Рабочая программа «Мир вокруг нас» (1 класс)

0
0
Материал опубликован 10 October 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Владиславовская общеобразовательная школа»

Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

_________Гамова Т.П.

Протокол №____

от «___»______2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ

"Владиславовская ОШ" _______Мелеховская Г.Г.

«__»__________2017 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ

"Владиславовская ОШ"

_______Васильчук Н.Н.

Приказ №__от

«__»__________2017 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мир вокруг нас

1 класс

Направление: социальное

Количество часов: 33 (1 час в неделю)

Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год

Составитель:

Гамова Анна Владимировна,

учитель начальных классов, специалист

 

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

МБОУ "Владиславовская ОШ"

Протокол от _.08.201_ г. №_

 

 

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России.

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

«Мир вокруг нас» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.

Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.

Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродномокружении.

Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами являются:

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел. Введение. (1ч.)

Теоретическая часть.   Знакомство с содержанием работы кружка.

Раздел. Я и мир вокруг меня. (2ч.)

Наша Родина – Россия. (1ч.)

Теоретическая часть.  Родина. Россия. Города России.

Практическая работа. Экскурсия по карте.

Моя малая родина. (1ч.)

Практическая работа. Фотоколлаж.

Раздел. Времена года. (24ч)

Осень в природе. Признаки осени.(1ч)

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки.

Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.(2ч.)

Теоретическая часть.   Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений.

Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»

Птицы осенью.(2ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме.

Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.

Перелетные птицы. Их охрана.(2ч.)

Теоретическая часть. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц.

Практическая работа. Оформление альбома о перелётных птицах.

Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»(1ч.)

Практическая работа. Сценарий конкурсной программы.

Зима в природе. Признаки зимы.(1ч)

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки.

Вода. Три состояния воды.(2ч.)

Теоретическая часть. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

Практическая работа. Опыты с водой. Схематическая запись опыта.

Зимующие птицы.(3ч.)

Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее время года.

Практическая работа. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Содержания комнатных растений зимой.(3ч.)

Теоретическая часть. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время.

Практическая работа. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок.

Утренник «Зимушка – зима».(1ч.)

Практическая работа. Сценарий праздника.

Природа весной. Признаки весны. (1ч.)

Теоретическая часть. Приметы весны. Весна в лесу.

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна».

Что вырастет из семечка? (2ч.)

Теоретическая часть. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Практическая работа. Выращивание растений из семени.

Птицы весной. (1ч.)

Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе.

Водоемы. (1ч.)

Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Весеннее половодье.

Праздник весны. Утренник.(1ч.)

Практическая работа. Сценарий праздника.

Раздел. Мы – защитники природы. (5ч.)

Охрана природы. (2ч.)

Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.

Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».

Растения и животные «Красной книги России».(2ч.)

Теоретическая часть. «Почему она красная?" Знакомство с растениями «Красной книги России». Знакомство с животными «Красной книги России».

Практическая работа. Изготовление знаков к правилам поведения в природе.

Игра – путешествие «По лесным тропинкам» (1ч.)

Практическая работа. Сценарий мероприятия.

Раздел. Подведение итогов. (1ч.)

Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела и тем

Название раздела и тем

Учебные часы

1

Введение

1

2

Я и мир вокруг меня.

2

3

Времена года.

24

4

Мы – защитники природы.

5

5

Подведение итогов.

1

 

ИТОГО

33

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Владиславовская общеобразовательная школа»

Кировского района Республики Крым

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

_________Гамова Т.П.

Протокол №____

от «___»______2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ

"Владиславовская ОШ" _______Мелеховская Г.Г.

«__»__________2017 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ

"Владиславовская ОШ"

_______Васильчук Н.Н.

Приказ №__от

«__»__________2017 г.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мир вокруг нас

1 класс

Направление: социальное

Количество часов: 33 (1 час в неделю)

Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год

Составитель:

Гамова Анна Владимиовна,

учитель начальных классов, специалист

 

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

МБОУ "Владиславовская ОШ"

Протокол от _.08.201_ г. №_

 

 

2017 год

занятия

Наименование разделов темы занятий

Часы учебного времени

Формируемые УУД

Дата

Личностные

Метапредметные

План

Факт

I

Введение в мир природы

1

Формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине и окружающему миру.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.

Формирование представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны — как о её национальном достоянии. Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт.

   

1

Введение. Основные понятия учебного курса.

1

   

II

Я и мир вокруг меня.

2

   

2

Наша Родина – Россия. Экскурсия по карте.

1

   

3

Моя малая родина.

1

   

III

Времена года.

24

Формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру.

Проявлять:

интерес к изучению темы;

бережное отношение к

природе;

желание создать программу праздника;

желание выполнять

правила здорового образа жизни;

навыки благожелательного общения друг с другом во

время игры.

- доброжелательное отношение к сверстникам во время игры;

осознание собственных

достижений при освоении

учебной темы

интерес к изучению

праздников народов России и традиций их проведения;

бережное отношение к

природе;

желание помочь ребятам.

Формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру.

Проявлять:

интерес к изучению темы;

бережное отношение к

природе;

желание создать программу праздника

Формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру.

проявлять интерес к изучению темы;

проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные умения:

определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение;

устанавливать причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы — и обосновывать своё мнение;

замечать невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё мнение; определять зависимость зимних изменений в неживой природе

от положения земной поверхности по отношению к Солнцу;

определять день зимнего солнцестояния и обосновывать своё мнение;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

определять зависимость весенних и летних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение;

Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Осознание важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладение способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности). Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи (принимать и сохранять учебную задачу); Владеть рядом общих приёмов решения задач; Формулировать собственное мнение и позицию.

   

4

Осень в природе. Признаки осени. Экскурсия в природу.

1

   

5-6

Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.

2

   

7-8

Птицы осенью.

Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.

2

   

9

Перелетные птицы. Их охрана.

1

   

10

Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»

1

   

11-12

Зима в природе. Признаки зимы. Экскурсия в природу.

2

   

13-14

Вода. Три состояния воды.

2

   

15-16

Зимующие птицы.

2

   

17-19

Содержания комнатных растений зимой.

3

   

20

Утренник «Зимушка – зима».

Сценарий праздника.

1

   

21-22

Природа весной. Признаки весны. Экскурсия в природу.

2

   

23-24

Что вырастет из семечка.

2

   

25

Птицы весной.

1

   

26

Водоемы.

1

   

27

Праздник весны. Утренник

1

   

IV

Мы – защитники природы.

5

   

28-29

Охрана природы.

2

   

30-31

Растения и животные «Красной книги России».

2

   

32

Игра – путешествие «По лесным тропинкам»

Сценарий мероприятия.

1

   

V

Подведение итогов.

1

   

33

Подведение итогов за год. Задание на летние каникулы. Выставка творческих работ.

1

   
 

Итого за год:

 

33 часа

     

Лист коррекции

«Мир вокруг нас»

(название предмета)

Учитель Гамова Анна Владимировна

п/п

Название

раздела,

темы

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина

корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения по факту

             
             
             
             
             
             
             
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.