Рабочая программа окружающего мира во 2 классе по УМК «Школа России»
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа–интернат №3».
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Бельских Т.В./_____________ «30» августа 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы – интерната Попова М.А./____________ Приказ от 31.08.2021г. №76 |
Рабочая программа
окружающий мир
2 класс
Учитель: Патрахина Ольга Алексеевна
Программа рассмотрена на заседании школьного методического совета
Протокол от «27» августа 2021г. № 1
Председатель школьного методического совета _______ (Сергиенко О.В.)
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) и для слепых обучающихся (вариант 3.2) и комплекта примерных рабочих программ для 2 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для слабовидящих обучающихся - одобрено решением Министерства образования и науки РФ от 4.07.2017г пр. №3/17.
Программа курса содержит индивидуально ориентированные образовательные и коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей слепых обучающихся, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования
Такая основа рабочей программы обусловлена тем, что условием освоения варианта Стандарта 3.2, 4.2, является организация обучения и воспитания по адаптированной основной образовательной программе (АООП) для слабовидящих обучающихся в пролонгированные сроки (1-5 лет).
Преподавание ведется по учебникам:
- Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основные задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, к России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование культуры поведения для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- овладение компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира с помощью нарушенного зрения;
- накопление и систематизация представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, природы, обогащение нравственного опыта;
- овладение основами экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- овладение умениями и навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире;
- формирование представлений о роли сохранных анализаторов (осязания, слуха, остаточного зрения, обоняния) в жизнедеятельности человека;
- освоение доступных способов изучения природы и общества; использование приемов и способов осязательного обследования натуральных предметов, их моделей, макетов и рельефных изображений;
- воспитание ответственного отношения к природе.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью предмета является целенаправленное внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников.
При ознакомлении слабовидящих первоклассников с природой необходимо тщательно подходить к отбору дидактического материала. Выбранные для обследования объекты должны отвечать особым образовательным потребностям обучающихся, обладать всеми качествами и свойствами предмета, доступными для непосредственного зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; отвечать требованиям экологичности и безопасности.
Ознакомление с природой осуществляется на основе наблюдений, проводимых в ходе экскурсий, учебных прогулок или практических занятий в естественной среде. Большое значение имеет организация повседневных наблюдений за происходящими изменениями в природе.
Содержание предмета «Окружающий мир» имеет три раздела: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Содержание раздела «Человек и природа» направлено на первоначальное знакомство с природой, формирование навыков наблюдения простейших взаимосвязей между живой и неживой природой, взаимосвязей в живой природе посредством зрительного восприятия и всех анализаторов; использование этих навыков для объяснения необходимости бережного отношения к природе на основе проведения несложных наблюдений в окружающей среде. В содержание включено проведение простейших опытов, доступных слабовидящим первоклассникам, с использованием простейшего лабораторного оборудования.
Слабовидящие и слепые обучающиеся 1 класса учатся словесно описывать на основе предложенного алгоритма изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки, приобретают первоначальные навыки сравнения объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств.
Слабовидящие и слепые обучающиеся овладевают правилами безопасного поведения в доме, на улице, природной среде.
Содержание раздела «Человек и общество» направлено на первоначальное знакомство с Россией как государством, с ее государственной символикой. Учащиеся знакомятся с населением Российской Федерации, с обычаями и укладом жизни разных народов на основе зрительного восприятия натуральных предметов и наглядных пособий, выполненных рельефно-графическим способом.
Учащиеся приобретают первоначальные знания о взаимоотношениях людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; осваивают первоначальные навыки участия в коллективной коммуникативной деятельности в информационно- образовательной среде.
Содержание раздела «Правила безопасной жизни» направлено на знакомство с правилами сохранения и укрепления своего здоровья, соблюдением режима дня, правил личной гигиены.
Учащиеся знакомятся с правилами безопасного поведения в природе, в лесу и на воде; на улице и дома; с номерами телефонов экстренней помощи. Приобретают знания соблюдения правил противопожарной безопасности, при обращении с электричеством и электроприборами. Усваивают правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы слабовидящих, поскольку познание детьми данной категории окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный предмет является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
По учебному плану на учебный предмет «Окружающий мир» предусматривается во 2 классе – 68 часов за год (2 часа в неделю).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение учебного предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, которые, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся должны отражать:
знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к своему городу (краю); осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира;
формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем; приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;
ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса;
наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения «успешного ученика» как примера для подражания;
формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану анализаторов; на безопасный, здоровый образ жизни.
