12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Гладкова403 Учитель-дефектолог Россия, Курганская обл., Курган Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе» |
Программа «Этикет: азбука добра»
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности реализует духовно-нравственное направление.
Нормативно-правовая база:
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа Внеурочной деятельности КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Этика: азбука добра» предполагает занятия во внеурочное время один раз в неделю.
Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с историей возникновения этикета;
формировать умение выражать свои мысли в общении с окружающими;
прививать устойчивые нормы поведения;
научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету.
Развивающие:
развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками; развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
Воспитательные:
воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
формировать способность интегрироваться в группу сверстников по возникающим вопросам и строить продуктивные взаимоотношения;
воспитывать коммуникативные качества;
формировать и развивать в детях мужское и женское начало с учетом гендерных особенностей девочек и мальчиков.
Сроки реализации Программы – 1 год
Режим, формы проведения занятий:
Занятия проводятся с детьми 2-В класса 1 раз в неделю в течение учебного года.
Расписание занятий: вторник, 7 урок.
Методы обучения
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.
Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.
С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.
Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок, которые помогают детям лучше усвоить материал программы.
С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.
Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, охватывающие различные виды деятельности детей, которые способствуют отработке навыков поведения.
Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.
Формы проведения занятий: занятие, занятие-игра, сказка, репетиция, викторина, турнир.
С учетом возраста детей, которым адресован материал программы – игра используется очень часто и эффективно, при этом дети любят выполнять различные роли: пассажира, зрителя, гостя, гостеприимного хозяина и т.д.
Постоянным является и обращение к сказкам: разыгрываются различные сюжеты, анализируются нормы поведения. По охвату детьми используется фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы, а также работа в парах.
Принципы реализации Программы:
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Планируемые результаты освоения Программы:
К концу года обучения ребенок:
узнает, как важно уважать родителей;
узнает правила поведения в лесу, дома, в гостях;
научиться вежливому обращению к старшим;
узнает, как важно беречь природу.
Учащиеся должны знать:
правила поведения во время знакомства, за столом, в общественных местах;
о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках;
контактные этикетные формы обращения к взрослому человеку, сверстнику.
Учащиеся должны уметь:
оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки;
быть доброжелательными;
сострадать животным, не обижать их;
соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни.
Способы определения результативности:
наблюдение за ребенком на занятиях;
текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
индивидуальная и групповая беседа с детьми;
опрос;
викторина.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество занятий | Основное содержание темы |
1 | «Культура общения» | 9 ч. | Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. |
2 | «Общечеловеческие нормы нравственности» | 4 ч. | Заповеди «Дал слово держи» |
3 | «Дружеские отношения» | 11 ч. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. |
4 | «Понять другого» | 10 ч. | Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Планируемые результаты | Содержание, основные виды деятельности | Оборудо-вание | |
План | Факт | |||||
1 | 5.09 | 5.09 | Что такое этикет? | Знать понятие этикета, понимать: что такое хорошие манеры. | Слушают, выполняют инструкции учителя | ИКТ |
2 | 12.09 | 12.09 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | Знать способы приглашения на день рождения; уметь вежливому обращению; уметь оценивать свои поступки и соотносить их с мнением окружающих. | Слушают, выполняют инструкции учителя, раскрашивают картинки, играют в парах; учатся составлять приглашение | ИКТ, раскраски, цветные карандаши, альбомы |
3 | 19.09 | 19.09 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | |||
4 | 26.09 | 26.09 | Встреча и развлечение гостей. | Знать правила общения с гостями; различать понятия «гость» и «хозяин». | Слушают, выполняют инструкции учителя, участвуют в игре «Гость-хозяин» | Мультимедиа |
5 | 3.10 | 3.10 | Встреча и развлечение гостей. | |||
6 | 10.10 | 10.10 | Поведение в гостях. | Знать правила поведения в гостях, при знакомстве, за столом, в общественных местах. | Слушают, выполняют инструкции учителя, участвуют в обсуждении мультфильма, учатся вести себя в гостях на примере героев мультфильма | Мультимедиа |
7 | 17.10 | 17.10 | Поведение в гостях. | |||
8 | 24.10 | 24.10 | Как дарить подарки. | Знать назначение и виды подарков, понимать понятие «вежливый человек» | Слушают, выполняют инструкции учителя, участвуют в игре «Вежливое лото», слушают песни о вежливости | Карточки-задания «Вежливое лото» |
9 | 31.10 | 31.10 | Как дарить подарки. | Мультимедиа | ||
