Рабочая программа «Мир вокруг нас»

1
0
Материал опубликован 17 July 2021

Пояснительная записка

Изучение биологических наук - основа формирования естественно - научного мировоззрения. Это способствует не только познанию природы, но и вооружает человека знаниями, необходимыми для практической деятельности. Содержание занятий расширяет и углубляет знания школьников по биологии и содержит информацию об особенностях живых организмов и их жизненных проявлениях. Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Программа курса позволит учащимся расширить знания по зоологии, экологии человека, развить творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемых областях знаний.

Данная программа имеет ряд особенностей:

- в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть определёнными практическими навыками;

- успешное усвоение программы зависит от обеспечения наглядными пособиями и оборудованием для осуществления лабораторных и практических работ;

- овладение практическими навыками и предполагает активную самостоятельную работу учащихся, что позволяет повысить учебную мотивацию;

- теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего;

Экологический аспект программы даёт возможность формирования у обучающихся нравственных и мировоззренческих установок. Курс готовит воспитанников к творческой и исследовательской деятельности.

Направленность программы – естественнонаучное

Новизна. В данной Программе предусмотрена реальная практико-ориентированная опытническая деятельность воспитанников в области культурных растений, организация деятельности учащихся по изучению растительного мира  и животного мира, а также участию в реальной природоохранной деятельности своего региона.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Создание данной программы вызвано необходимостью развития у воспитанников экологического сознания как основы для формирования нового типа отношений между человеком и растительным миром. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации учащиеся дополнительно изучат мир растений, в том числе культурных, которым посвящен 3-й год обучения, освоят приемы опытнической работы, научатся решать простейшие экологические задачи, у учащихся сформируются экологическая грамотность, разовьется познавательный интерес к огромному разнообразию растительного мира и его биологическим закономерностям.

Цель изучения курса:  углубление и расширение знаний учащихся о живых организмах, развитие познавательной деятельности, творческого потенциала учащихся, воспитание у учащихся естественно- научного восприятия окружающего мира.

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы ; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний об окружающей среде; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.


Метапредметные результаты :

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;

  • умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью.


Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами, растениями, грибами;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека заболеваний;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

  1. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Условия реализации программы:

  1. Наборы картинок в соответствии с тематикой.

  2. Натуральные объекты.

  3. Гербарии.

  4. Коллекции.

  5. Комплекты микропрепаратов.

  6. Микроскоп.

  7. Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ.

  8. Лупа ручная.

  9. Компьютер.

  10. Настенная доска.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Наименование темы

Количество часов

Введение

Введение

1

Итого

1


Мир растений

История появления растений

1

Разнообразие растений

1

Растения у тебя дома

1

Значение растений

1

Влияние человека на растения

1

Размножение растений

1

Условия прорастания семян.

1

Викторина « растения мира»

1

Красная книга Большереченского района

1

Оформление плаката « растения»

1

Итого

11




Мир животных

Среда обитания животных

1

Многообразие животного мира на Земле.

1

Викторина « Мир животных»

1

Животные водной среды

1

Животные водной и наземной среды

1

Животные леса

1

Животные – обитатели луга, степи и пустыни.

1

Домашние животные

1

Охрана природы

1

Игра «Животные»

1

Итого

10

Мир грибов

Грибы -удивительное царство.

1

Грибы ядовитые и съедобные

1

Грибы Большереченского района

1

Викторина « Грибы»

1

Грибы - плесени

1

Разнообразный мир грибов

1

Оформление плаката «Грибы»

1

Итого

8

Мир бактерий

Открытие бактерий. Разнообразие бактерий

1

Значение бактерий в жизни человека

1

Почему мы болеем?

1

Бактерии. Война миров.

1

Итоговое занятие

1

Итого

5

35 часов


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(35 ЧАСОВ – 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

Введение (1 час)

Знакомство с учащимися. Проведение ознакомительного мероприятия «Что ты знаешь о природе?» Инструктаж по технике безопасности. Беседа о значении растений в нашей жизни

Мир растений (11 часов)

Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения.  Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они?  Условия для существования растений. Растения и химия. Медицина и растения. Влияние человека на растения. Правила поведения в природе. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян.

Мир животных (10 часов)

Среда обитания животных. Понятие о среде обитания, основные среды обитания животных (водная, наземная, воздушная и др.). Многообразие животного мира на Земле. Животные водной среды. Обзор водоемов, многообразие животных водной среды. Животные водной и наземной среды. Животные леса. Понятие лес, разнообразие лесов. Животные – обитатели луга, степи и пустыни. Характеристика луга, степи, пустыни. Животные луга. Животные степей. Животные пустыни, их особенности. Домашние животные. Охрана природы. Заповедники, заказники, зоопарки, национальные парки, их работа. 

Мир грибов (8 часов)

Грибы -удивительное царство. Разнообразие грибов Где и какие грибы встречаются в Большереческом районе. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Грибы как особые группы живых существ.

