Рабочая программа по биологии, 11 класс, УМК: Беляев Д.К., Дымшиц Г.М.
Предмет: Уровень: Класс: УМК: Количество часов: | Биология Профильный 11 Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица 102 |
Пояснительная записка
Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.
Курс биологии на данном этапе (профильный уровень 11 класс) направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе на популяционно-видовом, экосистемном и биосферном уровне, её системной организации и эволюции, включает сведения об общих закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Содержание курса биологии на профильном уровне призвано обеспечить учащимся достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, сформировать навыки поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
Программа рассчитана на 3 часа занятий в неделю и 102 часа в год. За основу взята авторская программа под редакцией В.К. Шумного, Г.М. Дымшица и авторская программа под редакцией В.В. Пасечника. В ходе написания программы учитывались современные достижения биологии, которые не были полностью отражены в авторской программах, используемых за основу (прил. 1). Преподавание на профильном уровне в11 классе возможно за счёт сотрудничества с лабораториями ВНИИССОК.
Цели биологического образования в 10-11 классах формулируются на нескольких уровнях.
Глобальные цели определяются социальными требованиями в связи с изменением социальной ситуации развития (увеличение получаемой информации из различных источников).
Социализация обучающихся, которая обеспечивает усвоение норм, правил поведения, ценностей при знакомстве с миром окружающей природы.
Приобщение к познавательной культуре, накопленной обществом в сфере биологической науки.
Развитие познавательных качеств личности и познавательного интереса к дальнейшему изучению биологических наук.
Овладение основными учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями.
Формирование экологического сознания и бережного отношения к природе.
Межпредметные связи и преемственность
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как физика, химия, география, экология.
Методический блок:
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний;
- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов, эвристической беседы с подведением итогов урока;
- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека;
- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;
- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
- технология проблемного подхода. Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
- деятельностный подход. Учащиеся в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый). По источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
лекции;
семинары
лабораторно-практические занятия;
экскурсии
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
Система контроляза уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный, самостоятельные и контрольные работы, а также защиту проектов. Для контроля и коррекции знаний будут использоваться методы устного, письменного, лабораторного, компьютерного контроля. При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся используются задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ.
Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приемы.
Результаты освоения курса биологии:
Личностные результаты:1. Признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, реализация программы здорового образа жизни.
2.реализация этических установок к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам.
3.Сформированность познавательных мотивов в области получения новых знаний по биологии, при реализации своей профессиональной деятельности и деятельности в быту для сохранения собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные результаты:1. Овладение элементами проектно-исследовательской деятельности.2. Сформированность умений работы с различными источниками получения биологической информации и способность к преобразованию информации из одного вида в другой.3. Способность анализировать и прогнозировать последствия своих действий при поступках по отношению к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окуржающих.4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения и отстаивать свою позицию.
Предметные результаты на профильном уровне: 1.В познавательной сфере.
характеристика (клеточной, хромосомной теорий. Эволюционной теории Ч.Дарвина; законов (Г.Менделя, сцепленного наследования Т.Моргана, гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, зародышевого сходства Мюллера и Геккеля);
Выделение существенных признаков строения (клетки: строение и химический состав, генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот, одноклеточных и многоклеточных организмов, экосистем, биосферы) биологических процессов и явлений (формирование приспособленности, образование видов, действие естественного и искусственного отбора, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере).
Объяснение роли биологических теорий, идей, гипотез, идей в формировании естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения, отрицательного влияния токсических веществ на зародыш человека, экологических факторов на организмы, причин эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем;
2. В ценностно-ориентированной сфере.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, биологической информации, получаемой из различных источников.
3. В сфере трудовой деятельности:
Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов. Освоение приёмов грамотного оформления результатов биологических исследований.
4. В сфере физической деятельности:
Обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных заболеваний, вредных привычек.
