Рабочая программа «Вокруг тебя — мир»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВОКРУГ ТЕБЯ – МИР.…»
Данная программа создавалась как обобщение и систематизация опыта воспитательной работы учителя с
использованием эффективности педагогических технологий. Д
Толчком к созданию данной программы послужила образовательная программа Международного
комитета Красного Креста «Вокруг тебя – мир…» (авторы В.Ю. Выборнова, Н.Н. Кубышкина, Т.Н.
Пискунова), а также учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…» Опираясь на рекомендации
авторского коллектива, учебно-методические комплексы могут быть использованы классными
руководителями для работы в любом классе.
Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение,
которое подчас затмевает вопросы нравственности, духовности, гуманизма… В итоге выросло
поколение, испытывающие дефицит духовности, морали…
Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного
воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности,
самообслуживания, творчества и т.д. По мере перехода учащихся из класса в класс содержание
воспитательной работы все более углубляется и расширяется.
В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы. Это
классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, эстетические беседы,
диспуты и дискуссии, встречи с интересными людьми, акции, аукционы, творческие мастерские,
экскурсии, походы, анализы художественных произведений, сочинения и т.д.
Изучение произведений литературы разных народов и разных временных периодов –
неотъемлемая часть содержания программы. Необходимо подвести детей к осознанию того, что
литература любого народа, любых времен всегда стремилась говорить о нравственных ценностях как о
наивысшей форме, организующей жизнь человека и человеческого общества.
Слова «сочувствие», «сострадание», «сопереживание», «гуманизм», «сотрудничество» должны
прочно войти в сознание воспитанников, стать неотъемлемой частью их души, неотъемлемой
составляющей их жизни.
Разумеется, возможно использование и других форм, предлагаемый перечень ни в коей мере не
является исчерпывающим.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
в программе воспитательной работы должны быть представлены все стороны человеческой
культуры;
воспитание личности ребенка должно опираться на высшие достижения мировой и русской
культуры, поднимающие вопросы нравственности;
программа ориентирована на воспитание людей совестливых, порядочных, уважающих жизнь
и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных
самостоятельно и творчески решать поставленные задачи и противостоять злу, не способных к
аморальным поступкам, живущих достойно и счастливо;
содержание программы должно соответствовать интересам, потребностям, возможностям
возрастного и индивидуального развития ребенка;
содержание программы должно ориентироваться на региональные особенности и социальную
обстановку.
При составлении программы учитывались естественные потребности человека:
Потребность в творческой деятельности по принципу: воспитывает не деятельность, а опыт.
В основе – педагогическое кредо: жизненный опы2 ребен*а должен бы2ь 3спешен.
Потребность быть здоровым. Быть здоровым – значит чувствовать себя защищенным,
сильным, способным к саморазвитию, устремленным в будущее, полнее и глубже чувствовать
жизнь, переживать радость, счастье. В основе – народная мудрость: в здоровом теле – здоровый дух.
Потребность в защищенности и безопасности. Ребенку в любом возрасте необходим
психологический комфорт, чувство внутренней свободы, здоровье и гармония окружающего мира.
Потребность в уважении, в признании, в необходимом социальном статусе. В основе – правило:
помни – *аждый чело"е* 3ни*ален и непо"2орим. Человек, не научившийся уважать себя, любить
себя, никогда не будет уважать и любить окружающих. Из отношения к себе вырастает чувство
собственного достоинства. Л.С. Выготский говорил: «Через других мы становимся собой». Формула
нравственного поведения: если ты хочешь, чтобы уважали тебя, необходимо научиться уважать других.
Потребность в смысле жизни. Смысл жизни – источник «САМости», внутренней свободы. В.
Франклин писал: «Смысл жизни нельзя дать, его можно только найти Самому Собственным
трудом и усилиями».
Потребность в самореализации. В основе – задача индивида: познать себя, познать возможности
среды, условий, его окружающих, определить свое призвание. Способность к самореализации –
важнейший признак личности, так как это творческая деятельность человека. Д.Б. Эльконин писал:
«Каждая личность способна к практически неограниченному духовному развитию...»
Потребность в удовольствии, наслаждении. Жизнь – вещь самая ценная, и необходимо научиться
ощущать ее прелести. Научиться быть счастливым, наслаждаться красотой природы, неба, находить
удовольствие в работе, отдыхе, в общении с друзьями... Важно, чтобы простейшие чувства были
наполнены социально значимым содержанием. Воспитание здесь – это воспитание чувств, развитие
эмоционально-чувственной сферы, научение находить удовольствие в нравственном поведении,
обогащение воспитанника культурно-этическим опытом. Эмоции, чувства – важнейшие внутренние
стимулы личности к активности, творчеству, успеху.