Мир бактерий (5 часов)

Открытие бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе. Значение бактерий в жизни человека Значение бактерий: Куда деваются опавшие листья? Почему мы болеем? Кто живёт в желудке у коровы и нас в кишечнике? Про кефир, силос и квашеную капусту.


Контрольно-оценочные средства

Низкий уровень.

Обучающийся проявляет интерес и желание к работе на кружке (работа с гербариями, натуральными объектами и т.д.) но не соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может владеть определёнными знаниями, умениями и навыками, но пользуется ими не достаточно осознанно и самостоятельно.

Средний уровень.

Обучающийся проявляет интерес и потребность в изучении тем, выполнении творческих заданий. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную работу. Проявляет инициативу и творчество. Использует в собственной деятельности знания, умения и навыки при работе с различными источниками информации.

Высокий уровень.

Обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с педагогом, испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает, как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения, навыки, может применять свои знания на практике. Проявляет инициативу в решении определённых задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Введение (1 час)

1



Введение

Проведение ознакомительного мероприятия «Что ты знаешь о природе?» Инструктаж по технике безопасности. Беседа о значении растений в нашей жизни

Заполнение листов « что я знаю о природе». Беседа с учителем по технике безопасности.

Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации

Интересоваться чужим мнением и высказывать свое . Умение слушать и слышать друг друга делать выводы

Мир растений (11 часов)

2



История появления растений

Разнообразие растений. Самые древние растения. Первые наземные растения.

Беседа с учителем о растениях и их происхождении. Просмотр фильма о происхождении растений

Работать с различной информацией,  преобразовывать ее из одной формы в другую на основе обобщения материала учебника и дополнительных источников информации

Самостоятельно выработанные критерии оценки



Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

3



Разнообразие растений

Классификация растений. Отделы растений. Семейства растений\.

Выполнение схемы классификации растений

Осваивают основные положения и критерии классификации

Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

Умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Работают по плану

4



Растения у тебя дома

Описание домашних растений. Правила ухода за домашними растениями

Составление списка домашних растений и правил ухода за ними.

Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями.

Учатся работать с различными источниками информации,

Учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника


Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы



5



Значение растений

Значение растений в жизни человека. Использование растений человеком

Оформление плаката « Использование растений в жизни человека»

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Учатся работать с различными источниками информацию

Умение воспринимать информацию на слух.

6



Влияние человека на растения

Как влияет человек на растения

Беседа с элементами дискуссии по поводу влияния человека на растения.

Работать с различной информацией,  преобразовывать ее из одной формы в другую

Самостоятельно выработанные критерии оценки



Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

7



Размножение растений

Семя. Разнообразие семян. Значение семян.

Составление схем разнообразия семян.

Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Самостоятельно ставить цели, владеть основами самоконтроля и самооценки.

Устанавливать рабочие отношения в группе.

8



Условия прорастания семян.

Эксперимент « прорастание семян

Проведение эксперимента с прорастанием семян.

Проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты.

Самостоятельно ставить цели, владеть основами самоконтроля и самооценки

Устанавливать рабочие отношения в группе.

9



Викторина « растения мира»

Значение растений в мировом сообществе. Растения и их функции и значение в разных странах.

Участие в викторине

Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Самостоятельно ставить цели, владеть основами самоконтроля и самооценки.

Устанавливать рабочие отношения в группе.

10



Красная книга Большереченского района

Растения красной книги Большереченского района

Составление списка растений красной книги. Оформление правил обращения с красно-книжными растениями

Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую

Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; владеть основами самоконтроля и самооценки; 

Устанавливать рабочие отношения в группе.

11



Оформление плаката « растения»

Понятия по теме растения

Сбор информации для оформления плаката

Эффективные способы  решения учебных задач в зависимости от конкретных условий.

Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, разрабатывать план-конспект изучаемого материала.

Устанавливать рабочие отношения в группе;  участвовать в коллективном обсуждении проблем

12



Оформление плаката « растения»

Понятия по теме растения

Оформление плаката и подведение итогов по теме « растения»

Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о работе.

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о работы.

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Мир животных (10 часов)

13



Среда обитания животных

Среда обитания животных. Понятие о среде обитания, основные среды обитания животных

Беседа с учителем и одноклассниками о среде обитания. Изучения основных видов среды обитания

Использовать приёмы работы с информацией осуществлять постановку и формулирование проблемы.

Принимать учебную задачу, составлять план работы в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, строить понятное монологическое высказывание

14



Многообразие животного мира на Земле.

Многообразие животного мира на Земле.

Составление схемы многообразия животного мира. Сос

Умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

15



Викторина « Мир животных»

Основные понятие, закономерности и особенности животного мира

Участие в викторине

Умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

16



Животные водной среды

Животные водной среды. Обзор водоемов, многообразие животных водной среды.

