Программа внеурочной деятельности «Юный корреспондент» (5–9 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании:
- Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 29.12.2014 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- СапПин 2.4.2.28.21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Верх - Каргатской СОШ.
Программа кружка «Юный корреспондент» является программой интеллектуального творчества, направленного на развитие речи, коммуникативных навыков, которые необходимо оперативно применить в той или иной жизненной ситуации. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.
Рабочая программа учебного предмета учитывает особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающиеся с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть слабослышащие, слабовидящие, с нарушениями речи, нарушениями опорно- двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом- психологом организуют работу по индивидуальным планам.
Специалисты сопровождения отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ, текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, показатели функционального состояния их здоровья.
Цели:
1. Развитие одарённости в области «Филология».
2. Знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества в средствах массовой информации, обеспечение планируемых результатов по достижению обучающимися целевых установок в области филологии.
3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности, становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Задачи:
1. Выявить и поддержать одарённых детей, а также детей с особыми образовательными потребностями.
2. Формировать знания, умения, навыки, компетенции и компетентности в области филологии, определяемые личностными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития.
3. Подготовить детей к успешной сдаче экзаменов в профильных классах.
Условно можно разделить курс на 2 блока:
Первый блок: 5-7 класс,
Второй блок: 8-9 классы.
Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению.
На занятиях осуществляется познавательно-игровая форма деятельности. Это мероприятия, участвуя в которых, учащиеся 5,6,7 класса могут раскрыть и развить самые разнообразные способности. Они научатся общаться, высказывать свое мнение письменно и устно, научатся организовывать и проводить мероприятия, приобретут новых друзей и знакомых, узнают много нового и интересного. Курс предполагает разработку теоретических и методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации, открытости этой системы для юной личности; создание практических условий для объединения усилий как самих ребят, так и всех заинтересованных сил общества для выполнения данной социальной задачи.
В 8-9 классе, цели и задачи существенно меняются, так как перед ребятами ставится другая задача – успешно сдать экзамен, грамотно написать сочинение и др. Сочинение как самостоятельная письменная работа, рассуждение на заданную тему, всегда индивидуально. Его нельзя выучить и потом по памяти повторить, нельзя списать, выдавая чужие мысли «за свои». Данный вопрос актуален, так как учащиеся после 11 класса сдают ЕГЭ и пишут сочинение в задании С.
В соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Верх - Каргатской СОШ курс «Юный корреспондент» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений по направлению проектной деятельности Является курсом внеурочной деятельности с 5 по 9 классы. Программа рассчитана на 5 лет, всего 170 часов, 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения кружка «Юный корреспондент»
В результате работы кружка у учащихся будут должны знать:
- потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
- основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
- основы ценностных суждений и оценок;
- уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
- основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Также будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся продолжат овладевать чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У детей будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
- основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально - ценностный и поведенческий компоненты);
- основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
- готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно- познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:
- целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;
- формирование навыков самооценки, навыков рефлексии на основе
использования критериальной системы оценки;
- приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
- действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- осуществления выбора эффективных путей и средств достижения целей, контроля и оценивания своих действий, как по результату, так и по способу действия, внесение соответствующих корректив в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:
- ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;
- действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; - удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска
Содержание кружка «Юный корреспондент»
Раздел 1: Знакомство с профессией журналиста.
Вводное занятие. Понятие о профессии журналиста. Журналистская этика.
Ролевая игра « Мы - репортёры». Проведение опроса школьников на тему «День учителя»
Обработка информации. Написание статьи «И снова осень за окном», посвящённой Дню учителя. Работа с периодическими изданиями.
Раздел 2: Разновидности публицистических жанров.
Школьный бюллетень. Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение. Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности. Фиксация материала и его систематизация. Интервью как разновидность газетных жанров. Деловая игра «Интервью и интервьюирование». Выпуск школьной газеты. Работа с периодическими изданиями. Зачётный урок. Совершенствование написанного. Работа мастеров слова над рукописью. Приёмы правки написанного. Библиография и аннотация. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Рецензия на статью. Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета». Интернет-экскурсия в редакцию районной газеты. Написание статьи в школьную газету. Рассказ с необычным построением. Композиция рассказа. Композиционные особенности. Юмористический рассказ. Смешное в юмористических рассказах. Проба пера.
Раздел 3: Журналистика в современном мире.
