12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Касымов Айрат Фирдусович33
Россия, Красноярский край, Норильск


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 31»



Утверждаю:

директор МБОУ «СШ № «31»

И.Л. Лысенкова

«___»___________2020г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

О.В. Бережная

«___»___________2020г.


Рассмотрено на заседании МС

Протокол №____

«___»___________2020г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По Внеурочной деятельности

«БАСКЕТБОЛ»

для 5-9 классов







Уровень общего образования:


среднее общее образование



Количество часов в неделю

по учебному плану:


7 часов

Срок реализации программы:


1 год

Составители программы:


Касымов А.Ф.












г. Норильск, 2020г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Баскетбол» разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов», авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич .и в соответствии с требованиями ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897), а также на основе программы «Внеурочная деятельность учащихся : Баскетбол (ФГОС)», авторы В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Просвещение, 2013г

Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты и мяч.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

Цели конкретизированы следующими задачами:

пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;

популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха (физической рекреации);

формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;

обучение технике и тактике игры в баскетбол;

развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);

формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;

воспитание моральных и волевых качеств

Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2013г. (Работаем по новым стандартам)» и учебно-методическая литература, перечисленная в разделе «Описание материально технического обеспечения внеурочной деятельности».


Общая характеристика курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Отличительная особенность программы «Баскетбол» в её социальной направленности.  Программа предоставляет возможности детям, достигшим 11-15 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий  баскетболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

Образовательная деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:

Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий);

Техническая подготовка;

Тактическая подготовка

Физическая подготовка;

Подвижные игры и эстафеты;

Судейская практика


В образовательном процессе используются технологии:

Игровые;

Здоровьесберегающие


Основные  формы организации учебных занятий: теоретические и практические занятия, соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские  игры, тестирование.

Методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.


МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ПЛАНЕ


Секция «Баскетбол» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 136 часов для детей 12-15 лет.

Сроки реализации программы. 5 класс 4 час в неделю - 116 часов, 9 класс 3 часа в неделю – 88 часов.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В СОДЕРЖАНИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

воспитание морально-этических и волевых качеств;

дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;

Предметные результаты:

знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;

знать о физических качествах и правилах их тестирования;

выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;

владеть основами судейства игры в баскетбол.

Эффект: участие в соревнованиях школьного и городского уровня, судейство школьных соревнований.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Основы знаний

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу

Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов

Тактические действия в баскетболе

Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.

Передвижения и остановки без мяча

Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево

Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений

Остановки: двумя шагами, прыжком

Прыжки, повороты вперед, назад

Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)

Ловля мяча

Ловля мяча:

двумя руками на уровне груди;

двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)

Передачи мяча

Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении

Передача мяча одной рукой от плеча

Передача мяча двумя руками сверху

Ведение мяча

Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)

Ведение мяча с изменением скорости передвижения

Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)

Ведение мяча в движении с переводом на другую руку

Ведение мяча с изменением направления движения

Ведение мяча с обводкой препятствий

Броски мяча

Бросок мяча двумя руками от груди с места

Бросок мяча одной рукой от плеча с места

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения

Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке

Штрафной бросок


Отбор мяча

Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении

Вырывание мяча из рук соперника

Накрывание мяча при броске

Отвлекающие приемы (финты)

Финты без мяча

Финты с мячом

Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

Сочетание приемов без броска мяча в кольцо

Сочетание приемов с броском мяча в кольцо

Тактика игры

Индивидуальные действия в нападении и защите

Групповые действия в нападении и защите:

взаимодействие двух игроков;

взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);

взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)

взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;

взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);

взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);

взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);

взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)

Двусторонняя учебная игра

Подвижные игры и эстафеты

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

Игры, развивающие физические способности

Физическая подготовка

Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости

Судейская практика

Судейство игры в баскетбол










Распределение учебного материала по баскетболу по классам



Учебный материал



4 класс

9 класс

1

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу

2

Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов

3

Тактические действия в баскетболе

4

Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.

1

Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево

Р

С

2

Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений

Р

С

3

Остановки: двумя шагами, прыжком

Р

+

4

Прыжки, повороты вперед, назад

Р

+

5

Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)

+

+


Ловля мяча

двумя руками на уровне груди;

двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)


Р


С



Р

1

Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении

Р

С

2

Передача мяча одной рукой от плеча


З

3

Передача мяча двумя руками сверху



1

Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)

Р

С

2

Ведение мяча с изменением скорости передвижения


С

3

Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)

Р

С

4

Ведение мяча в движении с переводом на другую руку


З

5

Ведение мяча с изменением направления движения

Р

З

6

Ведение мяча с обводкой препятствий


З

1

Бросок мяча двумя руками от груди с места

Р

З

2

Бросок мяча одной рукой от плеча с места

Р

З

3

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения


З

4

Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке



5

Штрафной бросок


Р

1

Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении


С

2

Вырывание мяча из рук соперника


З

3

Накрывание мяча при броске


Р

1

Финты без мяча


С

2

Финты с мячом


Р

1

Сочетание приемов без броска мяча в кольцо

+

+

2

Сочетание приемов с броском мяча в кольцо

+

+

1

Индивидуальные действия в нападении и защите


З

2

Групповые действия в нападении и защите:




взаимодействие двух игроков;


С


взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);


З


взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)


Р


взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;


Р


взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);


Р


взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);


З


взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);




взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)




Двусторонняя учебная игра

+

+

1

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

+

+

2

Игры, развивающие физические способности

+

+


Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости

+

+


Судейство игры в баскетбол


+

Условные обозначения: Р- разучивание двигательного действия; З – закрепление двигательного действия; С-совершенствование двигательного действия; «+» - указывает на использование данного материала в учебно-тренировочном занятии.























ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание

1

Библиотечный фонд

1.1.

Федеральный государственный стандарт основого общего образования

Д

В составе кабинета по физической культуре

1.2.

Учебная научная, научно-популярная литература по баскетболу

Д

В составе библиотечного фонда

1.3.

Методические издания по баскетболу для учителей

1.«Баскетбол: теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»

2.«Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984

4.«Физическая культура» Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001

5.«Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.

6.«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,

7.Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000

8.«Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003»

9.«Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008

10.«Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум».

Д

В составе кабинета по физической культуре.

В составе библиотечного фонда

2

Технические средства обучения

2.1

Аудиоцентр с системой озвучивания спортивного зала и площадки

Д

В составе материально-технического оснащения образовательного учреждения

2.2

Мегафон

Д

2.3

Радиомикрофон

Д

2.4

Сканер

Д

2.5

Принтер

Д

2.6

Мультимедиапроектор

Д

2.7

Экран

Д

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Аудиозаписи

Д

Для прослушивания песен, проведения соревнований и физкультурных праздников.

4

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

4.1

Кабинет для проведения аудиторных занятий

Г


4.2

Спортивный зал

Г


4.3

Площадка для игр подготовительных к баскетболу на открытом воздухе

Г


4.4

Медицинская аптечка

Д

В составе кабинета по физической культуре.


4.5

Мячи баскетбольные

К

4.6

Насос с иглой для надувания мячей


Д

4.7

Щиты баскетбольный


Г

В составе кабинета по физической культуре.


4.8

Щиты тренировочный навесные с кольцом и сеткой


Г

4.9

Стойки для обводки


Г

Д - демонстрационный экземпляр, К – комплект (на каждого учащегося), Г – комплект, необходимый для практической работы в группах






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.