Рабочая программа кружка «Азбука здоровья» (Окружающий мир, 3 класс)
ПРОГРАММА КРУЖКА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
3 КЛАСС. 34 ЧАСА.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
наследственность (20 %);
внешняя среда (20 %);
качество медицинского обслуживания (10 %).
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье
учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
1.) сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
2.) воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Программа кружка «Азбука здоровья» направлена на решение этих задач.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.
создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
профилактика вредных привычек
Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения; опыты; игра.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
Формирование универсальных учебных действий
Личностные:
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям; способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Программа кружка «Азбука здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
Принцип сознательности нацеливает на формирование у
школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется
во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним
из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического
и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих
закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения
педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса
педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с
максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности предполагает в учащихся высокую
степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности
содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи
укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё
здоровье и здоровье окружающих людей.
Критерии оценки результатов
Основные результаты спортивно-оздоровительного направления учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур: анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Литература:
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
Завуч начальной школы. 2004 год, №1. Лецких А.А. “Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся”
Завуч начальной школы. 2001 год, № 4. Разина Н.А. Валеологическое образование в начальной школе.
Обухова. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.
В.М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов.
Зверев А.Т. Экологические игры.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.
Пасечкина В.П. Как сохранить здоровье. Рекомендации детям с ослабленным здоровьем и их родителям.
Учебно-тематический план занятий кружка «Азбука здоровья»
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Если хочешь быть здоров… |
15 |
2 |
Профилактика травматизма |
9 |
3 |
Я в мире людей |
7 |
4 |
Практические занятия. Наши любимые игры. |
2 |
5 |
Игра-обобщение |
1 |
Календарно - тематическое планирование
занятий кружка «Азбука здоровья»
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
Виды деятельности |
Форма контроля |
Дата |
|||
Теория |
Практика |
|||||||
1. |
Раздел I. «Если хочешь быть здоров…» |
1 |
Беседа «Для меня здоровье – это …» Разучивание пословиц и поговорок, стихов о здоровье |
Оздоровительная минутка. Обсуждение ситуаций. Рисование на тему «Здоровый человек» |
Фронтальный опрос |
|||
2. |
Друзья Мойдодыра |
1 |
Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр». |
Оздоровительная минутка. Игра «Что в корзинке?». |
Конкурс «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». |
|||
3. |
Почему важен режим дня. |
1 |
Беседа, обсуждение ситуаций из жизни ребят |
Оздоровительная минутка. Составление режима дня |
Оформление собственного режима дня (рисунок) |
|||
4. |
Зрение – главное богатство человека |
1 |
Беседа о бережном отношении к зрению. |
Оздоровительная минутка Знакомство с гимнастикой для глаз. Игра «Полезно – вредно». |
Фронтальный опрос |
|||
5. |
Ставим ушки на макушки… |
1 |
Беседа. о правилах сохранения слуха. |
Оздоровительная минутка. Знакомство с массажем для ушей и его назначением. |
Тестирование |
|||
6. |
«От улыбки хмурый день светлей…» |
1 |
Беседа о правилах ухода за зубами. Стихотворение С. Михалкова « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию стихотворения. |
Оздоровительная минутка. Обучение приемам правильной чистки зубов. |
Создание памятки «Как ухаживать за зубами». |
|||
7. |
Руки и ноги – надежные помощники человека. |
1 |
Беседа о правильном уходе за руками и ногами. Профилактика травматизма. |
Оздоровительная минутка. Рисование на тему «Профилактика травматизма» |
Игровые ситуации «Это полезно знать». |
|||
8. |
Надёжная защита организма: кожа. |
1 |
Беседа. Правила ухода за кожей. Первая помощь при повреждениях кожи. |
Оздоровительная минутка Практическая работа в парах «Оказываем первую помощь» |
Фронтальный опрос |
|||
9. |
Полезные и вредные продукты. |
1 |
Знакомство со стихотворением С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала» Беседа по содержанию |
Работа в группах. Разрабатываем меню |
Составление золотых правил питания. |
|||
10. |
Отравление. Как избежать опасности. |
1 |
Беседа о причинах пищевых отравлений, первой помощи. |
Игра «Опасно-безопасно» |
Фронтальный опрос. Обсуждение ситуаций. |
|||
11. |
Сон в жизни человека. |
1 |
Стихотворение С. Михалкова « Не спать » Беседа по содержанию. |
Правила здорового сна. Разучивание колыбельных. |
Фронтальный опрос |
|||
12. |
Наше настроение. Здоровье и настроение. |
1 |
Беседа об отношениях с окружающими, влиянии настроения на самочувствие человека. Необходимость доброжелательного общения. Работа с пословицами. |
Оздоровительная минутка. Игра «Азбука волшебных слов. |
Анализ ситуаций. |
|||
13. |
Школа – наш дом. Безопасность в школе. |
1 |
Рассказы М. Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию. |
Оздоровительная минутка Игра «Знаешь ли ты правила?» |
Создание коллективного коллажа «Школьные правила» |
|||
14. |
Вредные привычки |
1 |
Беседа «Выбираем здоровый образ жизни»(профилактика курения, алкоголизма, наркомании). |
Оздоровительная минутка. Игра «Мое – не мое». |
Тематическое рисование |
|||
15. |
Обобщение по разделу. Игра «Азбука здоровья». |
1 |
Проведение конкурсной программы. |
|||||
16. |
Раздел II. Профилактика травматизма. 1. Азбука дорожного движения. Элементы улиц и дорог: дорожная разметка |
1 |
Рассказ об истории появления светофора, дорожных знаков. Просмотр м\ф «Уроки тетушки Совы» |
Игра «Узнай знак». Анализ ситуаций. Оздоровительная минутка |
Рисование дорожных знаков. |
|||
17. |
Чтобы наш путь был счастливым… |
1 |
Знакомство с правилами перехода улицы. |
Оздоровительная минутка Обсуждение ситуаций. Разгадывание кроссворда. |
Тестирование |
|||
18. |
2. Азбука пожарной безопасности. Огонь – наш друг или враг? |
1 |
Просмотр мультфильма «Рассказ о неизвестном герое», беседа по содержанию. Правила противопожарной безопасности |
Оздоровительная минутка. Составление памятки «Чтобы не случилась беда…» |
Тематическое рисование |
|||
19. |
Правила безопасного поведения в быту. Чтобы мой дом был безопасным… |
1 |
Правила безопасности на кухне, в ванной, на балконе. |
Обсуждение ситуаций в группах. Оздоровительная минутка |
Тематическое рисование |
|||
20. |
Правила безопасного поведения в природе Как уберечься от укусов насекомых. |
1 |
Беседа об оказании первой помощи при укусах пчел |
Оздоровительная минутка. Создание памятки |
Фронтальный опрос Тематическое рисование |
|||
21. |
«Люблю грозу в начале мая…» Правила безопасного поведения во время грозы. |
1 |
Почему случается гроза? Правила безопасного поведения. |
Просмотр учебного фильма. Оздоровительная минутка |
Тестирование |
|||
22. |
Ее Водяное величество |
1 |
Беседа о значении воды в жизни человека и в природе. Знакомство с правилами поведения на воде |
Работа в группах. Обсуждение ситуаций. |
Тематическое рисование «Вода в жизни человека» |
|||
23. |
Ой, мороз, мороз… |
1 |
Правила безопасного поведения зимой во время прогулки. Первая помощь при обморожениях. |
Оздоровительная минутка Просмотр и обсуждение мультфильма «Два мороза» |
Составление памятки «Чтобы прогулка была в радость» |
|||
24. |
Наши домашние любимцы. |
1 |
Что мы знаем о собаках и кошках. Как вести себя при общении с животными. |
Оздоровительная минутка |
Рисование на тему «Мой домашний любимец» |
|||
25. |
Раздел III. Я в мире людей. Наши страхи. |
1 |
Как воспитать в себе бесстрашие. Просмотр м\ф и обсуждение |
Работа в группах. Анализ ситуаций. Оздоровительная минутка. |
Тематическое рисование «Чего я боюсь» |
|||
26. |
Почему мы говорим неправду |
1 |
Может ли помочь обман? «Неправда-ложь» в пословицах и поговорках. |
Обсуждение ситуаций в группах. Игра «Продолжи сказку» |
||||
27. |
Мы идем в гости. |
1 |
Обсуждение правил поведения в гостях. Просмотр мультфильма |
Ролевые игры. Оздоровительная минутка |
Составление памятки «Я в гостях» |
|||
28. |
Подарок. Может ли подарок повлиять на самочувствие? |
1 |
Я принимаю подарок. Я дарю подарок. |
Игра «Я дарю тебе..» Оздоровительная минутка |
Тематическое рисование «Какой подарок я хотел бы получить» |
|||
29. |
Что такое эмоции? |
1 |
Как эмоции влияют на наше самочувствие. Как воспитать в себе сдержанность. |
Практические упражнения в парах, обсуждение. Оздоровительная минутка |
Фронтальный опрос |
|||
30. |
Кто защищает нас от болезней |
1 |
Экскурсия в школьный медпункт. |
Тематическое рисование «Люди в белых халатах» |
||||
31. |
Медицина сегодня |
1 |
Беседа «Из чего делают лекарства» Что нужно знать о лекарствах |
Фронтальный опрос |
||||
32-33 |
Практические занятия. Наши любимые игры. Народные игры. Подвижные игры на свежем воздухе |
2 1 1 |
Разучивание народных игр Игры-эстафеты «Круговые салки», эстафеты со скакалками «Поезд» Беседа по теме |
Узнать у родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они играли в детстве |
||||
34 |
Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». |
1 |
Повторение правил здоровья. Конкурсная программа |
Сочинение-рассуждение «Здоровый человек-это…» |