Рабочая программа внеурочной деятельности по физкультуре в 5-6 классах
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла Т. Ф. Коновалова Протокол №____ от «____» ___________2016 г |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Новомеловатская СОШ И.И. Малёваный ________ «___»________ 2016 г |
«Утверждаю» Директор МКОУ Новомеловатская СОШ А.Н. Протасов ________ Приказ № _____ от «___»_________ 2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
5-6 КЛАСС
учитель первой квалификационной категории
Войтов Евгений Михайлович
34 часа
1 час в неделю
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно - оздоровительное направление.
Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» предназначена для физкультурно – спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Материал программы предполагает изучение основ трёх спортивных игр: пионербола, волейбола, настольного тенниса и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка.
Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое занятие курса.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы.
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры» содержит:
- пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы;
- описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий;
- планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности;
-требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности;
- способы проверки результатов;
- материально-техническое обеспечение;
- тематическое планирование, состоящее из учебно-тематического плана и содержания программы по годам обучения;
- список литературы.
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки воспитанников:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
1.Самоопре-деление 2.Смысло-образование |
1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию |
1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификации 9.Действия постановки и решения проблемы |
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов |
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Содержание учебного предмета, курса
Пионербол - 10часов.
Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу – сверху в парах.
Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача.
Передача мяча различными способами, передача с ударом в пол с места, то же – в прыжке с места и с 2-3 шагов разбега
.
Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме.
Контрольные игры и соревнования.
Волейбол - 12часов.
Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки.
Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача.
Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху.
Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование.
Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме.
Контрольные игры и соревнования.
4.Настольный теннис - 12часов.
Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры.
Техника перемещений.
Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Изучение подач.
Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов.
Свободная игра. Игра на счет. Соревнования.
Тематическое планирование
№ п/п |
Спортивные игры |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Пионербол |
10 |
2 |
8 |
2 |
Волейбол |
12 |
2 |
10 |
3 |
Настольный теннис |
12 |
2 |
10 |
ИТОГО |
34 |
6 |
28 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
||
план |
факт |
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях пионерболом |
|||
2 |
История возникновения игры пионербол. Правила игры |
|||
3 |
Организация и проведение соревнований по пионерболу |
|||
4 |
Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу – сверху в парах. |
|||
5 |
Передача и ловля мяча двумя руками. Учебная игра |
|||
6 |
Передача мяча различными способами, передача с ударом в пол с места, то же – в прыжке с места и с 2-3 шагов разбега |
|||
7 |
Прямой нападающий удар через сетку с 2-3 шагов разбега двумя руками из-за головы (бросок). Учебная игра |
|||
8 |
Передача мяча различными способами, передача с ударом в пол с места, то же – в прыжке с места и с 2-3 шагов разбега |
|||
9 |
Подача броском одной рукой (сверху или снизу). Учебная игра |
|||
10 |
Учебная игра в пионербол |
|||
Инструктаж по ТБ на занятиях волейболом. История возникновения игры волейбол |
||||
11 |
Правила игры. Организация и проведение соревнований по волейболу |
|||
12 |
Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу – сверху в парах. |
|||
13 |
Передача мяча двумя руками сверху после перемещения. |
|||
14 |
Верхняя и нижняя передача мяча в парах, эстафета с элементами волейбола (верхней и нижней передачами мяча) |
|||
15 |
Верхняя и нижняя передача мяча на точность после перемещения. Учебная игра в пионербол |
|||
16 |
Отбивание мяча кулаком через сетку, тактика верхней и нижней передачи мяча. Подвижная игра «охотники и утки» |
|||
17 |
Нижняя прямая подача, передача мяча в зонах 6.3,4 и 6.3,2. Учебная игра по упрощенным правилам |
|||
18 |
Прием мяча снизу, сочетание первой и второй передачи мяча. Учебная игра с заданием |
|||
19 |
Передача мяча сверху и снизу в сочетании с перемещениями, прием мяча снизу, техника прямой нижней подачи. Пионербол с элементами волейбола |
|||
20 |
Групповые упражнения в приеме мяча снизу от нижней подачи. Пионербол с элементами волейбола |
|||
21 |
Групповые упражнения в передаче, эстафеты с элементами волейбола Учебная игра по упрощенным правилам |
|||
22 |
Пионербол с элементами волейбола |
|||
23 |
Учебная игра волейбол по упрощенным правилам |
|||
24 |
Инструктаж по ТБ на занятиях настольным теннисом. История возникновения игры |
|||
25 |
Правила игры. Организация и проведение соревнований по настольному теннису |
|||
26 |
Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки. Хватка ракетки. Открытая и закрытая ракетка |
|||
27 |
Изучение хваток, плоскостей вращения мяча, выпадов. Передвижение игрока приставными шагами |
|||
28 |
Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. Обучение подачи |
|||
29 |
Обучение техники подачи прямым ударам, совершенствование плоскостей вращения мяча |
|||
30 |
Обучение подачи «Маятник». Игра – подача. Учебная игра с элементами подач |
|||
31 |
Обучение подачи «Веер», техника подачи «Маятник». Соревнования в группах |
|||
32 |
Совершенствование подачи «Маятник», «Веер», техника отскока мяча в игре |
|||
33 |
Обучение технике «срезка» мяча справа, слева |
|||
34 |
Совершенствование техники «срезки» слева, справа в игре |