Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный токарь»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нерюнгри им. М.К. Аммосова
УТВЕРЖДАЮ Согласовано Рассмотрено
____________ ___________ на заседании МО
В.В. Пятилетов, И.В. Терпугова, Протокол №___
директор школы заместитель директора от____05.2018г.
31.08.2018г. по УВР 31.08. 2018г. _______________
руководитель МО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Юный токарь»
для 7-9 классов
Количество часов: 35 часов
(2018-2019 учебный год)
Составитель: Е.Н. Курашев
учитель
Нерюнгри
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный токарь» адресована обучающимся 7-9 классов и разработана на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
-
-
-
-
-
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373";
Приказа МОиН РФ от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373";
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897;
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897;
Письма МОиН РФ от 12.05.2011г. №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Приложение 1.Раздел «Информационно-методические материалы»);
Образовательной программы основного общего образования (в том числе учебного плана) СОШ№2.
-
-
-
-
-
Программы по курсу кружок «Юный токарь», 7-9 классы, автор программы: Арефьев И.П
(В книге: Занимательные уроки по технологии для мальчиков. 7-9 класс)
Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
1) развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
2) формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
3) воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
4) овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
5) расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курсов внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Кружок «Юный токарь» 7-9 класс
I.Раздел «Художественная обработка древесины»
II. Раздел «Токарная обработка древесины»
I Раздел «Художественная обработка древесины»
Выпиливание лобзиком
Вводное занятие: цели и задачи ТБ. Правила безопасной работы в мастерской. Рабочее место. Устройство лобзика. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Составные части лобзика. Установка и закрепление приспособлений в зажимах верстака для пиления лобзиком. Древесина, породы древесины, фанера. Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры. Заправка полотна (пилки) в лобзик. Выпиливание лобзиком. Основные сведения о правилах работы с инструментом. Приспособления для натяжки полотна. Выбор рисунка, подготовка основы для выпиливания. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Приемы выпиливания. Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы лобзиком. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Подготовка заготовки (доска, фанера). Хранение, сушка изделия. Исключаем пороки при выборе. Перевод рисунка на основу. Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Работа над объектом, выпиливание по внешнему контуру. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Выпиливание по внутреннему контуру (приемы). Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Инструменты для создания отверстий: коловорот, сверлильный станок. Приемы работы. Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении. Работа над объектом (выпиливание по контуру).
Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Отделка, зачистка изделия. Оценка работы. Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок.
Выжигание на фанере
Вводное занятие: цели и задачи ТБ. Правила безопасной работы с нагревательными приборами в мастерской. Рабочее место. Устройство выжигателя. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство и составные части выжигателя. Зачистка(шлифовка) основы для выжигания. Зачистка как отделочная операция. Приспособления для зачистки. Виды наждачных шкурок. Способы шлифования Правила безопасной работы. Подготовка основы заготовки (фанера) для выжигания . Хранение, сушка изделия. Исключаем пороки при выборе. Приемы выжигания. Выжигание. Виды орнаментов. Инструменты и приспособления для выжигания. Приёмы выполнения. Правила безопасной работы. Выбор рисунка, Перевод рисунка на основу. Виды орнаментов. Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Работа над объектом, выжигание по контуру. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Приёмы выжигания рамок. Виды орнаментов. Инструменты и приспособления для выжигания. Приёмы и способы выполнения. Правила безопасной работы. Работа над объектом, выжигание рамки. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Отделка, зачистка изделия. Оценка работы. Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок.
II Раздел «Токарная обработка древесины»
Вводное занятие. Цели и задачи, ТБ. Правила безопасной работы в мастерской при токарной обработке древесины. Устройство СТД. История токарного станка. Внешний вид. Назначение и устройство токарного станка. Кинематическая схема токарного станка. Виды операций, выполняемые на станке. Правила безопасной работы на станке. Основные узлы: задняя и передняя бабки, подручники. Назначение и устройство деталей станка. Резцы. Типы заточки. Виды резцов, элементы режущей части. Выбор ручныхинструментов,их заточка. Разработка, промывка, смазка. Установка. Знакомство с основными неисправностями станка. Измерительные инструменты: линейка, штангенциркуль, кронциркуль и т.д. Устройство штангенциркуля. Правила и способы измерений. Условия хранения измерительных инструментов. Подготовка заготовок, припуски на обработку и точение. Подготовка заготовок к точению. Приёмы работы на токарном станке. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов. Составление чертежа и эскиза. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертёж. Общие сведения о сборочных чертежах. Подготовка станка к работе. Установка заготовок. Знакомство с процессом резания при механической обработке, с видами резцов, с элементами режущей части; черновое и чистовое точение, отделка шлифовальной шкуркой, отрезание с соблюдением правил т/б; выполнение практических работ. Приемы крепления заготовок. Установка и закрепление заготовки. Установка подручника, установка задней бабки. Правила и способы установки. Зазор, нажим, осевое положение. Регулировка высоты, прочности. Пробное точение. Приемы управления станком ТБ. Способы контроля формы и размеров изделия; с устройством штангенциркуля, с шероховатостью поверхности, с допусками; выполнение практических работ. Точение цилиндрических заготовок. Технология изготовления деталей цилиндрической формы. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества. Шлифование и отделка изделия. Приемы работы: вдоль, поперек волокон, круговые движения. Использование брусков. Коническое и фасонное точение. Технология изготовления деталей конической и фасонной форм. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества. Отделка изделия. Оценка. Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. Подведение итогов. Организация выставки поделок в школе.
