Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5–9 класса «Баскетбол»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 31»
Утверждаю: директор МБОУ «СШ № «31» И.Л. Лысенкова «___»___________2020г. | Согласовано: зам. директора по УВР О.В. Бережная «___»___________2020г. | Рассмотрено на заседании МС Протокол №____ «___»___________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Внеурочной деятельности
«БАСКЕТБОЛ»
для 5-9 классов
Уровень общего образования: | среднее общее образование |
| |
Количество часов в неделю по учебному плану: | 7 часов |
Срок реализации программы: | 1 год |
Составители программы: | Касымов А.Ф. |
г. Норильск, 2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Баскетбол» разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов», авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич .и в соответствии с требованиями ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897), а также на основе программы «Внеурочная деятельность учащихся : Баскетбол (ФГОС)», авторы В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Просвещение, 2013г
Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты и мяч.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цели конкретизированы следующими задачами:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха (физической рекреации);
формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;
обучение технике и тактике игры в баскетбол;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств
Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2013г. (Работаем по новым стандартам)» и учебно-методическая литература, перечисленная в разделе «Описание материально технического обеспечения внеурочной деятельности».
Общая характеристика курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отличительная особенность программы «Баскетбол» в её социальной направленности. Программа предоставляет возможности детям, достигшим 11-15 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий баскетболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Образовательная деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:
Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий);
Техническая подготовка;
Тактическая подготовка
Физическая подготовка;
Подвижные игры и эстафеты;
Судейская практика
В образовательном процессе используются технологии:
Игровые;
Здоровьесберегающие
Основные формы организации учебных занятий: теоретические и практические занятия, соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры, тестирование.
Методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ПЛАНЕ
Секция «Баскетбол» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 136 часов для детей 12-15 лет.
Сроки реализации программы. 5 класс 4 час в неделю - 116 часов, 9 класс 3 часа в неделю – 88 часов.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В СОДЕРЖАНИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Эффект: участие в соревнованиях школьного и городского уровня, судейство школьных соревнований.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основы знаний
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу
Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов
Тактические действия в баскетболе
Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.
Передвижения и остановки без мяча
Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений
Остановки: двумя шагами, прыжком
Прыжки, повороты вперед, назад
Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)
Ловля мяча
Ловля мяча:
двумя руками на уровне груди;
двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)
Передачи мяча
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении
Передача мяча одной рукой от плеча
Передача мяча двумя руками сверху
Ведение мяча
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)
Ведение мяча с изменением скорости передвижения
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)
Ведение мяча в движении с переводом на другую руку
Ведение мяча с изменением направления движения
Ведение мяча с обводкой препятствий
Броски мяча
Бросок мяча двумя руками от груди с места
Бросок мяча одной рукой от плеча с места
Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения
Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке
Штрафной бросок
Отбор мяча
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении
Вырывание мяча из рук соперника
Накрывание мяча при броске
Отвлекающие приемы (финты)
Финты без мяча
Финты с мячом
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
Сочетание приемов без броска мяча в кольцо
Сочетание приемов с броском мяча в кольцо
Тактика игры
Индивидуальные действия в нападении и защите
Групповые действия в нападении и защите:
• взаимодействие двух игроков;
• взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);
• взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)
• взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;
• взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);
• взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);
• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);
• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)
Двусторонняя учебная игра
Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий
Игры, развивающие физические способности
Физическая подготовка
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости
Судейская практика
Судейство игры в баскетбол
Распределение учебного материала по баскетболу по классам
№ | Учебный материал | ||
4 класс | 9 класс | ||
1 | Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу | ||
2 | Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов | ||
3 | Тактические действия в баскетболе | ||
4 | Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей. | ||
1 | Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево | Р | С |
2 | Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений | Р | С |
3 | Остановки: двумя шагами, прыжком | Р | + |
4 | Прыжки, повороты вперед, назад | Р | + |
5 | Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки) | + | + |
| Ловля мяча двумя руками на уровне груди; двумя руками «высокого» мяча (в прыжке) | Р | С Р |
1 | Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении | Р | С |
2 | Передача мяча одной рукой от плеча | | З |
3 | Передача мяча двумя руками сверху | | |
1 | Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении) | Р | С |
2 | Ведение мяча с изменением скорости передвижения | | С |
3 | Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении) | Р | С |
4 | Ведение мяча в движении с переводом на другую руку | | З |
5 | Ведение мяча с изменением направления движения | Р | З |
6 | Ведение мяча с обводкой препятствий | | З |
1 | Бросок мяча двумя руками от груди с места | Р | З |
2 | Бросок мяча одной рукой от плеча с места | Р | З |
3 | Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения | | З |
4 | Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке | | |
5 | Штрафной бросок | | Р |
1 | Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении | | С |
2 | Вырывание мяча из рук соперника | | З |
3 | Накрывание мяча при броске | | Р |
1 | Финты без мяча | | С |
2 | Финты с мячом | | Р |
1 | Сочетание приемов без броска мяча в кольцо | + | + |
2 | Сочетание приемов с броском мяча в кольцо | + | + |
1 | Индивидуальные действия в нападении и защите | | З |
2 | Групповые действия в нападении и защите: | | |
| взаимодействие двух игроков; | | С |
| взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1); | | З |
| взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2) | | Р |
| взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»; | | Р |
| взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2); | | Р |
| взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»); | | З |
| взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»); | | |
| взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка») | | |
| Двусторонняя учебная игра | + | + |
1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | + | + |
2 | Игры, развивающие физические способности | + | + |
| Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости | + | + |
| Судейство игры в баскетбол | | + |
Условные обозначения: Р- разучивание двигательного действия; З – закрепление двигательного действия; С-совершенствование двигательного действия; «+» - указывает на использование данного материала в учебно-тренировочном занятии.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
1 | Библиотечный фонд | ||
1.1. | Федеральный государственный стандарт основого общего образования | Д | В составе кабинета по физической культуре |
1.2. | Учебная научная, научно-популярная литература по баскетболу | Д | В составе библиотечного фонда |
1.3. | Методические издания по баскетболу для учителей 1.«Баскетбол: теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007» 2.«Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984 4.«Физическая культура» Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001 5.«Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998. 6.«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997, 7.Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000 8.«Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003» 9.«Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008 10.«Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум». | Д | В составе кабинета по физической культуре. В составе библиотечного фонда |
2 | Технические средства обучения | ||
2.1 | Аудиоцентр с системой озвучивания спортивного зала и площадки | Д | В составе материально-технического оснащения образовательного учреждения |
2.2 | Мегафон | Д | |
2.3 | Радиомикрофон | Д | |
2.4 | Сканер | Д | |
2.5 | Принтер | Д | |
2.6 | Мультимедиапроектор | Д | |
2.7 | Экран | Д | |
3 | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1 | Аудиозаписи | Д | Для прослушивания песен, проведения соревнований и физкультурных праздников. |
4 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
4.1 | Кабинет для проведения аудиторных занятий | Г | |
4.2 | Спортивный зал | Г | |
4.3 | Площадка для игр подготовительных к баскетболу на открытом воздухе | Г | |
4.4 | Медицинская аптечка | Д | В составе кабинета по физической культуре. |
4.5 | Мячи баскетбольные | К | |
4.6 | Насос с иглой для надувания мячей | Д | |
4.7 | Щиты баскетбольный | Г | В составе кабинета по физической культуре. |
4.8 | Щиты тренировочный навесные с кольцом и сеткой | Г | |
4.9 | Стойки для обводки | Г |
Д - демонстрационный экземпляр, К – комплект (на каждого учащегося), Г – комплект, необходимый для практической работы в группах