже

есть, выращивать то, чего пока нет.

oринцип целос2нос2и учебно-воспитательного процесса. Целостно все: образ окружающего

мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность и т.д. Нельзя делить мир на уроки литературы,

алгебры, физики, химии...

oринцип со2р3дничес2"а. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

dея2ельнос2ный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между

воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растет самоуважение.

kичнос2но-ориен2иро"анный подход. Уважение личности ребенка, его индивидуальности,

бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его

поведения.

bозрас2ной подход. Подростковый возраст – период самоутверждения, юношеский –

самоопределения, поиска ценностей, углубленного и пристального вглядывания в себя.

На первом этапе (5-й класс) реализуется:

потребность быть здоровым;

потребность в удовольствии и наслаждении.

На втором этапе (6-й класс) реализуется:

потребность быть здоровым;

потребность в удовольствии и наслаждении;

потребность в защите и безопасности;

потребность в творчестве.

На третьем этапе (7-й класс) реализуется:

потребность быть здоровым;

потребность в удовольствии и наслаждении;

потребность в защите и безопасности;

потребность в творчестве;

потребность в смысле жизни.

На четвертом этапе (8 класс) реализуются:

потребность быть здоровым;

потребность в удовольствии и наслаждении;

потребность в защите и безопасности;

потребность в творчестве;

потребность в смысле жизни;

потребность в уважении, признании, в необходимом социальном статусе.

На пятом этапе (9-й класс) реализуется:

потребность быть здоровым;

потребность в удовольствии и наслаждении;

потребность в защите и безопасности;

потребность в творчестве;

потребность в смысле жизни;

потребность в уважении, признании, в необходимом социальном статусе;

потребность в самореализации.

Программа реализуется в классном коллективе в условиях воспитательной с системы школы,

ориентированной на духовно-нравственное воспитание средствами искусств.

Работа по программе требует творческого подхода, знания возрастных особенностей и психологии

детей, владения различными методами педагогической диагностики, огромной эрудиции и культуры.

Безусловно, программа требует коррекции, дополнения, постоянного обновления и обогащения материалами.

Цели.

Основной целью данной программы является: «Воспитание нравственной личности, духовно

богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющей быть

счастливой и нести счастье людям».

Задачи:

формирование ценностно-ориентированной личности;

формирование представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей

общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм;

формирование представлений о том, что нравственные ценности – наивысшая форма, организующая жизнь

человеческого общества;

формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию;

оказание помощи ученикам в открытии для себя большого многогранного и неоднозначного мира,

окружающего их, научение их в этом мире быть счастливыми.

Модель выпускника в контексте программы

«Вокруг тебя – мир...»

Знает свои «корни».

Уважительно относится к старшим.

Уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям.

Умеет жить настоящей полноценной жизнью, вести достойный образ жизни.

Умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается.

Готов к деятельному состраданию и сочувствию к страданиям других.

Умеет быть гуманным ко всему живому.

Умеет быть культурным и нести культуру людям, стремится к знаниям.

Умеет отвечать за свои поступки и слова.

Его слова не расходятся с делом. Он красив в делах и поступках, внешне и внутренне.

Умеет отвечать за то, что происходит вокруг, не умеет быть равнодушным.

Умеет сказать «нет» боли, угрозе жизни, унижению достоинства, физическим и нравственным

страданиям, всем людским порокам, варварству и вандализму, любым формам насилия.

Умеет уважительно относиться к культурным ценностям, воспринимать положительный опыт,

накопленный человечеством.

Умеет сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации, способен к переосмыслению

своего поведения, обдуманному совершению поступков.

Соблюдает правила и нормы человеческого сосуществования.

Умеет жить в гармони с окружающим миром.

Умеет вершить «чудеса» своими руками, а не ждать чуда со стороны.

Несет тепло и радость людям, делает их счастливыми!

 

Диагностика эффективности воспитательного процесса отслеживается при помощи следующих

диагностик:

методика «Я – позиция»;

методика А.Н. Лутошкина «Оценка жизнедеятельности коллектива»;

методика «Изучение сплоченности коллектива»;

методика А.Н. Лутошкина «Самооценка коллектива через эмоционально-символические аналогии»

(СКЭСА).

Комментарии
Комментариев пока нет.