РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике «Методы решения задач по физике» 11 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по физике
«Методы решения задач по физике»
11 класс
Курс рассчитан на учащихся 11 класса и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики 11 класса.
Предмет | физика |
Программа | Федеральный закон 29.12.2012 №273 – ФЗ (в ред. От 01.05.2019г) «Об Образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки РФ 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»); Рабочая программа курса по физике «Практика решения физических задач» на 2024 – 2025 учебный год составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2017 г., авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2015 г; УМК В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2020 г. |
Направление | общеинтеллектуальное |
класс | 11 класс |
сроки реализации | 2024– 2025 учебный год |
Цель курса: подготовка к сдаче единого государственного экзамена.
Задачи курса:
сформировать:
положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
сформировать умения:
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Программа курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.
Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает, исходя из конкретных возможностей учащихся. Следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.
Содержание курса Физическая задача. Классификация задач (2 ч)Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач (3 ч)Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Динамика и статика (4 ч)Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Законы сохранения (4 ч)Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (3 ч)Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики (3 ч)Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Электрическое и магнитное поля (3 ч)Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток в различных средах (4 ч)Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
Электромагнитные колебания и волны (7 ч)Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов. Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач (1ч)ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Физическая задача. Классификация задач | 2 |
2 | Правила и приемы решения физических задач | 3 |
3 | Динамика и статика | 4 |
4 | Законы сохранения | 4 |
5 | Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел | 3 |
6 | Основы термодинамики | 3 |
7 | Электрическое и магнитное поля | 3 |
8 | Постоянный электрический ток в различных средах | 4 |
9 | Электромагнитные колебания и волны | 7 |
10 | Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач | 1 |
Всего | 34 |
Литература
Образовательный портал для подготовки к экзменам – «Решу ЭГЭ»
Физика «Методы решения физических задач» Мастерская учителя/ Н. И. Зорин. М. ВАКО
Сборник задач по физике. 10-11 классы. Базовый и профильный уровень. Н.А. Парфентьева. М. «Просвещение»
ЕГЭ-2024. Физика. Тематические тренировочные задания
Физика 11 класс. Лабораторные. Контрольные работы. Астахова Т.В. Издательство «Лицей»
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2024.
Календарно-тематическое планирование курса по физике
«Методы решения задач по физике», 11 класс, 34 ч.
№ п/п | Тема занятия | часов | Дата план | Дата факт |
Физическая задача. Классификация задач | 2 | |||
1 | Классификация физических задач. | |||
2 | Техника составления задач. | |||
2. Правила и приемы решения физических задач | 3 | |||
3 | Этапы решения физической задачи. | |||
4 | Оформление решения задач. | |||
5 | Приемы и способы решения задач. | |||
3. Динамика и статика | 4 | |||
6 | Координатный метод решения задач по механике. | |||
7 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | |||
8 | Решение сюжетных задач. | |||
9 | Экскурсия с целью отбора данных для составления задач. | |||
4. Законы сохранения | 4 | |||
10 | Классификация задач по механике. | |||
11 | Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. | |||
12 | Задачи на заданные объекты или явления. | |||
13 | Конструкторские задачи и задачи на проекты. | |||
5. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел | 3 | |||
14 | Задачи на описание поведения идеального газа. | |||
15 | Задачи на свойства паров. | |||
16 | Задачи на определение характеристик твердого тела. | |||
6. Основы термодинамики | 3 | |||
17 | Задачи на первый закон термодинамики. | |||
18 | Конструкторские задачи и задачи на проекты. | |||
19 | Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. | |||
7. Электрическое и магнитное поля | 3 | |||
20 | Задачи на описание электрического поля. | |||
21 | Задачи на описание магнитного поля тока и его действия. | |||
22 | Решение экспериментальных задач. | |||
8. Постоянный электрический ток в различных средах | 4 | |||
23 | Расчет сопротивления сложных электрических цепей. | |||
24 | Решение экспериментальных задач. | |||
25 | Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. | |||
26 | Конструкторские задачи на проекты. | |||
9. Электромагнитные колебания и волны | 8 | |||
27 | Задачи на описание явления электромагнитной индукции. | |||
28 | Задачи на переменный электрический ток. | |||
29 | Задачи на описание свойств электромагнитных волн. | |||
30 | Задачи по геометрической оптике. | |||
31 | Задачи по СТО. | |||
32 | Решение экспериментальных задач. | |||
33 | Конструкторские задачи и задачи на проекты. | |||
34 | Обобщающее занятие по решению физических задач. |