Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы
учителей ___________ ______/ Иванов А.В. _________/Осипова Л.Г.
протокол №1
от 03_ сентября 2015г
Рабочая программа
Кружок «Этическая грамматика » 9 класс
Составитель: Крыс О.А.
Усть-Уда,
2015-2016 год
Пояснительная записка.
Курс этических занятий с подростками 9 классов рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Он включён в учебный план (один час в неделю – 34 ч) и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры.
В основе рабочей программы лежит авторская программа Колбовской С. Г
Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в урок психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.
Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения.
Важный компонент занятий – ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки подростков. На занятиях дети периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершённых или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.
Занятия по этической грамматике предполагают решение следующих задач:
обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
вооружение школьников знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;
формирование воспитанности;
систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения учащихся путём организации их практической деятельности;
организация нравственного самовоспитания школьников;
формирование у детей умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.
Материал курса 8-9 класса рассчитан на осмысление философских проблем бытия: для чего живёт человек, как следует относиться к жизни, что есть достоинство, добродетель, совесть и т. д. Используя философские произведения известных мыслителей, писателей, мир афоризмов и изречений – всё это предоставляет школьникам широкий простор для выбора и утверждения своих жизненных позиций.
Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у ребят адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям.
Закрепляются достигнутые знания и во внеурочной деятельности, разнообразной как по форме, так и по содержанию: проводятся этические диалоги на заданную тему, конкурсы школьных радиопередач по нравственной тематике, вечера инсценированной песни, творческие калейдоскопы и др.
В учебно-тематический план курса этической грамматики (с 5 по 9 класс) введены темы экологической направленности. Так как школа много лет работает в экологическом направлении, уроки этики, затрагивающие проблемы охраны природы, развития любви ко всему живому важны и необходимы для укрепления нравственных позиций подростков.
Критерии оценки и формы контроля
В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль – наблюдение активности учащихся на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ учащихся.
Итоговый контроль заключается в анализе знаний учащихся, полученных в процессе проведения срез-анализов с использованием комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного развития школьников.
Деятельность учащихся оценивается не количественной, а качественной оценкой.
Учебно-тематическое планирование по этической грамматике в 9 классе
9 КЛАСС
№ |
Тема раздела |
Тема урока |
часы |
Дата |
1 |
Введение. Гуманность – основа этики |
Созидается общество началами нравственности. «Мой разум – основа моего поведения, а моё сердце – мой закон» С. Морешал |
1 |
|
2 |
«Разумное и нравственное всегда совпадают» Л. Н. Толстой |
1 |
||
3 |
«Гуманность – сгусток всех других добродетелей» Гельвеций |
1 |
||
4 |
«Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность» О. Бальзак |
1 |
||
5 |
«Прекрасное там, где пребывает милосердие» Конфуций |
1 |
||
6 |
«Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» Ф. Достоевский |
1 |
||
7 |
«Духовность есть норма человеческой жизни» Феофан Затворник |
1 |
||
8 |
«Одно существо неразлучно с человеком – это он сам» Н. Чернышевский |
1 |
||
9 |
Жизнь как познание добра |
«Основа сущего – постигаемое умом бытие» Платон |
1 |
|
10 |
Смысл жизни – это то, что придаёт ей ценность. |
1 |
||
11 |
Цель жизни – самовыражение |
1 |
||
12 |
Кто не живёт на Родине, не знает вкуса жизни |
1 |
||
13 |
Добро есть жизнь. |
1 |
||
14 |
«Страдание, боль – это сторожевой крик жизни» А. И. Герцен |
1 |
||
15 |
«Зло надо зажить» П. Л. Лавров |
1 |
||
16 |
«Пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью» Ф. Бэкон |
1 |
||
17 |
«Уменьшай страдания около себя и в себе» П. Л. Лавров |
1 |
||
18 |
Стремление к счастью – закон жизни |
«Мы родились и живём с множеством влечений и потребностей» В. Соловьёв |
1 |
|
19 |
Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений |
1 |
||
20 |
«Стремление к счастью – это стремление стремлений» Л. Фейербах |
1 |
||
21 |
«Счастье – это состояние души» К. Станиславский |
1 |
||
22 |
« Источник счастья берёт своё начало в самом человеке» А. Шопенгауэр |
1 |
||
23 |
«Высшее счастье в том, что вас любят» В. Гюго |
1 |
||
24 |
«Счастье – есть дело судьбы, ума и характера» Н. Карамзин |
1 |
||
25 |
Дружба как источник счастья |
1 |
||
26 |
В согласии с самим собой |
1 |
||
27 |
Нравственный закон внутри каждого |
«Честь и собственное достоинство сильнее всего» Ф. Достоевский |
1 |
|
28 |
«Честь – это поэзия долга» А. Виньи |
1 |
||
29 |
«Твёрдое сознание долга – есть венец характера» Н. Шелгунов |
1 |
||
30 |
«Долг основан на чувстве справедливости» » Н. Шелгунов |
1 |
||
31 |
«Справедливость – это истина в действии» Ж. Жубер |
1 |
||
32 |
«Источник всех действий человека есть его воля» В. Соловьёв |
1 |
||
33 |
«Совесть – это наш внутренний судья» П. Гольбах |
1 |
||
34 |
«Будь слугой совести и хозяином воли» (азербайджанская пословица) |
1 |
||
Итого: |
34 |