12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власова Анастасия Владимировна375
Позитивная
Россия, Владимирская обл., Суздаль
Материал размещён в группе «Мой город»

Конкурс на лучшую методическую разработку «Мастер-класс для детей».

Мастер-класс исследовательской деятельности «Старинные вещи из бабушкиного сундука» для детей младшего школьного возраста.

Тема. «Старинные вещи из бабушкиного сундука».

Цель. Исследовать старинные предметы, поместить их в качестве экспонатов в соответствующий раздел музея «Малая Родина», собрать сведения об этих предметах, составить рассказ - основу для будущей экскурсии.

Задачи. Развивать умения анализировать, классифицировать, обобщать и излагать информацию. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Обучать методам самостоятельного исследования.

Материалы. Фото с изображением экспозиции музея «Малая Родина». Предметы для исследования: рубаха, лапти, веретено, светец, белый камень, чайная шкатулка, горшок, береста, соломенная кукла и др. Оборудование для поиска информации, наблюдений и экспериментирования: книги, компьютер, увеличительные стёкла, магнит, ёмкость с водой, молоток, свеча и др. У педагога: спички, ножницы, нож, гвоздь и др.. Оборудование для определения этапов и методов исследования, фиксирования информации, выступлений: «Папка исследователя», карточки с изображением знаков - этапов и методов исследования, листы бумаги в клетку, ручки, шапочка академика.

Ход деятельности.

Участники исследования располагаются за столами, расположенными буквой «п». В центре – столик для докладчика, на котором лежит шапочка академика. В стороне – стол с книгами и компьютером, стол для экспериментов с необходимым оборудованием. У столов располагается место консультанта – педагога.

Вступление.

Ребята, сегодня я принесла сюда старинные вещи, которые нам подарила для нашего музея бабушка, моя соседка. Она их много лет хранила в кладовке, а как они у неё оказались, она и сама не помнит. Когда я ей рассказала о нашем музее и показала фотографии, она попросила меня взять старинные вещи, которые ей не нужны, а выбросить их жалко. Но при этом она попросила рассказать ей об этих вещах всё, что нам удастся узнать. Посмотрите, вот они. (Показ рубахи, лаптей, веретена, светца, белого камня, чайной шкатулки, горшка, бересты, соломенной куклы и т.д.).

Подойдут ли эти вещи для нашего музея «Малая Родина?». Почему вы так думаете? (Подвести к ответу, что вещи старинные, таких сейчас нет, поэтому их можно поместить в музей, где много старинных вещей).

Как называются предметы, которые показывают в музее? (Экспонаты).

Прежде, чем эти предметы станут экспонатами, и мы разместим их в музее, нам надо всё про них узнать, ведь в нашем музее есть разные части.

Вот эта часть (фото) рассказывает, как в Суздале построили белокаменные храмы,

а эта (фото) рассказывает, как суздальцы одевались и изготовляли одежду.

А как мы узнаем, в какую часть поместить предмет, чтобы он стал экспонатом? (Подвести к ответу, что предметы надо исследовать).

А потом, когда мы все предметы исследуем, всё про них узнаем и разместим экспонаты на своих местах, для чего понадобятся наши знания? (Подвести к ответу, что полученные знания будут нужны для подготовки экскурсии).

Да, в нашем музее «Малая Родина» часто бывают экскурсии, где вы рассказываете родителям и младшим детям о Суздале. Моя соседка ведь тоже хотела узнать о своих вещах, вот мы её тоже на экскурсию пригласим. А сейчас мы вспомним, как будем исследовать, и разложим по - порядку наши знаки - помощники. (Показ знаков). Они нам расскажут, что сначала, а что потом мы должны будем делать. Хоть вещи старинные, но вы что-то, возможно, уже знаете о них. Поэтому нужно будет сначала что сделать? (Подвести к ответу, что сначала нужно вспомнить, что уже знаем).

Как вы думаете, какой знак подскажет нам, что нужно вспомнить? (Восклицательный знак).

Покажите его. Положим его вначале. За ним будут раскладываться другие знаки.

После того, как вы вспомнили, что уже знали, вам надо узнать что-то новое. Вокруг вас всегда есть взрослые, поэтому, что можно сделать?

(Спросить у взрослых).