Приложение 1. Сравнительная таблица прохождения программы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Учебно-тематический план 11 класс (3 часа в неделю), 102ч в год (2012 – 2013)
№ | Дата 11 кл | Тема урока. (параграф учебника) | Кол-во часов | Оборудование | Формы контроля | Формы организации учебной деятельности | Примечания | |
Раздел 3.Эволюция органического мира Глава 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии. Свидетельства эволюции. | 67 ч 10ч . | |||||||
| Зарождение эволюционных представлений. Эволюционные взгляды К.Линнея | портреты Ж.-Б. Ламарка, К. Линнея, Ч.Дарвина, Альфред Уоллес | Эвристическая беседа | Урок комбинированного типа | ||||
| §52 Возникновение и развитие эволюционной биологии. Трансформизм | Диск «Биология в школе». Введение .Наглядные материалы. Биография Ж.Б. Ламарка, галерея .Схемы. «Взгляды Ламарка на эволюцию» | самостоятельная работа по карточкам | урок-дискуссия | Доклады «Жизнь и творчество Ч.Дарвина», «Эволюционные учения против дарвинизма», «Кругосветное путешествие Ч.Дарвина на корабле «Бигль»» | |||
| §53.Жизнь и труды Ч.Дарвина. Эволюция культурных форм по Дарвину | портреты Ж.-Б. Ламарка, К. Линнея, Ч.Дарвина, Альфред Уоллес.http://www.rusedu.ru/detail_4901/html | Заслушивание докладов | урок-дискуссия | ||||
| §53 Эволюция видов в природе по Дарвину | портреты Ж.-Б. Ламарка, К. Линнея, Ч.Дарвина, Альфред Уоллес.http://www.rusedu.ru/detail_4901/html | самостоятельная работа по карточкам | урок-дискуссия | ||||
| §53 Синтетическая теория эволюции. | Портреты С.С. Четвериков, -//-, Диск Биология 10 кл. Галерея Таблица «Сравнение эволюционного учения Ч.Дарвина с современной СТЭ | Работа с таблицей | урок-дискуссия | Подготовиться к проверочной работе по теме «Развитие эволюционных идей» §52-53 | |||
| §54Палеонтологические свидетельства эволюции | Диск Анатомия. тема «Рудименты и атавизмы», коллекции палеонтологических находок, таблица «Палеонтологические доказательства эволюции» , «Археоптерикс»Диск «Биология 10 класс. Галерея . Филогенетический ряд слонов» | Проверочная работа по теме «Развитие эволюционных идей» §52-53 | Комбинированный урок | ||||
| §55 Биогеографические свидетельства эволюции | Таблица «Растения и животные мира», иллюстрации мыши, бобра, кенгуру. Диск «Биология 10 класс. Галерея. Карты. Распространение основных крупных наземных экосистем на земном шаре» | Фронтальный опрос | -//- | ||||
| §56 Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции | Таблица «Стадии онтогенеза позвоночных» | Фронтальный опрос, эвристическая беседа, самостоятельная работа по карточкам | -//- | ||||
| §57 Молекулярные свидетельства эволюции | Молекула ДНК, Таблица «Филогенетическое древо животных» | -//- | Урок - дискуссия | Подготовиться к проверочной работе по теме «Возникновение и развитие эволюционной биологии. Свидетельства эволюции» §52-57 | |||
| Зачетно - обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие эволюционной биологии. Свидетельства эволюции» | |||||||
Глава 11. Механизмы эволюции | 27 ч | |||||||
| §58 Изменчивость природных популяций | портрет С.С. Четверикова, И.И. Шмальгаузена, таблица «виды борьбы за существования» | -//- | Доклады «Значение работ С.С. Четверикова для развития эволюционного учения» | ||||
| Фенетическаяизменчивость.«Изменчивость организмов». | Презентация «Анализ фенетической изменчивости колорадского жука», комнатные растения, фасоль, колоски пшеницы, яблоки | использование практических методов | Л.Р. | ||||
| §59 Генетическая структура популяций | Интерактивная доска | Решение задач | Комбинированный урок | Принести практикумы | |||
