Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Эрудит»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Эрудит»
М.С. Петренко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Эрудит» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Курс призван содействовать развитию познавательных возможностей обучающихся по многим учебным предметам.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Это способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний. Программа направлена на развитие логического мышления и речи. Она разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей ребят, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах и дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе логического и творческого мышления. Программа призвана помочь детям стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Данная программа рассчитана в 4 классе на 34 учебных часа. Занятия проходят один раз в неделю. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Цели и задачи программы.
подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам;
развитие познавательных
способностей учащихся на основе системы развивающих занятий;
создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях
Основные задачи курса:
Привитие интереса к математике;
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области однозначных чисел;
учить правильно применять математическую терминологию;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;
обобщать математический материал;
находить разные решения нестандартных задач;
составлять, моделировать и штриховать предметы;
находить закономерность;
классифицировать предметы, слова;
определять истинность высказываний;
решать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
I раздел. Математика.
Решение нестандартных задач по математике.
Решение задач по математике для 4 классов интеллектуального конкурса-игры «Кенгуру».
Решение логических задач, на поиск закономерностей.
Анализ олимпиад по математике текущего года.
Математические игры.
Проект «Создание задачника по математике»
Защита своей работы.
II раздел. Русский язык.
Выполнение заданий по русскому языку 4 классов интеллектуального игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Поиск информации в энциклопедии.
Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.
Выполнение олимпиадных заданий и тестов по теме «Фонетика».
Проект «Создание словарика словарных слов в стихах».
Защита своей работы.
Формы организации учащихся на занятиях:
беседы;
тренинги;
диагностика;
викторины;
конкурсы;
интеллектуальные игры;
творческие работы;
проектные работы;
выставки-отчеты.
Формы работы учащихся на занятиях:
коллективные;
групповые;
индивидуальные.
Основные виды деятельности учащихся:
− решение занимательных задач;
− участие в олимпиадах, международной игре «Кенгуру».
− знакомство с научно-популярной литературой;
− проектная деятельность
− самостоятельная работа;
− работа в парах, в группах;
− творческие работы.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Класс |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
|
План |
Факт |
|||||
1 |
4 А |
Математика – царица наук. Математика и профессии людей (вводный урок). |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
2 |
4 А |
В мире цифр и чисел. |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
3 |
4 А |
Решаем примеры с увлечением. |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
4 |
4 А |
В мире математических задач. |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
5 |
4 А |
Доли и дроби в играх и занимательных заданиях. |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
6 |
4 А |
Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА». Игры со спичками и счётными палочками. |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
7 |
4 А |
Логические задачи Интеллектуальный марафон. |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
8 |
4 А |
Решение комбинаторных задач . |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
9 |
4 А |
Задачи на поиски закономерностей |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
10 |
4 А |
Игра «Смекай, решай, отгадывай». Числовые ребусы |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
11 |
4 А |
Решение олимпиадных задач. Практикум «Подумай и реши». |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
12 |
4 А |
Решение задач по математике для 4 класса всероссийского конкурса «Кенгуру». |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
13 |
4 А |
Решение задач по математике для 4 класса всероссийского конкурса «Кенгуру». |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
14 |
4 А |
Решение задач по математике для 4 класса всероссийского конкурса «Кенгуру». |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
15 |
4 А |
Проект «Создание задачника по математике» Защита своей работы. Секреты успешного выступления |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
16 |
4 А |
Проект «Создание задачника по математике» Защита своей работы. Секреты успешного выступления |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
17 |
4 А |
Математические игры. |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
18 |
4 А |
Дорога к письменности. Как обходились без письма? Древние письмена. |
||||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
19 |
4 А |
Дорога к письменности. Как обходились без письма? Древние письмена. |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
20 |
4 А |
Кто-кто в алфавите живет? Как возникла наша письменность? |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
21 |
4 А |
Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть звуки? |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
22 |
4 А |
Выполнение олимпиадных заданий и тестов по теме «Фонетика». |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
23 |
4 А |
Ошибкоопасные» места. |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
24 |
4 А |
Занимательная грамматика. Олимпиада «Умники и умницы» |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
25 |
4 А |
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
26 |
4 А |
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
27 |
4 А |
Смотри в корень. Слова «родственники». Кто командует корнями? |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
28 |
4 А |
Смотри в корень. Слова «родственники». Кто командует корнями? |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
29 |
4 А |
Волшебное средство – «самоинструкция» |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
30 |
4 А |
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
31 |
4 А |
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
32 |
4 А |
Проект «Создание словарика словарных слов в стихах». Защита своей работы. Секреты успешного выступления |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
33 |
4 А |
Поиск ответов на вопросы в энциклопедии |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |
||||||
34 |
4 А |
Конкурс эрудитов. Итоговое занятие |
1 |
|||
4 Б |
||||||
4 В |
||||||
4 Г |