Пожалуйста, спрашивайте у меня и у других взрослых.

Какой знак подскажет нам, что нужно спросить у взрослых? (Вопросительный знак).

Найдите его и положите после восклицательного.

Но и взрослые люди не всегда могут сразу нам ответить на вопрос, но они умеют читать. Поэтому что будем делать?

(Подвести к ответу, что можно попросить прочитать в книге). Вот я уже приготовила для вас книги, в которых можно найти информацию о старинных предметах. А если не будет рядом нужной книги?

(Подвести к ответу, что можно узнать из компьютера). Я вам помогу найти в компьютере всё, что нужно.

Какой это будет знак? Положим его на место.

У нас есть и книги, и компьютер. (Показ).

Как будем дальше узнавать? Иногда, чтобы узнать о предмете, надо рассмотреть его со всех сторон, а может быть, посмотреть, как он двигается, действует. (Подвести к ответу, что надо понаблюдать).

Какой знак говорит, что надо понаблюдать?

(Увеличительное стекло).

Найдите его и положите после остальных.

У нас такое же увеличительное стекло есть для наблюдения и рассматривания. (Показ).

Теперь надо узнать, из какого материала предмет, какой он внутри, что с ним можно сделать?

(Подвести к ответу, что надо провести эксперимент).

Какой знак скажет нам это?

(Рука).

Вот эти инструменты и материалы помогут вам провести эксперимент. Прежде чем проводить эксперимент, подумайте, что вы хотите узнать.

(Показ материалов и оборудования для экспериментов). Ребята, когда будете экспериментировать с предметами, помните правило: всё делать осторожно, чтобы не навредить себе, предметы тоже нельзя ломать и портить, поэтому прежде чем что-то сделать, посоветуйтесь со мной. Мы вместе придумаем безопасный способ.

На этом мы закончим исследование.

Но ведь нам надо не просто узнать, надо рассказать о том, что узнали нового, интересного. Для этого всё, что мы узнаём, нам надо как-то записать, чтобы не забыть. (Подвести к ответу, что можно быстро записать или нарисовать то, что узнали).

Вот на таких маленьких листочках вы будете делать для памяти рисунки, можно коротко записывать, ставить знаки).

Эти листочки вы будете складывать в «папку исследователя». Здесь с краю есть знаки, которые помогут вам по – порядку разложить листочки. Вот первый знак, который означает, что надо … (вспомнить). Значит, что вы делаете?

(Вспоминаем, зарисовываем, записываем, складываем рисунки рядом с этим знаком).

Когда вы закончите исследовать, зарисуете и запишите всё, что узнали и сложите листочки в папку, что дальше?

(Подвести к ответу, что надо будет составить рассказ).

Для этого вы подумайте, о чём расскажете в начале, о чём потом. Что нужно сделать, чтобы рассказать по – прядку, не запутаться?

(Подвести к ответу, что надо разложить свои листочки так, как будет идти рассказ).

Ну а когда рассказы будут готовы, мы все их послушаем и обсудим.

Сейчас вы сами выберете те предметы, которые будете исследовать.

Участники выбирают предметы, педагог раздаёт «папки исследователя», листки для фиксирования информации, ручки. Дети исследуют в своём темпе. Педагог по их индивидуальной просьбе находит информацию в книгах и компьютере, участвует в экспериментах, при необходимости помогает фиксировать информацию в виде рисунков, слов, знаков. Перед проведением эксперимента с предметом педагог наводит ребёнка на выдвижение гипотезы о связи его качеств и свойств с назначением. После окончания исследования и обобщения материала, участники исследования выступают с рассказом (докладом), при этом выступающий надевает шапочку академика. Педагог напоминает, что рассказывать надо кратко и точно. Участники исследования рассказ обсуждают, задают вопросы, делают поправки. Педагог отмечает наиболее интересные вопросы. Заслушиваются 2-3 сообщения, остальные переносятся на другое время.

Ребята, вы молодцы, потому что сделали всё сами, я только немного вам помогла. Вы всё узнали о старинных предметах и смогли составить про них рассказ. Можно теперь соединить наши рассказы и подготовить интересную экскурсию.

Использованная литература.

Савенков А.И. Путь к одарённости. – М., 2004

 

Опубликовано в группе «Мой город»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.