10 | 14.11 | 14.11 | Заповеди. | Понимать понятие заповеди, её назначения | Слушают отрывок сказки, участвуют в обсуждении | Мультимедиа, цветные карандаши, альбомы |
11 | 21.11 | 21.11 | Заповеди. | |||
12 | 28.11 | 28.11 | «Дал слово- держи» | Уметь оценивать свои поступки; осознавать понятие «держать слово, обещание» | Слушают учителя, принимают участие в игре, учатся составлять диалог | Книга |
13 | 5.12 | 5.12 | «Дал слово- держи» | |||
14 | 12.12 | 12.12 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | Знать понятие дружбы и верности; уметь ставить себя на место другого; оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки | Слушают учителя, участвуют в игре «Мы-друзья» | Мультимедиа |
15 | 19.12 | 19.12 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | |||
16 | 26.12 | 26.12 | Преданный друг. | Участвуют в создание коллажа «Мы-друзья» | Карандаши, фломастеры, ватман, клей-карандаш | |
17 | 16.01 | 16.01 | О доброте и бессердечие. | Знать понятие о доброте и жестокости, отражённом в сказках; сострадать людям и животным, не обижать их. | Слушают, выполняют инструкции учителя, участвуют в обсуждении сказки | Мультимедиа |
18 | 23.01 Актир. | 30.01 | О доброте и бессердечие. | |||
19 | 30.01 | 30.01 | Об уважительном отношении к старшим. | Иметь представление об уважении, уважительном отношении к старшим и высокомерии; понимать разницу между собой и взрослыми | Слушают, участвуют в игре, участвуют в обсуждении; учатся подбирать виды помощи старшим | Мультимедиа |
20 | 6.02 | 6.02 | О зависти и скромности. | Знать понятия зависти и скромности; уметь анализировать своё поведение и соотносить с ситуацией | Слушают, участвуют в викторине, участвуют в обсуждении | Мультимедиа, листы бумаги, ручки |
21 | 13.02 Каран. | 1.03 | О зависти и скромности. | |||
22 | 20.02 Каран. | 28.02 | О доброте и жестокосердии. | Знать понятие о доброте и жестокости, отражённом в сказках; сострадать людям и животным, не обижать их. | Слушают сценку, участвуют в обсуждении | Картинки-ситуации |
23 | 27.02 Актир. | 7.03 | В мире мудрых мыслей. | Понимать слово «мудрость»; уметь отличать мудрость от глупости. | Слушают учителя, анализируют примеры, раскрашивают картинки | Раскраски, цветные карандаши; иллюстрации книги |
24 | 6.03 | 6.03 | В мире мудрых мыслей. | |||
25 | 13.03 | 13.03 | Золотые правила. | Понимать, что общаться и дружить с людьми нужно по определённым правилам; осознавать понятие «культурный человек» | Слушают, участвуют в игре «Культурный человек» | Мультимедиа |
26 | 20.03 | 20.03 | Золотые правила. | |||
27 | 10.04 | 10.04 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | Понимать: что такое быть чутким; уметь сопереживать другому, различать настроение человека по мимике и жестам. | Слушают учителя, участвуют в обсуждении рассказа, играют в игру «Моё настроение» | Плакат «Эмоции», иллюстрации |
28 | 17.04 | 17.04 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | |||
29 | 24.04 | 24.04 | О тактичном и бестактном поведении. | Понимать и различать понятия «такт» и «бестактность»; уметь оценивать свои и чужие поступки. | Слушают учителя; работают по группам | Мультимедиа |
30 | 8.05 | 8.05 | О тактичном и бестактном поведении. | Карточки-задания | ||
31 | 15.05 | 15.05 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | Учиться находить хорошее; знать понятия «достоинства характера» | Слушают, учатся делать комплименты на примере игровой ситуации | Карточки-задания; мяч. |
32 | 22.05 | 22.05 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | |||
33 | 29.05 | 29.05 | В мире мудрых мыслей. | Оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки; быть доброжелательными; сострадать животным, не обижать их; соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни. | Слушают «Золотая книга сказок», анализ действий сказочных героев | Книга, иллюстрации |
34 | 31.05 | 31.05 | Обзор курса этики за год. | Анализировать пройденные темы; знать понятия «этикет», «культурный человек»; различать понятия «добро и жестокосердие» на примерах из жизни. | Играют в игру «Этикет»; участвуют в беседе с учителем. | Лото «Этикет» |
Мониторинг сформированности навыков работы
по дополнительной образовательной программе «Этика: азбука добра»
2 «В» класс
Начало учебного года
Оценивание по 5-бальной шкале
№ п/п | Фамилия, имя | Навыки | ||
Уметь оценивать свои поступки и поступки окружающих | Знать правила поведения | Различать понятия «Плохо» -«Хорошо» | ||
| Захаров Вячеслав | 2 | 2 | 2 |
| Упоров Александр | 3 | 3 | 3 |
| Тазуркаев Алаудин | 2 | 2 | 3 |
| Жила Виктория | 2 | 3 | 2 |
Общий уровень класса | 2,2 (низкий) | 2,5 (низкий) | 2,5 (низкий) |
За I полугодие
№ п/п | Фамилия, имя | Навыки | ||
Уметь оценивать свои поступки и поступки окружающих | Знать правила поведения | Различать понятия «Плохо» -«Хорошо» | ||
1. | Захаров Вячеслав | 2 | 3 | 3 |
| Упоров Александр | 3 | 3 | 2 |
| Тазуркаев Алаудин | 4 | 4 | 4 |
| Жила Виктория | 3 | 3 | 3 |
Общий уровень класса | 3 (средний) | 3,2 (средний) | 3 (средний) |
На конец учебного года
№ п/п | Фамилия, имя | Навыки | ||
Уметь оценивать свои поступки и поступки окружающих | Знать правила поведения | Различать понятия «Плохо» -«Хорошо» | ||
1. | Захаров Вячеслав | 3 | 3 | 3 |
| Упоров Александр | 4 | 3 | 3 |
| Тазуркаев Алаудин | 3 | 4 | 4 |
| Жила Виктория | 3 | 3 | 3 |
Общий уровень класса | 3,2 (средний) | 3,2 (средний) | 3,2 (средний) |
Литература:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.