12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Белоусова С.Ф.29 Россия, Волгоградская обл., Волгоград |
Рабочая образовательная программа кружка «Этика; азбука добра», 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа кружка «Этика; азбука добра» для 1 класса разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра», И.С. Хомякова, В.И. Петрова, Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. –М.: Вентана Граф, 2011 г. . в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СШ № 98.
Актуальность программы заключается в необходимости нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших воспитанников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для воспитанников данного возраста.
Направление программы духовно-нравственное.
Программой предусмотрено проведение занятий кружка «Этика: азбука добра» в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 часа.
Цель программы - воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших воспитанников.
Задачи программы:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Методы и формы организации занятий: тренинги, игровые программы, беседы, экскурсии, заочные путешествия, творческая деятельность (подготовка и проведение театральных постановок, литературно-музыкальных композиций, художественных выставок; просмотр видеофильмов).
Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких воспитанникам ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Планируемые результаты
В результате освоения программы кружка «Этика: азбука добра» формируются следующие личностные, метапредметные и предметные УУД, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные универсальные учебные действия:
- представление об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета в сотрудничестве с учителем;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | дата | |
план | факт | ||||
Школьный этикет 7ч | |||||
1 | Приветствие. Мы пришли на урок. | 1 | Обсуждать предложенные ситуаций. Формулировать правила поведения на уроке. | ||
2 | Вежливые слова. Правила поведения на уроке. | 1 | Разыгрывать сценки. Анализировать поведение героев сказок | ||
3 | Знакомство. Зачем нужны перемены? | 1 | Обсуждать поставленный перед уроком вопрос. Формулировать правила поведения на перемене. Анализировать поведение героев художественных произведений | ||
4 | Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене. | 1 | Уметь разыгрывать сценки. | ||
5 | Внимание к собеседнику Мы – в школьной столовой. | 1 | Знать правила поведения в столовой. | ||
6 | Умение слушать. Правила поведения в столовой | 1 | Знать правила этикета во время приема пищи | ||
7 | Как дела? Как быть прилежным и старательным. | 1 | Знать значение понятий «старательность», «прилежность». Давать положительную оценку данных качеств на примерах из литературных произведений. | ||
Правила общения 11ч | |||||
8 | Просьба. Зачем нужны «вежливые» слова | 1 | Читать и обсуждать произведения «Волшебное слово». Просмотривать фрагментов из фильмов. Ролевая игра | ||
9 | Приглашение в гости. Доброжелательность | 1 | Уметь разыгрывать сценки | ||
10 | Гость в доме – радость в дом. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | Анализировать отрывки прочитанных произведений. Формулировать правил общения с товарищами | ||
11 | Поздравление. | 1 | Уметь использовать нужные слова для поздравления | ||
12 | Оформление поздравительной открытки | 1 | Конкурс открыток. Уметь оформлять поздравления | ||
13 | Как правильно подписать открытку. Общение со взрослыми | 1 | Уметь оформить поздравительную открытку | ||
14 | Приглашение. Добро и зло. | 1 | Давать ответ на проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Оценивать поступки сказочных героев. | ||
15 | Как весть себя на празднике. Думай о других: сочувствие – как его выразить? | 1 | Уметь разыгрывать сценки. Обсуждать поставленный перед уроком вопрос. | ||
16 | Общение по телефону Эмоции. | 1 | Формулировать правила общения по телефону. Анализировать поступки героев | ||
17 | Наши имена. Учимся играя. | 1 | Знать историю своего имени, фамилии | ||
18 | Моя семья. Извинение. | 1 | Знать историю своей семьи, свою родословную | ||
О трудолюбии 6ч | |||||
19 | Старательность - помощник в учебе. Разыгрывание ситуаций. | 1 | Уметь анализировать отрывки детских книг | ||
20 | Старательность - помощник в учебе | 1 | Уметь анализировать поступки героев детских книг | ||
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | Уметь наводить порядок дома и в классе | ||
22 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | Уметь наводить порядок дома и в классе | ||
23 | Бережливость: каждой вещи своё место | 1 | Учиться наводить порядок в дневнике, портфеле. | ||
24 | Бережливость: каждой вещи своё место | 1 | Наводить порядока в кабинете. | ||
Культура внешнего вида 4ч | |||||
25 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | Знать стихотворение К.Чуковского «Мойдодыр» | ||
26 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | Знать правила гигиены | ||
27 | Учимся не болеть. | 1 | Знать правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. | ||
28 | Каждой вещи свое место. | 1 | Уметь наводить порядок на рабочем месте и в портфеле. | ||
Внешкольный этикет 5ч | |||||
29 | Правила поведения на улице. | 1 | Знать правила поведения на улице. | ||
30 | Правила поведения в транспорте. | 1 | Знать правила поведения в транспорте. | ||
31 | Правила поведения в гостях. | 1 | Знать правила поведения в гостях. | ||
32 | «Спасибо» и «пожалуйста». | 1 | Уметь общаться с продавцами и покупателями. | ||
33 | «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | 1 | Знать и уметь применять правила этикета, изучаемые в течение года |
Методическое обеспечение:
Список литературы для учителя:
1. Воспитание школьников. № 6 – М., 2014 г. (42)
2. Воспитание школьников. № 2 – М., 2012 г. (46)
3. Воспитание школьников. № 6 – М., 2013 г. (30)
4.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1912 г. (89)
Список литературы для учащихся
В.А.Осеева. Волшебное слово. Издательство «Самовар», Тверь, 2014
С. П. Алексеев «Что такое. Кто такой». Издательство -М.: «Педагогика-Пресс»,2012
Сказки зарубежных писателей: Сборник сказок. Авт.-сост. В.П.Паньчишин — М. : Дом, 2013.