| Решение задач на закон Харди-Вайнберга. Варианты ЕГЭ | Практикумы, калькуляторы | -//- | Практическое занятие | Повторить классификацию мутаций | |||
| §60 Мутации – источник генетической изменчивости популяций | Модель ДНК, | Работа со схемами | |||||
| §61. Случайные изменения частот аллелей в популяциях. Дрейф генов. | слайд «популяционные волны», | -//- | |||||
| §62Дрейф генов как фактор эволюции | -//- | Проработка основных понятий темы | Подготовиться к тесту по видам изменчивости и дрейфу генов§58-62 | ||||
| §63 Борьба за существование | таблица «виды борьбы за существования», атлас «Грызуны». | тест | Комбинированный урок | ||||
| §64 Естественный отбор – направляющий фактор эволюции | таблицы «формы ЕО», «Виды борьбы за существование», | Эвристическая беседа | Принести ложки, вилки пластиковые и др. оборудование для Л. Р. №24 | ||||
| «Моделирование ЕО» | ложки, вилки пластиковые и др. оборудование для Л. Р. №24 | использование практических методов | Л.Р. | ||||
| §65 Формы ЕО | таблицы «формы ЕО», «Виды борьбы за существование»,Диск «Открытая биология»Гл., п.11.3 Отбор | Эвристическая беседа | |||||
| §66 Половой отбор | -//- Диск «Взаимное влияние живых организмов». Тема: Портрет популяции.С.9 | самостоятельная работа по карточкам | на дом задать таблицу «отличительные черты ЕО | ||||
§67 Возникновение адаптаций в результате естественного отбора | Презентация «Эволюция органов зрения», модель глаза | Работа с таблицами | Доклады «Формы мимикрии в животном мире», «Средства защиты на примере скунса, жабы, актинии» | |||||
| Виды приспособленности, относительная целесообразность приспособлений | Диск «Функции и среда обитания животных организмов» Тема «Системы защиты животных». С.3-6. Диск Биология 10 класс. §32 Наг.мат-лы «Мимикрия», «Многообразие приспособлений у птиц» | Защита докладов | Урок-конференция | ||||
| §68 Миграции как фактор эволюции | Диск «Природа в состоянии динамического равновесия» Тема: География живых организмов. С.6-9 | Эвристическая беседа | Подготовиться к проверочной работе по теме «Двужущие силы эволюции» §58-68 | ||||
| §69 Биологические виды | портрет К.Линнея и Дж.Рея. -//-, комнатные растения, гербарий основных семейств растений, таблица «Критерии вида», гербарий по общей биологии. | Фронтальный опрос | Подготовить гербарный материал, комнатные растений и коллекцию насекомых. Подготовить инструктивные карточки к Л.Р. | ||||
| Зачетно - обобщающий урок по теме «Движущие силы эволюции» | Тест в форме ЕГЭ | Урок обобщения и систематизации знаний | |||||
| «Наблюдение и описание вида по морфологическому критерию». Анализ заданий ЕГЭ по теме | Сборники заданий по ЕГЭ, гербарий основных семейств растений, таблица «Критерии вида», гербарий по общей биологии, комнатные растения, насекомые. | использование практических методов | Л.Р. | ||||
| § 70 Изоляция и видообразование | Диск Биология 10 кл§27 Видообразование. | Тест «Подготовка к ЕГЭ» по этой теме | |||||
| §71 Аллопатрическое и симпатрическое видообразование | Диск Биология 10 кл§27 Видообразование. Анимация. Тест «Подготовка к ЕГЭ» по этой теме | Работа по карточкам | Подготовиться к проверочной работе по теме «Микроэволюция» | ||||
| Зачетно-обобщающий урок по теме «Микроэволюция» | Тестовые задания в форме ЕГЭ | ||||||
| §72 Механизмы эволюции | Рак, лангуст, конечности овцы и лошади, таблица «Стадии эмбрионального развития позвоночных» | Фронтальный опрос | |||||
| §73 Направления макроэволюции: конвергенция, дивергенция, параллелизм, филетическая эволюция. | портрет А.Н. Северцева, влажный препарат круглых червей, эволюционное древо животного мира, таблица «Направления эволюции» | Анализ опорных конспектов | |||||
