Рабочая программа кружка «Архитектурный дизайн»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Пермский государственный
ГУМАНИТАРНО-педагогический университет»
УТВЕРЖДЕНО руководителем отдела методических разработок ____________________________ (подпись) «23» декабря 2021 г. Рабочая программа студии Архитектурный дизайн (художественное направление) для детей 14-16 лет
Березники, 2021 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа «Архитектура и дизайн» художественной направленности создана для приобщения детей к проектной деятельности через обучение компьютерной графике. Она призвана, также, содействовать в профессиональном самоопределении подростков, их психологической и практической подготовке к творческому труду. Программа адресована учреждениям дополнительного образования.
Программа спроектирована с учётом нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3;
Концепция развития дополнительного образования детей.
Конвенция о правах ребёнка;
Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 г.;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р, Москва;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе «с Методическими рекомендациями по проектированию ДООП.
Актуальность программы
В последнее время внимание педагогов все чаще привлекает такая новая педагогическая технология как проектная деятельность. Главная ее особенность в том, что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.
Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике. Проектная деятельность как правило имеет межпредметную направленность. Таким образом, учащиеся видят связь между различными дисциплинами, у них формируется целостное восприятие окружающего мира. Все эти особенности делают проектную деятельность наиболее актуальной педагогической технологией.
Программа «Архитектурный дизайн» создана для того, чтобы соединить детское творчество с профессиональным мастерством архитектора-педагога. Ребенок в данном случае выступает не только как ученик, но и соавтор. Дополнительная образовательная программа «Архитектурный дизайн» также способствует развитию:
готовности к пониманию инструкции и соблюдения алгоритма деятельности;
умения планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения;
готовности получать в диалоге необходимую информацию;
развитие воображения и творческого мышления.
Цель курса по выбору «Архитектурный дизайн» – ознакомление учащихся с предметом «Компьютерная графика» через осуществление проектов.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать знания об основах начертательной графики;
формировать навыки создания векторных, растровых и трехмерных изображений;
овладеть знаниями отличительных особенностей видов изобразительного искусства; жанров изобразительного искусства;
формировать умение самостоятельно решать вопросы художественного проектирования;
Воспитательные:
формировать внимание, культуру поведения, навыки общения и взаимодействия в коллективе;
формировать интерес к предмету;
научить творческому подходу в изобразительной и проектной деятельности;
способствовать желанию продолжать учебу в художественных и архитектурных школах, лицеях, ВУЗах.
Развивающие:
пробудить творческую активность школьников;
увлечь учащихся художественным проектированием;
раскрыть творческие способности учащихся.
развить пространственное воображение;
содействовать в развитии творческой фантазии;
развивать творческие способности учащихся.
Организационно-педагогические основы образовательной программы
Образовательная программа «Архитектурный дизайн» рассчитана на подростков 14 – 16 лет. Срок ее реализации – 1 год. Программа состоит из 144 часов теоретических и практических занятий. Рекомендуемое количество человек в группе – 15.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Срок обучения – 36 недель.
Группы формируются из учащихся 7-9 классов. Изучение материала курса требует начальной подготовки основ пользования персональным компьютером и основ пользования стандартными инструментами офисных приложений.
Занятия проводятся в теоретической и практической форме.
Техническое обеспечение программы: компьютерный класс с индивидуальным рабочим местом на компьютере для каждого учащегося; мультимедийный проектор для демонстрации практических примеров и визуального обсуждения творческих проектов учащихся курса; программное обеспечение: CorelDraw, Adobe Photoshop, PRO100.
В программе предусмотрены две основные формы контроля: текущий и итоговый контроль.
В ходе текущего контроля проверяется, каков объем усвоенного материала использования различных инструментов графических приложений. Контроль осуществляется во время практических заданий.
Итоговый контроль осуществляется в форме защите проекта.
Ожидаемые результаты
знать первоначальные понятия о графических изображениях и линиях чертежа;
знать назначение и правила пользования чертежными инструментами;
создавать и редактировать объекты векторной и растровой графики
создавать проекты с использованием трехмерной графики
уметь самостоятельно создать жилой и общественный интерьер помещения (от эскиза до макета) и подобрать его цветовое решение;
уметь проявлять творческую самостоятельность при выполнении задания;
владеть информационными технологиями, использовать Интернет ресурсы на практике для дизайн-проектов.
