12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Косарева Антонина Михайловна426
Образование высшее, стаж работы 33 года. Учитель физики
Россия, Калужская обл., село Ильинское Малоярославецкого района

МОУ Ильинская основная общеобразовательная школа

имени Подольских Курсантов

Рабочая программа элективного курса по физике для 9 класса

«Физика и техника»

Пояснительная записка.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека.

1. развитие способностей ориентироваться в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных и культурных явлениях, включая мир духовных ценностей;

2. способности брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений;

3. потребности в самообразовании и достижении успехов в личной и общественной жизни.

При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по излагаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их.

Элективный курс"Физика и техника" помогает ученику увидеть многообразие видов деятельности , оценить собственные способности , склонности и интересы и соотнести их с реальными потребностями рынка труда. Ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. Элективный курс «Физика и техника» следует считать предметно-ориентированным.

На повышении эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого отбора информации и методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных факторов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основании теории. Отсюда вытекают требования к умениям учащихся:

1.применять основные исходные положения науки, для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов, установок;

2.решать нестандартные задачи и практическое применение законов физики.

Цель курса: создание условий для формирования у учащихся интереса к изучению физики как науки, связанной с изучением природы и дающей знания, которые потом применяются в технике и производстве; вызвать интерес у учащихся к техническим профессиям. Эти цели конкретны, достижимы и реальны, их постановка обусловлена особенностями содержания предлагаемой программы, она не противоречит целям и задачам предпрофильной подготовки. Расширить представление учащихся о проблемах современной физики, направлении физических исследований, достижений современной физики. Сформировать положительную мотивацию и устойчивый интерес к физике.

Задачи курса:

1.Показать роль человека в изучении природы.

2. Расширить и углубить представление о роли механики как одной из естественнонаучных дисциплин.

3.Развить навыки работы учащихся с дополнительной литературой, владения устной и письменной речью.

4.Совершенствовать навыки решения задач в нестандартной ситуации с техническим и экологическим содержанием.

5.Привить интерес к физической науке, формировать гордость за прошлое, настоящее и будущее российской физической науки.

6.Развить способности учащихся к исследовательской деятельности.

7.Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к физической деятельности, работе в парах, группах.

Место курса в системе предпрофильной подготовки.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по физике. Он расширяет базовый курс, является предметно-ориентированным и даёт учащимся возможность познакомиться с интересным материалом, нестандартными задачами, осознать место человека в природе, роль физики в современном обществе, проверить и развить свои способности по физике. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию физических знаний, предусмотренных программой, поможет оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Технология проведения занятий основана на этапе самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен материал, а также этапе взаимопроверки и оценивания работ учащимися класса. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения курса. Формой контроля может стать презентация данного материала учащимися, защита собственного проекта по темам данного курса. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

- разбираться в устройстве и принципе работы технических объектах;

- выдвигать гипотезы и объясняющие физические явления;

- делать выводы;

- выступать с сообщениями, докладами и презентациями.

Описание содержания разделов программы элективного курса

«Физика и техника»

Физика и смежные дисциплины.

Связь физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой.

Физика в современном мире. Заседание клуба автолюбителей. Вопросы, предлагаемые к обсуждению: Как возникает сила тяги автомобиля? Почему при резком торможении автомобиль заносит? Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? Как вытащить из грязи застрявший автомобиль?

Принцип действия «катушки-ползушки». Изготовление и соревнования в номинациях: «Чья быстрее»; «Чья пробежит дальше»; «Чья въедет на более крутую горку»; «Победитель в парных боях».

Трение в технике.

Трение в технике как физическое явление. Трение полезное и вредное. Решение задач по теме: «Зависимость силы трения от веса движущихся тел».

Космическая техника.

По космическим орбитам. Основоположники. Принцип передвижения и строение ракеты. Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека.

Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики.

Роль компьютера в физических исследованиях. Моделирование физических процессов с помощью ИКТ технологий. Связь без проводов. Сотовая связь. Глобальная сеть. Возможности Всемирной паутины.

