Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель _________ Т.М.Камышова Протокол № 1 от «22» августа 2017 г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________ И.В.Хлевная « » ________ 2017 г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _________Н.В. Гайдаенко Приказ №______ от «___»_________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
направление деятельности общеинтеллектуальное
4 а КЛАСС
2017-2018 учебный год
Разработчик программы:
Смирнова Нина Петровна-
учитель начальных классов
г. Красноперекопск - 2017г.
Содержание
1. |
Введение |
2 |
2. |
Планируемые результаты |
2 |
3. |
Содержание учебного курса |
3 |
4. |
Календарно-тематическое планирование |
5 |
1.Введение
Данная программа составлена на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемых результатов начального общего образования;
на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
2 . Планируемые результаты.
Личностные результаты
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Содержание учебного курса
На изучение данной программы в четвертом классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
4.Календарно – тематическое планирование
Дата план |
Дата факт |
№ урока |
Тема |
Материал к учебному занятию |
1 |
И снова о русском языке… |
Ч 1,ТПО, С.2-6 |
||
2 |
Крылатые слова и афоризмы |
ТПО, С.7-11 |
||
3 |
Копилка занимательных заданий |
ТПО, С.12-15 |
||
4 |
Игротека |
ТПО, С.16-19 |
||
5 |
Об именах |
ТПО, С.19-23 |
||
6 |
О русских фамилиях |
ТПО, С.24-27 |
||
7 |
В поисках сбежавших головоломок |
ТПО, С.28-31 |
||
8 |
Игротека |
ТПО, С.32-35 |
||
9 |
Мы играем в логогрифы |
ТПО, С.36-41 |
||
10 |
Учимся распознавать речевые ошибки |
ТПО, С.42-46 |
||
11 |
Коллекция заморочек |
ТПО, С.47-50 |
||
12 |
Игротека |
ТПО, С.51-54 |
||
13 |
Ох уж эти фразеологизмы!... |
ТПО, С.54-58 |
||
14 |
Работаем над рифмами |
ТПО, С.59-64 |
||
15 |
Словесные забавы |
ТПО, С.65-68 |
||
16 |
Игротека |
ТПО, С.69-72 |
||
17 |
Продолжаем работу над фразеологизмами |
ТПО, С.72-78 |
||
18 |
Русские пословицы и поговорки |
ТПО, С.79-83 |
||
19 |
Ассорти для любителей русского языка |
ТПО, С.84-88 |
||
20 |
Игротека |
Ч.2, ТПО, С.1-5 |
||
21 |
И снова о фразеологизмах |
ТПО, С.6-10 |
||
22 |
Однородные члены предложения |
ТПО, С.11-15 |
||
23 |
Ошибочка вышла!... |
ТПО, С.16-20 |
||
24 |
Игротека |
ТПО, С.21-25 |
||
25 |
Про омонимы и их разновидности |
ТПО, С.26-30 |
||
26 |
Еще немного фразеологизмов |
ТПО, С.31-35 |
||
27 |
В стране Перевертундии |
ТПО, С.36-39 |
||
28 |
Игротека |
ТПО, С.40-43 |
||
29 |
Что такое «паронимы» |
ТПО, С.44-49 |
||
30 |
Запоминаем словарные слова |
ТПО, С.50-54 |
||
31 |
31 июня |
ТПО, С.55-59 |
||
32 |
Игротека |
ТПО, С.60-63 |
||
33 |
Повторяем… |
ТПО, С.64-69 |
||
34 |
Повторяем… |
ТПО, С.70-75 |
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ
№ урока в теме |
Тема урока |
Причина корректировки |
Способ корректировки |