Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука добра» (1–4 класс)

3
0
Материал опубликован 15 October 2018

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Азбука добра»

в 1-4 классах


 

Пояснительная записка

Духовно-нравственное воспитание школьников – это, прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, учителям, одноклассникам, Родине. Без духовно-нравственного воспитания невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники со всеми относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиций уклада жизни нашего народа.

Программа по духовно-нравственному направлению «Азбука добра» создает условия и вызывает желание совершать хорошие поступки, творить добро, вводит детей в круг основных православных праздников, знакомит с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

 Программа «Азбука добра» предназначена для обучающихся 1-4 классов, и особое место отводится храму в честь рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и взаимодействие школы с храмом направлено на гуманитарное образование, духовно-нравственное, гражданское, правовое и патриотическое воспитание обучающихся. Содержание данного направления строится таким образом, чтобы ученики научились видеть в мире добро и зло, выбирать добро, уклоняясь от зла или преодолевая его.

Занятия проводятся в учебном кабинете после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.

Целью программы является создание условий для проявления у обучающихся своих интересов на основе свободного выбора.

Задачи программы:

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся;

- педагогическое сопровождение индивидуального развития обучающихся;

- организация среды для реализации приобретенных знаний, умений, навыков;

- развитие опыта творческой деятельности;

- развитие опыта неформального общения;

- расширение рамок общения с социумом.


 

Планируемые результаты

В качестве планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся выступают:

личностные результаты

- сформированность основ российской гражданской идентичности;

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;

- осознание роли своей страны в мировом развитии;

- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- осознание целостности окружающего мира в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;

- освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение навыком установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- владение этическими чувствами, доброжелательностью и эмоционально- нравственной отзывчивостью, пониманием и сопереживанием чувствам других людей. метапредметные результаты

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

- освоение способов решения задач репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества;

- сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

- умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- овладение умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели);

- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета;

- умение задавать вопросы;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных учебных задач;

- определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- использование речи для регуляции своих действий; построения монологического высказывания;

- умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных.

предметные результаты

-умение перерабатывать данную педагогом информацию по изучаемой теме;

- умение ставить и решать несложные учебные задачи, знать правила поведения в обществе.


 

Содержание программы

«Азбука добра» включает в себя 5 блоков, каждый из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности: «Азбука веры», « Азбука воспитания», «Азбука красоты», «Азбука жизни» и «Азбука безопасности».

Организация интерактивного воспитательно-образовательного пространства включает: традиционные мероприятия (праздники, встречи и пр.), тематические встречи и разбор конкретных жизненных ситуаций с коррекцией поведения участников этих ситуаций.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Учитывая повышенную восприимчивость младшего школьника к усвоению нравственных правил и норм, «Азбука добра» позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности.

Особыми достижениями в духовно-нравственном развитии, воспитании обучающихся выступает развитие у них способности использовать сформированные представления (нравственные и социальные), способы деятельности, положительные личностные качества в реальной жизни.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Названия мероприятия

Форма проведения

Количество часов

Азбука веры

1.1

«Достойно и праведно православное слово» Встреча с настоятелем храма в честь рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, протоиреем Петром

беседа

1

1.2

«Библия для детей». Громкие чтения. Посещение ЦСЧ имени М. Шумилова

беседа-обзор, громкие чтения

1

1.3

«Азбука права» Посещение РДиЮБ

диспут

1

Азбука воспитания

2.1

Духовно – нравственное воспитание школьников

классный час, родительское собрание

1

2.2

«Семейные ценности»

беседа

1

2.3

«Достойно и праведно православное слово»

беседа

1

Азбука красоты

3.1

«Жемчужины духовной сокровищницы»

лекция по православному искусству

1

3.2

«Православная палитра»

лекция по православному искусству

1

3.3

«Церковный хор», «Колокола». Прослушивание записей колокольных звонов и записи церковного хора

беседа

1

Азбука творчества

4.1

«Храмы города Чебоксары»

фото - выставка

1

4.2

«Рождественская открытка»

мастер- класс

2

4.3

«Пасхальная открытка»

мастер-класс

2

Азбука жизнии

5.1

« Сквернословие – это …»

беседа

1

5.2

«Великая сила добра»

беседа

1

5.3

«Хорошие и плохие поступки».

беседа - диспут

1

ИТОГО

17

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации