Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное
Питерского района Саратовской области»
«Согласованно» Зам. дир. по ВР _______/Байгалиева Ю.Ю./ ________________2018 года
|
«Утверждено»» Директор МОУ «СОШ с. Запрудное» _________/Панфиленко А.Ю./ Приказ №______ от «____» ______________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА «МИР ВОКРУГ НАС»
ДЛЯ 2-3 КЛАССОВ
Учитель: Терехова Марина Николаевна
высшая квалификационная категория
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к ней, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств.
Необходимость проведения кружковой работы обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе, но и тем, что позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, развивать интерес к предмету. Участие школьников в кружке развивает воспитанность, нравственные чувства и нормы поведения, любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам. Такая форма работы дает широкое поле для восприятия ответственности за порученное дело, проявление инициативы, взаимопомощи.
Цель исследования: раскрыть и определить роль кружковой работы в формировании экологически воспитанной личности, в процессе изучения младшими школьниками естествознания.
Задачи:
- определить значение экологического воспитания в процессе обучения младших школьников;
- рассмотреть роль кружковой работы в процессе обучения и воспитания;
- обосновать и экспериментально доказать эффективность использования кружковой работы в формировании экологически воспитанной личности младшего школьника;
- определить наиболее эффективные формы и методы в экологическом воспитании младших школьников в процессе кружковой работы.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – кружковая работа и ее роль в формировании экологически воспитанной личности в процессе изучения естествознания.
Гипотеза:
Формирование экологически воспитанной личности младшего школьника, при изучении естествознания будет успешным, если использовать такую форму внеклассной работы как кружковая работа, которая должна обеспечить преемственность учебной программе, чтобы повысить уровень познавательного интереса к предмету, будут использованы разнообразные формы такой деятельности, а также учтены индивидуальные и возрастные особенности детей.
Прежде всего, для этого необходимо создать следующее педагогические условия:
- давать детям природоведческие знания, научить любить природы;
- развивать моральные чувства;
- формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также особенностью организации учебного процесса в МОУ СОШ с.Запрудное».
1. Цели и задачи программы:
Цель кружка «Мир вокруг нас» - создать условия для воспитания гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Организационные принципы: в кружке участвуют обучающиеся 2-3 классов ;количество участников 8 человек;
периодичность занятий 1 раз в неделю по 45 минут.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.
Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
коммуникативных и информационных умений;
системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Классификация результатов внеурочной деятельности
Содержание |
Способ достижения |
Возможные формы деятельности |
Первый уровень результатов |
||
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни |
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта |
Беседа |
Второй уровень результатов |
||
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом |
Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружест-венной просоциальной среде, где он подтвер-ждает практически приобретенные соци-альные знания, начи-нает их ценить (или отвергать) |
Дебаты, тематический диспут |
Третий уровень результатов |
||
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой |
Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде |
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере – создание условий для развития умения ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;
—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Введение 1 час
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Времена года. Осень. 11 часов
Экскурсия. Сбор природного материала. Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Откуда я родом. Район , в котором я живу. 4 октября — Всемирный день животных. Конкурс фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы». Птицы осенью. Проект «Парад овощей» Герои детских сказок. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Что делает карась зимой? Акула и другие морские хищники. Тропы природы. Природа в поэзии.
Времена года. Зимушка – зима. 11 часов
Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных. Звёздочки на ладошке - снежинки. Как встречают Новый год в разных странах. Домашние животные. Символ года - поросёнок. Герои детских сказок. Аксаков. Аленький цветочек. Сестрицы-синицы. Синичкин календарь. Снегирь. Лесной доктор – дятел. Красная книга. Птицы Саратовской области. Рисунки «Птичьи просьбы»
Времена года. Весна - красна. 11 часов.
Герои детских сказок. Ф. Зальтен «Бемби». Олени. Оранжерея на окне Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Первоцветы Саратовской области. Заочное путешествие на фестиваль тюльпанов в Куриловские степи Новоузенского района. Проект. Мои домашние любимцы. Кошки и собаки. Живые цветы. Бабочки. Знакомые незнакомцы. Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».
Тематическое планирование
№ |
Название раздела (главы) кол-во часов |
Название темы |
Количество часов |
Дата |
|
По плану |
фактически |
||||
1 |
Введение 1 час |
Школьный двор. Десант чистоты и порядка. |
1 |
|
|
2 |
Времена года. Осень. 11 часов
|
Экскурсия. Сбор природного материала. |
1 |
|
|
3 |
Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. |
1 |
|
|
|
4 |
Откуда я родом. Район, в котором я живу. |
1 |
|
|
|
5 |
Птицы осенью. |
1 |
|
|
|
6 |
4 октября — Всемирный день животных. Конкурс фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы» |
1 |
|
|
|
7 |
Проект «Парад овощей» |
1 |
|
|
|
8 |
1 |
|
|
||
9 |
Герои детских сказок. Д.Н.Мамин - Сибиряк. Серая шейка. |
1 |
|
|
|
10 |
Что делает карась зимой? |
1 |
|
|
|
11 |
Акула и другие морские хищники. |
1 |
|
|
|
12 |
Тропы природы. Природа в поэзии. |
1 |
|
|
|
13 |
Времена года. Зимушка – зима. 11 часов
|
Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных. |
1 |
|
|
14 |
Звёздочки на ладошке - снежинки. |
1 |
|
|
|
15 |
Как встречают Новый год в разных странах |
1 |
|
|
|
16 |
Домашние животные. Символ года - поросёнок. |
1 |
|
|
|
17 |
Герои детских сказок. Аксаков. Аленький цветочек. |
1 |
|
|
|
18 |
Сестрицы-синицы. Синичкин календарь. |
1 |
|
|
|
19 |
1 |
|
|
||
20 |
Снегирь. |
1 |
|
|
|
21 |
Лесной доктор – дятел. |
1 |
|
|
|
22 |
Красная книга. Птицы Саратовской области. |
1 |
|
|
|
23 |
Рисунки «Птичьи просьбы» |
1 |
|
|
|
24 |
Времена года. Весна-красна. 11 часов
|
Герои детских сказок. Ф. Зальтен. Бемби. Олени. |
1 |
|
|
25 |
Оранжерея на окне Путешествие на родину ком-натных растений. Много-образие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями |
1 |
|
|
|
26 |
1 |
|
|
||
27 |
Первоцветы Саратовской области. |
1 |
|
|
|
28 |
Заочное путешествие на фестиваль тюльпанов в Куриловские степи Новоузен-ского района. |
1 |
|
|
|
29 |
Проект. Мои домашние любимцы. Кошки и собаки. |
1 |
|
|
|
30 |
1 |
|
|
||
31 |
Живые цветы. Бабочки. Знакомые незнакомцы. |
1 |
|
|
|
32 |
Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». |
1 |
|
|
|
33 |
Мы цветы сажаем планету украшаем. |
1 |
|
|
|
34 |
Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы». |
|
|
|
Тангиева Хулимат Хусеновна
Терехова Марина Николаевна
Елена Владимировна
Терехова Марина Николаевна