Св-во СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Материал опубликовал
Черникова Светлана Сергеевна32

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании:

- Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 29.12.2014 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- СапПин 2.4.2.28.21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Верх - Каргатской СОШ.

Программа кружка «Юный корреспондент» является программой интеллектуального творчества, направленного на развитие речи, коммуникативных навыков, которые необходимо оперативно применить в той или иной жизненной ситуации. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.

Рабочая программа учебного предмета учитывает особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающиеся с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть слабослышащие, слабовидящие, с нарушениями речи, нарушениями опорно- двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом- психологом организуют работу по индивидуальным планам.

Специалисты сопровождения отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ, текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, показатели функционального состояния их здоровья.

Цели:

1. Развитие одарённости в области «Филология».

2. Знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества в средствах массовой информации, обеспечение планируемых результатов по достижению обучающимися целевых установок в области филологии.

3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности, становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Задачи:

1. Выявить и поддержать одарённых детей, а также детей с особыми образовательными потребностями.

2. Формировать знания, умения, навыки, компетенции и компетентности в области филологии, определяемые личностными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития.

3. Подготовить детей к успешной сдаче экзаменов в профильных классах.

Условно можно разделить курс на 2 блока:

Первый блок: 5-7 класс,

Второй блок: 8-9 классы.

Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению.

На занятиях осуществляется познавательно-игровая форма деятельности. Это мероприятия, участвуя в которых, учащиеся 5,6,7 класса могут раскрыть и развить самые разнообразные способности. Они научатся общаться, высказывать свое мнение письменно и устно, научатся организовывать и проводить мероприятия, приобретут новых друзей и знакомых, узнают много нового и интересного. Курс предполагает разработку теоретических и методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации, открытости этой системы для юной личности; создание практических условий для объединения усилий как самих ребят, так и всех заинтересованных сил общества для выполнения данной социальной задачи.

В 8-9 классе, цели и задачи существенно меняются, так как перед ребятами ставится другая задача – успешно сдать экзамен, грамотно написать сочинение и др. Сочинение как самостоятельная письменная работа, рассуждение на заданную тему, всегда индивидуально. Его нельзя выучить и потом по памяти повторить, нельзя списать, выдавая чужие мысли «за свои». Данный вопрос актуален, так как учащиеся после 11 класса сдают ЕГЭ и пишут сочинение в задании С.

В соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Верх - Каргатской СОШ курс «Юный корреспондент» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений по направлению проектной деятельности Является курсом внеурочной деятельности с 5 по 9 классы. Программа рассчитана на 5 лет, всего 170 часов, 34 часа в год, 1 час в неделю.

Планируемые результаты изучения кружка «Юный корреспондент»

В результате работы кружка у учащихся будут должны знать:

- потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

- основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

- основы ценностных суждений и оценок;

- уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

- основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Также будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся продолжат овладевать чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У детей будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

- основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально - ценностный и поведенческий компоненты);

- основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

- готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно- познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:

- целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

- формирование навыков самооценки, навыков рефлексии на основе

использования критериальной системы оценки;

- приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

- действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- осуществления выбора эффективных путей и средств достижения целей, контроля и оценивания своих действий, как по результату, так и по способу действия, внесение соответствующих корректив в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:

- ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

- действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; - удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска

Содержание кружка «Юный корреспондент»

Раздел 1: Знакомство с профессией журналиста.

Вводное занятие. Понятие о профессии журналиста. Журналистская этика.

Ролевая игра « Мы - репортёры». Проведение опроса школьников на тему «День учителя»

Обработка информации. Написание статьи «И снова осень за окном», посвящённой Дню учителя. Работа с периодическими изданиями.

Раздел 2: Разновидности публицистических жанров.