 

Теоретики и экспериментаторы.

Решение нестандартных задач. Различные методы решения физических задач с техническим, экономическим, экологическим содержанием.

Физика и военная техника.

Физика в задачах военно-исторических событий. Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники.

Итоговое занятие.

 

Календарно-тематическое планирование учебного материала.

 Количество часов - 17.

№ урока

Тема занятия

Вид занятия

Дата

1-2

Физика и смежные дисциплины

Связь физики с математикой,

химией, биологией, литературой,

техникой.

Практическое занятие

 

Физика в современном мире.

3-4

Вопросы, предлагаемые к обсуждению: Как возникает сила тяги автомобиля? Почему при резком торможении автомобиль заносит? Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? Как вытащить из грязи застрявший автомобиль?

Семинар,

Заседание клуба автолюбителей.

 

Принцип действия «катушки-ползушки».

5-6

Изготовление и соревнования в номинациях: «Чья быстрее»; «Чья пробежит дальше»; «Чья въедет на более крутую горку»; «Победитель в парных боях».

Практическая, демонстрационная работа

 

Трение в технике

7-8

Трение в технике как физическое явление. Трение полезное и вредное. Решение задач по теме: «Зависимость силы трения от веса движущихся тел».

Презентация.

Решение задач

 

Космическая техника

9-10

По космическим орбитам. Принцип передвижения и строение ракеты. Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека.

Сообщения,

презентации учащихся

 

Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики

11-12

Роль компьютера в физических исследованиях. Моделирование физических процессов с помощью ИКТ технологий. Связь без проводов. Сотовая связь. Глобальная сеть. Возможности Всемирной паутины.

Лекция

Диспут

 

Теоретики и экспериментаторы

13-14

Решение нестандартных задач.

Различные методы решения физических задач с техническим, экономическим, экологическим содержанием.

Урок - состязание

 

Физика и военная техника.

15-16

Физика в задачах военно-исторических событий. Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники.

Семинар

Решение задач

 

17

Итоговое

занятие

зачет

 

Задания для самостоятельной работы учащихся:

 

1.Работа с рекомендуемой литературой.

2.Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией (по выбору учащихся).

3.Самостоятельная работа по составлению задач и последующим их решением, выбор оптимального варианта решения задач.

4.Составление проектов по предложенным темам.

5.Составление компьютерных презентаций .

6.Самостоятельное построение метода, позволяющего решить предложенную задачу.

7.Самостоятельный анализ и оценка своей деятельности.

Учебно-методическое обеспечение курса.

Литература для учащихся:

  1. Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик и др. «1001 задача по физике», М, «Наука»,1996г.
  2. Н.И. Гольдфарб « «Задачи по физике», «Дрофа», 2008 г.
  3. И.П. Гурский « Элементарная физика с примерами решения задач.»,М,»Просвещение»,1984г.
  4. А.В.Перышкин « Сборник задач по физике» 2016г..
  5. Мусский С.А. « Сто великих чудес техники. М., «Вече», 2003

Энциклопедии для детей:

  1. Древо познания.- Научно-познавательная коллекция «Маршал Кавендиш»
  2. Познаю мир: изобретения. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» ,2000
  3. Познаю мир: физика .-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» ,2000

Литература для учителя:

  1. Г.А. Бутырский,Ю.А. Сауров « Экспериментальные задачи по физике», М., Просвещение, 1998г
  2. В.А. Ильин « История физики», М.,АСАDEMIA,2003 г
  3. И.С. Кудрявцев « История физики», т 1-3 , Просвещение, 1956-1971гг
  4. А.Н. Майоров « Физика для любознательных или о чем не узнаешь на уроке», Ярославль, «Академия развития» , 1999 г
  5. К.Э. Суори « Необыкновенная физика обыкновенных явлений», перевод с английского в 2-х томах, 1987г
  6. Перекрестки физики, химии и биологии.: М, «Просвещение»,1995г.
  7. Журнал «Физика в школе»
  8. Газета «Физика» - Издательский дом «Первое сентября»
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.