В основу программы были положены следующие педагогические принципы и подходы:
oринцип природосообразнос2и. Принимать ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем
воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого
свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже
есть, выращивать то, чего пока нет.
oринцип целос2нос2и учебно-воспитательного процесса. Целостно все: образ окружающего
мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность и т.д. Нельзя делить мир на уроки литературы,
алгебры, физики, химии...
oринцип со2р3дничес2"а. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
dея2ельнос2ный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между
воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растет самоуважение.
kичнос2но-ориен2иро"анный подход. Уважение личности ребенка, его индивидуальности,
бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его
поведения.
bозрас2ной подход. Подростковый возраст – период самоутверждения, юношеский –
самоопределения, поиска ценностей, углубленного и пристального вглядывания в себя.
На первом этапе (5-й класс) реализуется:
потребность быть здоровым;
потребность в удовольствии и наслаждении.
На втором этапе (6-й класс) реализуется:
потребность быть здоровым;
потребность в удовольствии и наслаждении;
потребность в защите и безопасности;
потребность в творчестве.
На третьем этапе (7-й класс) реализуется:
потребность быть здоровым;
потребность в удовольствии и наслаждении;
потребность в защите и безопасности;
потребность в творчестве;
потребность в смысле жизни.
На четвертом этапе (8 класс) реализуются:
потребность быть здоровым;
потребность в удовольствии и наслаждении;
потребность в защите и безопасности;
потребность в творчестве;
потребность в смысле жизни;
потребность в уважении, признании, в необходимом социальном статусе.
На пятом этапе (9-й класс) реализуется:
потребность быть здоровым;
потребность в удовольствии и наслаждении;
потребность в защите и безопасности;
потребность в творчестве;
потребность в смысле жизни;
потребность в уважении, признании, в необходимом социальном статусе;
потребность в самореализации.
Программа реализуется в классном коллективе в условиях воспитательной с системы школы,
ориентированной на духовно-нравственное воспитание средствами искусств.
Работа по программе требует творческого подхода, знания возрастных особенностей и психологии
детей, владения различными методами педагогической диагностики, огромной эрудиции и культуры.
Безусловно, программа требует коррекции, дополнения, постоянного обновления и обогащения материалами.
Цели.
Основной целью данной программы является: «Воспитание нравственной личности, духовно
богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющей быть
счастливой и нести счастье людям».
Задачи:
формирование ценностно-ориентированной личности;
формирование представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей
общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм;
формирование представлений о том, что нравственные ценности – наивысшая форма, организующая жизнь
человеческого общества;
формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию;
оказание помощи ученикам в открытии для себя большого многогранного и неоднозначного мира,
окружающего их, научение их в этом мире быть счастливыми.
Модель выпускника в контексте программы
«Вокруг тебя – мир...»
Знает свои «корни».
Уважительно относится к старшим.
Уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям.
Умеет жить настоящей полноценной жизнью, вести достойный образ жизни.
Умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается.
Готов к деятельному состраданию и сочувствию к страданиям других.
Умеет быть гуманным ко всему живому.
Умеет быть культурным и нести культуру людям, стремится к знаниям.
Умеет отвечать за свои поступки и слова.
Его слова не расходятся с делом. Он красив в делах и поступках, внешне и внутренне.
Умеет отвечать за то, что происходит вокруг, не умеет быть равнодушным.
Умеет сказать «нет» боли, угрозе жизни, унижению достоинства, физическим и нравственным
страданиям, всем людским порокам, варварству и вандализму, любым формам насилия.
Умеет уважительно относиться к культурным ценностям, воспринимать положительный опыт,
накопленный человечеством.
Умеет сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации, способен к переосмыслению
своего поведения, обдуманному совершению поступков.
Соблюдает правила и нормы человеческого сосуществования.
Умеет жить в гармони с окружающим миром.
Умеет вершить «чудеса» своими руками, а не ждать чуда со стороны.
Несет тепло и радость людям, делает их счастливыми!
Диагностика эффективности воспитательного процесса отслеживается при помощи следующих
диагностик:
методика «Я – позиция»;
методика А.Н. Лутошкина «Оценка жизнедеятельности коллектива»;
методика «Изучение сплоченности коллектива»;
методика А.Н. Лутошкина «Самооценка коллектива через эмоционально-символические аналогии»
(СКЭСА).