Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
 
                                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск Республики Крым
| РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель _________ Т.М.Камышова Протокол № 1 от «22» августа 2017 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________ И.В.Хлевная « » ________ 2017 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _________Н.В. Гайдаенко Приказ №______ от «___»_________2017 г. | 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
направление деятельности общеинтеллектуальное
4 а КЛАСС
2017-2018 учебный год
Разработчик программы:
Смирнова Нина Петровна-
учитель начальных классов
г. Красноперекопск - 2017г.
Содержание
| 1. | Введение | 2 | 
| 2. | Планируемые результаты | 2 | 
| 3. | Содержание учебного курса | 3 | 
| 4. | Календарно-тематическое планирование | 5 | 
1.Введение
Данная программа составлена на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемых результатов начального общего образования;
на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
2 . Планируемые результаты.
Личностные результаты
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Содержание учебного курса
На изучение данной программы в четвертом классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
 
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
4.Календарно – тематическое планирование
| Дата план | Дата факт | № урока | Тема | Материал к учебному занятию | 
| 1 | И снова о русском языке… | Ч 1,ТПО, С.2-6 | ||
| 2 | Крылатые слова и афоризмы | ТПО, С.7-11 | ||
| 3 | Копилка занимательных заданий | ТПО, С.12-15 | ||
| 4 | Игротека | ТПО, С.16-19 | ||
| 5 | Об именах | ТПО, С.19-23 | ||
| 6 | О русских фамилиях | ТПО, С.24-27 | ||
| 7 | В поисках сбежавших головоломок | ТПО, С.28-31 | ||
| 8 | Игротека | ТПО, С.32-35 | ||
| 9 | Мы играем в логогрифы | ТПО, С.36-41 | ||
| 10 | Учимся распознавать речевые ошибки | ТПО, С.42-46 | ||
| 11 | Коллекция заморочек | ТПО, С.47-50 | ||
| 12 | Игротека | ТПО, С.51-54 | ||
| 13 | Ох уж эти фразеологизмы!... | ТПО, С.54-58 | ||
| 14 | Работаем над рифмами | ТПО, С.59-64 | ||
| 15 | Словесные забавы | ТПО, С.65-68 | ||
| 16 | Игротека | ТПО, С.69-72 | ||
| 17 | Продолжаем работу над фразеологизмами | ТПО, С.72-78 | ||
| 18 | Русские пословицы и поговорки | ТПО, С.79-83 | ||
| 19 | Ассорти для любителей русского языка | ТПО, С.84-88 | ||
| 20 | Игротека | Ч.2, ТПО, С.1-5 | ||
| 21 | И снова о фразеологизмах | ТПО, С.6-10 | ||
| 22 | Однородные члены предложения | ТПО, С.11-15 | ||
| 23 | Ошибочка вышла!... | ТПО, С.16-20 | ||
| 24 | Игротека | ТПО, С.21-25 | ||
| 25 | Про омонимы и их разновидности | ТПО, С.26-30 | ||
| 26 | Еще немного фразеологизмов | ТПО, С.31-35 | ||
| 27 | В стране Перевертундии | ТПО, С.36-39 | ||
| 28 | Игротека | ТПО, С.40-43 | ||
| 29 | Что такое «паронимы» | ТПО, С.44-49 | ||
| 30 | Запоминаем словарные слова | ТПО, С.50-54 | ||
| 31 | 31 июня | ТПО, С.55-59 | ||
| 32 | Игротека | ТПО, С.60-63 | ||
| 33 | Повторяем… | ТПО, С.64-69 | ||
| 34 | Повторяем… | ТПО, С.70-75 | 
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ
| № урока в теме | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки | 
 
                                     
                         
                         
                         
                        