Рабочая программа кружка «Юный патриот»

0
0
Материал опубликован 2 October 2018 в группе

Рабочая программа

кружка «Юный патриот»

на 2018-2019 учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка (по дополнительному воспитанию) «Юный патриот» для обучающихся 5 класса создана на основании основных нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании»

- Устав МБОУ «Кубасская оош»

- Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ «Кубасская оош»

Программа для 5 класса выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика состоит в том, что он строится на предметно-практической деятельности, которая является в данном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.

Важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооруженных силах. Необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить им, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. На этих примерах и следует воспитывать учащихся. Стремление воспитывать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества. Именно такой принцип – военно-патриотическое воспитание учащихся – должен быть заложен в основу деятельности программы.

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Цель программы – формирование и развитие у учащихся чувства преданности к своему Отечеству, гордости за свою страну и ее народ, утверждение в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, выработка у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению конституционного и воинского долга в условиях мирного и военного времени.

Основными задачами является:

- историческое – познание истории образования государства Российского и его развития, осознание принадлежности к историческому наследию российского народа и ответственности за сохранение и преумножение его достояния;

- духовно-нравственное – развитие высокой культуры и образованности, осознание национальной идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения;

- патриотическое – воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

- морально-волевое – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях.

Курс должен стать опорным для формирования универсальных учебных действий в 5 классе образовательной школы. В данном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.

Продуктивная деятельность на занятиях создает уникальную основу для самореализации личности. Она отвечает возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда учащиеся могут самостоятельно реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. Именно на занятиях кружка могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе, формируются социально-ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Практико-ориентированная направленность содержания занятий естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении предметов в начальной школе: окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Курс является комплексным и интегративным. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами средней школы.

Содержание курса.

Работа курса «Юный патриот» предполагает использование самых разнообразных видов, форм, средств и методов, целью которых является развитие у школьников гражданского, национального самосознания, стимулирование у них личностного отношения к историческим и современным событиям и деятелям, стремление к выработке необходимых свойств и качеств защитника Отечества.

Работа программы будет реализована на базе школьного музея, что предоставит учащимся получения дополнительного образования, углубит их знания в одной определенной области. Ребята будут приобщаться к исследовательской, оформительской, экскурсионно-лекторской видам деятельности. Таким образом, у учащихся сформируется профессиональные умения в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности под руководством педагога.

Раздел 1. Формирование центра гражданско-патриотического воспитания

Сбор материала о ветеранах Вов, вдовах, жизни тружеников села в годы войны, воспоминания о послевоенных годах. Изучении «Книги памяти» в ДК села. Следующий этап – сбор материалов по истории школы в селе. Создание уголка. Организация экскурсий в музей ДК. Изучение школьных дел в фотографиях. Встреча с интересными людьми школы. Тимуровская работа. Приобщение к школьному музейному уголку. Обновление материалов, экспонатов в школьном музейном уголке.

 

Раздел 2. Приобщение к духовным ценностям народов РТ

Конференции, посвященные творчеству русских и татарских писателей и поэтов. Конкурсы рисунков по произведениям. Конкурсы чтецов военно-патриотических стихотворений, тематические выставки книг в библиотеке. Фестивали военно-патриотических песен.

Раздел 3. Введение в генеалогию (родоведение)

Генеалогия как наука. Из истории оформления генеалогических документов. Термины родства по его видам. Особенности личных имен. Русские отчества. Фамилии в родоведении. Этапы домашнего расследования. Работа в библиотеках и в сети Интернет «Можно ли найти предков в собственном компьютере?». Стили оформления русских родословных рукописей. Особенности оформления русских родословий. Семейные архивы и реликвии. Особенности работы в архивах. Самостоятельное оформление родословия. Древо, память, жизнь. Оформление родословия в виде древа или таблицы.

Раздел 4. Подведение итогов «Что мы смогли, что мы сумели»

Гармонизация гражданских и патриотических качеств.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 5,6,8 класса. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

2 раза

2 часа

70 часа


 

Формы работы:

коллективно-групповая игра,

творческий конкурс,

защита проектов,

индивидуальная работа,

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный, проблемный,

частично-поисковый,

исследовательский.

