Рабочая программа кружка «Удивительный мир ботаники» (3–6 классы)
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете МБОУ «Гимназии №2» Протокол №__________________________ |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия №2» ____________________________ Приказ № ______________ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Удивительный мир ботаники»
для воспитанников ЛДПО
на 2022-2023 учебный год
учителя биологии и химии
Самарцевой Елены Владимировны
Содержание программы
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Содержание учебного предмета, курса;
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
«Изменениями требований к рабочим программам учебных предметов в ФГОС ООО» на основании приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России;
Учебным планом МБОУ «Гимназия №2» на 2022 - 2023 учебный год.
1 |
Цели и задачи курса |
Данный курс реализует следующие цели и задачи: Обобщение и углубление знаний, полученных в ходе изучения предметов «Окружающий мир» и «Биология» (5-7 классы); Углубление знаний о живой природе; Расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления. Социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; Ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; Развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; |
2 |
Планируемые результаты изучения учебного курса
|
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают предметные результаты. Предметными результатами обучения являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение отличительных признаков растений; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, картинках и живых объектах наиболее распространенных растений; опасных для человека растений; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; знакомство со славянской мифологией; 2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; понимание необходимости охранять редкие растения; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: понимание важности помогать родителям по дому, поливая растения и протирая листья от пыли; 4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; 5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы; знакомство с художественными, литературными и музыкальными изображениями растений в творчестве российских художников, писателей и музыкантов. |
3 |
Содержание учебного курса
|
Ботаника — наука о растениях. Многообразие растений. Основные систематические категории в ботанике. Меры охраны природной среды, и растений в частности. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Роль кислорода в процессе дыхания. Легенды о цветах. Мерцана – богиня в славянской мифологии, которая заботилась о молодых посевах злаков. Стихотворение П.Д. Бутурлина «Мерцана». Значение злаковых культур в жизни человека. Рецепт приготовления хлеба. Злаки в систематике растений. Красная книга. Растения-краснокнижники Тверской области. Роль человека в сохранении редких видов. Лекарственные травы. Волшебные свойства лекарственных трав в славянской мифологии. Цветковые растения. Цветок папоротника в мифологии славян. Амулет «цветок папоротника». Волшебные цветы. Цветы в музыке - П.И. Чайковский «Вальс цветов». Биологическая роль цветов. Деревья. Виды лесов. Хвойный лес. Деревья в русской живописи. Овощи и фрукты – полезные продукты. Польза овощей и фруктов. Картофель – второй хлеб. Песни и легенды о картофеле. Игра «Путешествие в страну Легумия». Ядовитые растения. Съедобные и несъедобные плоды. Комнатные растения, их разнообразие и уход за ними. |
Календарно-тематическое планирование.
«Удивительный мир ботаники».
В мире растений (11ч)
|
|||
№ |
Дата |
Тема |
Виды деятельности обучающихся |
1 |
02.06 |
Разнообразие растений |
Узнают растения, относящиеся к разными систематическим группам на картинках и живых объектах, разделяют их на группы под руководством учителя, смотрят обучающее видео об интересных фактах о растениях, составляют стихотворение о растениях. |
2 |
05.06 |
Мифические растения |
Слушают пересказ мифа о цветке папоротника; узнают, в чем биологическая ошибка мифа; рисуют цветок папоротника и славянский символ; отгадывают литературные произведения и мультфильмы по их фрагментам, где упоминаются волшебные цветы, составляют цветок желаний. |
3 |
07.06 |
Мир цветов |
Участвуют в познавательной викторине «Мир цветов», отгадывают загадки о цветах, слушают музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов», узнают о биологической роли цветов. |
4 |
09.06 |
Удивительные деревья |
Называют роль деревьев в природе, поясняют: почему без деревьев не возможен лес, узнают о том, какие бывают леса, смотрят презентацию о хвойном лесе», узнают о деревьях в живописи русских художников, составляют ребусы о деревьях. |
5 |
12.06 |
Целебные травы |
Слушают вводный рассказ учителя о плакун траве, называют лекарственные растения на картинках и живых объектах, узнают, почему эти травы лекарственные, отгадывают кроссворд «Лекарственные травы». |
6 |
14.06 |
Растения - краснокнижники |
Смотрят мультфильм «Смешарики. Красная книга»; поясняют, почему Красная книга так названа. Узнают о растениях-краснокнижниках Тверской области, участвуют в диспуте «Экологический суд. 2150 год». |
7 |
16.06 |
Съедобные растения. Фрукты и овощи. |
Называют овощи и фрукты, поясняют, чем они отличаются, отгадывают загадки об овощах и фруктах, участвуют в викторине «Овощи и фрукты – полезные продукты». Слушают рассказ учителя о пользе овощей и фруктов, слушают песню о картофеле, поясняют, почему картофель – второй хлеб. |
8 |
19.06 |
Съедобные растения. Злаки. |
Называют злаковые растения на картинках, узнают о значении употребления злаковых растений, изучают рецепт приготовления хлеба, слушают рассказ учителя о злаках с точки зрения биологии, слушают стихотворение П.Д. Бутурлина «Мерцана», поясняют, почему славяне почитали богиню Мерцану. |
9 |
21.06 |
Путешествие в страну Легумия |
Смотрят интерактивную презентацию «Путешествие в страну Легумия», участвуют в небольших сценках, узнают о родине и значении овощей, употребляемых в пищу. |
10 |
23.06 |
Ядовитые растения |
Называют известные им ядовитые растения, играют в игру «Съедобное – несъедобное», узнают подробнее о некоторых ядовитых растениях, отгадывают кроссворд «Ядовитые травы», называют ядовитые растения на картинках. |
11 |
26.06 |
Комнатные растения |
Рассказывают о своих комнатных растениях, показывают презентации с их фотографиями, делятся заметками, как родители ухаживают за комнатными растениями, помогают ли сами ребята родителям ухаживать за комнатными растениями. |
12 |
28.06 |
Своя игра «В мире растений». |
Обобщают полученные знания в игровой форме в формате популярной телеигры «Своя игра» |
Надежда Алексеевна Паршукова
Елена Самарцева
Надежда Алексеевна Паршукова