Рабочая программа по биологии, 11 класс, УМК: Беляев Д.К., Дымшиц Г.М.
Предмет: Уровень: Класс: УМК: Количество часов: | Биология Базовый 11 Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица 35 |
I. Пояснительная записка.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Примерная программа среднего общего образования по биологии.
- Авторская программа коллектива: Д.К. Беляева, П.М. Бородина, Н.Н. Воронцов и др. Под редакцией Д.К Беляева, Г.М. Дымщица. М.: Просвещение 2010, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации по биологии для 11 класса.
На изучении курса биологии в 11 классе (базовый уровень) составляет 35 часов, 1 час в неделю.
Актуальность изучения курса биологии в средней школе состоит в формировании сознания научной картины мира, выработки реалистического взгляда на природу и место человека в ней, определённой культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания. Это одно из условий гармоничного развития личности.
Цели программы:
- освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Задачи программы:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Специфика. Реализация деятельностного, практико-ориентированного подхода, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значительными для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Концепция школьного биологического образования основывается на ведущих принципах государственной политики в области образования: дифференциации, демократизации, гуманизации образования, свободного развития личности.
Программа по биологии составлена для учащихся 11 класса (базовый уровень). В основе отбора содержания на базовом уровне также лежит культоросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно – научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизации биологического образования.
Отличительные особенности. В связи с объёмом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированного урока или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.
Формы, методы и технологии преподавания.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования
на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, самостоятельный поиск информации.
Основными методами обучения биологии является активная фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся, в том числе с учебной и дополнительной литературой.
Обучение происходит с применением традиционного, проблемного, объяснительно – иллюстративного, личностно – ориентированного обучения.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических работ, письменная работа с заданиями части А, В, С, соответствующими требованиям к уровню подготовки учащихся.
При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии коллекции.
Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно–познавательной деятельности.
Обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей учебной программы.
УМК выбран и утверждён на заседании МО учителей физики, химии, биологии и географии 27.03.2014 протокол №6.
При изучении биологии в 11 классе базовый уровень, используется УМК разработанный на основе авторской программы коллектива:
(Д.К. Беляева, П.М. Бородина, Н.Н. Воронцов и др.). Под редакцией Д.К Беляева, Г.М. Дымщица. – 6 – изд. – М.: Просвещение 2010, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации по биологии для 11 класса. Это наиболее эффективный, наглядный по сравнению с другими существующими УМК, для 10-11 класса (базового уровня), для процесса формирования ключевых компетенций школьников (что отвечает концептуальным основам процесса преподавания в МБОУ «СОШ №1»).
Учебник под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымщица для 10 – 11 класса стимулирует познавательную активность учащихся, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Обоснование содержания и объёма курса биологии в 11 классе (базового) уровня.
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. В образовательной программе определен перечень лабораторных и практических работ.
Контроль уровня обученности: будут осуществляться небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы, биологические диктанты в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.
III. Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема раздела, урока. | Кол-во часов. | Дата проведения урока. | Цели и задачи раздела, главы. | Используемые педагогические технологии. | Примечания (дом.задание, деят-сть и формы урока). | ||||||
ЗУН | ОУУН | |||||||||||
РАЗДЕЛ 1. Эволюция. | ||||||||||||
Глава 1. «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». | ||||||||||||
1 | Возникновение и развитие эволюционных представлений. | 1 | Знать: историческое прошлое биологической науки, сущность эволюционных представлений К.Линнея и Ж.Б.Ламарка и др. ученых. Уметь: анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 41, доклад по творчеству и жизни Ч.Дарвина | ||||||
2 | Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. | 1 | Знать: предпосылки возникновения дарвинизма и основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Уметь: доказывать значение эволюционного учения; характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие, овладеть умениями пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной и популярной литературой, учебником. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П.42. | ||||||