Школьный бюллетень. Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение. Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности. Фик­сация материала и его систематизация. Интервью как разновидность газетных жанров. Деловая игра «Интервью и интервьюирование». Выпуск школьной газеты. Работа с пе­риодическими изданиями. Зачётный урок. Совершенствование написанного. Работа мас­теров слова над рукописью. Приёмы правки написанного. Библиография и аннотация. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газет­ных) жанров. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Рецензия на статью. Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся га­зета». Интернет-экскурсия в редакцию районной газеты. Написание статьи в школьную газету. Рассказ с необычным построением. Композиция рассказа. Композиционные осо­бенности. Юмористический рассказ. Смешное в юмористических рассказах. Проба пера.

Раздел 3: Журналистика в современном мире.

Журналистика в современном мире. Массовая коммуникация. Диалог и формы

«человекотворчества». Информация. Мотивы, цели, функции и результаты массово­коммуникативной деятельности. Функции, мотивы, цели журналистской деятельности. Тенденции журналистской деятельности. Теоретические основы и тенденции журналист­ской деятельности. Культура оформления рукописи. Управление имиджем журналиста. Принципы формирования имиджа журналиста. Очевидные психологические факторы, влияющие на характер восприятия журналистских произведений, уровни психической деятельности. Каналы формирования “информационного багажа” журналиста. Самостоя­тельный отбор актуального материала; формулировка темы публицистического сочине­ния. Права и обязанности журналиста.

Раздел 4: Культура оформления рукописи

Что такое плагиат? Журналистская этика. Известные журналисты о плагиате. Куль­тура оформления рукописи. Значение рукописи. Что нужно знать о культуре оформления рукописи.

Практическая работа. Работа с периодическими изданиями.

Раздел 5: Средства выразительности языка, стили речи.

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. От­зыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе. Лексические, фразеологические, морфологиче­ские, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Сходство и различие художественного и публицистического стилей.

Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы коррес- пондентов-хроникеров. Расширенная информация.

Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ

Раздел 6: Заметка

Заметка. Заметка информационного характера. Анализ заметки информационного характера.

Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информаци­онная заметка с отрицательным содержанием. Особенности критической заметки.

Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Специфика положительной замет­ки.

Заметка на дискуссионную тему. Специфические особенности полемической замет­ки

Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка-просьба. Практическая работа. На­писание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ. Творческий проект. При­ложение к школьной газете «Ровесник» - «Проба пера» (УМК «Учебные проекты с ис­пользованием Microsoft Office»)

Раздел 7: Интервью.

Интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия ин­тервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Во­просы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди “читают” людей.

Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники). Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов Интервью - монолог. Интервью-диалог.

Коллективное интервью. Анкетирование. Интервью-зарисовка. Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ. Итоговое занятие.

Раздел 8: Работа над сочинением.

Организационное занятие. О профессии журналиста. Мой любимый журналист. Просмотр телепередач и обсуждение. Тема и основная мысль сочинения. Тезисы и кон­спект, их отличие от плана. Цитирование. Написание статьи в районную газету. Записные книжки писателей. Репортаж. Интервью. Совершенствование написанного. Написание статьи в школьную газету.

Раздел 9: Жанры публицистики (заметка, рецензия и др.)

Библиография. Справочный аппарат книги. Аннотация. Отзыв как разновидность сочинения. Написание статьи в районную газету. Путевые заметки. Рассуждение про­блемного характера. Рецензия на статью. Рассказ с необычным построением. Юмористи­ческий рассказ. Комическая ситуация или смешное недоразумение Фельетон. Стихотвор­ный фельетон. Составление фельетона или юмористического рассказа по рисункам из­вестного датского художника Х. Бидструпа. Фельетон на темы школьной жизни (о лоды­рях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях).

Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета».

Проба пера.

Раздел 10: Работа над сочинением

Введение. Цели и задачи кружка. Работа над темой. Выбор эпиграфа. Цитирование. Работа над планом. Сочинения-характеристики. Индивидуальная характеристика. Срав­нительная характеристика. Обобщающая характеристика. Проблемные сочинения. Со­чинения-рассуждения. Публицистические сочинения. Очерк. Интервью. Работа над стилем. Работа над лексикой. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Использование многозначных слов, омонимов, паронимов... Стилистическое использование синонимов. Стилистическое ис­пользование антонимов. Стилистическая окраска слов. Образность речи. Стилистическая оценка перифраз.

