12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белоусова С.Ф.29
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
0

Рабочая образовательная программа кружка «Этика; азбука добра», 1 класс

Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа кружка «Этика; азбука добра» для 1 класса разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра», И.С. Хомякова, В.И. Петрова, Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. –М.: Вентана Граф, 2011 г. . в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СШ № 98.

Актуальность программы заключается в необходимости нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших воспитанников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для воспитанников данного возраста.

Направление программы духовно-нравственное.

Программой предусмотрено проведение занятий кружка «Этика: азбука добра» в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 часа.

Цель программы - воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших воспитанников.

Задачи программы:

Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Методы и формы организации занятий: тренинги, игровые программы, беседы, экскурсии, заочные путешествия, творческая деятельность (подготовка и проведение театральных постановок, литературно-музыкальных композиций, художественных выставок; просмотр видеофильмов).

Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких воспитанникам ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Планируемые результаты

В результате освоения программы кружка «Этика: азбука добра» формируются следующие личностные, метапредметные и предметные УУД, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Личностные универсальные учебные действия:

- представление об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;


 

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета в сотрудничестве с учителем;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

дата

план

факт

Школьный этикет 7ч

1

Приветствие.

Мы пришли на урок.

1

Обсуждать предложенные ситуаций. Формулировать правила поведения на уроке.

   

2

Вежливые слова. Правила поведения на уроке.

1

Разыгрывать сценки. Анализировать поведение героев сказок

   

3

Знакомство.

Зачем нужны перемены?

1

Обсуждать поставленный перед уроком вопрос. Формулировать правила поведения на перемене. Анализировать поведение героев художественных произведений

   

4

Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене.

1

Уметь разыгрывать сценки.

   

5

Внимание к собеседнику Мы – в школьной столовой.

1

Знать правила поведения в столовой.

   

6

Умение слушать. Правила поведения в столовой

1

Знать правила этикета во время приема пищи

   

7

Как дела?

Как быть прилежным и старательным.

1

Знать значение понятий «старательность», «прилежность». Давать положительную оценку данных качеств на примерах из литературных произведений.

   

Правила общения 11ч

8

Просьба.

Зачем нужны «вежливые» слова

1

Читать и обсуждать произведения «Волшебное слово». Просмотривать фрагментов из фильмов. Ролевая игра

   

9

Приглашение в гости. Доброжелательность

1

Уметь разыгрывать сценки

   

10

Гость в доме – радость в дом.

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

Анализировать отрывки прочитанных произведений. Формулировать правил общения с товарищами

   

11

Поздравление.

1

Уметь использовать нужные слова для поздравления

   

12

Оформление поздравительной открытки

1

Конкурс открыток. Уметь оформлять поздравления

   

13

Как правильно подписать открытку. Общение со взрослыми

1

Уметь оформить поздравительную открытку

   

14

Приглашение.

Добро и зло.

1

Давать ответ на проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Оценивать поступки сказочных героев.

   

15

Как весть себя на празднике. Думай о других: сочувствие – как его выразить?

1

Уметь разыгрывать сценки. Обсуждать поставленный перед уроком вопрос.

   

16

Общение по телефону Эмоции.

1

Формулировать правила общения по телефону. Анализировать поступки героев

   

17

Наши имена.

Учимся играя.

1

Знать историю своего имени, фамилии

   

18

Моя семья.

Извинение.

1

Знать историю своей семьи, свою родословную

   

О трудолюбии 6ч

19

Старательность - помощник в учебе.

Разыгрывание ситуаций.

1

Уметь анализировать отрывки детских книг

   

20

Старательность - помощник в учебе

1

Уметь анализировать поступки героев детских книг

   

21

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

Уметь наводить порядок дома и в классе

   

22

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

Уметь наводить порядок дома и в классе

   

23

Бережливость: каждой вещи своё место

1

Учиться наводить порядок в дневнике, портфеле.

   

24

Бережливость: каждой вещи своё место

1

Наводить порядока в кабинете.

   

Культура внешнего вида 4ч

25

Основные правила Мойдодыра.

1

Знать стихотворение К.Чуковского «Мойдодыр»

   

26

Основные правила Мойдодыра.

1

Знать правила гигиены

   

27

Учимся не болеть.

1

Знать правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

   

28

Каждой вещи свое место.

1

Уметь наводить порядок на рабочем месте и в портфеле.

   

Внешкольный этикет 5ч

29

Правила поведения на улице.

1

Знать правила поведения на улице.

   

30

Правила поведения в транспорте.

1

Знать правила поведения в транспорте.

   

31

Правила поведения в гостях.

1

Знать правила поведения в гостях.

   

32

«Спасибо» и «пожалуйста».

1

Уметь общаться с продавцами и покупателями.

   

33

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1

Знать и уметь применять правила этикета, изучаемые в течение года

   

Методическое обеспечение:

http://www.portal-slovo.ru /

http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html

Список литературы для учителя:

1. Воспитание школьников. № 6 – М., 2014 г. (42)

2. Воспитание школьников. № 2 – М., 2012 г. (46)

3. Воспитание школьников. № 6 – М., 2013 г. (30)

4.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1912 г. (89)

Список литературы для учащихся

В.А.Осеева. Волшебное слово. Издательство «Самовар», Тверь, 2014

С. П. Алексеев «Что такое. Кто такой». Издательство -М.: «Педагогика-Пресс»,2012

Сказки зарубежных писателей: Сборник сказок. Авт.-сост. В.П.Паньчишин — М. : Дом, 2013.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.