12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Абраменко Елена Владимировна529 Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол № 2 Протокол № 1 Приказ
от 29.08.2017 г от 31.08.2017 г. от 31.08.2017 г. № 181
Руководитель ШМС Председатель МС Директор МБОУ «СОШ №5»
С.И. Кибец Т.В. Толмачева Т.А.Лукина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
для обучающихся 2 Г класса
на 2017 – 2018 учебный год
Предметная область: «Математика»
Разработала: Е. А. Абраменко
учитель начальных классов,
первая квалификационная
категория
Братск 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Закона «Об образовании в РФ» от 21.12. 2012г № 273 – ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ МО РФ от 19.12. 2014 № 1598);
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «СОШ№5»;
Учебного плана МБОУ «СОШ № 5» на 2017 – 2018 учебный год;
Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ № 5» на 2017 – 2018 учебный год;
- Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации: «Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Автор А.А.Плешаков. – М.: «Просвещение», 2011- с.368
Цель обучения – обучение математике на основе ознакомления с закономерностями и их функционирования, оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысли, предугадывать пути решения задачи и формировать общеучебные компетенции.
Задачи обучения:
обучение математике на основе ознакомления с закономерностями и их функционирования, оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысли, предугадывать пути решения задачи и формировать общеучебные компетенции.
Курс внеурочной деятельности «Математика и конструирование» относится к предметам дополнительной части учебного плана, предметной области «Математика». Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности «Математика и конструирование» рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность изучения курса внеурочной деятельности «В мире книги» - 34 учебные недели. Количество часов в год определяется календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №5», расписанием учебных занятий.
II Планируемые результаты изучения литературного чтения и
применение их на практике:
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование» на базовом уровне выпускник 2 класса научится:
Р а з д е л I. Нумерация.. Числа от 1 до 100
Обучающийся научится:
названия и последовательность чисел от 1 до 100;
названия и обозначения операций умножения и деления;
смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления.
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объѐма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.
осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
решать простые задачи;
находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырѐхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырѐхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства).
Выпускник получит возможность научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
определять временя по часам (в часах и минутах);
решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
оценивать размеры предметов «на глаз».
III. Содержание учебного предмета
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств их диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб, грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование. Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
IV. Оценочные материалы учебных достижений обучающихся
Во 2 классе в течение года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков. Контроль и оценка предметных знаний и умений второклассников предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета и не подразумевают сравнения ученика с другим учеником.
Видами контроля результатов обучения в 2-х классах являются:
- текущий контроль;
- тематический контроль;
- итоговый контроль.
Во вторых классах устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний, умений и навыков:
- устный опрос;
- письменный опрос;
- тестовые диагностические задания;
- графические работы: рисунки, диаграммы, схемы и т.д.;
- проверочные работы, проверяющие усвоение обучающимися совокупности тем, разделов программы за определенный период времени.
V. Коррекционная работа
Основные направления коррекционной работы на уроках :
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5 . Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
На уроках формировать навыки самоконтроля, приучатъ учащегося проверять правильность собственных действий, развивать быструю переключаемость внимания.
Совершенствовать: быстроту, полноту и точность восприятия; правильность формулировок, умения давать краткий ответ.
Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно - следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями. Тренировать образную память и развивать зрительную память.
Коррекция моторики: коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения; выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления, пространственное воображение, ориентировка в пространстве, времени, умение планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность, виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).
Коррекция личностных качеств: навыков самоконтроля, преодоление неуверенности; развитие коммуникабельности; эстетического вкуса, привитие опрятности, обязательности, приучение к порядку.
Совершенствование коммуникативных умений: умение отвечать на вопрос; умение возражать, аргументировать мнение; умение вести диалог, монолог; расширение кругозора; обогащение чувственного опыта.
Коррекция самооценки: формировать навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей, воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.
V. Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Характеристика видов деятельности учащихся | Дара проведения |
| Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. | Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник | |
| Изготовление изделий в технике оригами — «Воздушный змей» | Изготавливать модель складного метра. | |
| Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника | ||
| Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». | Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. | |
| Свойство противоположных сторон прямоугольника. | Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | |
| Диагонали прямоугольника и их свойства. | ||
| Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства | Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений) Строить отрезок равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины) | |
| Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | ||
| Середина отрезка | ||
10 | Построение отрезка, равного данному, с по мощью циркуля | ||
1 11 | Практическая работа «Изготовление подставки для кисточки» | ||
12 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | Чертить окружность (круг). | |
13 | Построение прямоугольника, вписанного в окружность | Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность | |
14 | Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок» | ||
15 | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» | Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля | |
16 | Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». | Дополнять чертёж недостающим размером | |
17 | Изготовление чертежа по рисунку изделия | ||
18 | Изготовление по чертежу аппликаций «Экскаватор» | ||
19 | Оригами. Изготовление изделий «Щенок» | Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов | |
20 | Оригами. Изготовление изделий «Жук» | ||
21 | Работа с набором «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий | ||
22 | Практическая работа № 4 . Изготовление работы на выбор | ||
23 | Закрепление пройденного материала. | ||
24 | Практическая работа №5 «Изготовление аппликации «Зайчонок». | Уметь работать самостоятельно | |
25 | Закрепление пройденного материала. | ||
26 | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». | Делить окружность на части | |
27 | Практическая работа №6 «Изготовление закладки для книги». | ||
28 | Изготовление записной книжки. | ||
29 | Составление технологической карты для изготовления кольца. | ||
30 | Практическая работа №7 «Изготовление аппликации «Автомобиль». | ||
31 | Изготовление аппликаций «Автомобиль». | ||
32 | Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда. | Уметь работать с развертками. | |
33 | Развёртка. Модель цилиндра | ||
34 | Работа с набором «Конструктор». Обобщающий урок. |