Тематический план
№ | Наименование раздела и темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение в курс «Архитектурный дизайн». | 2 | 2 | - | |
Основы черчения | 24 | 6 | 18 | |
Основные функции современного интерьера | 8 | 4 | 4 | |
Цветовое решение помещения. | 2 | 1 | 1 | |
Способы оформления и отделки помещения. | 8 | 2 | 6 | |
Принципы планирования жилища. | 4 | 1 | 3 | |
Искусство оформления окон. Шторы и портьеры в интерьере. | 2 | 1 | 1 | |
Фитодизайн | 6 | 2 | 4 | |
Введение в компьютерную графику. Векторная графика. Графический редактор Corel Draw | 10 | 5 | 5 | |
Растровая графика Графический редактор Adobe Photoshop. | 10 | 5 | 5 | |
Трёхмерная графика. | 10 | 5 | 5 | |
Создание проекта. | 2 | 2 | - | |
Работа над проектом. | 70 | 10 | 60 | |
15. | Оформление выпускного проекта. Защита проекта. | 12 | 1 | 11 |
Итого часов | 144 |
Содержание программы
№ | Наименование раздела и темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение в курс «Архитектурный дизайн». | 2 | 2 | - | |
Основы рисунка Принципы восприятия цвета и пространства человеком. Роль цвета в создании атмосферы помещения. Цветоведение. Цветовой круг Освальда. Рисунок – основа изображения. Правила построения рисунка. Роль света и тени в рисунке. Перспектива. Точка схода. Линия горизонта. Виды перспективы. Понятие «композиция». Композиционный центр. | 6 | 2 | 4 | |
Основы черчения Содержание предмета, правила оформления чертежей, понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Чтение чертежей детали. Выполнение чертежа помещения. Решение графических задач, в том числе творческих. | 16 | 6 | 10 | |
Основные функции современного интерьера Общие функции: сон, отдых, индивидуальная работа, приготовление пищи, прием пищи, санитарная гигиена, хранение вещей. Особенности интерьера гостиной и кухни. Особенности интерьера детской и спальни. Особенности интерьера прихожей и санузла. | 8 | 4 | 4 | |
Цветовое решение помещения. | 2 | 1 | 1 | |
Способы оформления и отделки помещения. Оформление стен, потолков и пола. | 8 | 2 | 6 | |
Принципы планирования жилища. Функциональное зонирование. Создание эскиза оформления интерьера помещения. | 4 | 1 | 3 | |
Искусство оформления окон. Шторы и портьеры в интерьере. | 2 | 1 | 1 | |
Фитодизайн Виды комнатных растений Комнатные растения в дизайне интерьера. Требования и выбор комнатных растений | 6 | 2 | 4 | |
1. Введение в компьютерную графику. Понятие «Векторная графика». Знакомство с программой Corel Draw. Создание векторных объектов. Редактирование изображений. Изменение формы объектов. Редактирование контура и заливки. Интерактивная заливка. Применение эффектов. Практическая работа: создание чертежей помещений. | 10 | 5 | 5 | |
2. Понятие «Растровая графика». Графический редактор Adobe Photoshop. Основные принципы работы с Adobe Photoshop. Форматы сохранения изображений. Работа с цветовыми моделями в Adobe Photoshop. Обработка изображений в Adobe Photoshop. Практическая работа: «Изменение изображения с применением эффектов» Коррекция изображений в Adobe Photoshop. Увеличение яркости и контраста изображений. Коррекция тонового диапазона изображений. Копия изображения. Увеличение яркости. Практическая работа: «Откорректировать изображение материала/текстуры» Рисование при помощи выделений. Практическая работа: «Создание изображений с помощью инструментов выделения» Изменение цвета и фона изображения. Практическая работа: «Построение композиций из исходных изображений». Работа со слоями. Работа с масками. Практическая работа «Создание текстуры» | 10 | 5 | 5 | |
3. Трёхмерная графика. Знакомство с программой PRO100. Основные принципы работы. Режимы редактирования. Создание объектов. Изменение свойств объектов. Библиотеки мебели и материалов. Освещение. Редактор форм. Отображение размеров. Режимы просмотров. Практическая работа «Создание своей комнаты». | 10 | 5 | 5 | |
Создание проекта. Объявление требований к проекту. | 2 | 2 | - | |
Работа над проектом. Проектирование дизайна кухни (отделка стен, окон, мебель и др.). Проектирование дизайна гостиной. Проектирование дизайна спальной комнаты. Проектирование дизайна ванной комнаты | 70 | 10 | 60 | |
15. | Оформление выпускного проекта. Защита проекта. | 12 | 1 | 11 |
Итого часов | 144 |
Учебно-методическое и материально–техническое обеспечение образовательного процесса
Материалы, необходимые для реализации программы:
Учебные
Презентация «Основы рисунка»
Презентация «Основы черчения»
Презентация «Основные функции современного интерьера»
Презентация «Цветовое решение помещения»
Презентация «Способы оформления и отделки помещения»
Презентация «Принципы планирования жилища»
Презентация «Искусство оформления окон. Шторы и портьеры в интерьере»
Презентация «Фитодизайн»
Дидактические
Примеры чертежей помещений
Электронная библиотека текстур
Журналы по дизайну интерьера
Инструкции к практическим работам
Методические
По дизайну
Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. Уч. пособ. – М.: Академия, 2007. – 208с., ил.