| §74 Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации | -//-Диск Биология 10 кл. §33 Наглядные материалы | Эвристическая беседа | |||||
| §75Единое древо жизни. Общие правила эволюции | Сравнительная таблица биологического регресса и прогресса | -//- | Подготовиться к проверочной работе по теме « Макроэволюция» | ||||
| Зачетно - обобщающий урок по теме «Макроэволюция» | Задания в форме ЕГЭ | ||||||
| Зачетно-обобщающий урок по теме Механизмы эволюции» или экскурсия в Дарвиновский музей г. Москва | Задания в форме ЕГЭ | Урок систематизации и обобщения знаний | Подготовиться к экскурсии или к зачетно-обобщающему уроку по теме «Механизмы эволюции» | ||||
Глава 12 Возникновение и развитие жизни на Земле. | 12 ч | |||||||
| §76 Сущность жизни. Представления о возникновении жизни на Земле. | эволюционное древо животного мира, портрет В.И. Вернадского, А.И. Опарина, Л.Пастера, Ф.Реди | Урок - дискуссия | Доклады «Божественная гипотеза происхождения жизни», «Мы – пришельцы других миров», «Взгляды древних философов на возникновение жизни( Анаксимандр, Анаксимен, Аристотель) | ||||
| Гипотезы происхождения жизни | -//- | Урок - конференция | |||||
| §77 Образование биологических мономеров и полимеров | -//- | Доклад «Первые клетки – еще без ядра» | |||||
| §78 Формирование и эволюция пробионтов | Модель ДНК, клетки | Защита докладов | Доклад «Происхождение многоклеточных по Э.Геккелю», «Происхождение многоклеточных по И.И. Мечникову» | ||||
| Начало органической эволюции | Защита докладов | Урок- дискуссия | Доклад «Дробянки» | ||||
| Формирование надцарств организмов. Основные этапы эволюции растительного мира | Диск Биология 10 § 9 кл. Наглядные пособия Основные этапы эв. Царства Растения | -//- | Повторить циклы развития растений | ||||
| §79 Изучение истории земли. Палеонтология. | Коллекция палеонтологических раскопок, Диск Биология 10 § 9 кл. Наглядные пособия «Геохронологическая лента эв. жизни на Земле | Работа с динамическими моделями | Презентациии «Жизнь в Архее и Протерозое» «особенности Эдикарской фауны» | ||||
| §80 Развитие жизни в криптозое | -//- | Защита докладов, работа с карточками | комбинированный урок | ||||
| §81 Развитие жизни на Земле в фаренозое | -//-, латимерия | Работа в группах | -//- | Доклады «Жизнь в Триасе», «Жизнь в Юрском периоде», «Жизнь в меловом периоде» | |||
| §81 Развитие жизни на Земле в фаренозое (Мезозойская эра и Кайнозойская эра) | -//-, модели рыбы, лягушки, скелет птицы, глаз и ухо человека. | Работа в группах | -//- | подготовиться к проверочной работе по теме «Возникновение жизни на Земле» §76-81 | |||
| Зачетно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | Задания в форме ЕГЭ | Доклад «Систематика Линнея и современная систематика» | |||||
| Современная система органического мира | таблица «Вирусы», портрет К.Линнея, гербарий водорослей, грибов, презентация с видеороликом К.Линней | Анализ заданий ЕГЭ по теме | |||||
Глава 13. Возникновение и развитие человека - антропогенез | 10ч | |||||||
| §82 Место человека в системе живого мира – морфологические и физиологические данные. | таблица «Рудименты и атавизмы», модели предшественников и предков человека, модель мозга человека и шимпанзе., Диск Анатомия. (Происхождение человека). Диск Биология 10 кл. §29 Наглядные материалы Биосоциальная структура человека.. §28 Наглядные материалы. Основные черты человеческого тела, унаследованные человеком от животных. | Эвристическая беседа | -//- | Доклад «Приматы», «Шимпанзе», «Орангутанг», «Лемуры». | |||
