12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гвоздков Виктор Борисович5771
Россия, Московская обл., Ногинск

Муниципальное бюджетное, общеобразовательное учреждение.

Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Утверждаю»

Директор МБСКОУ СКОШИ VIII вида

__________________ Лушкарёва О.В.

Приказ № __________от ____________

 

ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЙ СТОЛЯР»

(столярное дело) 5 -6 класс

Составитель: Гвоздков Виктор Борисович

учитель профильного труда

(столярное дело)

2015 - 2016 учебный год


 

Пояснительная записка

Кружковая работа (столярное дело) 5-6 класс

1. Роль и место дисциплины

Определяется примерная последовательность изучения содержания кружковой деятельности «Юный столяр» в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий. Труд, и в частности работа с деревом, является не просто доступным для детей видом труда, эта деятельность способствует сенсорному, умственному, нравственному его развитию. Русское искусство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству древних славян. Древесина, как строительный материал, обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, небольшой теплопроводностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Большое значение в приобщении детей к труду имеет участие в выставках. Основной целью кружка является воспитание трудолюбия, эстетического вкуса, развитие творческой активности, фантазии, изобретательности, а также вызывать интерес к народным промыслам традициям.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся шестых-седьмых классов МБОУ «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3. Соответствие нормативно-правовым требованиям к СКОУ VIII вида

Рабочая программа по кружковой деятельности 5- 6 класса разработана в соответствии:

c законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

с Уставом МБОУ НСКШИ от 2015г.;

с лицензией на право осуществления образовательной деятельности №71353 от 20 декабря 2013г.;

с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

с Типовым положением «О специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);

с приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №29/2065-п от 10 апреля 2002 года;

в соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (II вариант) г. Ногинска;

с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.Н.Перова, Т.И. Бугаева, И.Г.Старкова «Профильный труд» (под ред. И.М. Бгажноковой), рекомендованной ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

4. Цели и задачи

Формирование политехнических знаний о наиболее распространенных и перспективных технологиях. Познакомить с основами современного производства, развивать самостоятельность и способности обучающихся решать творческие задачи к осуществлению самопознания. Изучения мира профессий - воспитывать трудолюбие, коллективизм, ответственность, культуру поведения бесконфликтного общения. Воспитывать бережное отношение к природе и природным ресурсам. Развивать художественное оформление изделий с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения их конкурентноспособности при реализации. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

5. Специфика программы

Кружковая деятельность «Юный столяр" обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные в деятельности кружка «Юный столяр».

6. Основные содержательные линии курса

Рабочее место столяра. Инструктаж по правилам безопасной работы.

Общие сведения о древесине

Инструменты для обработки древесины

Практическая работа. Изготовление разделочной доски для овощей

Выжигание

Разметка материала

Контроль качества изготовленных деталей с использованием линейки и угольника

Строгание брусков и реек по заданному размеру, пользуясь рубанком

Подставка для горячего

Сверление

Способы и приемы соединения древесины гвоздями

Изготовление шкатулки

Правила безопасной работы при окраске изделия

Выпиливание лобзиком

Изготовление игр

Приёмы пиления, приёмы обработки кромок.

Итоговая работа по выбору

7. Структура программы

Вводное занятие.

Знакомство с объединением. Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Деревообработка – одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана местных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Технология без отходного производства.

Древесные материалы.

Основные породы деревьев, применяемых в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах. Пороки древесины

Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.

Классификация инструмента, ознакомление с ним.

Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений (например, ручки для напильников, стамесок, молотков).

Изготовление деталей из древесины.

Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Припуск на торцевание и усушку. Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям.

Чтение чертежа и изготовление по нему детали (например, коробка для хранения экспоната, подставка для пробирок, метр полевой).Технология изготовления детали. Ремонт деревянных конструкций.

Сборка изделий из древесины.

Соединение деревянных деталей шурупами, винтами, нагелями (деревянными стержнями).