Титов, С. В. Черчение. 9 класс. Поурочные планы / С.В. Титов. - М.: Учитель, 2005. - 190 c.
Вильямс Р. Студия дизайна. /Пер с англ. В.Овчинников, В.Тимохин. – М.: Символ-Плюс, 2008. – 280с. – (Библиотека дизайна).
Короёв Ю.И. Начертательная геометрия. Учебник. – М.: КноРус, 2011. – 432с. - (Специальность "Архитектура")
Крутских Е.Ю., Литвинов Д.В. Интерьер вашего дома.- Екатеринбург: У-Фактория, 2005.-272с.
Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной композиции. Уч. пособ. – М.: Архитектура-С, 2004. -96с.: ил.
Старикова Ю.С. Основы дизайна. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2011. – 112с.
Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способах восприятия, о языке линий и красок, о воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990. – 223с.: ил.
По компьютерной графике
Глушаков С.В. CorelDRAW X4. Самоучитель. – М.: АСТ; АСТ Москва; Владимир: ВКТ, 2008. – 471с.
Емельянов, С.Г. Начертательная геометрия. Инженерная и компьютерная графика в задачах и примерах: Учебное пособие / П.Н. Учаев, С.Г. Емельянов, К.П. Учаева; Под общ. ред. проф. П.Н. Учаева. - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 288 c.
Тозик, В.Т. Компьютерная графика и дизайн: Учебник / В.Т. Тозик. - М.: Academia, 2016. - 672 c.
Adobe Photoshop CS официальный учебный курс: Пер. с англ. - М.: Изд-во ТРИУМФ, 2009. - 576 с. ил.
Видеоуроки "Программа PRO100" // http://art-pro100.ru/ URL: http://art-pro100.ru/?page_id=1743 (дата обращения: 25.12.2019).
Список литературы
Еременко Н. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
Павлова А., Корзинова Е.. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
Павлова, А. А. Методика обучения черчению и графике / А.А. Павлова, С.В. Жуков. - М.: Владос, 2004. - 547 c.
Титов, С. В. Черчение. 9 класс. Поурочные планы / С.В. Титов. - М.: Учитель, 2005. - 190 c.
Дунаев, В.В. CorelDRAW X5. Понятный самоучитель / В.В. Дунаев. - М.: Питер, 2011. - 372 c.
Ковтанюк, Ю.С. CorelDRAW X3 на примерах / Ю.С. Ковтанюк. - М.: Диалог-Мифи, 2007. - 966 c.
Комолова Н. Самоучитель CorelDRAW 12 / Н. Комолова, Александр Тайц, Александра Тайц. - М.: БХВ-Петербург, 2004. - 640 c.
.Коцюбинский, А. О. Самоучитель Photoshop CS2 / А.О. Коцюбинский, С.В. Грошев. - М.: 100 книг, Триумф, 2007. - 370 c.
Свиридова, К. Photoshop CS4 - это просто. Экспресс-методы обработки фотографий / К. Свиридова. - М.: БХВ-Петербург, 2010. - 384 c.