| §83 Место человека в системе живого мира – данные молекулярной биологии и биологии развития | Диск Биология 10 кл.-//- | Работа по карточкам, защита докладов | -//- | подготовиться к работе по карточкам, доклады «Дриопитек», «австралопитек» | |||
| §84 Происхождение человека. Палеонтологические данные. | Диск Биология 10 кл. §28 Наглядные материалы Эволюция человека, дриопитеки, | -//- | |||||
| « Предок рода Homo?» | Бюсты предков человека | Эвристическая беседа, защита докладов | семинар | ||||
| §85 Первые представители рода Homo | -//-, | -//- | Доклады «Синантроп», «Человек из Сванкомба и Шнейнгейма» | ||||
| Древнейшие люди | Диск Биология 10 кл. §28 Наглядные материалы Эволюция человека, дриопитеки, антропогенез | -//- | семинар | ||||
| §86 Появление человека разумного | -//-, бюсты предков человека | -//- | Урок комбинированного типа | Доклад «Дети – маугли» | |||
| §87 Факторы эволюции человека | Диск Биология 10 кл. §29 Наглядные материалы Биосоциальная структура человека..Социальная эволюция человека, бюсты предков человека | Работа с карточками по вариантам | -//- | Доклады «Расизм» «Историческая прародина человека», «Проблемы расогенеза в антропологии» | |||
| Расизм, расогенез, адаптивные типы людей. | Диск Биология 10 кл. §29 Наглядные материалы Биосоциальная структура человека. Расы человека, бюсты рас человека. | Эвристическая беседа, защита докладов | подготовиться к проверочной работе по теме «Антропогенез» §82-87 | ||||
| Зачетно-обобщающий урок по теме «Антропогенез» | Задания по вариантам | Урок - обобщения и систематизации знаний | |||||
Глава 14 Селекция и биотехнология | 8 ч | |||||||
| §88Селекция как процесс и как наука | Коллекция сортов овощных культур, каталог ВНИИССОК | Эвристическая беседа | Урок комбинированного типа | Доклад «Жизнь и творчество Н.И.Вавилова" «ВНИИССОК» | |||
| §88 Центры происхождения культурных растений. | Портрет Н.И. Вавилова, -//- | Работа в группе | Урок комбинированного типа | ||||
| §89 Искусственный отбор | -//- | -//- | Урок комбинированного типа | ||||
| Фенотипы местных сортов растений | Коллекция сортов овощных культур, каталог ВНИИССОК | Л.Р. | |||||
| §90 Классические методы селекции | -//- | -//- | Урок комбинированного типа | Повторить клеточную и генную инженерию | |||
| §91 Использование новейших методов биологии в селекции | Презентация «ГМО» | -//- | -//- | ||||
| §91 Методы селекции животных | Заполнить таблицу «Сравнение ЕО и ИО» подготовиться к зачетно-обобщающему занятию по теме «Селекция и биотехнология» §88-92 | ||||||
| Зачетно-обобщающий урок по теме «Селекция и биотехнология» | Задания по вариантам в форме ЕГЭ | Урок - обобщения и систематизации знаний | |||||
Глава 15 Организмы и окружающая среда | 13ч | |||||||
| §92 Взаимодействие организма и среды (Зарождение и развитие экологии.Методы экологии) | Портрет Геккеля Э. | Эвристическая беседа | Урок комбинированного типа | ||||
| §92 Взаимодействие организма и среды (Экологические факторы.Закон толерантности) | Кривая толерантности | Фронтальный опрос | -//- | Доклады «Классификация организмов по отношению к свету», «классификация организмов по отношению к температуре среды»,» классификация организмов по отношению к воде», «Газовый и ионный состав среды» | |||
| Абиотические факторы среды и организмы | Гербарии, атласы животных, комнатные растения | Эвристическая беседа, защита докладов | Урок - конференция | Доклады «Диапауза и анабиоз» | |||
| §93 Приспособленность. Переживание неблагоприятных условий и размножение | -//- | Эвристическая беседа, защита докладов | Урок комбинированного типа | подготовиться к понятийному диктанту | |||