3 | Доказательства эволюции. | 1 | Знать: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические доказательства эволюции органического мира, гомологичные и аналогичные органы, рудименты и атавизмы. Уметь: приводить примеры доказательств эволюции, пользоваться основными терминами урока. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 43. | ||||||
4 | Вид. Критерии вида. Популяция. Л.р.№1 «Морфологические особенности растений различных видов» | 1 | Знать: понятие «вид» и его основные критерии. Уметь: работать с текстом учебника (составлять характеристику критериев вида, находить в тексте ответы на вопросы). | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 44. Подготовка к ЕГЭ, часть А. | ||||||
Глава 2 «Механизмы эволюционного процесса». | ||||||||||||
5 | Роль изменчивости в эволюционном процессе. Л.Р.№1 «Изменчивость организмов». | 1 | Знать: наследственность и изменчивость – основные свойства живого организма, формы изменчивости, модификационная, мутационная, комбинативная. Уметь: определять форму изменчивости по ее сущностным характеристикам, приводить примеры различных форм изменчивости, строить вариационный ряд и вариационную кривую. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П.45. | ||||||
6 | Естественный отбор -направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. | 1 | Знать: понятие «естественный отбор» и его роль в эволюции, естественный отбор - основная и направляющая движущая сила эволюционного процесса. Уметь: сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по сущностным характеристикам. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П.46. 47 | ||||||
7 | Случайные изменения частот генов и генотипов в популяции. | 1 | Знать: дрейф генов - фактор эволюции, популяционные волны; изоляция - важный эволюционный фактор; типы изоляции - биологические механизмы, препятствующие скрещиванию особей разных видов. Уметь: объяснять роль дрейфа генов и популяционных волн в эволюции; образование новых видов, сравнивать типы изоляции. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 48 .49. | ||||||
8 | Приспособленность организмов - результат действия факторов эволюции. Л.Р.№2 «Приспособленность организмов». | 1 | Знать: разнообразные приспособления к среде обитания у растений и животных. Уметь: выявлять приспособления к среде обитания у различных биологических объектов. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 50. | ||||||
9 | Видообразование – результат эволюции. | 1 | Знать: географическое и экологическое видообразование, необходимость сохранения видового многообразия растений и животных. Уметь: определять способы видообразования и сравнивать их друг с другом. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П.51. | ||||||
10 | Основные направления эволюционного процесса. Л.Р.№3 «Ароморфозы и идиоадаптации организмов». | 1 | Знать: главные пути и направления эволюционного процесса, негативное отношение к проявлениям человеческой деятельности, приводящим к биологическому регрессу различных видов животных и растений. Уметь: правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П.52. Подготовка к ЕГЭ, часть А. | ||||||
Глава 3 «Возникновение жизни на Земле». | ||||||||||||
11 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновении жизни. | 1 | Знать: сущность основных гипотез возникновения и развития жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Опыты Л. Пастера, А.И.Опарина. Уметь: находить главное в гипотезах, характеризовать основные гипотезы возникновения жизни на Земле, отвечать на проблемные вопросы данной темы. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П.53,54. | ||||||
Глава 4. «Развитие жизни на Земле». | ||||||||||||
12 | Развитие жизни в Криптозое. | 1 | Знать: крупнейшие ароморфозы, их значение для развития жизни на Земле; влияние деятельности живых организмов на изменение геологических оболочек Земли. Уметь: приводить примеры, отвечать на вопросы; характеризовать роль основных ароморфозов и идиоадаптаций в возникновении приспособлений у господствующих в определенной эре растений и животных. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 55. | ||||||
13 | Развитие жизни в Палеозое. | 1 | Знать: о развитии наземных организмов, выходе растений на сушу, псилофитах, мхах. Знать о расцвете папоротникообразных, многообразие морской фауны. Уметь: называть основные ароморфозы палеозоя. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3:П.56,57. | ||||||
14 | Развитие жизни в Мезозое. | 1 | Знать: главные ароморфозы мезозоя, идиоадаптации древних пресмыкающихся к различным средам обитания, о появлении птиц и цветковых растений в мезозое. Уметь: называть основные ароморфозы мезозоя; характеризовать роль основных ароморфозов и идиоадаптаций в возникновении приспособлений у господствующих в определенной эре растений и животных. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 58. | ||||||
15 | Развитие жизни в Кайнозое. | 1 | Знать: характеристику кайнозоя как эру новой жизни; влияние человека на фауну и ландшафты четвертичного периода. Уметь: называть основные ароморфозы кайнозоя. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 59. | ||||||
16 | Многообразие органического мира. Класификация организмов. | 1 | Знать: определение «систематика», историю возникновения систематики; систематические единицы и их иерархию; характеристику империй и царств живой природы. Уметь: систематизировать любой живой организм; приводить примеры прокариотических и эукариотических организмов. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 60. 61 | ||||||
