Рабочая программа «Мир вокруг нас»
Пояснительная записка
Изучение биологических наук - основа формирования естественно - научного мировоззрения. Это способствует не только познанию природы, но и вооружает человека знаниями, необходимыми для практической деятельности. Содержание занятий расширяет и углубляет знания школьников по биологии и содержит информацию об особенностях живых организмов и их жизненных проявлениях. Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Программа курса позволит учащимся расширить знания по зоологии, экологии человека, развить творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемых областях знаний.
Данная программа имеет ряд особенностей:
- в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть определёнными практическими навыками;
- успешное усвоение программы зависит от обеспечения наглядными пособиями и оборудованием для осуществления лабораторных и практических работ;
- овладение практическими навыками и предполагает активную самостоятельную работу учащихся, что позволяет повысить учебную мотивацию;
- теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего;
Экологический аспект программы даёт возможность формирования у обучающихся нравственных и мировоззренческих установок. Курс готовит воспитанников к творческой и исследовательской деятельности.
Направленность программы – естественнонаучное
Новизна. В данной Программе предусмотрена реальная практико-ориентированная опытническая деятельность воспитанников в области культурных растений, организация деятельности учащихся по изучению растительного мира и животного мира, а также участию в реальной природоохранной деятельности своего региона.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Создание данной программы вызвано необходимостью развития у воспитанников экологического сознания как основы для формирования нового типа отношений между человеком и растительным миром. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации учащиеся дополнительно изучат мир растений, в том числе культурных, которым посвящен 3-й год обучения, освоят приемы опытнической работы, научатся решать простейшие экологические задачи, у учащихся сформируются экологическая грамотность, разовьется познавательный интерес к огромному разнообразию растительного мира и его биологическим закономерностям.
Цель изучения курса: углубление и расширение знаний учащихся о живых организмах, развитие познавательной деятельности, творческого потенциала учащихся, воспитание у учащихся естественно- научного восприятия окружающего мира.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы ; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний об окружающей среде; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты :
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами, растениями, грибами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека заболеваний;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Условия реализации программы:
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Натуральные объекты.
Гербарии.
Коллекции.
Комплекты микропрепаратов.
Микроскоп.
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ.
Лупа ручная.
Компьютер.
Настенная доска.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела | Наименование темы | Количество часов |
Введение | Введение | 1 |
Итого | 1 | |
Мир растений | История появления растений | 1 |
Разнообразие растений | 1 | |
Растения у тебя дома | 1 | |
Значение растений | 1 | |
Влияние человека на растения | 1 | |
Размножение растений | 1 | |
Условия прорастания семян. | 1 | |
Викторина « растения мира» | 1 | |
Красная книга Большереченского района | 1 | |
Оформление плаката « растения» | 1 | |
Итого | 11 | |
Мир животных | Среда обитания животных | 1 |
Многообразие животного мира на Земле. | 1 | |
Викторина « Мир животных» | 1 | |
Животные водной среды | 1 | |
Животные водной и наземной среды | 1 | |
Животные леса | 1 | |
Животные – обитатели луга, степи и пустыни. | 1 | |
Домашние животные | 1 | |
Охрана природы | 1 | |
Игра «Животные» | 1 | |
Итого | 10 | |
Мир грибов | Грибы -удивительное царство. | 1 |
Грибы ядовитые и съедобные | 1 | |
Грибы Большереченского района | 1 | |
Викторина « Грибы» | 1 | |
Грибы - плесени | 1 | |
Разнообразный мир грибов | 1 | |
Оформление плаката «Грибы» | 1 | |
Итого | 8 | |
Мир бактерий | Открытие бактерий. Разнообразие бактерий | 1 |
Значение бактерий в жизни человека | 1 | |
Почему мы болеем? | 1 | |
Бактерии. Война миров. | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 5 | |
35 часов |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(35 ЧАСОВ – 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
Введение (1 час)
Знакомство с учащимися. Проведение ознакомительного мероприятия «Что ты знаешь о природе?» Инструктаж по технике безопасности. Беседа о значении растений в нашей жизни
Мир растений (11 часов)
Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они? Условия для существования растений. Растения и химия. Медицина и растения. Влияние человека на растения. Правила поведения в природе. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян.
Мир животных (10 часов)
Среда обитания животных. Понятие о среде обитания, основные среды обитания животных (водная, наземная, воздушная и др.). Многообразие животного мира на Земле. Животные водной среды. Обзор водоемов, многообразие животных водной среды. Животные водной и наземной среды. Животные леса. Понятие лес, разнообразие лесов. Животные – обитатели луга, степи и пустыни. Характеристика луга, степи, пустыни. Животные луга. Животные степей. Животные пустыни, их особенности. Домашние животные. Охрана природы. Заповедники, заказники, зоопарки, национальные парки, их работа.
Мир грибов (8 часов)
Грибы -удивительное царство. Разнообразие грибов Где и какие грибы встречаются в Большереческом районе. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Грибы как особые группы живых существ.