Раздел 11: Предупреждение морфолого-стилистических ошибок.

Употребление имен существительных. Употребление имен прилагательных. Упот­ребление имен числительных. Употребление местоимений. Употребление глаголов. Напи­сание сочинения. Анализ творческих работ. Итоги работы кружка.


 

Тема

Содержание (дидактические единицы)

Характеристика основных видов деятельности

 

Раздел 1: Знакомство с профессией журналист.

   

1

Вводное занятие. Поня­тие о профессии журналиста.

Журналист. Журналисти­ка.

Роль журналистики в со­временном мире.

Теоритическое занятие

2

Журналистская этика.

Журналист. журналисти­ка. Этика. Журналистская этика.

Теоретическое занятие, сценка с участием детей «берем интервью»

3

Ролевая игра « Мы - ре­портёры».

Репортёр. Журналист.

Командная игра, пробуем брать интервью, зафик­сировать его письменно.

4

1Проведение опроса школьников на тему «День учителя»

Опрос. Составление опро­са.

Практическое занятие, составляем вопросы, бе­рем интервью у школь­ников.

5

Обработка информации.

Информация. Способы обработки информации.

Обрабатываем информа­цию, полученную на прошлом занятии.

6

1Написание статьи «И снова осень за окном», посвящённой Дню учи­теля

Статья. Основные прави­ла написания статьи.

Пишем статью в школь­ную газету.

7

Работа с периодически­ми изданиями.

Периодическое издание. Принципы работы с пе­риодическими изданиями

Обзор периодических изданий

 

Раздел 2: Разновидно­сти публицистических


 


 


 


 


 


 

 

Тематическое планирование (5 класс)

 

жанров.

   

1

Школьный бюллетень.

Бюллетень. Способы со­ставления бюллетеня.

Практическое занятие. Составляем бюллетень.

2

Записные книжки как форма литературных за­готовок. Их значение.

Записные книжки. Заго­товка.

Изучаем записные книж­ки. Анализируем особен­ности различных запи­сей. Пробуем структури­ровать записи.

3

2Репортаж как разновид­ность публицистических жанров, его особенности. Фиксация материала и его систематизация.

Репортаж. Жанр. Публи­цистика. Система, систе­матизация.

Теоретическое занятие.

4

2Интервью как разновид­ность газетных жанров.

Интервью. Способы со­ставления вопросов.

Теоретико-практическое занятие, беседа с учащи­мися.

5

2Деловая игра «Интервью и интервьюирование».

Интервью, интервьюиро­вание.

Деловая игра, берем ин­тервью у учителей, ана­лизируем, исправляем.

6

Выпуск школьной газе­ты.

Школьная газета, правила оформления, содержание школьной газеты.

Пробуем выпустить газе­ту. редактируем анализи­руем материал.

7

Работа с периодически­ми изданиями. Зачётный урок

Периодические издания.

Работаем с периодикой, сдаем зачет по пройден­ному материалу.

8

Совершенствование на­писанного.

Статья, интервью.

Пробуем написать ста­тью в газету, редактиру­ем.

9

Работа мастеров слова над рукописью.

Редактирование, руко­пись.

Структурируем статьи.

10

Приёмы правки напи­санного.

Правка, редактирование.

Работа в группах, редак­тируем статьи, написан­ные группой учеников.

11

Библиография и аннота­ция.

Библиография, аннотация.

Теоретическое занятие.

12

Особенности путевых заметок как одного из

Заметка. Заметка в газетах и журналах. Правила на-

Теоретико-практическое занятие, пишем заметку в


 

 

разновидностей публи­цистических (газетных) жанров.

писания заметок

газету.

13

Особенности портретно­го очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров.

Очерк. Портретный очерк

Изучаем понятие очерк, пишем очерк.

14

Рецензия на статью.

Рецензия. Статья.