Журналистика в современном мире. Массовая коммуникация. Диалог и формы
«человекотворчества». Информация. Мотивы, цели, функции и результаты массовокоммуникативной деятельности. Функции, мотивы, цели журналистской деятельности. Тенденции журналистской деятельности. Теоретические основы и тенденции журналистской деятельности. Культура оформления рукописи. Управление имиджем журналиста. Принципы формирования имиджа журналиста. Очевидные психологические факторы, влияющие на характер восприятия журналистских произведений, уровни психической деятельности. Каналы формирования “информационного багажа” журналиста. Самостоятельный отбор актуального материала; формулировка темы публицистического сочинения. Права и обязанности журналиста.
Раздел 4: Культура оформления рукописи
Что такое плагиат? Журналистская этика. Известные журналисты о плагиате. Культура оформления рукописи. Значение рукописи. Что нужно знать о культуре оформления рукописи.
Практическая работа. Работа с периодическими изданиями.
Раздел 5: Средства выразительности языка, стили речи.
Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе. Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Сходство и различие художественного и публицистического стилей.
Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы коррес- пондентов-хроникеров. Расширенная информация.
Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ
Раздел 6: Заметка
Заметка. Заметка информационного характера. Анализ заметки информационного характера.
Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Особенности критической заметки.
Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Специфика положительной заметки.
Заметка на дискуссионную тему. Специфические особенности полемической заметки
Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка-просьба. Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ. Творческий проект. Приложение к школьной газете «Ровесник» - «Проба пера» (УМК «Учебные проекты с использованием Microsoft Office»)
Раздел 7: Интервью.
Интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди “читают” людей.
Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники). Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов Интервью - монолог. Интервью-диалог.
Коллективное интервью. Анкетирование. Интервью-зарисовка. Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ. Итоговое занятие.
Раздел 8: Работа над сочинением.
Организационное занятие. О профессии журналиста. Мой любимый журналист. Просмотр телепередач и обсуждение. Тема и основная мысль сочинения. Тезисы и конспект, их отличие от плана. Цитирование. Написание статьи в районную газету. Записные книжки писателей. Репортаж. Интервью. Совершенствование написанного. Написание статьи в школьную газету.
Раздел 9: Жанры публицистики (заметка, рецензия и др.)
Библиография. Справочный аппарат книги. Аннотация. Отзыв как разновидность сочинения. Написание статьи в районную газету. Путевые заметки. Рассуждение проблемного характера. Рецензия на статью. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Комическая ситуация или смешное недоразумение Фельетон. Стихотворный фельетон. Составление фельетона или юмористического рассказа по рисункам известного датского художника Х. Бидструпа. Фельетон на темы школьной жизни (о лодырях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях).
Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета».
Проба пера.
Раздел 10: Работа над сочинением
Введение. Цели и задачи кружка. Работа над темой. Выбор эпиграфа. Цитирование. Работа над планом. Сочинения-характеристики. Индивидуальная характеристика. Сравнительная характеристика. Обобщающая характеристика. Проблемные сочинения. Сочинения-рассуждения. Публицистические сочинения. Очерк. Интервью. Работа над стилем. Работа над лексикой. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Использование многозначных слов, омонимов, паронимов... Стилистическое использование синонимов. Стилистическое использование антонимов. Стилистическая окраска слов. Образность речи. Стилистическая оценка перифраз.
Раздел 11: Предупреждение морфолого-стилистических ошибок.
Употребление имен существительных. Употребление имен прилагательных. Употребление имен числительных. Употребление местоимений. Употребление глаголов. Написание сочинения. Анализ творческих работ. Итоги работы кружка.
|
Тема |
Содержание (дидактические единицы) |
Характеристика основных видов деятельности |
Раздел 1: Знакомство с профессией журналист. |
|||
1 |
Вводное занятие. Понятие о профессии журналиста. |
Журналист. Журналистика. Роль журналистики в современном мире. |
Теоритическое занятие |
2 |
Журналистская этика. |
Журналист. журналистика. Этика. Журналистская этика. |
Теоретическое занятие, сценка с участием детей «берем интервью» |
3 |
Ролевая игра « Мы - репортёры». |
Репортёр. Журналист. |
Командная игра, пробуем брать интервью, зафиксировать его письменно. |
4 |
1Проведение опроса школьников на тему «День учителя» |
Опрос. Составление опроса. |
Практическое занятие, составляем вопросы, берем интервью у школьников. |
5 |
Обработка информации. |
Информация. Способы обработки информации. |
Обрабатываем информацию, полученную на прошлом занятии. |
6 |
1Написание статьи «И снова осень за окном», посвящённой Дню учителя |
Статья. Основные правила написания статьи. |
Пишем статью в школьную газету. |
7 |
Работа с периодическими изданиями. |
Периодическое издание. Принципы работы с периодическими изданиями |
Обзор периодических изданий |
Раздел 2: Разновидности публицистических |
|
Тематическое планирование (5 класс)
жанров. |
|||
1 |
Школьный бюллетень. |
Бюллетень. Способы составления бюллетеня. |
Практическое занятие. Составляем бюллетень. |
2 |
Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение. |
Записные книжки. Заготовка. |
Изучаем записные книжки. Анализируем особенности различных записей. Пробуем структурировать записи. |
3 |
2Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности. Фиксация материала и его систематизация. |
Репортаж. Жанр. Публицистика. Система, систематизация. |
Теоретическое занятие. |
4 |
2Интервью как разновидность газетных жанров. |
Интервью. Способы составления вопросов. |
Теоретико-практическое занятие, беседа с учащимися. |
5 |
2Деловая игра «Интервью и интервьюирование». |
Интервью, интервьюирование. |
Деловая игра, берем интервью у учителей, анализируем, исправляем. |
6 |
Выпуск школьной газеты. |
Школьная газета, правила оформления, содержание школьной газеты. |
Пробуем выпустить газету. редактируем анализируем материал. |
7 |
Работа с периодическими изданиями. Зачётный урок |
Периодические издания. |
Работаем с периодикой, сдаем зачет по пройденному материалу. |
8 |
Совершенствование написанного. |
Статья, интервью. |
Пробуем написать статью в газету, редактируем. |
9 |
Работа мастеров слова над рукописью. |
Редактирование, рукопись. |
Структурируем статьи. |
10 |
Приёмы правки написанного. |
Правка, редактирование. |
Работа в группах, редактируем статьи, написанные группой учеников. |
11 |
Библиография и аннотация. |
Библиография, аннотация. |
Теоретическое занятие. |
12 |
Особенности путевых заметок как одного из |
Заметка. Заметка в газетах и журналах. Правила на- |
Теоретико-практическое занятие, пишем заметку в |
разновидностей публицистических (газетных) жанров. |
писания заметок |
газету. |
|
13 |
Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. |
Очерк. Портретный очерк |
Изучаем понятие очерк, пишем очерк. |
14 |
Рецензия на статью. |
Рецензия. Статья. |
Теоретическое занятие. |
15 |
Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета». |
Типология газет. Газета и журнал, отличия |
Командная игра, выпуски черновиков газет различных по жанру. |
16 |
2Интернет-экскурсия в редакцию поселковой газеты. |
Экскурсия, интеренет- экскурсия |
Экскурсия в поселковую газету с помощью ИКТ |
17 |
Написание статьи в школьную газету |
Статья, школьная газета, правила написания и оформления |
Выпуск школьной газеты. Подбор статей. редактирование. |
18 |
2Рассказ с необычным построением. |
Рассказ, структура рассказа |
Пишем рассказы с необычной концокой. |
19 |
2Композиция рассказа. Композиционные особенности. |
Композиция. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. |
Теоретическое занятие. |
20 |
Юмористический рассказ. Смешное в юмористических рассказах. Проба пера |
Юмор, сатира, смешное. |
Теория. Рассказываем истории, читаем истории в газетах и журналах. |
6 класс
№ Тема |
Содержание (дидактические единицы) |
Характеристика основных видов деятельности |
|
Раздел 3: Журналистика в современном мире. |
|||
1 |
Журналистика в современном мире |
