Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности реализует духовно-нравственное направление.
Нормативно-правовая база:
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа Внеурочной деятельности КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Этика: азбука добра» предполагает занятия во внеурочное время один раз в неделю.
Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с историей возникновения этикета;
формировать умение выражать свои мысли в общении с окружающими;
прививать устойчивые нормы поведения;
научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету.
Развивающие:
развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками; развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
Воспитательные:
воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
формировать способность интегрироваться в группу сверстников по возникающим вопросам и строить продуктивные взаимоотношения;
воспитывать коммуникативные качества;
формировать и развивать в детях мужское и женское начало с учетом гендерных особенностей девочек и мальчиков.
Сроки реализации Программы – 1 год
Режим, формы проведения занятий:
Занятия проводятся с детьми 2-В класса 1 раз в неделю в течение учебного года.
Расписание занятий: вторник, 7 урок.
Методы обучения
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.
Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.
С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.
Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок, которые помогают детям лучше усвоить материал программы.
С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.
Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, охватывающие различные виды деятельности детей, которые способствуют отработке навыков поведения.
Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.
Формы проведения занятий: занятие, занятие-игра, сказка, репетиция, викторина, турнир.
С учетом возраста детей, которым адресован материал программы – игра используется очень часто и эффективно, при этом дети любят выполнять различные роли: пассажира, зрителя, гостя, гостеприимного хозяина и т.д.
Постоянным является и обращение к сказкам: разыгрываются различные сюжеты, анализируются нормы поведения. По охвату детьми используется фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы, а также работа в парах.
Принципы реализации Программы:
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Планируемые результаты освоения Программы:
К концу года обучения ребенок:
узнает, как важно уважать родителей;
узнает правила поведения в лесу, дома, в гостях;
научиться вежливому обращению к старшим;
узнает, как важно беречь природу.
Учащиеся должны знать:
правила поведения во время знакомства, за столом, в общественных местах;
о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках;
контактные этикетные формы обращения к взрослому человеку, сверстнику.
Учащиеся должны уметь:
оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки;
быть доброжелательными;
сострадать животным, не обижать их;
соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни.
Способы определения результативности:
наблюдение за ребенком на занятиях;
текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
индивидуальная и групповая беседа с детьми;
опрос;
викторина.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема раздела |
Количество занятий |
Основное содержание темы |
1 |
«Культура общения» |
9 ч. |
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. |
2 |
«Общечеловеческие нормы нравственности» |
4 ч. |
Заповеди «Дал слово держи» |
3 |
«Дружеские отношения» |
11 ч. |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. |
4 |
«Понять другого» |
10 ч. |
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Планируемые результаты |
Содержание, основные виды деятельности |
Оборудо-вание |
|
План |
Факт |
|||||
1 |
5.09 |
5.09 |
Что такое этикет? |
Знать понятие этикета, понимать: что такое хорошие манеры. |
Слушают, выполняют инструкции учителя |
ИКТ |
2 |
12.09 |
12.09 |
Устное и письменное приглашение на день рождения. |
Знать способы приглашения на день рождения; уметь вежливому обращению; уметь оценивать свои поступки и соотносить их с мнением окружающих. |
Слушают, выполняют инструкции учителя, раскрашивают картинки, играют в парах; учатся составлять приглашение |
ИКТ, раскраски, цветные карандаши, альбомы |
3 |
19.09 |
19.09 |
Устное и письменное приглашение на день рождения. |
|||
4 |
26.09 |
26.09 |
Встреча и развлечение гостей. |
Знать правила общения с гостями; различать понятия «гость» и «хозяин». |
Слушают, выполняют инструкции учителя, участвуют в игре «Гость-хозяин» |
Мультимедиа |
5 |
3.10 |
3.10 |
Встреча и развлечение гостей. |
|||
6 |
10.10 |
10.10 |
Поведение в гостях. |
Знать правила поведения в гостях, при знакомстве, за столом, в общественных местах. |
Слушают, выполняют инструкции учителя, участвуют в обсуждении мультфильма, учатся вести себя в гостях на примере героев мультфильма |
Мультимедиа |
7 |
17.10 |
17.10 |
Поведение в гостях. |
|||
8 |
24.10 |
24.10 |
Как дарить подарки. |
Знать назначение и виды подарков, понимать понятие «вежливый человек» |
Слушают, выполняют инструкции учителя, участвуют в игре «Вежливое лото», слушают песни о вежливости |
Карточки-задания «Вежливое лото» |
9 |
31.10 |
31.10 |
Как дарить подарки. |
Мультимедиа |
||
10 |
14.11 |
14.11 |
Заповеди. |
Понимать понятие заповеди, её назначения |