Сборка изделия из заготовленных деталей (например, кормушка, этикетки-колышки, подставка для карандашей).

Отделка изделий из древесины и фанеры.

Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы ,инструмент. Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины, лакировка, шлифовка (разделочные доски, игрушки для детского сад).

Художественная обработка древесины.

Сквозная резьба или выпиливание.

Резьба по дереву, подбор материала. Мозаика из дерева.

Выполнение различных видов художественной обработки древесины (флюгер, полочка, подставка).

Склеивание изделий из древесины.

Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей.

Сборка на клей соединений в шип, нагелями с фанерными накладками (ящик для мела и тряпки, солнечные часы).

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы объединения за год. Оформление выставки работ. Рекомендации на лето по заготовке материалов, необходимых для работы на следующий год.

8. Основные требования к умениям учащихся

Работа фуганком, двойным ножом.

Фугование кромок делянок.

Склеивание щита в приспособлении.

Строгание лицевой пласти щита.

Выбор и разметка рисунка.

Нанесение рисунка на поверхность изделия

Отделка изделий морилкой.

Работа шерхебелем.

Разметка гнезда.

Сборка изделия без клея.

Шпатлевание.

Работа выжигателем

Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.

Работа шпунтубелем.

Определение влажности древесины весовым методом.

Выполнение криволинейного отверстия и выемки

Обработка криволинейной кромки

Заточка спирального сверла.

Обозначение радиусных кривых на чертеже.

Высверливание по контуру.

Шлифование шкурой в прихвате.

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

10. Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Профессиональные навыки, знания и умения практически их применять и контролировать, оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых самостоятельных работ. Знания оцениваются в соответствии с теоретическими и практическими навыками и умением каждого учащегося в зависимости от умственного развития каждого в отдельности, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе. Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

• Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

• Прилежание ученика во время работы.

• Степень умственной отсталости.

• Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

• Уровень физического развития ученика.

11. Объем и сроки изучения

Базисный учебный план образовательного учреждения кружковой деятельности «Юный столяр» в 5-6 -х классах 70 часов, из расчета 2 ч в неделю.

12. Материально – техническая база

Оборудование мастерской № 15 (столярное дело)

1. Круглопильный станок 1 шт

2. Круглошлифовальный станок 1 шт

3. Универсальный токарный станок 1 шт

4. Настольно-сверлильный станок 1 шт

5. Заточной станок 1 шт

6. Заточная машина для ножей 1 шт

7. Токарно-копировальный станок 1 шт

8. Токарный станок по дереву 1 шт

9. Ленточная пила 1 шт

Имущество мастерской №15 (столярное дело)

1. Стол учительский 2шт

2. Стул офисный 1шт

3. Шкаф офисный 3шт

4. Верстак ученический столярный 8шт

5. Стеллаж хранения материалов 4 шт

6. Стол металлический 3 шт

7. Сейф металлический малый 1 шт

8. Сейф металлический большой 1 шт

9. Шкаф инструмент металлический 1 шт

13. Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса

1.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой. М., Школа-Пресс. 1994. – 416 с.

2. П. Д. Бобиков. «Конструирование столярно- мебельных изделий». Учебник для ПТУ., М., Высшая школа., 1989 – 176 с.

3. Г.Д. Громов и др. «Практикум по деревообработке» . Уч. пособие для учащихся 9-10 кл. М., Просвещение, 1977., 191 с с ил.

4. Э.К. Гульянц. «Учите детей мастерить». М., Просвещение., 1979., 143 с., с иллюстрациями.

5. Ю.Г. Афиногенов. «Приспособления для школьных мастерских». Набор чертежей., М., Просвещение., 1981.,-176 с с ил.

6. В.П. Семенихин «Изготовление инструментов в школьных мастерских. Пособие для учителя. М., Просвещение., 1987.,-208 с с ил.

7. Л.Т. Крейндлин. «Столярные работы». Учебник для ПТУ. М., Высшая школа., 1982.,-128 с. с ил.

