Рабочая программа кружка «Юный историк»
Программа кружка « Юный историк»
Разработал: учитель
истории и обществознания
Маляева Валентина Ивановна.
Пояснительная записка
В основу программы кружка положено сочетание проблемного, цивилизационного и культурологического принципов изучения истории на основе гуманизации.
Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:
- в отборе учебного материала (внимание к традициям культурного наследия, социальному поведению человека, вещам которые его окружают, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);
- в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемому историческому периоду);
- в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);
- в ориентации преподавания на «проживание» учащимися различных исторических эпох, разных типов культур; (с помощью изучения вещей, традиций.)
- в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся вглубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, исторические условия, роль ментальных особенностей в мотивации поступков исторических личностей – то, что развивает способность понимания исторических эпох;
- в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников;
- в создании атмосферы сотрудничества (живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).
Актуальность данной темы объясняется незначительным вниманием, уделяемым проблемам в современной школе вообще, и ценностным системам обществ и их составляющих эпох, в частности. Значимость: возможность использования опыта, полученного на занятиях кружка – при изучении как истории, так обществознания.
Условия реализации программы.
В кружке занимаются учащиеся с 6 по 10 класс. Особенность набора в
кружок - свободный. Кружок работает первый год. Занятия проходят раз в
неделю.
Занятия в кружке проводятся в следующих формах:
1.групповые формы: лекции, беседы;
2.индивидуальные формы работы: написание рефератов, докладов;
3.подготовка и участие в конкурсах, играх;
4.подготовка газет;
5.исследовательская деятельность;
Основная цель работы.
Развить интерес к истории;
Приобщать к поисково-исследовательской деятельности.
Задачи (этапы решения цели):
1.Образовательные.
Углубить и раскрыть знания учащихся по истории. Собранные учащимися материалы для музея широко использовать как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях. Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.
2.Воспитательные.
В целом создание музея способствует воспитанию патриотизма, гражданского отношения к отечественной истории. Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры, гордости за деяния славных земляков.
3.Развивающие.
Развить креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками. Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
Результативность
1.В ходе реализации программы кружка развивается самостоятельность, активность обучающихся;
2.Занятия в кружке помогут раскрыть способности детей;
3.Коллективная деятельность будет формировать такие качества как терпимость, тактичность, доброжелательность;
4.Приобщение детей к творчеству.
Требования к учащимся
Посещать кружок систематически, участвовать в конкурсах, конференциях.
Повышать свой образовательный уровень. Беречь и умножать традиции кружка.
Мониторинг
Программа кружка открытая, в неё могут вноситься некоторые изменения.
Предложения могут вносить дети. Повышения мотивации к знаниям и навыков рефлексии. Проводится обсуждение, дети высказывают собственное мнение учатся быть объективными, гуманными, без обид выслушивать критику, быть самокритичными.
Организационно – массовая работа
1.Исторический вечер «Родословная вещей.
2.Интеллектуальная игра посвящённая богине истории Клио.
3.Конкурс газет «Святое дело - Родине служить».
4.Презентация работы. «Улицы моего села».
Работа с родителями
Посещение родителями внеклассных мероприятий.
Календарно – тематическое планирование кружка
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Дата фактического проведения |
1. |
Вводная беседа о работе кружка. Распределение обязанностей. |
1 |
05.02 |
|
2. |
Практическое занятие «Ты в музее». |
1 |
12.02 |
|
3. |
Интересные факты истории. Геральдика и нумизматика. |
1 |
19.02 |
|
4. |
Анкетирование. Исследовательская работа. |
1 |
26.02 |
|
5. |
Посещение библиотеки. |
1 |
05.03 |
|
6. |
Требования к написанию рефератов. Оформление сообщений, докладов, рефератов. |
1 |
12.03 |
|
7. |
Работа по источникам. Виды источников, задания, игры. |
1 |
19.03 |
|
8. |
Повседневная жизнь. Быт и нравы Древней Руси. |
1 |
02.04 |
|
9. |
Конкурс газет, рисунков «Святое дело - Родине служить». |
1 |
09.04 |
|
10. |
Интеллектуальная игра посвященная богине истории Клио. |
1 |
16.04 |
|
11. |
Проект «Солдатский подвиг в памяти народной». Вещи с фронта. |
1 |
23.04 |
|
12. |
Презентация работы «Улицы моего села». |
1 |
30.04 |
|
13. |
Быт русских царей в 17-18 веках. Русские праздники. |
1 |
07.05 |
|
14. |
Конкурс газет, ребусов, чайнвордов о быте. |
1 |
14.05 |
|
15. |
Историческая страница. Занимательные задачи. |
1 |
21.05 |
|
16. |
Исторический вечер «Родословная вещей». |
1 |
28.05 |
Литература
1.Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.,1989
2.Благинин М. Т.(Статьи)/Преподавание истории в школе.2000.-№1,2,8.
3.Девятайкина Н.И.История средних веков: источники, задания, игры: Учеб. Пособие для 7кл.шк. всех типов.- 1996.
4.Дьякова О.А. Игры для школьников. М.,1980.
5.Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. М.,2002.
5.Рабинович Е. Г. Судьба вещей. М., 1983.
6.Детская энциклопедия для старшего и среднего возраста: В10 т. Т7.М.,1961.
7.Хрестоматия по внеклассной работе: Пособие для учителя /Сост. М.М.
Торохов. М.,1989.