Оформление рисунков животных водной среды. Определение особенностей водных животных

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации

Организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы

Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

17



Животные водной и наземной среды

Животные водной и наземной среды. Особенности строения животных. Значение животных

Выполнение схемы. Решение ребусов. Составление кроссвордов

Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

Развивать  умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

18



Животные леса

Животные леса. Понятие лес, разнообразие лесов. Особенности животных леса

Оформление плаката с животными леса по ярусам

Определять цели своего обучения

Структурировать информацию.


Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.

Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

19



Животные – обитатели луга, степи и пустыни.

Особенности животных лугов, степей и пустыни.

Просмотр видеофильма

Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

Развивать  умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

20



Домашние животные

История возникновения домашних животных. Домашние животные и правила ухода за ними

Создание памятки « правила ухода за домашними животными»

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении


21



Охрана природы

Охрана природы. Заповедники, заказники, зоопарки, национальные парки, их работа. 


Создание карты заповедники омской области

 Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации.

Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя

Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

22



Игра

«Животные»

Разнообразие животного мира

Участие в игре

Определять цели своего обучения

Структурировать информацию.


Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.

Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Мир грибов (8 часов)

23



Грибы -удивительное царство.

Царство грибов. Классификация грибов. Особенности грибов. Значение грибов в жизни человека

Оформление схемы «Влияние человека на грибы», « значение грибов в жизни человека»

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

24



Грибы ядовитые и съедобные

Определение ядовитых и съедобных грибов

Оформление памятки « Правила сбора грибов»

Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую

Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; владеть основами самоконтроля и самооценки; 

Устанавливать рабочие отношения в группе.

25



Грибы Большереченского района

Где и какие грибы встречаются в Большереческом районе.

Оформление плаката « Грибы моего края»

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

26



Викторина « Грибы»

Классификация и разнообразие грибов. Значение грибов

Участие в викторине

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы.


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

27



Грибы - плесени

Грибы – плесени их значение в жизни человека

Просмотр документального фильма

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы.


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

28



Разнообразный мир грибов

Игра « собирая грибы»

Участие в игре

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении


29



Оформление плаката «Грибы»

Значение грибов, грибы родного края, классификация грибов

Подготовка материала для оформления плаката. Повторение теоретического материала

Воспроизводство информации по памяти, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.

Организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

30



Оформление плаката «Грибы»

Значение грибов, грибы родного края, классификация грибов

Оформление стенда « грибы»

Воспроизводство информации по памяти, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.

Организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Мир бактерий (5 часов)

31



Открытие бактерий. Разнообразие бактерий

История открытия бактерий в мире. Разнообразие бактерий

Выполнение схемы и выполнение кроссворда «Разнообразие бактерий»

Определять цели своего обучения

Структурировать информацию.


Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.

Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

32



Значение бактерий в жизни человека

Влияние бактерий на жизнедеятельность человека

Создание схемы « влияние бактерий на человек»

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении


33



Почему мы болеем?

Бактерии, вызывающие болезни человека

Дискуссия по тебе бактерий и их влияние на организм м человека

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности .

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

34



Бактерии. Война миров.

Просмотр фильма

Просмотр фильмы, дискуссия после просмотра

Определять цели своего обучения

Структурировать информацию.


Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.

Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

35



Итоговое занятие

Понятие темы: растения, животные, грибы, бактерии

Обобщают и закрепляют теоретический материал курса

Воспроизводство информации по памяти, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.

Организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.






Список литературы


  1. Атлас Омской области/Под ред. А.А. Кожухарь, В.Н. Гнатишин.- Омск: Омская картографическая фабрика Роскартографии, 2018.- 31 стр.; ил.

  2. Бондаревская Е.В. Ценностно-смысловые ориентации стратегическое направление развития сельской школы // Педагогика. - 2019. - №5.

  3. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2019. – с.223

  4. Долгушин, А. П. Сказание о Большеречье / А. П. Долгушин. – Омск : Кн. изд-во, 2008. – 190 с.

  5. Журнал  «Классный руководитель»,№1,2016; №3,1,2014,№2,2018 № 3.

  6. Зазыкин С.А., Громов П.Р. Методическое обеспечение воспитательного процесса в сельской школе. М.: Центр, 2017

  7. К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2018.

  8. Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева,К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2016.

  9. Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.

  10. Организация внешкольного досуга.   Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2016.

  11. Приглашает Омское Прииртышье = Welcome to the Irtysh region of Omsk : [турист. кат.] / М-во по делам молодежи, физ. культуры и спорта Ом. обл. ; [редкол.: Е. Жгутова, М. Гизбрехт]. – Омск : БУ ОО "МинспортМедиа", [2011?]. - 57, [5] с. : цв. ил., портр., карта. – Текст рус., англ. - Библиогр. в тексте.

Комментарии
Комментариев пока нет.