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, которые с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
овладение доступными способами изучения природы и общества, компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира с помощью нарушенного зрения;
овладение умениями и навыками установления и выявления элементарных причинно-следственных связей в окружающем мире;
использование приемов и способов зрительного восприятия натуральных предметов, их моделей, макетов;
умение описывать на основе предложенного плана и алгоритма изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
умение использовать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку и зрительное восприятие для расширения знаний о живой и неживой природе, формирования целостных представлений о предметах окружающего мира посредством развития способности вести целенаправленное наблюдение для формирования умений анализировать свои восприятия, относить их к определенному предмету;
сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, используя зрительное восприятие и все анализаторы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде на основе зрительного восприятия и использования всех анализаторов, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, средства оптической коррекции;
обнаружение простейших взаимосвязей между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
узнавание государственной символики Российской Федерации и своего региона; описание достопримечательностей столицы и родного края;
уметь находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос).
использование приемов и способов осязательного обследования натуральных предметов, их моделей, макетов и рельефных изображений;
овладение навыками ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, при работе с дидактическим материалом);
овладение умением соотносить рельефные изображения с натуральными объектами и их моделями;
овладение умением воспринимать и понимать рельефные рисунки, помещенные в учебнике, что будет способствовать коррекции осязательного восприятия и предметных представлений;
овладение техникой чтения обеими руками с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Где мы живем
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Где мы живём? | 6 |
2 | Природа. | 30 |
3 | Жизнь города и села. | 9 |
4 | Здоровье и безопасность. | 11 |
5 | Общение | 7 |
6 | Повторение | 5 |
| Итого | 68 |
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Раздел «Где мы живём» (6 ч) | |||||
1-2 | Родная страна. Россия многонациональное государство.
| 2 | Урок изучения нового материала | — Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; — различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; — анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими; — работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
3 | Знакомство с государственной символикой (герб, гимн, флаг) | 1 | Комбинированный урок | — Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; — различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; — анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими; — работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
4 | Город и село. Проект «Родной город (село)»
| 1 | Урок проектной деятельности | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; — работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану; — работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городского и сельского жилья; — рассказывать о своём доме по плану; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределять обязанности по выполнению проекта; — подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины; — собирать информацию о выдающихся земляках в краеведческой литературе или с помощью интервьюирования; — оформлять стенд, мультимедийную презентацию; — проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; — ухаживать за памятниками; — помогать взрослым в благоустройстве; — проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей; — оценивать свои достижения в реализации проекта | 15.09 |
5 | Природа и рукотворный мир
| 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать объекты природы и предметы рукотворного мира; — работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; — приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради; — работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему; — обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 16.09 |
6 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»
| 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
Природа (30 ч) | |||||
7 | Неживая и живая природа Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от признаков неживой природы. Связи между неживой и живой природой | 1 | Урок изучения нового материала | — Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; — классифицировать объекты природы по существенным признакам; — различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию; — приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях; — работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; — устанавливать связи между живой и неживой природой; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 23.09 |
8-9 | Явления природы
| 2 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; — приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; — анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям; — рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; — практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 29,30.09 |
10 | Что такое погода?
| 1 | Комбинированный урок | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; — характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; — приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.); — работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану; — сопоставлять научные и народные предсказания погоды; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; — работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи | |
11 | В гости к осени (экскурсия)
| 1 | Урок - экскурсия | — Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить; — наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; — определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе); — оценивать результаты своих достижений на экскурсии | |
12 | В гости к осени. Живая природа осенью.
| 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу; — рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); — сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения, полученные из учебника и экскурсии, своими наблюдениями над осенним трудом человека; — работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
13 | Звёздное небо Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Представления о зодиаке | 1 | Урок изучения нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить на рисунке знакомые созвездия; — сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий; — моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; — знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; — работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
14-15 | Заглянем в кладовые Земли Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним | 2 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; — различать горные породы и минералы; — работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них; — читать и обсуждать отрывок из книги А. Е. Ферсмана («Моя коллекция»); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
16-17 | Про воздух и про воду Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека | 2 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; — работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; — описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; — наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; — работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описывать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
18-19 | Какие бывают растения? Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека | 2 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — устанавливать по схеме различия между группами растений; — работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; — приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; — определять растения с помощью атласаопределителя; — оценивать эстетическое воздействие растений на человека; — работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
20-21 | Какие бывают животные? Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни | 2 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; — работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями; — сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
22 | Невидимые нити Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения невидимых нитей | 1 | Комбинированный урок | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — устанавливать взаимосвязи в природе между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; — работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; — читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
23 | Дикорастущие и культурные растения Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; — работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам; — находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»; — сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
24-25 | Дикие и домашние животные Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных | 2 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; — работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; — находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»; — сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
26-27 | Комнатные растения Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями | 2 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; — работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них; — оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека; — практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
28 | Животные живого уголка Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомяк, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека | 1 | Комбинированный урок | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; — работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; — рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; — практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
29-30 | Про кошек и собак Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев | 2 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем; — приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя; — обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; — работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
31 | В гости к зиме (экскурсия) Наблюдение за зимними явлениями неживой и живой природе | 1 | Урок-экскурсия | — Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; — наблюдать за зимними погодными явлениями; — обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; — исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; — определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»; — распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; — наблюдать поведение зимующих птиц; — формулировать выводы по материалу экскурсии; — оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии | |
32 | В гости к зиме. Живая природа зимой. Зимние явления в неживой и живой природе | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обобщать наблюдения за зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; — работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними; — формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; — обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»; — работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
33-34 | Красная книга Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных | 2 | Урок изучения нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; — работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану; — работать со взрослыми: узнавать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
35 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | Урок проектной деятельности | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; — знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; — читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик» — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределять обязанности по выполнению проекта; — извлекать информацию из различных источников; — готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации); — составлять собственную Красную книгу; — презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов; — оценивать свои достижения в выполнении проекта | |
36 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — оценивать бережное или потребительское отношение к природе; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
Жизнь города и села. (9ч.) | |||||
37 | Что такое экономика Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги | 1 | Урок изучения нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; — работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения; — читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; — определять по фотографии деньги разных стран; — работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
38-39 | Из чего что сделано? Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей | 2 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; — работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
40 | Как построить дом Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строи тельной техники в зависимости от назначения | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; — работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе); — читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
41 | Какой бывает транспорт Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транс порта | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида); — узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03; — работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
42 | Культура и образование Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России — Кунсткамера | 1 | Комбинированный урок | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; — извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников; — обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни; — работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
43 | Все профессии важны. Проект «Профессии» Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; — работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; — обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; — читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал); — интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; — подбирать фотографии из семейных архивов; — составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; — собирать материал в «Большую книгу профессий»; — презентовать работы; — оценивать результаты выполнения проекта | |
44 | Все профессии важны. Проект «Профессии» Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | Урок проектной деятельности | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; — работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; — обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; — читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал); — интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; — подбирать фотографии из семейных архивов; — составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; — собирать материал в «Большую книгу профессий»; — презентовать работы; — оценивать результаты выполнения проекта | |
45 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
Здоровье и безопасность (11ч) | |||||
46 | Строение тела человека Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа | 1 | Урок изучения нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: называть и показывать внешнее строение тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека; — работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
47 | Если хочешь быть здоров Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами | 1 | Комбинированный урок | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; — обсуждать сбалансированное питание школьника; — работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; — формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; — демонстрировать умение чистить зубы, полученное в 1 классе; на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
48 | Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора) | 1 | Комбинированный урок | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию, выбирать из предложенных подходящий дорожный знак, объяснять своё решение; — работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; — выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; — моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; — формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку; — оценивать свои достижения на уроке | |
49 | Школа пешехода Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке | 1 | Урок-практика | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; — практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
50 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | Урок-экскурсия | — Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; — наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. Д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; — формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; — оценивать свои достижения на экскурсии | |
51 | В гости к весне. Живая природа весной. | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; — работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; - узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе; — моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; — работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
52 | Домашние опасности Правила безопасного поведения в быту | 1 | Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; — работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать (расшифровывать) правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
53 | Пожар! Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); — запомнить правила предупреждения пожара; — моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС; — работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»; — работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
54 | На воде и в лесу Правила безопасного поведения на воде и в лесу | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; — запомнить правила поведения во время купания; — работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; — находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»); — определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
55 | Опасные незнакомцы Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами; — моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в полицию и МЧС; — работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр; — работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
56 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
Общение (7 ч) | |||||
57 | Наша дружная семья Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье | 1 | Урок изучения нового материала | — Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться их выполнить; — рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, семейной атмосфере, общих занятиях; — формулировать понятие «культура общения»; — обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; — моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
58 | Проект «Родословная» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | Урок проектной деятельности | В ходе выполнения проекта дети учатся: — интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; — отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате); — составлять родословное древо семьи; — презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; — оценивать свои достижения | |
59 | В школе Классный и школьный коллективы. Совместная учёба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; — обсуждать вопрос о культуре общения в школе; — формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; — оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах; — моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
60 | Правила вежливости Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; — формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; — моделировать ситуации общения в различных ситуациях; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
61 | Ты и твои друзья Что самое ценное в дружбе. Отражение ценностей дружбы, согласия, взаимной помощи в культуре разных народов (на примере пословиц и поговорок). Культура поведения в гостях | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; — обсуждать проблему подарка в день рождения друга; — обсуждать правила поведения за столом; — моделировать правила поведения за столом (практическая работа); — формулировать правила этикета в гостях; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
62 | Мы — зрители и пассажиры Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, общественном транспорте) | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая; — обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
63 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | — Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
64 | Повторение и обобщение знаний по разделу «Где мы живем?» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | — выполнять тестовые задания учебника | |
65 | Повторение и обобщение знаний по разделу «Природа» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; | |
66 | Повторение и обобщение знаний по разделу «Жизнь города и села» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
67 | Повторение и обобщение знаний по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | — Выполнять тестовые задания учебника; | |
68 | Впереди лето Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных | 1 | Урок систематизации и способов действий | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку; — читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу; — приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; — рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; — работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по окружающему миру
Оценка проверочной работы
Оценивается полнота выполнения заданий:
«5» («отлично») – задание выполнено полностью, без ошибок.
«4» («хорошо») – без ошибок выполнено 75 % (¾ задания).
«3» («удовлетворительно») – без ошибок выполнено 50 % (½ задания).
«2» («неудовлетворительно») – менее половины задания выполнено без ошибок.
Характеристика цифровой отметки устного ответа:
«5» («отлично») - логичность и полнота изложения материала.
«4» («хорошо») - использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно»)- отдельные нарушения логики изложения материала; неполно та раскрытия вопроса.
«2» («неудовлетворительно») - нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемо го вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений
Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным при знакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Дидактические пособия и учебное оборудование:
подставка для учебника;
ручка с черной пастой
цветные карандаши;
муляжи фруктов, овощей;
муляжи и/или чучела домашних и диких животных, насекомых, рыб и т.д.;
Иллюстрации к темам:
Что такое Родина? (Картинная карта России, физическая карта Российской Федерации, Герб и флаг Российской Федерации).
Что у нас над головой? (карта звездного неба с изучаемыми созвездиями, иллюстрации с видами облаков).
Что общего у разных растений? (плакаты с изображением строения цветка, кустарника, дерева; рисунок-схема: этапы жизни растения).
Когда наступит лето? (схема времен года).
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
(изображения белого медведя и слона (отдельно и непосредственно в среде их обитания).
Модели дерева, строения цветка, Земли (глобус), светофора, знаков дорожного движения
Гербарии
Коллекция камней
Натуральные объекты по изучаемым темам.
ТСО
Фоны для рассматривания иллюстраций желтый, белый, зеленый;
Индивидуальные оптические, тифлотехнические средства.
1. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.
2. МаксимоваТ.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс – М.: ВАКО, 2012
3. Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир»./Сост. И.Ф.Яценко. 6- е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 кл.: учебн. пособие для общеобраз. организаций – М.: Просвещение, 2019 – 214с.
5. Плешаков А. А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 кл.: учебн. пособие для общеобраз. организаций – М.: Просвещение, 2019 – 95с.