Слушают отрывок сказки, участвуют в обсуждении |
Мультимедиа, цветные карандаши, альбомы |
11 |
21.11 |
21.11 |
Заповеди. |
|||
12 |
28.11 |
28.11 |
«Дал слово- держи» |
Уметь оценивать свои поступки; осознавать понятие «держать слово, обещание» |
Слушают учителя, принимают участие в игре, учатся составлять диалог |
Книга |
13 |
5.12 |
5.12 |
«Дал слово- держи» |
|||
14 |
12.12 |
12.12 |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». |
Знать понятие дружбы и верности; уметь ставить себя на место другого; оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки |
Слушают учителя, участвуют в игре «Мы-друзья» |
Мультимедиа |
15 |
19.12 |
19.12 |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». |
|||
16 |
26.12 |
26.12 |
Преданный друг. |
Участвуют в создание коллажа «Мы-друзья» |
Карандаши, фломастеры, ватман, клей-карандаш |
|
17 |
16.01 |
16.01 |
О доброте и бессердечие. |
Знать понятие о доброте и жестокости, отражённом в сказках; сострадать людям и животным, не обижать их. |
Слушают, выполняют инструкции учителя, участвуют в обсуждении сказки |
Мультимедиа |
18 |
23.01 Актир. |
30.01 |
О доброте и бессердечие. |
|||
19 |
30.01 |
30.01 |
Об уважительном отношении к старшим. |
Иметь представление об уважении, уважительном отношении к старшим и высокомерии; понимать разницу между собой и взрослыми |
Слушают, участвуют в игре, участвуют в обсуждении; учатся подбирать виды помощи старшим |
Мультимедиа |
20 |
6.02 |
6.02 |
О зависти и скромности. |
Знать понятия зависти и скромности; уметь анализировать своё поведение и соотносить с ситуацией |
Слушают, участвуют в викторине, участвуют в обсуждении |
Мультимедиа, листы бумаги, ручки |
21 |
13.02 Каран. |
1.03 |
О зависти и скромности. |
|||
22 |
20.02 Каран. |
28.02 |
О доброте и жестокосердии. |
Знать понятие о доброте и жестокости, отражённом в сказках; сострадать людям и животным, не обижать их. |
Слушают сценку, участвуют в обсуждении |
Картинки-ситуации |
23 |
27.02 Актир. |
7.03 |
В мире мудрых мыслей. |
Понимать слово «мудрость»; уметь отличать мудрость от глупости. |
Слушают учителя, анализируют примеры, раскрашивают картинки |
Раскраски, цветные карандаши; иллюстрации книги |
24 |
6.03 |
6.03 |
В мире мудрых мыслей. |
|||
25 |
13.03 |
13.03 |
Золотые правила. |
Понимать, что общаться и дружить с людьми нужно по определённым правилам; осознавать понятие «культурный человек» |
Слушают, участвуют в игре «Культурный человек» |
Мультимедиа |
26 |
20.03 |
20.03 |
Золотые правила. |
|||
27 |
10.04 |
10.04 |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. |
Понимать: что такое быть чутким; уметь сопереживать другому, различать настроение человека по мимике и жестам. |
Слушают учителя, участвуют в обсуждении рассказа, играют в игру «Моё настроение» |
Плакат «Эмоции», иллюстрации |
28 |
17.04 |
17.04 |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. |
|||
29 |
24.04 |
24.04 |
О тактичном и бестактном поведении. |
Понимать и различать понятия «такт» и «бестактность»; уметь оценивать свои и чужие поступки. |
Слушают учителя; работают по группам |
Мультимедиа |
30 |
8.05 |
8.05 |
О тактичном и бестактном поведении. |
Карточки-задания |
||
31 |
15.05 |
15.05 |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
Учиться находить хорошее; знать понятия «достоинства характера» |
Слушают, учатся делать комплименты на примере игровой ситуации |
Карточки-задания; мяч. |
32 |
22.05 |
22.05 |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
|||
33 |
29.05 |
29.05 |
В мире мудрых мыслей. |
Оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки; быть доброжелательными; сострадать животным, не обижать их; соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни. |
Слушают «Золотая книга сказок», анализ действий сказочных героев |
Книга, иллюстрации |
34 |
31.05 |
31.05 |
Обзор курса этики за год. |
Анализировать пройденные темы; знать понятия «этикет», «культурный человек»; различать понятия «добро и жестокосердие» на примерах из жизни. |
Играют в игру «Этикет»; участвуют в беседе с учителем. |
Лото «Этикет» |
Мониторинг сформированности навыков работы
по дополнительной образовательной программе «Этика: азбука добра»
2 «В» класс
Начало учебного года
Оценивание по 5-бальной шкале
№ п/п |
Фамилия, имя |
Навыки |
||
Уметь оценивать свои поступки и поступки окружающих |
Знать правила поведения |
Различать понятия «Плохо» -«Хорошо» |
||
|
Захаров Вячеслав |
2 |
2 |
2 |
|
Упоров Александр |
3 |
3 |
3 |
|
Тазуркаев Алаудин |
2 |
2 |
3 |
|
Жила Виктория |
2 |
3 |
2 |
Общий уровень класса |
2,2 (низкий) |
2,5 (низкий) |
2,5 (низкий) |
За I полугодие
№ п/п |
Фамилия, имя |
Навыки |
||
Уметь оценивать свои поступки и поступки окружающих |
Знать правила поведения |
Различать понятия «Плохо» -«Хорошо» |
||
1. |
Захаров Вячеслав |
2 |
3 |
3 |
|
Упоров Александр |
3 |
3 |
2 |
|
Тазуркаев Алаудин |
4 |
4 |
4 |
|
Жила Виктория |
3 |
3 |
3 |
Общий уровень класса |
3 (средний) |
3,2 (средний) |
3 (средний) |
На конец учебного года
№ п/п |
Фамилия, имя |
Навыки |
||
Уметь оценивать свои поступки и поступки окружающих |
Знать правила поведения |
Различать понятия «Плохо» -«Хорошо» |
||
1. |
Захаров Вячеслав |
3 |
3 |
3 |
|
Упоров Александр |
4 |
3 |
3 |
|
Тазуркаев Алаудин |
3 |
4 |
4 |
|
Жила Виктория |
3 |
3 |
3 |
Общий уровень класса |
3,2 (средний) |
3,2 (средний) |
3,2 (средний) |
Литература:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.