Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный токарь»

2
0
Материал опубликован 11 November 2018 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нерюнгри им. М.К. Аммосова

УТВЕРЖДАЮ Согласовано Рассмотрено

____________ ___________ на заседании МО

В.В. Пятилетов, И.В. Терпугова, Протокол №___

директор школы заместитель директора от____05.2018г.

31.08.2018г. по УВР 31.08. 2018г. _______________

руководитель МО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Юный токарь»

для 7-9 классов

Количество часов: 35 часов

(2018-2019 учебный год)

Составитель: Е.Н. Курашев

учитель

Нерюнгри

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный токарь» адресована обучающимся 7-9 классов и разработана на основе следующих документов:

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

            • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373";

              Приказа МОиН РФ от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373";

              Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897;

              Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897;

              Письма МОиН РФ от 12.05.2011г. №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Приложение 1.Раздел «Информационно-методические материалы»);

              Образовательной программы основного общего образования (в том числе учебного плана) СОШ№2.

Программы по курсу кружок «Юный токарь», 7-9 классы, автор программы: Арефьев И.П

(В книге: Занимательные уроки по технологии для мальчиков. 7-9 класс)

Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи:

1) развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

2) формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

3) воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

4) овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;

5) расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения курсов внеурочной деятельности

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Кружок «Юный токарь» 7-9 класс

I.Раздел «Художественная обработка древесины»

II. Раздел «Токарная обработка древесины»

I Раздел «Художественная обработка древесины»

Выпиливание лобзиком

Вводное занятие: цели и задачи ТБ. Правила безопасной работы в мастерской. Рабочее место. Устройство лобзика. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Составные части лобзика. Установка и закрепление приспособлений в зажимах верстака для пиления лобзиком. Древесина, породы древесины, фанера. Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры. Заправка полотна (пилки) в лобзик. Выпиливание лобзиком. Основные сведения о правилах работы с инструментом. Приспособления для натяжки полотна. Выбор рисунка, подготовка основы для выпиливания. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Приемы выпиливания. Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы лобзиком. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Подготовка заготовки (доска, фанера). Хранение, сушка изделия. Исключаем пороки при выборе. Перевод рисунка на основу. Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Работа над объектом, выпиливание по внешнему контуру. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Выпиливание по внутреннему контуру (приемы). Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Инструменты для создания отверстий: коловорот, сверлильный станок. Приемы работы. Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении. Работа над объектом (выпиливание по контуру).

Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Отделка, зачистка изделия. Оценка работы. Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок.

Выжигание на фанере

Вводное занятие: цели и задачи ТБ. Правила безопасной работы с нагревательными приборами в мастерской. Рабочее место. Устройство выжигателя. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство и составные части выжигателя. Зачистка(шлифовка) основы для выжигания. Зачистка как отделочная операция. Приспособления для зачистки. Виды наждачных шкурок. Способы шлифования Правила безопасной работы. Подготовка основы заготовки (фанера) для выжигания . Хранение, сушка изделия. Исключаем пороки при выборе. Приемы выжигания. Выжигание. Виды орнаментов. Инструменты и приспособления для выжигания. Приёмы выполнения. Правила безопасной работы. Выбор рисунка, Перевод рисунка на основу. Виды орнаментов. Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Работа над объектом, выжигание по контуру. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Приёмы выжигания рамок. Виды орнаментов. Инструменты и приспособления для выжигания. Приёмы и способы выполнения. Правила безопасной работы. Работа над объектом, выжигание рамки. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Отделка, зачистка изделия. Оценка работы. Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок.

II Раздел «Токарная обработка древесины»

