Рабочая программа кружка «Занимательная грамматика» для 5 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кудиновская средняя общеобразовательная школа №35
Ногинский муниципальный район Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №35
__________________ Назаревич А.Б.
«____» _____________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
для 5 класса
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель: учитель русского языка и литературы
Минцберг Сергей Владимирович
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» для пятого класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Основной образовательной программой МБОУ СОШ № 35, на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык» (Занимательный русский язык. Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет) / Л.В.Мищенкова, Методическое пособие, 5 класс.- М.: Издательство РОСТ, 2013).
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы на изучение курса «Занимательная грамматика» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Цели и задачи обучения
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем.
Курс внеурочных занятий по русскому языку ставит следующие задачи:
Воспитание любви к русскому языку;
Развитие интереса к языку как учебному предмету;
Расширение и углубление программного материала;
Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
Совершенствование общего языкового развития школьников.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание курса
В содержание курса входит закрепление тем, изученных на уроках русского языка, а также знакомство с понятиями, не предусмотренными школьной программой («афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие).
Изучение происхождения различных слов («глобус», «шпаргалка», «каникулы» и др.).
Работа с пословицами, фразеологизмами, синонимами, антонимами. Отличия пословицы от поговорки. Скрытый смысл пословицы.
Небылицы. Небылицы-перевертыши. Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок.
Правило написания-тся и -ться у глаголов.
Различные формы игр со словами.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Что такое афоризмы. Ценность афоризмов.
Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.
Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии.
Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования.
Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения.
Буквы З и С на конце приставок. Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука.
Слова из словаря для запоминания.
Понятия "логогрифы" и "палиндромы".
Правописание Ы, И после Ц.
Правописание Е, И в корнях с чередованием.
Употребление Ъ и Ь в словах.
Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.
Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение.
Определение басни. Понятия: "эзоповский язык", «Эзоповы басни".
Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование. 5А класс.
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения темы |
Фактические сроки прохождения (и/или коррекция) |
|
Вводный. С Днем знаний! |
01.09-08.09.2017 |
|
|
Русский язык – наше богатство |
11.09-15.09 |
|
|
Ох уж эти небылицы!.. |
18.09-22.09 |
|
|
Игротека. Сочинение небылиц |
25.09-29.09 |
|
|
Про –тся и –ться у глаголов |
02.10-06.10 |
|
|
Поиграем со словами |
09.10-13.10 |
|
|
Они такие классные, удвоенные согласные… |
16.10-20.10 |
|
|
Игротека. Упражнения в составлении игр со словами |
23.10-27.10 |
|
|
Афоризмы о труде |
30.10-03.11 |
|
|
Пословица не даром молвится |
13.11-17.11 |
|
|
Про анаграммы и метаграммы |
20.11-24.11 |
|
|
Игротека (афоризмы, пословицы, анаграммы, метаграммы) |
27.11-01.12 |
|
|
По страницам детской энциклопедии. |
04.12-08.12 |
|
|
Фразеологизмы. |
11.12-15.12 |
|
|
Что за ПРЕлесть эти ПРИставки! |
18.12-22.12 |
|
|
Игротека. Приставки ПРЕ- и ПРИ- в словах |
25.12-29.12 |
|
|
Буквы З и С на конце приставок. |
15.01-19.01.2018 |
|
|
Их следует запомнить. |
22.01-26.01 |
|
|
О логогрифах и палиндромах. |
29.01-02.02 |
|
|
Игротека. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы. |
05.02-09.02 |
|
|
Что мы пишем после Ц |
12.02-16.02 |
|
|
Коварные Е-И в корнях с чередованием |
19.02-22.02 |
|
|
Разделительные Ъ и Ь |
26.02-02.03 |
|
|
Игротека. Правописание И и Ы после Ц |
05.03-07.03 |
|
|
О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике |
12.03-16.03 |
|
|
И вновь словарные слова |
19.03-23.03 |
|
|
И снова о чередовании И-Е в корнях слов |
02.04-06.04 |
|
|
Игротека. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. «Словесная арифметика» |
09.04-13.04 |
|
|
Библейские фразеологизмы. |
16.04-20.04 |
|
|
Поговорим, дружок, о басне. |
23.04-27.04 |
|
|
Берегите книгу. |
03.05-04.05 |
|
|
Игротека. Библейские фразеологизмы. |
07.05-11.05 |
|
|
Повторяем, повторяем… |
14.05-18.05 |
|
|
Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок». Решение головоломок |
21.05-30.05 |
Календарно-тематическое планирование. 5Б класс.
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения темы |
Фактические сроки прохождения (и/или коррекция) |
|
Вводный. С Днем знаний! |
01.09-08.09.2017 |
|
|
Русский язык – наше богатство |
11.09-15.09 |
|
|
Ох уж эти небылицы!.. |
18.09-22.09 |
|
|
Игротека. Сочинение небылиц |
25.09-29.09 |
|
|
Про –тся и –ться у глаголов |
02.10-06.10 |
|
|
Поиграем со словами |
09.10-13.10 |
|
|
Они такие классные, удвоенные согласные… |
16.10-20.10 |
|
|
Игротека. Упражнения в составлении игр со словами |
23.10-27.10 |
|
|
Афоризмы о труде |
30.10-03.11 |
|
|
Пословица не даром молвится |
13.11-17.11 |
|
|
Про анаграммы и метаграммы |
20.11-24.11 |
|
|
Игротека (афоризмы, пословицы, анаграммы, метаграммы) |
27.11-01.12 |
|
|
По страницам детской энциклопедии. |
04.12-08.12 |
|
|
Фразеологизмы. |
11.12-15.12 |
|
|
Что за ПРЕлесть эти ПРИставки! |
18.12-22.12 |
|
|
Игротека. Приставки ПРЕ- и ПРИ- в словах |
25.12-29.12 |
|
|
Буквы З и С на конце приставок |
15.01-19.01.2018 |
|
|
Их следует запомнить |
22.01-26.01 |
|
|
О логогрифах и палиндромах |
29.01-02.02 |
|
|
Игротека. Словарные слова, Логогрифы. Палиндромы |
05.02-09.02 |
|
|
Что мы пишем после Ц |
12.02-16.02 |
|
|
Коварные Е-И в корнях с чередованием |
19.02-22.02 |
|
|
Разделительные Ъ и Ь |
26.02-02.03 |
|
|
Игротека. Правописание И и Ы после Ц |
05.03-07.03 |
|
|
О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике |
12.03-16.03 |
|
|
И вновь словарные слова |
19.03-23.03 |
|
|
И снова о чередовании И-Е в корнях слов |
02.04-06.04 |
|
|
Игротека. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. «Словесная арифметика» |
09.04-13.04 |
|
|
Библейские фразеологизмы. |
16.04-20.04 |
|
|
Поговорим, дружок, о басне. |
23.04-27.04 |
|
|
Берегите книгу. |
03.05-04.05 |
|
|
Игротека. Библейские фразеологизмы. |
07.05-11.05 |
|
|
Повторяем, повторяем… |
14.05-18.05 |
|
|
Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок». Решение головоломок |
21.05-30.05 |
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ №35
______________ Апенит Н.Ю.
«___» ____________ 2017 г.