Массовая коммуникация. Диалог и формы “челове- котворчества”. Информация. Мотивы, цели, функции |
Теоретическое занятие. Беседа с учителем. |
и результаты массовокоммуникативной деятельности |
|||
2 |
Функции, мотивы, цели журналистской деятельности. |
Функции, мотивы. Цель. |
Теоретическое занятие. Беседа с учителем. |
3 |
Теоретические основы журналистской деятельности. Культура оформления рукописи. |
Теория журналистики, рукопись, правила оформления |
Теоретическое занятие. |
4 |
Управление имиджем журналиста. Принципы формирования имиджа журналиста. Очевидные психологические факторы, влияющие на характер восприятия журналистских произведений |
Имидж, имидж журналиста, психологические факторы, характер произведений |
Урок-игра, пробуем создать свой имидж. |
5 |
Каналы формирования “информационного багажа” журналиста. Самостоятельный отбор актуального материала; формулировка темы публицистического сочинения |
Информационный багаж. Актуальность, актуальный материал, тема сочинения. |
Теоретическое занятие. Работа с периодическими изданиями. |
6 |
Права и обязанности журналиста. |
Права и обязанности. Права и обязанности журналиста. |
Теоретическое занятие. Изучаем права, расставляем по значимости. |
Раздел 4: Культура оформления рукописи |
|||
1 |
Что такое плагиат? Журналистская этика. Известные журналисты о |
Плагиат. Этика. Журналистская этика. |
Теоретическое занятие. Очерк на тему о плагиате. |
плагиате. |
|||
2 |
Культура оформления рукописи. Значение рукописи. Что нужно знать о культуре оформления рукописи. |
Рукопись. История рукописи. Культура оформления. |
Практическое занятие. Пишем рукопись. |
3 |
4Практическая работа. Работа с периодическими изданиями. |
Периодические издания. Статья, репортаж. Анализ |
Работаем с периодическими изданиями. |
Раздел 5: Средства выразительности языка, стили речи. |
|||
1 |
Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. |
Жанр. Жанры публицист Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе. |
Работа с периодическими изданиями. Теоретический материал. |
2 |
Особенности языковых средств публицистического стиля. |
Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. |
Теоретическое занятие. |
3 |
Сходство и различие художественного и публицистического стилей. |
Стиль, художественный стиль, публицистический стиль |
Анализ произведений разных стилей. |
4 |
Виды газетных и журнальных публикаций. |
Хроника. Организация работы корреспондентов- хроникеров. |
Работа с периодическими изданиями. |
6 |
Расширенная информация. |
Хроника. Организация работы корреспондентов- хроникеров. |
Работа с периодическими изданиями |
7 |
Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ |
Информация, расширенная информация |
Практическое занятие. |
Раздел 6: Заметка |
1 |
Заметка. |
Заметка информационного характера. Анализ заметки информационного характера. |
Работа с периодическими изданиями. |
2 |
Заметка типа художественного описания с элементами повествования |
Заметка. Повествование |
Коллективно анализировать заметки в газетах, журналах. |
3 |
Информационная заметка с отрицательным содержанием. Особенности критической заметки. |
Критика, критическая заметка, заметка |
Коллективно анализировать заметки в журналах, пробовать написать заметки. |
4 |
6Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Специфика положительной заметки. |
Положительная и отрицательная заметка, сходства и отличия. |
Коллективно анализировать заметки в журналах, пробовать написать заметки. |
5 |
Заметка на дискуссионную тему. Специфические особенности полемической заметки |
Полемика, заметка, полемическая заметка |
Коллективно анализировать заметки в журналах, пробовать написать заметки. |
6 |
Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка- просьба. |
Заметки различные по типу. |
Коллективно анализировать заметки в журналах, пробовать написать заметки. |
7 |
Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ. |
Заметка. Специфика заметок. |
Коллективно анализировать заметки в журналах, пробовать написать заметки. |
8 |
Творческий проект. |
Заметка в газету. Специфика заметок |
Коллективно анализировать заметки в журналах, пробовать написать заметки. |
Раздел 7: Интревью. |
|||
1 |
Интервью. |
Формы организации |
Теоретическое занятие. |
интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди “читают” людей. |
