Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука добра» (1–4 класс)
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Азбука добра»
в 1-4 классах
Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание школьников – это, прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, учителям, одноклассникам, Родине. Без духовно-нравственного воспитания невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники со всеми относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиций уклада жизни нашего народа.
Программа по духовно-нравственному направлению «Азбука добра» создает условия и вызывает желание совершать хорошие поступки, творить добро, вводит детей в круг основных православных праздников, знакомит с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Программа «Азбука добра» предназначена для обучающихся 1-4 классов, и особое место отводится храму в честь рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и взаимодействие школы с храмом направлено на гуманитарное образование, духовно-нравственное, гражданское, правовое и патриотическое воспитание обучающихся. Содержание данного направления строится таким образом, чтобы ученики научились видеть в мире добро и зло, выбирать добро, уклоняясь от зла или преодолевая его.
Занятия проводятся в учебном кабинете после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Целью программы является создание условий для проявления у обучающихся своих интересов на основе свободного выбора.
Задачи программы:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся;
- педагогическое сопровождение индивидуального развития обучающихся;
- организация среды для реализации приобретенных знаний, умений, навыков;
- развитие опыта творческой деятельности;
- развитие опыта неформального общения;
- расширение рамок общения с социумом.
Планируемые результаты
В качестве планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся выступают:
личностные результаты
- сформированность основ российской гражданской идентичности;
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;
- осознание роли своей страны в мировом развитии;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- осознание целостности окружающего мира в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;
- освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение навыком установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- владение этическими чувствами, доброжелательностью и эмоционально- нравственной отзывчивостью, пониманием и сопереживанием чувствам других людей. метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- освоение способов решения задач репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества;
- сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
- умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- овладение умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели);
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета;
- умение задавать вопросы;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных учебных задач;
- определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- использование речи для регуляции своих действий; построения монологического высказывания;
- умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных.
предметные результаты
-умение перерабатывать данную педагогом информацию по изучаемой теме;
- умение ставить и решать несложные учебные задачи, знать правила поведения в обществе.
Содержание программы
«Азбука добра» включает в себя 5 блоков, каждый из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности: «Азбука веры», « Азбука воспитания», «Азбука красоты», «Азбука жизни» и «Азбука безопасности».
Организация интерактивного воспитательно-образовательного пространства включает: традиционные мероприятия (праздники, встречи и пр.), тематические встречи и разбор конкретных жизненных ситуаций с коррекцией поведения участников этих ситуаций.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Учитывая повышенную восприимчивость младшего школьника к усвоению нравственных правил и норм, «Азбука добра» позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности.
Особыми достижениями в духовно-нравственном развитии, воспитании обучающихся выступает развитие у них способности использовать сформированные представления (нравственные и социальные), способы деятельности, положительные личностные качества в реальной жизни.
Тематическое планирование
№ п/п |
Названия мероприятия |
Форма проведения |
Количество часов |
|
Азбука веры |
||||
1.1 |
«Достойно и праведно православное слово» Встреча с настоятелем храма в честь рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, протоиреем Петром |
беседа |
1 |
|
1.2 |
«Библия для детей». Громкие чтения. Посещение ЦСЧ имени М. Шумилова |
беседа-обзор, громкие чтения |
1 |
|
1.3 |
«Азбука права» Посещение РДиЮБ |
диспут |
1 |
|
Азбука воспитания |
||||
2.1 |
Духовно – нравственное воспитание школьников |
классный час, родительское собрание |
1 |
|
2.2 |
«Семейные ценности» |
беседа |
1 |
|
2.3 |
«Достойно и праведно православное слово» |
беседа |
1 |
|
Азбука красоты |
||||
3.1 |
«Жемчужины духовной сокровищницы» |
лекция по православному искусству |
1 |
|
3.2 |
«Православная палитра» |
лекция по православному искусству |
1 |
|
3.3 |
«Церковный хор», «Колокола». Прослушивание записей колокольных звонов и записи церковного хора |
беседа |
1 |
|
Азбука творчества |
||||
4.1 |
«Храмы города Чебоксары» |
фото - выставка |
1 |
|
4.2 |
«Рождественская открытка» |
мастер- класс |
2 |
|
4.3 |
«Пасхальная открытка» |
мастер-класс |
2 |
|
Азбука жизнии |
||||
5.1 |
« Сквернословие – это …» |
беседа |
1 |
|
5.2 |
«Великая сила добра» |
беседа |
1 |
|
5.3 |
«Хорошие и плохие поступки». |
беседа - диспут |
1 |
|
ИТОГО |
17 |