Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1 класса
 
                                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол № 2 Протокол № 1 Приказ
от 29.08.2016г от 31.08.2016г. от 31.08.2016г. № 183
Руководитель ШМО Председатель МС Директор МБОУ«СОШ №5»
С.И. Кибец Т.В. Толмачева Т.А.Лукина
РАБОЧАЯ (АДАПТИРОВАННАЯ) ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для обучающихся 1 Г специального (коррекционного) класса
на 2016 – 2017 учебный год
Предметная область: «Математика»
Разработала: Е. В. Абраменко
учитель начальных классов,
первая квалификационная
категория
Братск 2016
Пояснительная записка
I Статус документа
Рабочая (адаптированная) программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для первого специального (коррекционного) класса создана на основе:
- Закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ от 19.12. 2014 № 1598);
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№5» для обучающихся 1 – 4 классов.
- Учебного плана МБОУ «СОШ№5» на 2016-2017 учебный год.
- Календарного учебного графика МБОУ «СОШ №5» на 2016-2017 учебный год.
- Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации: «Школа России». Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы. Автор М.И.Моро. - М.: «Просвещение», 2011. - 328 с.
Цель обучения – развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи обучения:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Учебный план на изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» отводит 1 час в неделю. Продолжительность изучения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» – 33 недели. Количество часов учебного плана в год определяется календарным учебным графиком МБОУ «СОШ № 5», расписанием учебных занятий. В соответствии с этим продолжительность изучения предмета в 2016-2017 учебном году составляет 33 часа,
II Планируемые результаты освоения математики и
применение их на практике.
Р а з д е л I Исторические сведения о математике (4ч)
Обучающийся научится:
Решать числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Обучающийся получит возможность научиться:
Понять, что дала математика людям? Как люди учились считать. Из истории линейки. Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах.
Р а з д е л II Числа. Арифметические действия (7 ч)
Обучающийся научится:
Знать названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приемы устного счета).
Обучающийся получит возможность научиться:
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Р а з д е л III. В мире ребусов (6 ч)
Обучающийся научится:
Понимать пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-решать числовые головоломки. Разгадывать математические ребусы. Составлять простейшие математические ребусы.
Р а з д е л IV Мир занимательных задач(8ч)
Обучающийся научится:
Решать задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Знать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Решать задачи, имеющие несколько решений. Задачи на сообразительность. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
- находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или её условия и отмечать изменения в задаче при изменении её решения;
- решать задачи в 2 действия;
- проверять и исправлять неверное решение задачи.
Р а з д е л V . Геометрическая мозаика (8 ч)
Обучающийся научится:
- измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;
- чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
- выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить и сравнивать величины (например, располагать в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см, 13 см).
III. Содержание учебного предмета
1. Из истории математики 4 ч.
2.Числа от 1 до 20, 5 ч.
3. Числовые ребусы и головоломки 8 ч.
4. Решение задач. 8 ч.
5. Пространственные представления. 8 ч.
Содержание учебного предмета (поурочное планирование) представлено в приложении 1.
IV. Оценочные материалы учебных достижений обучающихся
В 1 классе в течение года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без оценки их в баллах. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений первоклассников предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета и не подразумевают сравнения ученика с другим учеником.
Видами контроля результатов обучения в 1-х классах являются:
текущий контроль;
тематический контроль;
итоговый контроль.
В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний, умений и навыков:
устный опрос;
письменный опрос;
тестовые диагностические задания;
графические работы: рисунки, диаграммы, схемы и т.д.
Мониторинг учебных достижений обучающихся по математике проводится в конце года в форме контрольного тестирования (май).
V. Коррекционная работа
 
Основные направления коррекционной работы на уроках :
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5 .  Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 
На уроках формировать навыки самоконтроля, приучатъ учащегося проверять правильность собственных действий, развивать быструю переключаемость внимания.
Совершенствовать: быстроту, полноту и точность восприятия; правильность формулировок, умения давать краткий ответ.
Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно - следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями. Тренировать образную память и развивать зрительную память.
Коррекция моторики: коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения; выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления, пространственное воображение, ориентировка в пространстве, времени, умение планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность, виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).
Коррекция личностных качеств: навыков самоконтроля, преодоление неуверенности; развитие коммуникабельности; эстетического вкуса, привитие опрятности, обязательности, приучение к порядку.
Совершенствование коммуникативных умений: умение отвечать на вопрос; умение возражать, аргументировать мнение; умение вести диалог, монолог; расширение кругозора; обогащение чувственного опыта.
Коррекция самооценки: формировать навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей, воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
1 класс
| № п\п | № по теме | ТЕМА | Дата | |
| 1 | 
 | Что дала математика людям? Как люди учились считать. | 
 | |
| 2 | 
 | Из истории линейки. Из истории цифры семь. | 
 | |
| 3 | 
 | Открытие нуля. | 
 | |
| 4 | 
 | Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах. | 
 | |
| 5 | 
 | Числа от 1 до 20. | 
 | |
| 6 | 
 | Числа от 1 до 20. | 
 | |
| 7 | 
 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. | 
 | |
| 8 | 
 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приемы устного счета). | 
 | |
| 9 | 
 | Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | 
 | |
| 10 | 
 | Числовые головоломки: соединение чисел знаками действий так, чтобы в ответе получилось задуманное число. | 
 | |
| 11 | 
 | Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | 
 | |
| 12 | 
 | Числовые головоломки. | 
 | |
| 13 | 
 | Числовые головоломки. | 
 | |
| 14 | 
 | Заполнение судоку. | 
 | |
| 15 | 
 | Разгадывание математических ребусов. | 
 | |
| 16 | 
 | Разгадывание математических ребусов. | 
 | |
| 17 | 
 | Составление простейших математических ребусов. | 
 | |
| 18 | 
 | Задачи, допускающие несколько способов решения. | 
 | |
| 19 | 
 | Задача с недостаточными, некорректными данными, избыточным составом условия. | 
 | |
| 20 | 
 | Последовательность «шагов» (алгоритм решения задачи). | 
 | |
| 21 | 
 | Последовательность «шагов» (алгоритм решения задачи). | 
 | |
| 22 | 
 | Задачи, имеющие несколько решений. | 
 | |
| 23 | 
 | Задачи на сообразительность. | 
 | |
| 24 | 
 | Задачи - шутки. | 
 | |
| 25 | 
 | Комбинаторные задачи. | 
 | |
| 26 | 
 | Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). | 
 | |
| 27 | 
 | Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. | 
 | |
| 28 | 
 | Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | 
 | |
| 29 | 
 | Распознование окружности на орнаменте. | 
 | |
| 30 | 
 | Составление орнамента с использованием циркуля (по образцу). | 
 | |
| 31 | 
 | Составление орнамента с использованием циркуля (по собственному замыслу). | 
 | |
| 32 | 
 | Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольник, уголки, спички) | 
 | |
| 33 | 
 | Час занимательной математики | 
 | |
 
                                     
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                        