Планируемые результаты кружковой деятельности «Юный столяр»

Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения, навыки:

-знать и выполнять правила техники безопасности на занятиях кружка;

-знать и уметь определять основные породы деревьев;

-знать и уметь пользоваться простейшими документами и приспособлениями для работы с древесиной (ножовки, рубашки, струбцины, тиски);

-владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины;

-владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

-знать и уметь выполнять простейшие соединения деревянных деталей;

-знать приемы и уметь использовать инструменты (циклю) для чистовой обработки поверхности материала;

-знать виды клеев для древесины, уметь подготовить поверхность древесины и фанеры к нанесению клея.

Календарно-тематическое планирование кружка «Юный столяр»

Содержание урока

часы

Тип урока

Оборудование

теория

практика

1

Знакомство с объединением. Цели и задачи объединения.

 

1

1

Плакаты. Виды инструментов

2

Деревообработка – одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры.

 

1

1

Образцы пород дерева

3

Охрана местных богатств. Безопасность труда при деревообработке

 

1

1

Образцы пород дерева

4

Технология без отходного производства.

 

1

1

Образцы пород дерева

5

Подбор различных пород дерева

 

1

1

Образцы пород дерева

6

Применение разных сортов древесины.

 

1

1

Образцы пород дерева

7

Столярные инструменты: назначение, устройство.

 

1

1

Виды инструментов

8

Правила безопасной работы столярными инструментами

 

1

1

Плакаты. Виды инструментов

9

Ремонт и изготовление оснастки

   

2

Виды инструментов

10

Ремонт и изготовление оснастки

   

2

Виды инструментов

11

Изготовление ручки для напильников

   

2

Виды инструментов

12

Изготовление ручки для напильников

   

2

Виды инструментов

13

Выжигание

 

1

1

Виды инструментов

14

Разметка материала. Подставка

 

1

1

Виды инструментов

15

Распиливание вдоль и поперек волокон.

 

1

1

Виды инструментов

16

Распиливание по лекальным линиям.

 

1

1

Виды инструментов

17

Строгание брусков и реек

   

2

Виды инструментов

18

Коробка для хранения экспоната

   

2

Виды инструментов

19

Коробка для хранения экспоната

   

2

Виды инструментов

20

Сверление

 

1

1

Виды инструментов

21

Способы и приемы соединения древесины гвоздями

 

1

1

Виды инструментов

22

Соединение деревянных деталей шурупами, винтами

   

2

Виды инструментов

23

Соединение деревянных деталей шурупами, винтами

   

2

Виды инструментов

24

Правила техники безопасности. Правила безопасной работы при окраске изделия

 

1

1

Плакаты. Виды инструментов

25

Сборка изделия из заготовленных деталей (например, кормушка, этикетки-колышки, подставка для карандашей).

   

2

Виды инструментов

26

Сборка изделия из заготовленных деталей (например, кормушка, этикетки-колышки, подставка для карандашей).

   

2

Виды инструментов

27

Выполнение различных видов художественной обработки древесины (флюгер, полочка, подставка).

   

2

Виды инструментов

28

Выполнение различных видов художественной обработки древесины (флюгер, полочка, подставка).

   

2

Виды инструментов

29

Приёмы пиления, приёмы обработки кромок. Правила безопасной работы при криволинейном пилении

 

1

1

Плакаты. Виды инструментов

30

Резьба по дереву, подбор материала.

   

2

Виды инструментов

31

Выполнение различных видов художественной обработки древесины

   

2

Виды инструментов

32

Выполнение различных видов художественной обработки древесины

   

2

Виды инструментов

33

Сборка на клей соединений в шип, нагелями с фанерными накладками

   

2

Виды инструментов

34

Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия.

 

1

1

Плакаты по технике безопасности

35

Итоговое занятие

 

1

1

Плакаты по технике безопасности

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей профильного труда


 

Протокол № ___________

от «______»______________ 2015 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.