Программа внеурочной деятельности «Баскетбол в играх и эстафетах» (5 класс)
Программа внеурочной деятельности
«Баскетбол в играх и эстафетах»
Для обучающихся 5-х классов
Составил: Панасенко Ирина Николаевна
учитель физической культуры
МБОУ СОШ с УИОП №47 г Кирова
2016
Пояснительная записка
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Данная программа является одним из звеньев в системе физического воспитания и позволяет через игру формировать баскетбольные навыки.
Группы формируются учащимися с основной группой здоровья, количеством до 20 человек. Состав групп должен быть постоянным. Занятия проводятся один раз в неделю по 1,часу Общее количество часов за год – 34 часа.
Занятия проводятся в спортивном зале.
В учебном процессе баскетбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение баскетбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
– доступностью игры для любого возраста;
– возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Цель программы – формирование у воспитанников навыков игры в баскетбол через игровые ситуации.
Задачи:
– обучить основам техники и тактики игры в баскетбол;
– развивать физические способности учащихся;
– сформировать навыки деятельности игрока совместно с партнерами
Подвижные игры - это переходный мостик от индивидуального изучения технического приема к игре в баскетбол.
Подвижные игры направлены на совершенствование технических приемов и отработку элементов тактики. В связи с этим несомненна их образовательная ценность. Игровая деятельность характеризуется не только физиологическими и психическими процессами. В ходе игры развивается память, устойчивость внимания, способность концентрировать и распределять его.
В играх заложены широкие возможности для решения воспитательных задач. В ходе меняющейся ситуации игроки оказывают взаимопомощь, взаимовыручку. Вырабатываются такие черты характера, как самообладание, дисциплинированность и выдержка. Во время игр необходимо проявлять смелость, решительность, настойчивость.
Подвижные игры, подготовительные к баскетболу, представляют собой активную творческую деятельность, моделирующую различные игровые ситуации и содействующие физической, технической и тактической подготовке.
Планируемые результаты реализации программы.
В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Учащийся должен знать:
Историю и развитие современного баскетбола
Гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде.
Предупреждение травм при занятиях баскетболом
Права и обязанности игроков.
Упрощенные правила игры.
Основы судейской терминологии
Значение общей физической подготовки для развития спортсмена
Учащийся должен уметь:
Совершать броски мяча одной и двумя руками с места и в движении;
Ловить и передавать мяч различными способами в движении и на месте.
Вести мяч на месте и в движении, по прямой и с изменением направления.
Передвигаться различными способами, выполнять остановку прыжком и в два шага с мячом и без мяча.
Тактически правильно действовать в игровой ситуации, знать основные правила подвижных игр, мини-баскетбола.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\п |
Раздел |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Основы знаний (2 часа) |
История и развитие современного баскетбола Гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде. Предупреждение травм при занятиях баскетболом |
1 |
Права и обязанности игроков. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии Значение общей физической подготовки для развития спортсмена |
1 |
||
2 |
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек(3 часа) |
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Игры на внимание. Передвижение в стойке по движению руки водящего |
1 |
.Остановка в два шага и прыжком после звукового сигнала. Игра «Салки» с остановками прыжком, в два шага. |
1 |
||
Остановка в два шага и прыжком. Игра «Салки» с остановками прыжком, в два шага |
1 |
||
3 |
Освоение техники ловли и передачи мяча(7 часов) |
Ловля и передача двумя руками от груди на месте и в движении без сопротивления защитника. Передача мяча с отскоком от пола (в парах, в тройках, квадрате, круге, колоннах, эстафеты) |
1 |
Ловля и передача одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника.(в парах, в тройках, квадрате, круге, колоннах, эстафеты) |
2 |
||
Ловля и передача двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника.(в парах, в тройках, квадрате, круге, колоннах, эстафеты , игры «Салки в тройках», «Не давай мяча водящему», «У кого больше мячей» «Мяч капитану», « Кто больше») |
4 |
||
4 |
Освоение техники ведения мяча (7 часов) |
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, |
1 |
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости |
2 |
||
Игры с ведением мяча: «Салки» с ведением по линиям, по всей площадке. |
1 |
||
Игры с ведением мяча: в парах, в группах по 3-4 человека, |
1 |
||
Эстафеты с ведением мяча |
2 |
||
5 |
Овладение техникой бросков мяча.(6часов) |
Броски одной рукой от плеча с места (после ведения) без сопротивления защитника. Игры: «Точный штрафной», |
2 |
Броски двумя руками от груди с места и в движении (после ловли) без сопротивления защитника. Игры «С 5-ти точек». « До второго промаха» |
2 |
||
Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Игры: «Точный штрафной», «С 5-ти точек», «Кто быстрее» (броски командами) |
2 |
||
6 |
Освоение индивидуальной техники защиты (1 час) |
Вырывание и выбивание мяча. Упражнения в парах. |
1 |
7 |
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей(8часов) |
Игры и игровые задания 2:1, 3:1,3:2,3:3 Игра «Мяч капитану» |
2 |
Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола |
4 |
||
Соревнования по мини баскетболу между классами |
2 |
||
Итого |
34 |
Техническое обеспечение
1. Щиты с кольцами — 4
2. Секундомер —1
3. Стойки для обводки — 30
4. Гимнастические скамейки — 6
5. Скакалки — 25
6. Мячи баскетбольные — 40
7. Насос ручной со штуцером — 2
Содержание изучаемого курса
Основы знаний (2 часа)
История и развитие современного баскетбола
Гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде. Предупреждение травм при занятиях баскетболом
Права и обязанности игроков. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии
Значение общей физической подготовки для развития спортсмена.
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек (3 часа)
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Игры на внимание. передвижение в стойке по движению руки водящего.
Остановка в два шага и прыжком. Остановка в два шага и прыжком после звукового сигнала. Игра «Салки» с остановками прыжком, в два шага.
Освоение техники ловли и передачи мяча (7 часов)
Ловля и передача двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника ( в парах, в тройках, квадрате, круге, колоннах, эстафеты), игры «Салки в тройках», «Не давай мяча водящему», « У кого больше мячей». «Мяч капитану», « Кто больше»
Освоение техники ведения мяча (7 часов)
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости, игры «Займи свободное место», «Салки» с ведением по линиям, свободно по площадке, в парах, в группах по 3-4 человека, эстафеты.
Овладение техникой бросков мяча (6часов)
Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Игры: «Точный штрафной», «С 5-ти точек», «Кто быстрее» (броски командами)
Освоение индивидуальной техники защиты (1 час)
Вырывание и выбивание мяча. Упражнения в парах.
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей (8часов)
Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола
Игры и игровые задания 2:1, 3:1,3:2,3:3
Соревновательная деятельность
Методическое обеспечение
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 -9 классов, В.И. Лях 2011г.,
- Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры.-М.,1984.
- Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с.
Список литературы
1. БылеевЛ.В., Сборник подвижных игр –М.,1990.
2. Васильков Г.А., От игр к спорту. -М., 1
3. Джерри В. Краузе., Баскетбол- навыки и упражнения- АСТ- Астрель.- М., 2006
4. Железняк М.Н., Спортивные игры.-М.,2001.
5. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом.-М.,1991.
6. ЧистополовВ.Н.. Энциклопедия баскетболиста. Подвижные игры.-Киров 1998.
7. Методическое пособие Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. Издательский центр «Академия», 2008 г.