Теоретическое занятие.

15

Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся га­зета».

Типология газет. Газета и журнал, отличия

Командная игра, выпуски черновиков газет различ­ных по жанру.

16

2Интернет-экскурсия в редакцию поселковой газеты.

Экскурсия, интеренет- экскурсия

Экскурсия в поселковую газету с помощью ИКТ

17

Написание статьи в школьную газету

Статья, школьная газета, правила написания и оформления

Выпуск школьной газе­ты. Подбор статей. ре­дактирование.

18

2Рассказ с необычным построением.

Рассказ, структура расска­за

Пишем рассказы с не­обычной концокой.

19

2Композиция рассказа. Композиционные осо­бенности.

Композиция. Завязка, раз­витие действия, кульми­нация, развязка.

Теоретическое занятие.

20

Юмористический рас­сказ. Смешное в юмори­стических рассказах. Проба пера

Юмор, сатира, смешное.

Теория. Рассказываем истории, читаем истории в газетах и журналах.


 

6 класс

 

№ Тема

Содержание (дидактические единицы)

Характеристика основных видов дея­тельности

 

Раздел 3: Журналисти­ка в современном мире.

   

1

Журналистика в совре­менном мире

Массовая коммуникация. Диалог и формы “челове- котворчества”. Информа­ция. Мотивы, цели, функции

Теоретическое занятие. Беседа с учителем.


 

   

и результаты массово­коммуникативной дея­тельности

 

2

Функции, мотивы, цели журналистской деятель­ности.

Функции, мотивы. Цель.

Теоретическое занятие. Беседа с учителем.

3

Теоретические основы журналистской деятель­ности.

Культура оформления рукописи.

Теория журналистики, ру­копись, правила оформле­ния

Теоретическое занятие.

4

Управление имиджем журналиста. Принципы формирования имиджа журналиста.

Очевидные психологи­ческие факторы, влияю­щие на характер воспри­ятия журналистских произведений

Имидж, имидж журнали­ста, психологические фак­торы, характер произведе­ний

Урок-игра, пробуем соз­дать свой имидж.

5

Каналы формирования “информационного ба­гажа” журналиста.

Самостоятельный отбор актуального материала; формулировка темы публицистического со­чинения

Информационный багаж. Актуальность, актуальный материал, тема сочинения.

Теоретическое занятие. Работа с периодически­ми изданиями.

6

Права и обязанности журналиста.

Права и обязанности. Права и обязанности жур­налиста.

Теоретическое занятие. Изучаем права, расстав­ляем по значимости.

 

Раздел 4: Культура оформления рукописи

   

1

Что такое плагиат?

Журналистская этика. Известные журналисты о

Плагиат. Этика. Журнали­стская этика.

Теоретическое занятие. Очерк на тему о плагиа­те.


 

 

плагиате.

   

2

Культура оформления рукописи.

Значение рукописи. Что нужно знать о культуре оформления рукописи.

Рукопись. История руко­писи. Культура оформле­ния.

Практическое занятие. Пишем рукопись.

3

4Практическая работа. Работа с периодически­ми изданиями.

Периодические издания. Статья, репортаж. Анализ

Работаем с периодиче­скими изданиями.

 

Раздел 5: Средства выразительности язы­ка, стили речи.

   

1

Основные жанры публи­цистического стиля в устной и письменной форме речи.

Жанр. Жанры публицист Отзыв. Аннотация. Рецен­зия. Очерк. Эссе.

Работа с периодически­ми изданиями. Теорети­ческий материал.

2

Особенности языковых средств публицистиче­ского стиля.

Лексические, фразеологи­ческие, морфологические, синтаксические, изобрази­тельно-выразительные особенности языковых средств публицистическо­го стиля.

Теоретическое занятие.

3

Сходство и различие ху­дожественного и публи­цистического стилей.

Стиль, художественный стиль, публицистический стиль

Анализ произведений разных стилей.

4

Виды газетных и жур­нальных публикаций.

Хроника. Организация ра­боты корреспондентов- хроникеров.

Работа с периодически­ми изданиями.

6

Расширенная информа­ция.

Хроника. Организация ра­боты корреспондентов- хроникеров.

Работа с периодически­ми изданиями

7

Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ ра­бот

Информация, расширен­ная информация

Практическое занятие.

 

Раздел 6: Заметка

   


 

1

Заметка.

Заметка информационного характера.

Анализ заметки информа­ционного характера.

Работа с периодически­ми изданиями.

2

Заметка типа художест­венного описания с эле­ментами повествования

Заметка. Повествование

Коллективно анализиро­вать заметки в газетах, журналах.

3

Информационная замет­ка с отрицательным со­держанием.

Особенности критиче­ской заметки.

Критика, критическая за­метка, заметка

Коллективно анализиро­вать заметки в журналах, пробовать написать за­метки.

4

6Заметки на темы, свя­занные с оценкой по­ступков. Специфика по­ложительной заметки.

Положительная и отрица­тельная заметка, сходства и отличия.

Коллективно анализиро­вать заметки в журналах, пробовать написать за­метки.

5

Заметка на дискуссион­ную тему.

Специфические особен­ности полемической за­метки

Полемика, заметка, поле­мическая заметка

Коллективно анализиро­вать заметки в журналах, пробовать написать за­метки.

6

Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка- просьба.

Заметки различные по ти­пу.

Коллективно анализиро­вать заметки в журналах, пробовать написать за­метки.

7

Практическая работа. Написание заметки с вы­водами и предложения­ми. Анализ работ.

Заметка. Специфика заме­ток.

Коллективно анализиро­вать заметки в журналах, пробовать написать за­метки.

8

Творческий проект.

Заметка в газету. Специ­фика заметок

Коллективно анализиро­вать заметки в журналах, пробовать написать за­метки.

 

Раздел 7: Интревью.

   

1

Интервью.

Формы организации

Теоретическое занятие.


 

   

интервью. Подготовка к ин­тервью. Драматургия ин­тервью. Завершение ин­тервью. Искусство зада­вать вопросы. Разновид­ности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как лю­ди “читают” людей.

Готовимся к интервью, задаем вопросы школь­никам.

2

Интервью: люди и об­стоятельства (особые об­стоятельства, трудные собеседники).

Интервью: закон и этиче­ские коллизии. Подготов­ка интервью для печати. Интервью в эфире. Анализ образцов интервью, взя­тых из различных газет и журналов

Готовим интервью для печати. Анализируем ин­тервью в журналах, газе­тах.

3

Интервью-монолог. Ин­тервью-диалог.

Монолог, диалог, интер­вью.

Теоретическое занятие.

4

Коллективное интервью. Анкетирование.

Анкетирование, составле­ние анкет, специфика ан­кет.

Составляем анкету в группах, меняемся, за­полняем анкету.

5

Интервью-зарисовка.

Зарисовка, интервью - за­рисовка.

Теоретическое занятие.

6

Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ.

Интервью, разновидности интервью.

Практическое занятие, готовимся к интервью, берем интервью в груп­пах.

7

Итоговое занятие.

 

Обобщение пройденного материала, чему научи­лись, посещая кружок.


 

7 класс:

 

Тема

Содержание (дидактические единицы)

Характеристика основных видов дея­тельности

 

Раздел 8: Работа над сочинением.

   
 

Организационное

Журналист, журналистика

Ролевая игра.


 

1

занятие.

 

Актуализация знаний.

2

О профессии журнали­ста.

Журналист, журналисти­ка, функции, журналист­ская этика

Деловая игра. Заседание редколлегии.

3

Мой любимый журна­лист.

Журналист, журналисти­ка, этика

Просмотр телепередач и обсуждение.

4

Тема и основная мысль сочинения.

Тема, основная мысль, со­чинение

Теоретическое занятие. Работаем с понятиями.

5

Тезисы и конспект, их отличие от плана.

Тезис, конспект, план

Теоретическое занятие. Работаем с понятиями.