Педагогические приемы:

- сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.

Виды учебной деятельности учащихся:

- простейшие наблюдения и исследование окружающего мира, способов их обработки; анализ работ, их свойств, принципов и приемов создания;

- моделирование, конструирование из разных материалов;

- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление процесса и результата работы).

Контрольная диагностика:

Используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – творческие конкурсы, выставки;

итоговый – открытые и зачетные занятия, участие в выставках.

Результаты освоения программы кружка «Юный патриот»:

Личностные:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для выполнения заданий из разных источников.

Строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения по теме кружка в соответствии с возрастными нормами).

Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом.

Готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых.

Предметные:

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.

Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Программа призвана способствовать:

стать достойным гражданином своего Отечества;

расширить представление о Конституции РФ, РТ;

формировать личные качества ребенка;

создать условия для жизнедеятельности коллектива с едиными задачами и общими направлениями деятельности;

создать условия для саморазвития школьника;

формирование и развитие нравственных идеалов, норм и правил общечеловеческой морали, чувства долга и чести, порядочности, правдивости, принципиальности, честности, требовательности к себе.

Использованная литература

Актуальные проблемы истории государственности татарского народа. Казань. 2000

Введение в генеалогию (родоведение). Сост. И.Ю. Протащук. Казань. Хэтер, 2009

Малькова А. Что мы передадим потомкам?: [Возрождение народных традиций на селе] // Библиотека. – 1998. – № 12. – С. 59-60.

4. Милько О.Е. Патриотическое воспитание среди факторов формирования патриотизма / О.Е. Милько [О.Е. Савельева] // Индивидуальность в современном мире (Материалы IV международной научно-практической конференции) / под ред. Н.Е. Мажара, В.В. Селиванова. – Смоленск: Универсум, 2005. – С. 135-137.

Мустафина Г.М. История Татарстана. Казань. Магариф. 2003

Насыров Р.Г. Сельское расселение в Западном Закамье. Казань. АН РТ, 2007

Семейные летописи. Хрестоматия/ Сборник материалов Всероссийских гуманитарно-просветительских конференций «История моей семьи – страницы многовековой истории Отечества». Казань, 2009

 

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретических

практических

1.

Формирование центра гражданско-патриотического воспитания

39

10

29

1.1.

Сбор материалов о ветеранах Вов, вдовах, жизни тружеников села в годы войны:

- личные встречи с ветеранами Вов;

- встречи со «старожилами» села;

- написание рефератов о героях села в годы войны.

10

4

4

2

2

1

1

-

8

3

3

2

1.2.

Оформление стенда «Помнят люди»

4

1

3

1.5.

Организация экскурсий в музей «Истории села» ДК

1

-

1

1.6

Обучение экскурсионному делу

2

2

-

1.7

Презентация экскурсоводов

2

-

2

 

Проведение школьной НПК

- сбор материалов;

- написание работы;

8

5

3

2

1

1

6

4

2

1.3.

Сбор материалов по истории школы

6

2

4

1.4.

Создание летописи школьных дел в фотографиях

4

1

3

 

Проведение экскурсии для учащихся 1-4 классов в музейный уголок

2

-

2

2.

Приобщение к духовным ценностям народов РТ

9

2

7

2.1.

Подготовка к конференции, посвященной творчеству татарских и русских писателей

6

2

4

2.2.

Конкурс чтецов военно-патриотических стихотворений

1

-

1

2.3.

Создание компьютерных презентаций

2

-

2

3.

Введение в генеалогию (родословие)

15

6

9

3.1.

Как оформить родословие?

- из истории оформления генеалогических документов;

- имена, отчества в родоведении.

5

3

2

3

2

1

2

1

1

3.2.

Самостоятельное оформление родословие:

- семейные архивы;

- работа в государственных архивах;

- работа в библиотеках и в сети Интернет.

10

3

4

3

3

1

1

1

7

2

3

2

4.

Подведение итогов «Что мы смогли, что мы сумели»

7

3

4

 

Познавательно-краеведческие игры «Знай своих…»

3

1

2

 

Создание презентации по итогам реализации программы дополнительного образования детей «Юный патриот»

4

2

2

 

Итого

70

21

49

 

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

По плану

По факту

1.