Готовимся к интервью, задаем вопросы школьникам. |
||
2 |
Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники). |
Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов |
Готовим интервью для печати. Анализируем интервью в журналах, газетах. |
3 |
Интервью-монолог. Интервью-диалог. |
Монолог, диалог, интервью. |
Теоретическое занятие. |
4 |
Коллективное интервью. Анкетирование. |
Анкетирование, составление анкет, специфика анкет. |
Составляем анкету в группах, меняемся, заполняем анкету. |
5 |
Интервью-зарисовка. |
Зарисовка, интервью - зарисовка. |
Теоретическое занятие. |
6 |
Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ. |
Интервью, разновидности интервью. |
Практическое занятие, готовимся к интервью, берем интервью в группах. |
7 |
Итоговое занятие. |
Обобщение пройденного материала, чему научились, посещая кружок. |
7 класс:
Тема |
Содержание (дидактические единицы) |
Характеристика основных видов деятельности |
|
Раздел 8: Работа над сочинением. |
|||
Организационное |
Журналист, журналистика |
Ролевая игра. |
1 |
занятие. |
Актуализация знаний. |
|
2 |
О профессии журналиста. |
Журналист, журналистика, функции, журналистская этика |
Деловая игра. Заседание редколлегии. |
3 |
Мой любимый журналист. |
Журналист, журналистика, этика |
Просмотр телепередач и обсуждение. |
4 |
Тема и основная мысль сочинения. |
Тема, основная мысль, сочинение |
Теоретическое занятие. Работаем с понятиями. |
5 |
Тезисы и конспект, их отличие от плана. |
Тезис, конспект, план |
Теоретическое занятие. Работаем с понятиями. |
6 |
Цитирование. |
Цитата, цитирование |
Теоретическое занятие. Работаем с понятиями. Пробуем цитировать текст. |
7 |
Написание статьи в школьную газету. |
Статья. Способы написания статьи |
Урок-практикум. Пишем статью в газету на заданные темы. |
8 |
Записные книжки писателей. |
Записные книжки, личные дневники |
Урок-практикум. Изучаем записные книжки. |
9 |
Репортаж. |
репортаж |
Урок-практикум. Репортаж о каком-то событии. |
10 |
Интервью. |
Репортаж и интервью. |
Урок-практикум. Анализируем полученные результаты, пробуем опубликовать. |
11 |
Совершенствование написанного. |
Репортаж, интервью |
Урок-практикум. Анализируем полученные результаты, пробуем опубликовать. |
12 |
Написание статьи в школьную газету. |
Статья. Структура статьи |
Урок-практикум. Анализируем полученные результаты, пробуем опубликовать. |
Раздел 9: Жанры публицистики(заметка, рецензия и др.) |
|||
Библиография. |
Библиография. Справочник |
Теоретическое занятие. |
1 |
Справочный аппарат книги. |
Изучаем понятия, рассматриваем библиографии. |
|
2 |
Аннотация. |
Аннотация. Структура аннотации |
Знакомимся с понятием, изучаем аннотации. |
3 |
Отзыв как разновидность сочинения. |
Отзыв. |
Изучаем понятие, пробуем написать отзыв. |
4 |
Написание статьи в школьную газету. |
Статья |
Урок-практикум. Написание статей на заданную тему. |
5 |
Путевые заметки. |
Заметка. Путевая заметка, структура путевой заметки. |
Изучаем понятие, пробуем написать заметку. |
6 |
Рассуждение проблемного характера. |
Рассуждение, проблема. |
Изучаем теорию по данной теме. Учимся обозначать проблему. |
7 |
Рецензия на статью. |
Рецензия, написание рецензии структура, правила оформления |
Изучаем теоретический материал. Работа в группах, пробуем написать рецензию на статьи одноклассников. |
8 |
Рассказ с необычным построением. |
Рассказ, структура рассказа |
Теоретическое занятие. |
9 |
Юмористический рассказ. Комическая ситуация или смешное недоразумение |
Юмор и сатира, комическое, комизм |
Урок-практикум. Написание юмористического рассказа, иллюстрирование. |
10 |
Фельетон. Стихотворный фельетон. |
Фельетон, стихотворный фельетон, юмор. |
Составление фельетона или юмористического рассказа по рисункам известного датского художника Х. Бидструпа. Фельетон на темы школьной жизни (о лодырях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях). |
Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета» |
Типология газет. Газета. |
Игра, заседание редколлегии |
11 |
|||
12 |
Проба пера. Создание проекта: «Наша газета в поселке». |
Обобщающее занятие, делаем выводы о работе кружка, |
8-9 классы
Тема |
Содержание (дидактические единицы) |
Характеристика основных видов деятельности |
|
Раздел 10: Работа над сочинением |
|||
1 |
Введение. Цели и задачи кружка. |
Журналист, журналистика, сочинение. Цели и задачи. |
Знакомимся с целями и задачами кружка. |
2 |
Работа над темой. |
Тема сочинения. Как выбрать тему. |
Теоретическое занятие. Пробуем подобрать названия к различным отрывкам из произведений. |
3 |
Выбор эпиграфа. |
Эпиграф. Выбор эпиграфа. |
Знакомимся с понятием эпиграфа, рассматриваем различные эпиграфы, пробуем подобрать эпиграф для сочинений на различные темы. |
4 |
Цитирование. |
Что такое цитата? Цитирование. |
Изучаем понятие цитата, пробуем подобрать цитату для сочинения. |
5 |
Работа над планом. |
План сочинения, структура плана |
Составляем план сочинения на определенную тему. |
6 |
Сочинения- характеристики. |
Характеристика. Структура сочинения |
Изучаем структуру сочинения-характеристики. Пробуем написать сочинение-характеристику. |
7 |
Индивидуальная характеристика. |
Индивидуальная характеристика. |
Изучаем структуру сочинения-характеристики. Пробуем написать сочинение-характеристику |
8 |
Сравнительная характеристика. |
Виды характеристик. |
|
9 |
Обобщающая характеристика. |
Индивидуальная, сравнительная, обобщающая характеристики. |
Изучаем структуру сочинения-характеристики. Пробуем написать сочинение-характеристику |
10 |
Проблемные сочинения. |
Проблема. |
Изучаем проблемные сочинения, пробуем поставить проблему. |
11 |
Сочинения-рассуждения. |
Рассуждение, структура сочинения-рассуждения. |
Изучаем сочинения- рассуждения. |
12 |
Публицистические сочинения. |
Публицистика. Публицистические сочинения. |
Теоретическое занятие. |
13 |
Очерк. |
Очерк. Структура очерка. |
Теоретическое занятие. Пробуем написать очерк. |
14 |
Интервью. |
Интервью. Структура интервью. |
Вспоминаем структуру интервью. |
15 |
Работа над стилем. |
Стиль. Стили речи. |
Изучаем стили речи. Пробуем определить стиль речи у различных текстов. |
16 |
Работа над лексикой. |
Лексика. Основные лексические понятия |
Рассматриваем основные лексические понятия. |
17 |
Точность словоупотребления. |
Словоупотребление |
Подбираем точные выражения для сочинений на определенную тему. |
18 |
Лексическая сочетаемость. |
Лексическая сочетаемость, лексика. |
Рассматриваем примеры лексических ошибок, пробуем исправить. |
19 |
Речевая избыточность. |
Речевая избыточность, устранение речевой избыточности. |
Рассматриваем примеры лексических ошибок, пробуем исправить. |
20 |
Речевая недостаточность. |
Речевая недостаточность, устранение речевой недостаточности. |
Рассматриваем примеры лексических ошибок, пробуем исправить. |
Использование многозначных слов, омонимов, |
Омонимы, паронимы |
Актуализация знаний по теме»омонимы, парони- |
21 |
паронимов. |
мы.» |
|
22 |
Стилистическое использование синонимов. |
Синонимы, их функция в речи. |
Актуализация знаний о синонимах. |
23 |
Стилистическое использование антонимов. |
Антонимы, их функция в речи. |
Актуализация знаний об антонимах. |
24 |
Стилистическая окраска слов. |
Стилистическая окраска. Способы стилистической окраски |
Теоретическое занятие. Работа с текстами. |
23 |
Образность речи. |
Образность речи. Речь. |
Урок игра. Делимся на две команды. Выполняем различные задания по теме. |
24 |
Стилистическая оценка перифраз. |
Перифразы. Функция перифраз в речи. |
Теоретическое занятие. |
Раздел 11: Предупреждение морфологостилистических ошибок. |
|||
1 |
Употребление имен существительных. |
Имя существительное |
Рассматриваем употребление существительных в речи, изучаем записываем правила с примерами |
2 |
Употребление имен прилагательных. |
Имя прилагательное |
Рассматриваем употребление прилагательных в речи, изучаем записываем правила с примерами |
3 |
Употребление имен числительных. |
Имя числительное |
Рассматриваем употребление числительных в речи, изучаем записываем правила с примерами |
4 |
Употребление местоимений. |
местоимение |
Рассматриваем употребление местоимений в речи, изучаем, записываем правила с примерами |
5 |
Употребление глаголов. |
глагол |
Рассматриваем употребление глаголов в речи, изучаем записываем |
правила с примерами |
|||
6 |
Написание сочинения. |
Пишем сочинение |
|
7 |
Анализ творческих работ. |
Анализируем творческие работы, находим речевые ошибки, орфографические. |
|
8 |
Итоги работы кружка. Создание проекта: «Я- журналист» |
Подводим итоги работы кружка. Работа над проектом. |