6

Цитирование.

Цитата, цитирование

Теоретическое занятие. Работаем с понятиями. Пробуем цитировать текст.

7

Написание статьи в школьную газету.

Статья. Способы написа­ния статьи

Урок-практикум. Пишем статью в газету на задан­ные темы.

8

Записные книжки писа­телей.

Записные книжки, личные дневники

Урок-практикум. Изуча­ем записные книжки.

9

Репортаж.

репортаж

Урок-практикум. Репор­таж о каком-то событии.

10

Интервью.

Репортаж и интервью.

Урок-практикум. Анали­зируем полученные ре­зультаты, пробуем опуб­ликовать.

11

Совершенствование написанного.

Репортаж, интервью

Урок-практикум. Анали­зируем полученные ре­зультаты, пробуем опуб­ликовать.

12

Написание статьи в школьную газету.

Статья. Структура статьи

Урок-практикум. Анали­зируем полученные ре­зультаты, пробуем опуб­ликовать.

 

Раздел 9: Жанры публицистики(заметка, рецензия и др.)

   
 

Библиография.

Библиография. Справочник

Теоретическое занятие.


 

1

Справочный аппарат книги.

 

Изучаем понятия, рас­сматриваем библиогра­фии.

2

Аннотация.

Аннотация. Структура ан­нотации

Знакомимся с понятием, изучаем аннотации.

3

Отзыв как разновидность сочинения.

Отзыв.

Изучаем понятие, пробу­ем написать отзыв.

4

Написание статьи в школьную газету.

Статья

Урок-практикум. Напи­сание статей на задан­ную тему.

5

Путевые заметки.

Заметка. Путевая заметка, структура путевой замет­ки.

Изучаем понятие, пробу­ем написать заметку.

6

Рассуждение проблемно­го характера.

Рассуждение, проблема.

Изучаем теорию по дан­ной теме. Учимся обо­значать проблему.

7

Рецензия на статью.

Рецензия, написание ре­цензии структура, правила оформления

Изучаем теоретический материал. Работа в груп­пах, пробуем написать рецензию на статьи од­ноклассников.

8

Рассказ с необычным по­строением.

Рассказ, структура расска­за

Теоретическое занятие.

9

Юмористический рас­сказ. Комическая ситуа­ция или смешное недо­разумение

Юмор и сатира, комиче­ское, комизм

Урок-практикум. Напи­сание юмористического рассказа, иллюстрирова­ние.

10

Фельетон. Стихотворный фельетон.

Фельетон, стихотворный фельетон, юмор.

Составление фельетона или юмористического рассказа по рисункам известного датского ху­дожника Х. Бидструпа. Фельетон на темы школьной жизни (о ло­дырях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях).

 

Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета»

Типология газет. Газета.

Игра, заседание редколлегии


 

 

11

     

12

Проба пера. Создание проекта: «Наша газета в поселке».

 

Обобщающее занятие, делаем выводы о работе кружка,

8-9 классы



 

 

 

Тема

Содержание (ди­дактические единицы)

Характеристика основных видов дея­тельности

 

Раздел 10: Работа над сочинением

   

1

Введение. Цели и задачи кружка.

Журналист, журналисти­ка, сочинение. Цели и за­дачи.

Знакомимся с целями и задачами кружка.

2

Работа над темой.

Тема сочинения. Как вы­брать тему.

Теоретическое занятие. Пробуем подобрать на­звания к различным от­рывкам из произведений.

3

Выбор эпиграфа.

Эпиграф. Выбор эпигра­фа.

Знакомимся с понятием эпиграфа, рассматриваем различные эпиграфы, пробуем подобрать эпи­граф для сочинений на различные темы.

4

Цитирование.

Что такое цитата? Цити­рование.

Изучаем понятие цитата, пробуем подобрать цита­ту для сочинения.

5

Работа над планом.

План сочинения, структу­ра плана

Составляем план сочи­нения на определенную тему.

6

Сочинения-

характеристики.

Характеристика. Структу­ра сочинения

Изучаем структуру со­чинения-характеристики. Пробуем написать сочи­нение-характеристику.

7

Индивидуальная харак­теристика.

Индивидуальная характе­ристика.

Изучаем структуру со­чинения-характеристики. Пробуем написать сочи­нение-характеристику


 

8

Сравнительная характе­ристика.

Виды характеристик.

 

9

Обобщающая характери­стика.

Индивидуальная, сравни­тельная, обобщающая ха­рактеристики.

Изучаем структуру со­чинения-характеристики. Пробуем написать сочи­нение-характеристику

10

Проблемные сочинения.

Проблема.

Изучаем проблемные со­чинения, пробуем поста­вить проблему.

11

Сочинения-рассуждения.

Рассуждение, структура сочинения-рассуждения.

Изучаем сочинения- рассуждения.

12

Публицистические сочи­нения.

Публицистика. Публици­стические сочинения.

Теоретическое занятие.

13

Очерк.

Очерк. Структура очерка.

Теоретическое занятие. Пробуем написать очерк.

14

Интервью.

Интервью. Структура ин­тервью.

Вспоминаем структуру интервью.

15

Работа над стилем.

Стиль. Стили речи.

Изучаем стили речи. Пробуем определить стиль речи у различных текстов.

16

Работа над лексикой.

Лексика. Основные лекси­ческие понятия

Рассматриваем основные лексические понятия.

17

Точность словоупотреб­ления.

Словоупотребление

Подбираем точные вы­ражения для сочинений на определенную тему.

18

Лексическая сочетае­мость.

Лексическая сочетае­мость, лексика.

Рассматриваем примеры лексических ошибок, пробуем исправить.

19

Речевая избыточность.

Речевая избыточность, устранение речевой избы­точности.

Рассматриваем примеры лексических ошибок, пробуем исправить.

20

Речевая недостаточ­ность.

Речевая недостаточность, устранение речевой не­достаточности.

Рассматриваем примеры лексических ошибок, пробуем исправить.

 

Использование много­значных слов, омонимов,

Омонимы, паронимы

Актуализация знаний по теме»омонимы, парони-


 

21

паронимов.

 

мы.»

22

Стилистическое исполь­зование синонимов.

Синонимы, их функция в речи.

Актуализация знаний о синонимах.

23

Стилистическое исполь­зование антонимов.

Антонимы, их функция в речи.

Актуализация знаний об антонимах.

24

Стилистическая окраска слов.

Стилистическая окраска. Способы стилистической окраски

Теоретическое занятие. Работа с текстами.

23

Образность речи.

Образность речи. Речь.

Урок игра. Делимся на две команды. Выполняем различные задания по теме.

24

Стилистическая оценка перифраз.

Перифразы. Функция пе­рифраз в речи.

Теоретическое занятие.

 

Раздел 11: Предупреж­дение морфолого­стилистических оши­бок.

   

1

Употребление имен су­ществительных.

Имя существительное

Рассматриваем употреб­ление существительных в речи, изучаем записы­ваем правила с примера­ми

2

Употребление имен при­лагательных.

Имя прилагательное

Рассматриваем употреб­ление прилагательных в речи, изучаем записыва­ем правила с примерами

3

Употребление имен чис­лительных.

Имя числительное

Рассматриваем употреб­ление числительных в речи, изучаем записыва­ем правила с примерами

4

Употребление место­имений.

местоимение

Рассматриваем употреб­ление местоимений в ре­чи, изучаем, записываем правила с примерами

5

Употребление глаголов.

глагол

Рассматриваем употреб­ление глаголов в речи, изучаем записываем


 

     

правила с примерами

6

Написание сочинения.

 

Пишем сочинение

7

Анализ творческих ра­бот.

 

Анализируем творческие работы, находим рече­вые ошибки, орфографи­ческие.

8

Итоги работы кружка. Создание проекта: «Я- журналист»

 

Подводим итоги работы кружка. Работа над про­ектом.

Опубликовано


Поблагодарить автора 1 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.