Заключительное занятие- 1 час
Подведение итогов работы кружка за год. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.
Формы организации деятельности: : групповые и индивидуальная.
Технологии, методики: рассказ, беседа, практические работы, демонстрации видеофильмов, метод индивидуальных и групповых проектов.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей: Технология, изо, черчение.
Раздел 3. Тематическое планирование
Раздел / подраздел |
Количество часов |
I Раздел «Художественная обработка древесины» II Раздел «Токарная обработка древесины» Заключительное занятие |
10 24 1 |
35 |
|
ВСЕГО |
|
|
Календарно-тематическое планирование занятий
курса внеурочной деятельности
кружок «Юный токарь»
7-9 класс (2018-2019 уч.г.)
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Дата |
I Раздел «Художественная обработка древесины» |
|||
1 |
Вводное занятие: цели и задачи. Рабочее место. Устройство лобзика. |
1 |
6.09 |
2 |
Древесина, породы древесины, фанера. |
1 |
13.09 |
3 |
Подготовка заготовки (фанера). Перевод рисунка на основу. |
1 |
20.09 |
4 |
Работа над объектом, выпиливание по внешнему контуру. |
1 |
27.09 |
5 |
Выпиливание по внутреннему контуру (приемы). |
1 |
4.10 |
6 |
Работа над объектом (выпиливание по контуру). |
1 |
11.10 |
7 |
Выжигание на фанере |
1 |
18.10 |
8 |
Зачистка(шлифовка) основы для выжигания. |
1 |
25.10 |
9 |
Выжигание по контуру. |
1 |
8.11 |
10 |
Отделка, зачистка изделия. |
1 |
15.11 |
II Раздел «Токарная обработка древесины» |
|||
11 |
. Вводное занятие. Цели и задачи, ТБ. |
1 |
22.11 |
12 |
Устройство СТД. История токарного станка. |
1 |
29.11 |
13 |
Основные узлы: задняя и передняя бабки. |
1 |
6.12 |
14 |
Основные узлы: подручники. |
1 |
13.12 |
15 |
Резцы. Типы заточки. |
1 |
20.12 |
16 |
Разработка, промывка, смазка. Установка. |
1 |
27.12 |
17 |
Измерительные инструменты: линейка, штангенциркуль, кронциркуль |
1 |
10.01 |
18 |
Подготовка заготовок, припуски на обработку и точение. |
1 |
17.01 |
19 |
Составление чертежа и эскиза. |
1 |
24.01 |
20 |
Подготовка станка к работе. Установка заготовок. |
1 |
31.01 |
21 |
Приемы крепления заготовок. |
1 |
7.02 |
22 |
Установка подручника. |
1 |
14.02 |
23 |
Установка задней бабки. |
1 |
28.02 |
24 |
Пробное точение. |
1 |
7.03 |
25 |
Пробное точение. |
1 |
14.03 |
26 |
Приемы управления станком. |
1 |
21.03 |
27 |
Приемы управления станком. |
1 |
28.03 |
28 |
Точение цилиндрических заготовок. |
1 |
4.04 |
29 |
Точение цилиндрических заготовок. |
1 |
18.04 |
30 |
Точение цилиндрических заготовок. |
1 |
25.04 |
31 |
Шлифование и отделка изделия. |
1 |
2.05 |
32 |
Коническое и фасонное точение. |
1 |
9.05 |
33 |
Коническое и фасонное точение. |
1 |
16.05 |
34 |
Отделка изделия. Оценка. |
1 |
23.05 |
35 |
Подведение итогов. |
1 |
30.05 |
Учитель ________Е.Н.Курашев