РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике «Методы решения задач по физике» 11 класс

1
0
Материал опубликован 6 December в группе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по физике

«Методы решения задач по физике»

11 класс


Пояснительная записка

Курс рассчитан на учащихся 11 класса и предполагает совершенствование подготов­ки школьников по освоению основных разделов физики 11 класса.

Предмет

физика

Программа

Федеральный закон 29.12.2012 №273 – ФЗ (в ред. От 01.05.2019г) «Об Образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки РФ 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

Рабочая программа курса по физике «Практика решения физических задач» на 2024 – 2025 учебный год составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2017 г., авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2015 г;

УМК В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2020 г.​​​​​​​

Направление

общеинтеллектуальное

класс

11 класс

сроки реализации

2024– 2025 учебный год




Цель курса: подготовка к сдаче единого государственного экзамена.

Задачи курса:

сформировать:

положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

сформировать умения:

работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

Программа курса согласована с требова­ниями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики про­фильной школы. Она ориентирует учителя на дальней­шее совершенствование уже усвоенных учащимися зна­ний и умений. Для этого вся программа делится на не­сколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы со­ставления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при реше­нии задач особое внимание уделяется последовательнос­ти действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. При повторении обобщаются, система­тизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повто­рения при подготовке к единому государственному экза­мену. Особое внимание следует уделить задачам, связан­ным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При рабо­те с задачами следует обращать внимание на мировоз­зренческие и методологические обобщения: потребнос­ти общества и постановка задач, задачи из истории фи­зики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явле­ний при решении задач и др.

Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены ха­рактерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает, ис­ходя из конкретных возможностей учащихся. Следует подбирать зада­чи технического и краеведческого содержания, занима­тельные и экспериментальные. На занятиях применяют­ся коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, под­готовка к олимпиаде, подбор и составление задач на те­му и т. д. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: реше­ние по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по реше­нию задачи, самоконтроль и самооценка, моделирова­ние физических явлений и т.д.

Содержание курса Физическая задача. Классификация задач (2 ч)

Что такое физическая задача. Состав физической за­дачи. Физическая теория и решение задач. Значение за­дач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры за­дач всех видов.

Составление физических задач. Основные требова­ния к составлению задач. Способы и техника составле­ния задач. Примеры задач всех видов.

Правила и приемы решения физических задач (3 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом за­дачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислитель­ной техники для расчетов. Анализ решения и его значе­ние. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров реше­ния задач. Различные приемы и способы решения: алго­ритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод раз­мерностей, графические решения и т. д.

Динамика и статика (4 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньюто­на, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопро­тивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием не­скольких сил. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематиче­ские и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам раз­личных сюжетных задач: занимательных, эксперимен­тальных с бытовым содержанием, с техническим и кра­еведческим содержанием, военно-техническим содер­жанием.

Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

Законы сохранения (4 ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механиче­ской энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопровер­ка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронш­тейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебатель­ной системы.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (3 ч)

Качественные задачи на основные положения и ос­новное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости моле­кул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критическо­го состояния. Задачи на описание явлений поверхност­ного слоя; работа сил поверхностного натяжения, ка­пиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влаж­ности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое рас­ширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержа­ния.

Основы термодинамики (3 ч)

Комбинированные задачи на первый закон термоди­намики. Задачи на тепловые двигатели. Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапа­на на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепло­вой машины; проекты практического определения ради­уса тонких капилляров.

Электрическое и магнитное поля (3 ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и раз­ное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического по­ля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженно­стью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и дру­гого оборудования.

Постоянный электрический ток в различных средах (4 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электриче­ского тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка це­пи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического то­ка в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: ха­рактеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, зани­мательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

Электромагнитные колебания и волны (7 ч)

Задачи разных видов на описание явления электро­магнитной индукции: закон электромагнитной индук­ции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характе­ристики переменного электрического тока, электриче­ские машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромаг­нитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геомет­рической оптике: зеркала, оптические схемы. Класси­фикация задач по СТО и примеры их решения.

Задачи на определение оптической схемы, содержа­щейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов. Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: пло­ский конденсатор заданной емкости, генераторы раз­личных колебаний, прибор для измерения освещеннос­ти, модель передачи электроэнергии и др.

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач (1ч)



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Количество часов

1

Физическая задача. Классификация задач

2

2

Правила и приемы решения физических задач

3

3

Динамика и статика

4

4

Законы сохранения

4

5

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

3

6

Основы термодинамики

3

7

Электрическое и магнитное поля

3

8

Постоянный электрический ток в различных средах

4

9

Электромагнитные колебания и волны

7

10

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач

1


Всего

34


Литература

Образовательный портал для подготовки к экзменам – «Решу ЭГЭ»

Физика «Методы решения физических задач» Мастерская учителя/ Н. И. Зорин. М. ВАКО

Сборник задач по физике. 10-11 классы. Базовый и профильный уровень. Н.А. Парфентьева. М. «Просвещение»

ЕГЭ-2024. Физика. Тематические тренировочные задания

Физика 11 класс. Лабораторные. Контрольные работы. Астахова Т.В. Издательство «Лицей»

Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государ­ственный экзамен. Контрольные измерительные мате­риалы. Физика. М.: Просвещение, 2024.


Календарно-тематическое планирование курса по физике

«Методы решения задач по физике», 11 класс, 34 ч.


п/п

Тема занятия

часов

Дата

план

Дата

факт


Физическая задача. Классификация задач

2



1

Классификация физических задач.




2

Техника составле­ния задач.





2. Правила и приемы решения физических задач

3



3

Этапы решения физической задачи.




4

Оформление решения задач.




5

Приемы и способы решения задач.





3. Динамика и статика

4



6

Координатный метод решения задач по механике.




7

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.




8

Решение сюжетных задач.




9

Экскурсия с целью отбора данных для составления задач.





4. Законы сохранения

4



10

Классификация задач по механике.




11

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.




12

Задачи на заданные объекты или явления.




13

Конструкторские задачи и задачи на проекты.





5. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

3



14

Задачи на описание поведения идеального газа.




15

Задачи на свойства паров.




16

Задачи на определение характеристик твердого тела.





6. Основы термодинамики

3



17

Задачи на первый закон термоди­намики.




18

Конструкторские задачи и задачи на проекты.




19

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.





7. Электрическое и магнитное поля

3



20

Задачи на описание электрического по­ля.




21

Задачи на описание магнитного поля тока и его действия.




22

Решение экспериментальных задач.





8. Постоянный электрический ток в различных средах

4



23

Расчет сопротивления сложных электрических цепей.




24

Решение экспериментальных задач.




25

Решение задач на расчет участка це­пи, имеющей ЭДС.




26

Конструкторские задачи на проекты.





9. Электромагнитные колебания и волны

8



27

Задачи на описание явления электро­магнитной индукции.




28

Задачи на переменный электрический ток.




29

Задачи на описание свойств электромаг­нитных волн.




30

Задачи по геомет­рической оптике.




31

Задачи по СТО.




32

Решение экспериментальных задач.




33

Конструкторские задачи и задачи на проекты.




34

Обобщающее занятие по решению физических задач.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации