Рабочая программа кружка «Азбука здоровья» (Окружающий мир, 3 класс)

3
0
Материал опубликован 4 December 2017 в группе

ПРОГРАММА КРУЖКА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

3 КЛАСС. 34 ЧАСА.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.

Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:

образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);

наследственность (20 %);

внешняя среда (20 %);

качество медицинского обслуживания (10 %).

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье

учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:

1.) сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;

2.) воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.

Программа кружка «Азбука здоровья» направлена на решение этих задач.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.

создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

профилактика вредных привычек

Данная программа строится на принципах:

- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

- Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения; опыты; игра.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

факторы, влияющие на здоровье человека;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

Формирование универсальных учебных действий

Личностные:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

осознание ответственности человека за общее благополучие;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям; способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;


 

Коммуникативные:

В процессе обучения дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Программа кружка «Азбука здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:

Принцип сознательности нацеливает на формирование у

школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется

во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним

из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического

и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих

закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения

педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса

педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с

максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности предполагает в учащихся высокую

степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности

содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи

укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё

здоровье и здоровье окружающих людей.

Критерии оценки результатов

Основные результаты спортивно-оздоровительного направления учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур: анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Литература:

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.

Завуч начальной школы. 2004 год, №1. Лецких А.А. “Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся”

Завуч начальной школы. 2001 год, № 4. Разина Н.А. Валеологическое образование в начальной школе.

Обухова. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.

В.М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов.

Зверев А.Т. Экологические игры.

Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.

Пасечкина В.П. Как сохранить здоровье. Рекомендации детям с ослабленным здоровьем и их родителям.

Учебно-тематический план занятий кружка «Азбука здоровья»

Название раздела

Кол-во часов

1

Если хочешь быть здоров…

15

2

Профилактика травматизма

9

3

Я в мире людей

7

4

Практические занятия. Наши любимые игры.

2

5

Игра-обобщение

1


 

 

Календарно - тематическое планирование

занятий кружка «Азбука здоровья»

п/п

Наименование

тем курса

Всего

часов

Виды деятельности

Форма контроля

Дата

Теория

Практика

1.

Раздел I. «Если хочешь быть здоров…»

1

Беседа «Для меня здоровье – это …» Разучивание пословиц и поговорок, стихов о здоровье

Оздоровительная минутка.

Обсуждение ситуаций.

Рисование на тему «Здоровый человек»

Фронтальный опрос

 

2.

Друзья Мойдодыра

1

Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр».

Оздоровительная минутка.

Игра «Что в корзинке?».

Конкурс «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

 

3.

Почему важен режим дня.

1

Беседа, обсуждение ситуаций из жизни ребят

Оздоровительная минутка. Составление режима дня

Оформление собственного режима дня (рисунок)

 

4.

Зрение – главное богатство человека

1

Беседа о

бережном отношении к зрению.

Оздоровительная минутка

Знакомство с гимнастикой для глаз.

Игра «Полезно – вредно».

Фронтальный опрос

 

5.

Ставим ушки на макушки…

1

Беседа.

о правилах сохранения слуха.

Оздоровительная минутка.

Знакомство с массажем для ушей и его назначением.

Тестирование

 

6.

«От улыбки хмурый день светлей…»

1

Беседа о правилах ухода за зубами.

Стихотворение С. Михалкова « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию стихотворения.

Оздоровительная минутка.

Обучение приемам правильной чистки зубов.

Создание памятки «Как ухаживать за зубами».

 

7.

Руки и ноги – надежные помощники человека.

1

Беседа о правильном уходе за руками и ногами. Профилактика травматизма.

Оздоровительная минутка.

Рисование на тему «Профилактика травматизма»

Игровые ситуации «Это полезно знать».

 

8.

Надёжная защита организма: кожа.

1

Беседа. Правила ухода за кожей. Первая помощь при повреждениях кожи.

Оздоровительная минутка Практическая работа в парах «Оказываем первую помощь»

Фронтальный опрос

 

9.

Полезные и вредные продукты.

1

Знакомство со стихотворением С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала» Беседа по содержанию

Работа в группах. Разрабатываем меню

Составление золотых правил питания.

 

10.

Отравление. Как избежать опасности.

1

Беседа о причинах пищевых отравлений, первой помощи.

Игра «Опасно-безопасно»

Фронтальный опрос.

Обсуждение ситуаций.

 

11.

Сон в жизни человека.

1

Стихотворение С. Михалкова « Не спать » Беседа по содержанию.

Правила здорового сна.

Разучивание колыбельных.

Фронтальный опрос

 

12.

Наше настроение. Здоровье и настроение.

1

Беседа об отношениях с окружающими, влиянии настроения на самочувствие человека. Необходимость доброжелательного общения. Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка. Игра «Азбука волшебных слов.

Анализ ситуаций.

 

13.

Школа – наш дом. Безопасность в школе.

1

Рассказы М. Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка

Игра «Знаешь ли ты правила?»

Создание коллективного коллажа «Школьные правила»

 

14.

Вредные привычки

1

Беседа «Выбираем здоровый образ жизни»(профилактика курения, алкоголизма, наркомании).

Оздоровительная минутка.

Игра «Мое – не мое».

Тематическое рисование

 

15.

Обобщение по разделу. Игра «Азбука здоровья».

1

 

Проведение конкурсной программы.

   

16.

Раздел II. Профилактика травматизма.

1. Азбука дорожного движения.

Элементы улиц и дорог: дорожная разметка

1

Рассказ об истории появления светофора, дорожных знаков.

Просмотр м\ф «Уроки тетушки Совы»

Игра «Узнай знак».

Анализ ситуаций.

Оздоровительная минутка

Рисование дорожных знаков.

 

17.

Чтобы наш путь был счастливым…

1

Знакомство с правилами перехода улицы.

Оздоровительная минутка

Обсуждение ситуаций. Разгадывание кроссворда.

Тестирование

 

18.

2. Азбука пожарной безопасности.

Огонь – наш друг или враг?

1

Просмотр мультфильма «Рассказ о неизвестном герое», беседа по содержанию.

Правила противопожарной безопасности

Оздоровительная минутка. Составление памятки «Чтобы не случилась беда…»

Тематическое рисование

 

19.

Правила безопасного поведения в быту.

Чтобы мой дом был безопасным…

1

Правила безопасности на кухне, в ванной, на балконе.

Обсуждение ситуаций в группах.

Оздоровительная минутка

Тематическое рисование

 

20.

Правила безопасного поведения в природе

Как уберечься от укусов насекомых.

1

Беседа об оказании первой помощи при укусах пчел

Оздоровительная минутка. Создание памятки

Фронтальный опрос

Тематическое рисование

 

21.

«Люблю грозу в начале мая…»

Правила безопасного поведения во время грозы.

1

Почему случается гроза? Правила безопасного поведения.

Просмотр учебного фильма.

Оздоровительная минутка

Тестирование

 

22.

Ее Водяное величество

1

Беседа о значении воды в жизни человека и в природе. Знакомство с правилами поведения на воде

Работа в группах. Обсуждение ситуаций.

Тематическое рисование «Вода в жизни человека»

 

23.

Ой, мороз, мороз…

1

Правила безопасного поведения зимой во время прогулки. Первая помощь при обморожениях.

Оздоровительная минутка

Просмотр и обсуждение мультфильма «Два мороза»

Составление памятки «Чтобы прогулка была в радость»

 

24.

Наши домашние любимцы.

1

Что мы знаем о собаках и кошках. Как вести себя при общении с животными.

Оздоровительная минутка

Рисование на тему «Мой домашний любимец»

 

25.

Раздел III. Я в мире людей.

Наши страхи.

1

Как воспитать в себе бесстрашие. Просмотр м\ф и обсуждение

Работа в группах. Анализ ситуаций. Оздоровительная минутка.

Тематическое рисование «Чего я боюсь»

 

26.

Почему мы говорим неправду

1

Может ли помочь обман? «Неправда-ложь» в пословицах и поговорках.

Обсуждение ситуаций в группах. Игра «Продолжи сказку»

   

27.

Мы идем в гости.

1

Обсуждение правил поведения в гостях.

Просмотр мультфильма

Ролевые игры.

Оздоровительная минутка

Составление памятки «Я в гостях»

 

28.

Подарок. Может ли подарок повлиять на самочувствие?

1

Я принимаю подарок. Я дарю подарок.

Игра «Я дарю тебе..»

Оздоровительная минутка

Тематическое рисование «Какой подарок я хотел бы получить»

 

29.

Что такое эмоции?

1

Как эмоции влияют на наше самочувствие. Как воспитать в себе сдержанность.

Практические упражнения в парах, обсуждение.

Оздоровительная минутка

Фронтальный опрос

 

30.

Кто защищает нас от болезней

1

Экскурсия в школьный медпункт.

Тематическое рисование «Люди в белых халатах»

 

31.

Медицина сегодня

1

Беседа «Из чего делают лекарства»

Что нужно знать о лекарствах

Фронтальный опрос

 

32-33

Практические занятия. Наши любимые игры.

Народные игры.

Подвижные игры на свежем воздухе

2

1

1

Разучивание народных игр

Игры-эстафеты «Круговые салки», эстафеты со скакалками «Поезд»

Беседа по теме

Узнать у родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они играли в детстве

 

34

Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

1

Повторение правил здоровья.

Конкурсная программа

Сочинение-рассуждение «Здоровый человек-это…»

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.