Глава 5. «Происхождение человека». | ||||||||||||
17 | Происхождение человека. Ближайшие «родственники» человека среди животных. | 1 | Знать: историю изучения проблемы происхождения человека, ведущую роль учения Дарвина и Энгельса в ее решении; сходство и различия человека и человекообразных обезьян; влияние труда на происхождение человека. Уметь: доказывать родство человека с животными и объяснять качественное отличие человека от животных. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 62. | ||||||
18 | Основные этапы эволюции приматов | 1 | Знать: предпосылки антропогенеза; биологические факторы эволюции человека, стадии эволюции человека. Уметь: описывать систематическое положение вида Homo Sapiens в системе животного мира. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П.63.. | ||||||
19 | Первые представители рода Номо. | 1 | Знать: о стадиях эволюции человека, биологических и социальных особенностях древнейших и древних людей. Уметь: применять знания о движущих силах антропогенеза для объяснения формирования человеческих черт у древнейших и древних людей. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 64.. | ||||||
20 | Появление человека разумного. | 1 | Знать: биологические и социальные черты ископаемого человека современного типа. Уметь: выделять прогрессивные черты в облике и образе жизни предков современного человека и объяснять причины их появления в процессе эволюции. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 65. | ||||||
21 | Факторы эволюции человека. | 1 | Знать: биологические особенности человеческих рас, причины их возникновения, сущность расизма и его несостоятельность. Уметь: выявлять идиоадаптации у представителей разных рас. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 66. Подготовка к ЕГЭ, часть А. | ||||||
Раздел 2. «Основы экологии». | ||||||||||||
Глава 6. «Экосистемы». | ||||||||||||
22 | Предмет экологии. Экологические факторы среды. | 1 1 | Знать: определение «экология», экологические факторы, биологический оптимум. Уметь: приводить примеры абиотических и биотических факторов, биологического оптимума. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые | Д/3: П. 67. | ||||||
23. | Взаимодействие популяций разных видов. . | 1 | Знать: основные взаимоотношения популяций разных видов: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Функциональные группы организмов в сообществе: консументы, продуценты, редуценты. Уметь: приводить примеры взаимоотношений, экосистем. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 68. | ||||||
24 | Сообщества. Экосистемы (биогеоценозы). | Знать: экологию видов и популяции; биогеоценоз, его структурные компоненты и их взаимосвязи (пищевые связи, экологическая пирамида, продуктивность), смену биогеоценозов. Уметь: описывать пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение. | Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые | Д/З:69. | |||||||
25 | Поток энергии и цепи питания. П.р. №1 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей). | 1 | Знать: типы пищевых связей. Уметь: составлять пищевую цепь различных экосистем. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 70. | ||||||
26 | Свойства и смена экосистем. | 1 1 | Знать: об относительной устойчивости биогеоценозов, смене менее устойчивых более стабильными. Уметь: выявлять внешние и внутренние причины смены биогеоценозов, предлагать меры по охране и восстановлению природных биогеоценозов в нашей местности. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 71,72. | ||||||
27. | Агроценозы. | 1 | Знать: структуру и функционирование биогеоценозов, созданных человеком. | Анализ. Синтез. Сравнение. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3:П.73. | ||||||
28. | Применение экологических знаний в практической деятельности человека. П.р.№2 «Решение экологических задач» | 1 | Уметь: сравнивать естественный биогеоценоз, агроценоз, аквариум; объяснять причины выявленного сходства и различия. | Установление причинно-следственных связей. | Д/З. 74. Подготовка к ЕГЭ, часть А. | |||||||
Глава 7. «Биосфера. Охрана биосферы». | ||||||||||||
29 30 | Состав и функции биосферы. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере. | 1 1 | Знать: определение «биосфера», свойства биомассы, границы биосферы и факторы, их определяющих. Сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере. Уметь: выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 75; Д/З:76, 77. | ||||||
Глава 8. «Влияние деятельности человека на биосферу». | ||||||||||||
31 32 | Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда. | Знать: антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов. Уметь: предлагать меры по охране природы; называть основные формы неблагоприятного воздействия человека на природу. | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Проблемные. Частично- поисковые. | Д/3: П. 78; Д/З:76, 79; | |||||||
33 | Урок контроля и оценки коррекции знаний учащихся. | 1 | Анализ. Синтез. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. | Частично- поисковые. | ||||||||
34. | Работа над ошибками. | 1 | Из расчёта резервного времени. | |||||||||
35. | Резервное время. | 1 |
IV. Содержание тем учебного курса.
Календарно – тематическое планирование.
