Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» (3 класс)
Рабочая программа
ГБОУ «СОШ № 61 имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 61
имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско»
РАССМОТРЕНО Председатель МО СОШ № 61 _______ ____________________ (ФИО) Протокол № __ от «__» _____ 2016 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора СОШ № 61 _______ ______________________ (ФИО) «___» ______________ 2016 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор СОШ № 61 _______ М.Н. Трощенко (ФИО) Приказ №__ от «__» _____ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
(направление внеурочной деятельности «общеинтеллектуальное»)
для 3-в класса
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель:
Барашева И.И.,
учитель начальных классов
Севастополь
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от «06» октября 2009г. №373 (изменения: Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1576).
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемые последовательности изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся курса внеурочной деятельности. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена на основе авторской программы Волиной В.В. «Веселая грамматика».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности внеурочной деятельности;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
- устойчивого учебно– познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- работать по предложенному учителем плану.
Обучающийся получит возможность:
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- пользоваться словарями, справочниками;
- пересказывать небольшие тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
- обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным способами);
- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
-анализ;
-синтез;
-сравнение;
-классификация по заданным критериям;
-установление аналогий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение рассуждения;
-обобщение.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнеров;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Обучающийся получит возможность научиться:
-слушать собеседника;
-определять общую цель и пути ее достижения;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Содержание занятий
Тема 1. Как обходились без письма? (1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(3 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(3ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(3ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Коли-чество часов |
Основные виды и формы внеурочной деятельности обучающихся |
1 |
Как обходились без письма? |
1 |
-преобразовывать информацию из одной формы в другую; - строить рассуждения; - слушать и понимать речь других; - осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
2 |
Древние письмена. |
1 |
- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера; - осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
3 |
Как возникла наша письменность? |
1 |
- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера; - осознавать роль языка и речи в жизни людей. - знать историю возникновения письменности. - знать элементарные сведения из истории родного языка, - знать элементарные представления о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений; |
4 |
Меня зовут Фонема. |
1 |
- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания; - понимать определение «фонема». - отличать гласные и согласные фонемы. |
5 |
Меня зовут Фонема. Завершение работы. |
1 |
|
6 |
Для всех ли фонем есть буквы? |
1 |
- определять расхождение в количестве звуков и букв в слове; - определять расхождение в написании и произношении звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные в конце слова; -определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм; - различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения. |
7 |
Глухие и звонкие согласные звуки. |
1 |
|
8 |
Мягкие и твердые согласные буквы. |
1 |
|
9 |
«Ошибкоопасные» места. |
1 |
-определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм; - различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения. |
10 |
«Ошибкоопасные» места. Завершение работы. |
1 |
|
11 |
Тайны фонемы. |
1 |
- знать чередование фонем; - различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения; - определять расхождение в количестве звуков и букв в слове. |
12 |
Опасные согласные. |
1 |
- отличать сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции; - различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения; - определять расхождение в количестве звуков и букв в слове. |
13 |
Опасные согласные. Способы проверки. |
1 |
|
14 |
На сцене гласные. |
1 |
- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания; - отличать гласные и согласные фонемы. |
15 |
«Фонемы повелевают буквами». |
1 |
- правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи ; -преобразовывать информацию из одной формы в другую; |
16 |
Ваши старые знакомые. Практическое занятие. |
1 |
- писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн; - объяснять, почему эти написания являются традиционными; - образовывать слова и формы слов сданными буквосочетаниями. -различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. -находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. |
17 |
Правила о непроизносимых согласных. |
1 |
-определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки -использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными на основе алгоритма проверки написания. |
18 |
Правила о непроизносимых согласных. Завершение работы. |
1 |
|
19 |
Волшебное средство – «самоинструкция». |
1 |
- знать термин «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. - составлять самоинструкции. -работать по самоинструкции. |
20 |
Волшебное средство – «самоинструкция». Обобщение. |
1 |
|
21 |
Память и грамотность. |
1 |
-тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. - составлять план пересказа, пересказывать тексты. |
22 |
Строительная работа морфем. |
1 |
- составлять наглядно-образные модели состава слова; - называть части слова; - находить корень слова, приставку, суффикс, окончание; - подбирать однокоренные слова; |
23 |
Где же хранятся слова? |
1 |
- работать со словарями, находить значение слова по словарю. |
24 |
Поговорим обо всех приставках сразу. |
1 |
-формулировать определения приставки; -объяснять значение приставок в слове. -выделять в словах приставки. -образовывать слова с помощью приставки. |
25 |
Поговорим обо всех приставках сразу. |
1 |
|
26 |
Поговорим обо всех приставках сразу. Обобщение. |
1 |
|
27 |
Слова – «родственники». |
1 |
-различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. -работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. |
28 |
Кто командует корнями? |
1 |
- правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи ; - отличать алгоритм объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением; -различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. -работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. |
29 |
Кто командует корнями? |
1 |
|
30 |
Кто командует корнями? Обобщение |
1 |
|
31 |
«Не лезьте за словом в карман!» |
1 |
-изменять форму слова; - подбирать проверочные слова к изученным орфограммам; -различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
32 |
«Не лезьте за словом в карман!» Завершение работы. |
1 |
|
33 |
«Пересаженные» корни. |
1 |
- работать со словообразовательным словарем; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - осуществлять анализ и синтез. |
34 |
Итоговое занятие. Олимпиада. |
1 |
- разгадывать ребусы, задки, шарады; - слушать мнения в группе, приходить к общему выводу, решению. |
Итого |
34 |
Кайрат Зинашов