12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кудиновская средняя общеобразовательная школа №35

Ногинский муниципальный район Московской области

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №35

__________________ Назаревич А.Б.

«____» _____________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

для 5 класса

на 2017 - 2018 учебный год

Составитель: учитель русского языка и литературы

Минцберг Сергей Владимирович

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» для пятого класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Основной образовательной программой МБОУ СОШ № 35, на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык» (Занимательный русский язык. Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет) / Л.В.Мищенкова, Методическое пособие, 5 класс.- М.: Издательство РОСТ, 2013).

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы на изучение курса «Занимательная грамматика» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Цели и задачи обучения

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем.

Курс внеурочных занятий по русскому языку ставит следующие задачи:

Воспитание любви к русскому языку;

Развитие интереса к языку как учебному предмету;

Расширение и углубление программного материала;

Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

Совершенствование общего языкового развития школьников.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Содержание курса

В содержание курса входит закрепление тем, изученных на уроках русского языка, а также знакомство с понятиями, не предусмотренными школьной программой («афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие).

Изучение происхождения различных слов («глобус», «шпаргалка», «каникулы» и др.).

Работа с пословицами, фразеологизмами, синонимами, антонимами. Отличия пословицы от поговорки. Скрытый смысл пословицы.

Небылицы. Небылицы-перевертыши. Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок.

Правило написания-тся и -ться у глаголов.

Различные формы игр со словами.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Что такое афоризмы. Ценность афоризмов.

Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.

Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии.

Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования.

Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения.

Буквы З и С на конце приставок. Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука.

Слова из словаря для запоминания.

Понятия "логогрифы" и "палиндромы".

Правописание Ы, И после Ц.

Правописание Е, И в корнях с чередованием.

Употребление Ъ и Ь в словах.

Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.

Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение.

Определение басни. Понятия: "эзоповский язык", «Эзоповы басни".

Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой.

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование. 5А класс.

занятия

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

темы

Фактические сроки прохождения (и/или коррекция)

 

Вводный. С Днем знаний!

01.09-08.09.2017

 

 

Русский язык – наше богатство

11.09-15.09

 

 

Ох уж эти небылицы!..

18.09-22.09

 

 

Игротека. Сочинение небылиц

25.09-29.09

 

 

Про –тся и –ться у глаголов

02.10-06.10

 

 

Поиграем со словами

09.10-13.10

 

 

Они такие классные, удвоенные согласные…

16.10-20.10

 

 

Игротека. Упражнения в составлении игр со словами

23.10-27.10

 

 

Афоризмы о труде

30.10-03.11

 

 

Пословица не даром молвится

13.11-17.11

 

 

Про анаграммы и метаграммы

20.11-24.11

 

 

Игротека (афоризмы, пословицы, анаграммы, метаграммы)

27.11-01.12

 

 

По страницам детской энциклопедии.

04.12-08.12

 

 

Фразеологизмы.

11.12-15.12

 

 

Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!

18.12-22.12

 

 

Игротека. Приставки ПРЕ- и ПРИ- в словах

25.12-29.12

 

 

Буквы З и С на конце приставок.

15.01-19.01.2018

 

 

Их следует запомнить.

22.01-26.01

 

 

О логогрифах и палиндромах.

29.01-02.02

 

 

Игротека. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

05.02-09.02

 

 

Что мы пишем после Ц

12.02-16.02

 

 

Коварные Е-И в корнях с чередованием

19.02-22.02

 

 

Разделительные Ъ и Ь

26.02-02.03

 

 

Игротека. Правописание И и Ы после Ц

05.03-07.03

 

 

О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике

12.03-16.03

 

 

И вновь словарные слова

19.03-23.03

 

 

И снова о чередовании И-Е в корнях слов

02.04-06.04

 

 

Игротека. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. «Словесная арифметика»

09.04-13.04

 

 

Библейские фразеологизмы.

16.04-20.04

 

 

Поговорим, дружок, о басне.

23.04-27.04

 

 

Берегите книгу.

03.05-04.05

 

 

Игротека. Библейские фразеологизмы.

07.05-11.05

 

 

Повторяем, повторяем

14.05-18.05

 

 

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок». Решение головоломок

21.05-30.05

 

Календарно-тематическое планирование. 5Б класс.

занятия

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

темы

Фактические сроки прохождения (и/или коррекция)

 

Вводный. С Днем знаний!

01.09-08.09.2017

 

 

Русский язык – наше богатство

11.09-15.09

 

 

Ох уж эти небылицы!..

18.09-22.09

 

 

Игротека. Сочинение небылиц

25.09-29.09

 

 

Про –тся и –ться у глаголов

02.10-06.10

 

 

Поиграем со словами

09.10-13.10

 

 

Они такие классные, удвоенные согласные…

16.10-20.10

 

 

Игротека. Упражнения в составлении игр со словами

23.10-27.10

 

 

Афоризмы о труде

30.10-03.11

 

 

Пословица не даром молвится

13.11-17.11

 

 

Про анаграммы и метаграммы

20.11-24.11

 

 

Игротека (афоризмы, пословицы, анаграммы, метаграммы)

27.11-01.12

 

 

По страницам детской энциклопедии.

04.12-08.12

 

 

Фразеологизмы.

11.12-15.12

 

 

Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!

18.12-22.12

 

 

Игротека. Приставки ПРЕ- и ПРИ- в словах

25.12-29.12

 

 

Буквы З и С на конце приставок

15.01-19.01.2018

 

 

Их следует запомнить

22.01-26.01

 

 

О логогрифах и палиндромах

29.01-02.02

 

 

Игротека. Словарные слова, Логогрифы. Палиндромы

05.02-09.02

 

 

Что мы пишем после Ц

12.02-16.02

 

 

Коварные Е-И в корнях с чередованием

19.02-22.02

 

 

Разделительные Ъ и Ь

26.02-02.03

 

 

Игротека. Правописание И и Ы после Ц

05.03-07.03

 

 

О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике

12.03-16.03

 

 

И вновь словарные слова

19.03-23.03

 

 

И снова о чередовании И-Е в корнях слов

02.04-06.04

 

 

Игротека. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. «Словесная арифметика»

09.04-13.04

 

 

Библейские фразеологизмы.

16.04-20.04

 

 

Поговорим, дружок, о басне.

23.04-27.04

 

 

Берегите книгу.

03.05-04.05

 

 

Игротека. Библейские фразеологизмы.

07.05-11.05

 

 

Повторяем, повторяем

14.05-18.05

 

 

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок». Решение головоломок

21.05-30.05

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ №35

______________ Апенит Н.Ю.

«___» ____________ 2017 г.

Опубликовано в группе «Занимательные "помощники" на уроках русского языка и литературы »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.