Формирование центра гражданско-патриотического воспитания

39

     

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Введение. Что значит быть патриотом

Сбор материалов о ветеранах и вдовах ВОв

Сбор материалов о жизни тружеников села в годы войны:

Личные встречи с вдовами Вов;

Встречи со «старожилами» села;

Написание рефератов о героях села в годы войны.

Защита рефератов

1

2

2

2

2

2

Ответы на вопросы

Сбор материала

Встречи с жителями села

Самостоятельная работа учащихся

02.09

07.09, 09.09

14.09, 16.09

21.09, 23.09

28.09, 30.09

05.10, 07.10

 

1.8.

1.9

Оформление стенда «Помнят люди»

Выпуск школьной газеты «Наши герои»

2

2

Самостоятельная деятельность

12.10, 14.10

19.10, 21.10

 

1.10

Организация экскурсий в музей «Истории села» ДК

2

Экскурсия, наблюдение

26.10

28.10

 

1.11

Обучение экскурсионному делу

1

Ответы на вопрос

09.11

 

1.12

Презентация экскурсоводов «Мы умеем»

2

Презентация

11.11, 16.11

 

1.13

1.14

1.15

1.16

Сбор материалов для НПК

Написание работ для НПК

Подготовка презентации для НПК

Проведение школьной НПК

2

2

2

2

Сбор материалов

Самостоятельная деятельность учащихся

18.11, 23.11

25.11, 30.11

02.12, 07.12

09.12, 14.12

 

1.17

1.18

1.19

Сбор материалов по истории школы

Практическая работа на тему «Наша школа»

Выпуск стенгазеты «Наши учителя»

2

2

2

Сбор материалов

Самостоятельная деятельность

16.12, 21.12

23.12, 11.01

13.01, 18.01

 

1.20

1.21

Создание летописи школьных дел в фотографиях

Защита презентаций «Профессия Учитель»

2

1

Сбор материалов

Самостоятельная деятельность

20.01

25.01

27.01

 

1.22

Проведение экскурсии для учащихся 1-4 классов в музей «Юный патриот»

2

Экскурсия, наблюдение

01.02

03.02

 

2.

Приобщение к духовным ценностям народов РТ

9

     

2.1.

2.2

2.3

Подготовка к конференции, посвященной творчеству татарских и русских писателей

Конкурс чтецов

Защита проектов

2

1

2

Сбор материалов

Самостоятельная деятельность учащихся

08.02

10.02

15.02

17.02

 

2.2.

Конкурс чтецов военно-патриотических стихотворений

2

Выступление учащихся

22.02

24.02

 

2.3.

Создание компьютерных презентаций к конференции о писателях

2

Создание презентация

29.02

02.03

 

3.

Введение в генеалогию (родословие)

15

     

3.1

3.2

2.2

3.4

Вводное занятие «Моя семья»

Как оформить родословие?

Из истории оформления генеалогических документов;

Имена, отчества в родоведении.

1

1

1

2

Сбор материалов

Самостоятельная деятельность учащихся

07.03

09.03

14.03

16.03

30.03, 04.04

 

3.5

3.5

3.7

3.8

3.9

Семейные архивы

Работа в библиотеках и в сети Интернет.

Самостоятельное оформление родословия

Практическое занятие «Древо семьи»

Выставка работ на тему «Моя семья. Моя родословная»

2

2

2

2

2

Работа с документами

Самостоятельная деятельность учащихся

06.04, 11.04

13.04, 18.04

20.04, 25.04

27.04, 02.05

04.05, 06.05

 

4.

Подведение итогов «Что мы смогли, что мы сумели»

7

     

4.1

4.2

Познавательно-краеведческие игра «Знай своих…»

Викторина «Самый умелый»

2

1

Игра

Ответы на вопросы

10.05

11.05

16.05

 

4.3

4.4

Создание презентации по итогам реализации программы дополнительного образования детей «Юный патриот»

Защита презентаций на тему:

- «Я- Гражданин»

- «Моя семья»

2

2

Сбор материалов

Самостоятельная деятельность учащихся

18.05

23.05

25.05

30.05

 
 

Итого

70

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.