Вводное занятие. Цели и задачи, ТБ. Правила безопасной работы в мастерской при токарной обработке древесины. Устройство СТД. История токарного станка. Внешний вид. Назначение и устройство токарного станка. Кинематическая схема токарного станка. Виды операций, выполняемые на станке. Правила безопасной работы на станке. Основные узлы: задняя и передняя бабки, подручники. Назначение и устройство деталей станка. Резцы. Типы заточки. Виды резцов, элементы режущей части. Выбор ручныхинструментов,их заточка. Разработка, промывка, смазка. Установка. Знакомство с основными неисправностями станка. Измерительные инструменты: линейка, штангенциркуль, кронциркуль и т.д. Устройство штангенциркуля. Правила и способы измерений. Условия хранения измерительных инструментов. Подготовка заготовок, припуски на обработку и точение. Подготовка заготовок к точению. Приёмы работы на токарном станке. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов. Составление чертежа и эскиза. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертёж. Общие сведения о сборочных чертежах. Подготовка станка к работе. Установка заготовок. Знакомство с процессом резания при механической обработке, с видами резцов, с элементами режущей части; черновое и чистовое точение, отделка шлифовальной шкуркой, отрезание с соблюдением правил т/б; выполнение практических работ. Приемы крепления заготовок. Установка и закрепление заготовки. Установка подручника, установка задней бабки. Правила и способы установки. Зазор, нажим, осевое положение. Регулировка высоты, прочности. Пробное точение. Приемы управления станком ТБ. Способы контроля формы и размеров изделия; с устройством штангенциркуля, с шероховатостью поверхности, с допусками; выполнение практических работ. Точение цилиндрических заготовок. Технология изготовления деталей цилиндрической формы. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества. Шлифование и отделка изделия. Приемы работы: вдоль, поперек волокон, круговые движения. Использование брусков. Коническое и фасонное точение. Технология изготовления деталей конической и фасонной форм. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества. Отделка изделия. Оценка. Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. Подведение итогов. Организация выставки поделок в школе.

Заключительное занятие- 1 час

Подведение итогов работы кружка за год. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.

Формы организации деятельности: : групповые и индивидуальная.

Технологии, методики: рассказ, беседа, практические работы, демонстрации видеофильмов, метод индивидуальных и групповых проектов.

Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей: Технология, изо, черчение.

Раздел 3. Тематическое планирование

Раздел / подраздел

Количество часов

I Раздел «Художественная обработка древесины»

II Раздел «Токарная обработка древесины»

Заключительное занятие

10

24

1

 

35

ВСЕГО

 

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий

курса внеурочной деятельности

кружок «Юный токарь»

7-9 класс (2018-2019 уч.г.)

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

I Раздел «Художественная обработка древесины»

1

Вводное занятие: цели и задачи. Рабочее место. Устройство лобзика.

1

6.09

2

Древесина, породы древесины, фанера.

1

13.09

3

Подготовка заготовки (фанера). Перевод рисунка на основу.

1

20.09

4

Работа над объектом, выпиливание по внешнему контуру.

1

27.09

5

Выпиливание по внутреннему контуру (приемы).

1

4.10

6

Работа над объектом (выпиливание по контуру).

1

11.10

7

Выжигание на фанере

1

18.10

8

Зачистка(шлифовка) основы для выжигания.

1

25.10

9

Выжигание по контуру.

1

8.11

10

Отделка, зачистка изделия.

1

15.11

II Раздел «Токарная обработка древесины»

11

. Вводное занятие. Цели и задачи, ТБ.

1

22.11

12

Устройство СТД. История токарного станка.

1

29.11

13

Основные узлы: задняя и передняя бабки.

1

6.12

14

Основные узлы: подручники.

1

13.12

15

Резцы. Типы заточки.

1

20.12

16

Разработка, промывка, смазка. Установка.

1

27.12

17

Измерительные инструменты: линейка, штангенциркуль, кронциркуль

1

10.01

18

Подготовка заготовок, припуски на обработку и точение.

1

17.01

19

Составление чертежа и эскиза.

1

24.01

20

Подготовка станка к работе. Установка заготовок.

1

31.01

21

Приемы крепления заготовок.

1

7.02

22

Установка подручника.

1

14.02

23

Установка задней бабки.

1

28.02

24

Пробное точение.

1

7.03

25

Пробное точение.

1

14.03

26

Приемы управления станком.

1

21.03

27

Приемы управления станком.

1

28.03

28

Точение цилиндрических заготовок.

1

4.04

29

Точение цилиндрических заготовок.

1

18.04

30

Точение цилиндрических заготовок.

1

25.04

31

Шлифование и отделка изделия.

1

2.05

32

Коническое и фасонное точение.

1

9.05

33

Коническое и фасонное точение.

1

16.05

34

Отделка изделия. Оценка.

1

23.05

35

Подведение итогов.

1

30.05

Учитель ________Е.Н.Курашев

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.