12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гамова Анна Владимировна530 Россия, Крым респ., с. Владиславовка Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат» |
Рабочая программа «Мир вокруг нас»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Владиславовская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов _________Гамова Т.П. Протокол №____ от «___»______2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Мелеховская Г.Г. «__»__________2017 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Васильчук Н.Н. Приказ №__от «__»__________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мир вокруг нас
1 класс
Направление: социальное
Количество часов: 33 (1 час в неделю)
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Гамова Анна Владимировна,
учитель начальных классов, специалист
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ "Владиславовская ОШ"
Протокол от _.08.201_ г. №_
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
«Мир вокруг нас» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродномокружении.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами являются:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел. Введение. (1ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с содержанием работы кружка.
Раздел. Я и мир вокруг меня. (2ч.)
Наша Родина – Россия. (1ч.)
Теоретическая часть. Родина. Россия. Города России.
Практическая работа. Экскурсия по карте.
Моя малая родина. (1ч.)
Практическая работа. Фотоколлаж.
Раздел. Времена года. (24ч)
Осень в природе. Признаки осени.(1ч)
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки.
Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.(2ч.)
Теоретическая часть. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений.
Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»
Птицы осенью.(2ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме.
Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.
Перелетные птицы. Их охрана.(2ч.)
Теоретическая часть. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц.
Практическая работа. Оформление альбома о перелётных птицах.
Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»(1ч.)
Практическая работа. Сценарий конкурсной программы.
Зима в природе. Признаки зимы.(1ч)
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки.
Вода. Три состояния воды.(2ч.)
Теоретическая часть. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).
Практическая работа. Опыты с водой. Схематическая запись опыта.
Зимующие птицы.(3ч.)
Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее время года.
Практическая работа. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.
Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.
Содержания комнатных растений зимой.(3ч.)
Теоретическая часть. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время.
Практическая работа. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок.
Утренник «Зимушка – зима».(1ч.)
Практическая работа. Сценарий праздника.
Природа весной. Признаки весны. (1ч.)
Теоретическая часть. Приметы весны. Весна в лесу.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна».
Что вырастет из семечка? (2ч.)
Теоретическая часть. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Практическая работа. Выращивание растений из семени.
Птицы весной. (1ч.)
Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе.
Водоемы. (1ч.)
Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Весеннее половодье.
Праздник весны. Утренник.(1ч.)
Практическая работа. Сценарий праздника.
Раздел. Мы – защитники природы. (5ч.)
Охрана природы. (2ч.)
Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.
Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».
Растения и животные «Красной книги России».(2ч.)
Теоретическая часть. «Почему она красная?" Знакомство с растениями «Красной книги России». Знакомство с животными «Красной книги России».
Практическая работа. Изготовление знаков к правилам поведения в природе.
Игра – путешествие «По лесным тропинкам» (1ч.)
Практическая работа. Сценарий мероприятия.
Раздел. Подведение итогов. (1ч.)
Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела и тем | Название раздела и тем | Учебные часы |
1 | Введение | 1 |
2 | Я и мир вокруг меня. | 2 |
3 | Времена года. | 24 |
4 | Мы – защитники природы. | 5 |
5 | Подведение итогов. | 1 |
ИТОГО | 33 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Владиславовская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов _________Гамова Т.П. Протокол №____ от «___»______2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Мелеховская Г.Г. «__»__________2017 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Васильчук Н.Н. Приказ №__от «__»__________2017 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мир вокруг нас
1 класс
Направление: социальное
Количество часов: 33 (1 час в неделю)
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Гамова Анна Владимиовна,
учитель начальных классов, специалист
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ "Владиславовская ОШ"
Протокол от _.08.201_ г. №_
2017 год
№ занятия | Наименование разделов темы занятий | Часы учебного времени | Формируемые УУД | Дата | |||
Личностные | Метапредметные | План | Факт | ||||
I | Введение в мир природы | 1 | Формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине и окружающему миру. Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу. | Формирование представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны — как о её национальном достоянии. Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт. | |||
1 | Введение. Основные понятия учебного курса. | 1 | |||||
II | Я и мир вокруг меня. | 2 | |||||
2 | Наша Родина – Россия. Экскурсия по карте. | 1 | |||||
3 | Моя малая родина. | 1 | |||||
III | Времена года. | 24 | Формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к природе; — желание создать программу праздника; — желание выполнять правила здорового образа жизни; — навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. - доброжелательное отношение к сверстникам во время игры; — осознание собственных достижений при освоении учебной темы —интерес к изучению праздников народов России и традиций их проведения; — бережное отношение к природе; — желание помочь ребятам. Формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к природе; — желание создать программу праздника Формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. — проявлять интерес к изучению темы; — проявлять бережное отношение к природе. | Познавательные умения: — определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение; — устанавливать причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы — и обосновывать своё мнение; — замечать невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё мнение; определять зависимость зимних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу; — определять день зимнего солнцестояния и обосновывать своё мнение; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; определять зависимость весенних и летних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение; Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Осознание важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладение способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности). Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи (принимать и сохранять учебную задачу); Владеть рядом общих приёмов решения задач; Формулировать собственное мнение и позицию. | |||
4 | Осень в природе. Признаки осени. Экскурсия в природу. | 1 | |||||
5-6 | Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. | 2 | |||||
7-8 | Птицы осенью. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах. | 2 | |||||
9 | Перелетные птицы. Их охрана. | 1 | |||||
10 | Конкурсная программа «Золотая волшебница осень» | 1 | |||||
11-12 | Зима в природе. Признаки зимы. Экскурсия в природу. | 2 | |||||
13-14 | Вода. Три состояния воды. | 2 | |||||
15-16 | Зимующие птицы. | 2 | |||||
17-19 | Содержания комнатных растений зимой. | 3 | |||||
20 | Утренник «Зимушка – зима». Сценарий праздника. | 1 | |||||
21-22 | Природа весной. Признаки весны. Экскурсия в природу. | 2 | |||||
23-24 | Что вырастет из семечка. | 2 | |||||
25 | Птицы весной. | 1 | |||||
26 | Водоемы. | 1 | |||||
27 | Праздник весны. Утренник | 1 | |||||
IV | Мы – защитники природы. | 5 | |||||
28-29 | Охрана природы. | 2 | |||||
30-31 | Растения и животные «Красной книги России». | 2 | |||||
32 | Игра – путешествие «По лесным тропинкам» Сценарий мероприятия. | 1 | |||||
V | Подведение итогов. | 1 | |||||
33 | Подведение итогов за год. Задание на летние каникулы. Выставка творческих работ. | 1 | |||||
Итого за год: | 33 часа |
Лист коррекции
«Мир вокруг нас»
(название предмета)
Учитель Гамова Анна Владимировна
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |