Программа работы кружка «Шахматная азбука» (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хотьковская средняя общеобразовательная школа№1
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ___________/Маслаков С.М./
приказ № 122-ОД от "01"09.2018 г.
Рабочая программа
кружка "Шахматная азбука"
для 3 «А» класса
на 2018-2019 учебный год
Составил учитель начальных классов
Николаевская Наталия Юрьевна
2018 г
Общеинтеллектуальное направление
Данная рабочая программа к курсу «Шахматная азбука»» во 3 классе соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе:
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Хотьковская СОШ №1»;
авторской рабочей программы курса «Учусь и учу»И.Сухин: Просвещение. 2014.
Личностные и метапредметные результаты изучения курса.
В результате освоении программы курса «Шахматная азбука» формируются следующие:
Личностных результатов:
· Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
· В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
· Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
· Проговаривать последовательность действий.
· Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
· Учиться работать по предложенному учителем плану.
· Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
· Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Основное содержание курса
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО в начальных классах вводится по общеигтеллектуальному направлению – во 3 классе занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 34 учебных недели, следовательно, запланировано провести 34 ч.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Цель конкретизирована следующими задачами:
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Содержание программы
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
“Шахматы, второй год” – логическое продолжение начатой работы.
Третий год обучения
№ |
Наименование тем |
|
|
|
Всего |
1. |
Введение. Повторение. |
3ч. |
2. |
Линейный мат двумя ладьями. |
3ч. |
3. |
Решение шахматных задач. |
10ч. |
4. |
Линейный мат шахматным ферзем. |
4ч. |
5. |
Линейный мат шахматной ладьёй. |
4ч. |
6. |
Косичка. Мат двумя слонами. |
4ч. |
7. |
Король и пешка против короля. |
4ч. |
8. |
Квадрат пешек. |
4ч. |
9. |
Пешки бывают разные. |
4ч |
10. |
Понятие «Дебют». |
2ч |
11. |
Ферзь против пешки. |
4ч |
12. |
Различные комбинации. |
8ч |
13. |
Двойной удар. |
4ч |
14. |
Что такое шахматная связка. Виды связок. |
4ч |
15. |
Отвлечение и завлечение противника. |
4ч |
16. |
Наши чемпионы. |
2ч |
|
Итого |
68ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Планируемые сроки |
Фактическая дата |
1. |
Шахматы – спорт, наука, искусство. История шахмат. |
05.09 |
|
2. |
Что такое ФИДЕ? Современные шахматисты. |
12.09 |
|
3. |
Тактика игры. Уничтожение опасных фигур. |
19.09 |
|
4. |
Тактика игры. Практические занятия: разбор позиций. |
26.09 |
|
5. |
Стратегия игры. Ограничение подвижности сил противника. |
03.10 |
|
6. |
Стратегия игры. Мобилизация сил Центр. |
10.10 |
|
7. |
Стратегия игры. Ограничение подвижности сил противника. |
17.10 |
|
8. |
Стратегия игры. Практическое занятие. |
24.10 |
|
9. |
Повторение пройденного материала. |
07.11 |
|
10. |
Повторение пройденного материала. |
14.11 |
|
11. |
Практика матования одинокого короля. Игровая практика с записью партии. |
21.11 |
|
12. |
Практика матования одинокого короля. Игровая практика с записью партии. |
28.11 |
|
13. |
Основы дебюта..Решение заданий. Игровая практика. |
05.12 |
|
14. |
Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика. |
12.12 |
|
15. |
Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика. |
19.12 |
|
16. |
Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика. |
26.12 |
|
17. |
Разыгрывание партий с позицией Вилка. Решение задач и этюдов. |
16.01 |
|
18. |
Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика. |
23.01 |
|
19. |
Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика.Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика. |
30.01 |
|
20. |
Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика. |
06.02 |
|
21. |
Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика. |
13.02 |
|
22. |
Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика. |
20.02 |
|
23. |
Решение заданий. Игровая практика. |
27.02 |
|
24. |
Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика. |
06.03 |
|
25. |
Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика. |
13.03 |
|
26. |
Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика. |
20.03 |
|
27. |
Основы дебюта. Решение заданий. Игровая практика. |
03.04 |
|
28. |
Основы дебюта. Повторение программного материала. |
10.04 |
|
29. |
Основы дебюта. Повторение программного материала. |
17.04 |
|
30. |
Основы миттельшпиля. |
24.04 |
|
31. |
Основы миттельшпиля. Решение заданий. Игровая практика. |
08.05 |
|
32. |
Основы миттельшпиля. Решение заданий. Игровая практика. |
15.05 |
|
33. |
Повторение программного материала. |
22.05 |
|
34. |
Повторение программного материала. |
29.05 |
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР учителей начальных классов ____________/Токмакова Г.И/
Протокол № __1___ от «____» ____________ 2018 г.
«28» 08 2018 г.