№ урока п/п | Наименование разделов и тем | Дата | Примечание |
Раздел 1. Эволюция. | |||
Глава 1. «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». | |||
1. | Возникновение и развитие эволюционных представлений. | П. 41. | |
2. | Ч.Дарвин и его теория происхождения видов. | П. 42. | |
3. | Доказательства Эволюции. | П. 43. | |
4. | Вид. Критерии вида. Популяции. Л.р. № 1. «Морфологические особенности растений различных видов» | П. 44. | |
Глава 2. «Механизмы эволюционного процесса». | |||
5. | Роль изменчивости в эволюционном процессе. Л.Р. № 2. «Изменчивость организмов». | П. 45. | |
6. | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. | П. 46, 47. | |
7. | Случайные изменения частот генов и генотипов в популяции. | П. 48, 49. | |
8. | Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции. Л.Р. №3. « Приспособленность организмов» | П. 50. | |
9. | Видообразование – результат эволюции. | П. 51. | |
10. | Основные направления эволюционного процесса. Л.р.№4 «Ароморфозы и идиоадаптации организмов». | П. 52. | |
Глава 3. «Возникновение жизни на Земле» | |||
11. | Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновении жизни. | П. 53. 54. | |
Глава 4. « Развитие жизни на Земле». | |||
12. | Развитие жизни в Криптозое. | П. 55. | |
13. | Развитие жизни в Палеозое. | П.56,57. | |
14. | Развитие жизни в Мезозое. | П. 58. | |
15. | Развитие жизни в Кайнозое. | П. 59. | |
16. | Многообразие органического мира. Классификация организмов. | П. 60, 61. | |
Глава 5. « Происхождение человека». | |||
17. | Происхождение человека. Ближайшие «родственники» человека среди животных. | П. 62. | |
18. | Основные этапы эволюции приматов. | П. 63. | |
19. | Первые представители рода Ноmо. | П. 64. | |
20. | Появление человека разумного. | П. 65. | |
21. | Факторы эволюции человека. | П. 66. | |
Раздел 2. «Основы экологии». | |||
Глава 6. «Экосистемы». | |||
22. | Предмет экологии, факторы среды. | П. 67. | |
23. | Взаимодействие популяций разных видов. | П. 68. | |
24. | Сообщества. Экосистемы (биогеоценозы). | П. 69. | |
25. | Поток энергии и цепи питания. П. р. «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей). | П. 70. | |
26. | Свойства и смена экосистем. | П. 71, 72. | |
27. | Агроценозы. | П. 73. | |
28. | Применение экологических знаний в практической деятельности человека. П.р. «Решение экологических задач» | П. 74. | |
Глава 7. «Биосфера. Охрана биосферы». | |||
29. | Состав и функции биосферы. | П. 75. | |
30. | Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере. | П. 76, 77. | |
Глава 8. «Влияние деятельности человека на биосферу». | |||
31. | Глобальные экологические проблемы. | П. 78. | |
32. | Общество и окружающая среда. | П. 79. | |
33. | Уроки контроля и коррекции знаний учащихся. | Тестирование в формате части АВС. | |
34. | Работа над ошибками. | Урок из резервного времени. | |
35. | Резервное время. |
V. Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения биологии в 11 классе на базовом уровне, ученик должен
знать /понимать:
- основные положения биологических теорий(эволюционная теория Дарвина); учений В,И. Вернадского о биосфере;
-строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
-сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темповых реакций фотосинтеза;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- сравнивать биологические объекты, процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для грамотного оформления результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Подготовка к единому государственному экзамену:
В соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования, на уроках используются контрольно-измерительные материалы тренировочных заданий для тренировки и проверки уровня своей подготовленности, задания части А, В,
В блоке «Система и многообразие органического мира» отрабатываются знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умение сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону, умение устанавливать взаимосвязи организмов и среды обитания (А10,А11,А12,А13,А14,А32,А36; В4,В8).
В блоке «Эволюция живой природы» задания, направленны на отработку знаний о виде и его структуре, о движущих силах эволюции органического мира, этапах антропогенеза, биосоциальной природы человека; умения характеризовать критерии вида, причины и этапы эволюции, объяснять ароморфозы и причины многообразия видов и приспособленности к среде обитания (А20,А21,А22,А23,А35; В5,В7).
В блоке « Экосистемы и присущие им закономерности» отрабатываются задания направленные на проверку знаний об экологических закономерностях , о цепях питания, круговороте веществ в биосфере (А24,А25,А26,; В8).
VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
1.УМК :
Для учителя:
1. Д.К.Беляев. Биология. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2010.
2. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица / авт. – сост. О.А. Пустохина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 302 с.
Для учащихся:
1. Д.К.Беляев. Биология. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2010.
2. Дидактические средства обучения.
1 Таблицы.
2. Тестовые задания.
3. Карточки задания.
4. Инструкции по написанию лабораторно – практических работ.
5. Опорные конспекты.
3. Электронные и технические средства обучения.
- персональный компьютер,
- мультимедиа проектор,
-экран переносной,
- интерактивная доска.
VII. Список литературы:
1. Примерная программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) для X-XI классов.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05. 03. 2004;
3. Авторская программа Д.К. Беляева, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации по биологии для 11 класса.
4. Д.К.Беляев. Биология. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2010.
5. Биология «Для поступающих в ВУЗы и подготовке к ЕГЭ» / З.А. Власова М.: АСТ: Слово, 2010.