Мир бактерий (5 часов)
Открытие бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе. Значение бактерий в жизни человека Значение бактерий: Куда деваются опавшие листья? Почему мы болеем? Кто живёт в желудке у коровы и нас в кишечнике? Про кефир, силос и квашеную капусту.
Контрольно-оценочные средства
Низкий уровень.
Обучающийся проявляет интерес и желание к работе на кружке (работа с гербариями, натуральными объектами и т.д.) но не соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может владеть определёнными знаниями, умениями и навыками, но пользуется ими не достаточно осознанно и самостоятельно.
Средний уровень.
Обучающийся проявляет интерес и потребность в изучении тем, выполнении творческих заданий. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную работу. Проявляет инициативу и творчество. Использует в собственной деятельности знания, умения и навыки при работе с различными источниками информации.
Высокий уровень.
Обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с педагогом, испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает, как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения, навыки, может применять свои знания на практике. Проявляет инициативу в решении определённых задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | |
Введение (1 час) | ||||||||
1 | Введение | Проведение ознакомительного мероприятия «Что ты знаешь о природе?» Инструктаж по технике безопасности. Беседа о значении растений в нашей жизни | Заполнение листов « что я знаю о природе». Беседа с учителем по технике безопасности. | Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. | Осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации | Интересоваться чужим мнением и высказывать свое . Умение слушать и слышать друг друга делать выводы | ||
Мир растений (11 часов) | ||||||||
2 | История появления растений | Разнообразие растений. Самые древние растения. Первые наземные растения. | Беседа с учителем о растениях и их происхождении. Просмотр фильма о происхождении растений | Работать с различной информацией, преобразовывать ее из одной формы в другую на основе обобщения материала учебника и дополнительных источников информации | Самостоятельно выработанные критерии оценки | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) | ||
3 | Разнообразие растений | Классификация растений. Отделы растений. Семейства растений\. | Выполнение схемы классификации растений | Осваивают основные положения и критерии классификации | Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. | Умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Работают по плану | ||
4 | Растения у тебя дома | Описание домашних растений. Правила ухода за домашними растениями | Составление списка домашних растений и правил ухода за ними. | Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями. | Учатся работать с различными источниками информации, Учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника | Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | ||
5 | Значение растений | Значение растений в жизни человека. Использование растений человеком | Оформление плаката « Использование растений в жизни человека» | Умение работать с текстом, выделять в нем главное. | Учатся работать с различными источниками информацию | Умение воспринимать информацию на слух. | ||
6 | Влияние человека на растения | Как влияет человек на растения | Беседа с элементами дискуссии по поводу влияния человека на растения. | Работать с различной информацией, преобразовывать ее из одной формы в другую | Самостоятельно выработанные критерии оценки | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | ||
7 | Размножение растений | Семя. Разнообразие семян. Значение семян. | Составление схем разнообразия семян. | Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. | Самостоятельно ставить цели, владеть основами самоконтроля и самооценки. | Устанавливать рабочие отношения в группе. | ||
8 | Условия прорастания семян. | Эксперимент « прорастание семян | Проведение эксперимента с прорастанием семян. | Проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты. | Самостоятельно ставить цели, владеть основами самоконтроля и самооценки | Устанавливать рабочие отношения в группе. | ||
9 | Викторина « растения мира» | Значение растений в мировом сообществе. Растения и их функции и значение в разных странах. | Участие в викторине | Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. | Самостоятельно ставить цели, владеть основами самоконтроля и самооценки. | Устанавливать рабочие отношения в группе. | ||
10 | Красная книга Большереченского района | Растения красной книги Большереченского района | Составление списка растений красной книги. Оформление правил обращения с красно-книжными растениями | Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую | Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; владеть основами самоконтроля и самооценки; | Устанавливать рабочие отношения в группе. | ||
11 | Оформление плаката « растения» | Понятия по теме растения | Сбор информации для оформления плаката | Эффективные способы решения учебных задач в зависимости от конкретных условий. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, разрабатывать план-конспект изучаемого материала. | Устанавливать рабочие отношения в группе; участвовать в коллективном обсуждении проблем | ||
12 | Оформление плаката « растения» | Понятия по теме растения | Оформление плаката и подведение итогов по теме « растения» | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о работе. | Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о работы. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | ||
Мир животных (10 часов) | ||||||||
13 | Среда обитания животных | Среда обитания животных. Понятие о среде обитания, основные среды обитания животных | Беседа с учителем и одноклассниками о среде обитания. Изучения основных видов среды обитания | Использовать приёмы работы с информацией осуществлять постановку и формулирование проблемы. | Принимать учебную задачу, составлять план работы в соответствии с поставленной задачей. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, строить понятное монологическое высказывание | ||
14 | Многообразие животного мира на Земле. | Многообразие животного мира на Земле. | Составление схемы многообразия животного мира. Сос | Умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. | Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | ||
15 | Викторина « Мир животных» | Основные понятие, закономерности и особенности животного мира | Участие в викторине | Умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. | Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | ||
16 | Животные водной среды | Животные водной среды. Обзор водоемов, многообразие животных водной среды. | Оформление рисунков животных водной среды. Определение особенностей водных животных | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации | Организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы | Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | ||
17 | Животные водной и наземной среды | Животные водной и наземной среды. Особенности строения животных. Значение животных | Выполнение схемы. Решение ребусов. Составление кроссвордов | Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; | Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. | Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие | ||
18 | Животные леса | Животные леса. Понятие лес, разнообразие лесов. Особенности животных леса | Оформление плаката с животными леса по ярусам | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | ||
19 | Животные – обитатели луга, степи и пустыни. | Особенности животных лугов, степей и пустыни. | Просмотр видеофильма | Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; | Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. | Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. | ||
20 | Домашние животные | История возникновения домашних животных. Домашние животные и правила ухода за ними | Создание памятки « правила ухода за домашними животными» | Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | ||
21 | Охрана природы | Охрана природы. Заповедники, заказники, зоопарки, национальные парки, их работа. | Создание карты заповедники омской области | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации. | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя | Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | ||
22 | Игра «Животные» | Разнообразие животного мира | Участие в игре | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | ||
Мир грибов (8 часов) | ||||||||
23 | Грибы -удивительное царство. | Царство грибов. Классификация грибов. Особенности грибов. Значение грибов в жизни человека | Оформление схемы «Влияние человека на грибы», « значение грибов в жизни человека» | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | ||
24 | Грибы ядовитые и съедобные | Определение ядовитых и съедобных грибов | Оформление памятки « Правила сбора грибов» | Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую | Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; владеть основами самоконтроля и самооценки; | Устанавливать рабочие отношения в группе. | ||
25 | Грибы Большереченского района | Где и какие грибы встречаются в Большереческом районе. | Оформление плаката « Грибы моего края» | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей | ||
26 | Викторина « Грибы» | Классификация и разнообразие грибов. Значение грибов | Участие в викторине | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | ||
27 | Грибы - плесени | Грибы – плесени их значение в жизни человека | Просмотр документального фильма | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | ||
28 | Разнообразный мир грибов | Игра « собирая грибы» | Участие в игре | Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | ||
29 | Оформление плаката «Грибы» | Значение грибов, грибы родного края, классификация грибов | Подготовка материала для оформления плаката. Повторение теоретического материала | Воспроизводство информации по памяти, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи. | Организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | ||
30 | Оформление плаката «Грибы» | Значение грибов, грибы родного края, классификация грибов | Оформление стенда « грибы» | Воспроизводство информации по памяти, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи. | Организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | ||
Мир бактерий (5 часов) | ||||||||
31 | Открытие бактерий. Разнообразие бактерий | История открытия бактерий в мире. Разнообразие бактерий | Выполнение схемы и выполнение кроссворда «Разнообразие бактерий» | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | ||
32 | Значение бактерий в жизни человека | Влияние бактерий на жизнедеятельность человека | Создание схемы « влияние бактерий на человек» | Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | ||
33 | Почему мы болеем? | Бактерии, вызывающие болезни человека | Дискуссия по тебе бактерий и их влияние на организм м человека | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности . | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | ||
34 | Бактерии. Война миров. | Просмотр фильма | Просмотр фильмы, дискуссия после просмотра | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | ||
35 | Итоговое занятие | Понятие темы: растения, животные, грибы, бактерии | Обобщают и закрепляют теоретический материал курса | Воспроизводство информации по памяти, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи. | Организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. |
Список литературы
Атлас Омской области/Под ред. А.А. Кожухарь, В.Н. Гнатишин.- Омск: Омская картографическая фабрика Роскартографии, 2018.- 31 стр.; ил.
Бондаревская Е.В. Ценностно-смысловые ориентации стратегическое направление развития сельской школы // Педагогика. - 2019. - №5.
Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2019. – с.223
Долгушин, А. П. Сказание о Большеречье / А. П. Долгушин. – Омск : Кн. изд-во, 2008. – 190 с.
Журнал «Классный руководитель»,№1,2016; №3,1,2014,№2,2018 № 3.
Зазыкин С.А., Громов П.Р. Методическое обеспечение воспитательного процесса в сельской школе. М.: Центр, 2017
К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2018.
Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева,К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2016.
Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.
Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2016.
Приглашает Омское Прииртышье = Welcome to the Irtysh region of Omsk : [турист. кат.] / М-во по делам молодежи, физ. культуры и спорта Ом. обл. ; [редкол.: Е. Жгутова, М. Гизбрехт]. – Омск : БУ ОО "МинспортМедиа", [2011?]. - 57, [5] с. : цв. ил., портр., карта. – Текст рус., англ. - Библиогр. в тексте.