| Биоритмы. | -//- | Понятийный диктант | семинар | ||||
| §94 Популяция как природная система | Диск Взаимное влияние живых организмов. Тема 3 «Портрет популяции» С.10 | Работа в группах | Урок комбинированного типа | ||||
| §95Устройство популяции | Диск Взаимное влияние живых организмов. Тема 3 «Портрет популяции» С.2-9 | -//- | -//- | ||||
| §96Динамика популяции, ее типы и регуляция. Жизненные стратегии | Диск Открытая биология Тема 12 §1.2.1 Динамика популяций (график и расчёты) www/college.ru | Эвристическая беседа, решение экологических задач | -//- | ||||
| Биотические взаимодействия (Конкуренция, хищничество, паразитизм) | Диск Взаимное влияние живых организмов. Тема4. Формы сотрудничества. | Составление опорныхкнспектов | -//- | ||||
| Биотические взаимодействия (Комменсализм, аменсализм, нейтрализм, виды симбиоза) | Диск Взаимное влияние живых организмов. Тема 4. Формы сотрудничества. | Составление опорныхкнспектов | -//- | подготовиться к проверочной работе по §94-96+записи | |||
| Зачетно-обобщающий урок по теме «Динамика популяции. Биотические взаимодействия» | самостоятельная работа по вариантам | Урок обобщения и систематизации знаний | |||||
| §97Вид как система популяций | Диск Природа в динамическом равновесии. Тема 6. С.6-9. | Эвристическая беседа | Урок комбинированного типа | ||||
| §98 Вид и его экологическая ниша | Таблица «Жизненные формы растений» | -//- | -//- | подготовиться к проверочной работе по теме «Организмы и окружающая среда» §92-98 + записи | |||
| Зачетно-обобщающий урок по теме «Динамика популяции. Биотические взаимодействия» | самостоятельная работа в форме ЕГЭ | Урок обобщения и систематизации знаний | |||||
Глава 16 Сообщества и экосистемы | 12 ч | |||||||
| §99 Сообщества и экосистемы | Таблицы «Растения дубравы», «Растения луга», «Растения смешенных лесов». Диск. Биология 10 кл. Глава 3 Наглядные материалы | Составление опорных конспектов | Урок комбинированного типа | ||||
| §100 Функциональные блоки сообщества. Энергетические связи и трофические сети | Диск. Биология 10 кл. Глава 3 Наглядные материалы Анимация «Характеристика продуцента», «Характеристика консумента» | -//- | -//- | Составить несколько пищевых цепей и сетей принести сборники ЕГЭ по биологии | |||
| Цепи разложения и выедания. | -//- | Составление пищевых цепей, решение заданий ЕГЭ по теме | -//- | ||||
| §101 Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах. | Диск Взаимное влияние живых организмов. Тема Формы сотрудничества | Работа в группах | -//- | ||||
| §102 Пространственное устройство сообществ. Связи между организмами в биоценозе. | Диск. Биология 10 кл. Гл.3§18 | Работа в группах | -//- | ||||
| §103 Динамика сообществ и свойства биогеоценозов | Диск. Биология 10 кл. Гл.3§21 | Тестирование в форме ЕГЭ, работа в группах | -//- | ||||
| §104 Как формируются сообщества | -//- | -//- | Урок комбинированного типа | ||||
| §104Видовое разнообразие и устойчивость сообществ | -//- | -//- | -//- | ||||
| Природные экосистемы | -//- | Состовление конспектов | -//- | Подготовить сообщения по степи, средней полосе, тундре, тайге, полупустыням каждому | |||
| Описание экосистем своей местности | Раздаточный материал по подготовленным сообщениям | Практические методы | Л.Р | ||||
| Агроценозы | Презентация «Агроценозы» | Задания в форме ЕГЭ | Урок комбинированного типа | ||||
| Описание агроэкосистем своей местности (или экскурсия во ВНИИССОК) | Каталог о ВНИИССОК, видеоролики агроэкосистем | Практические методы | Л.Р (П.Р) | подготовиться к проверочной работе по теме «Сообщества и экосистемы» §99-104 | |||
| Зачетно-обобщающее занятие по теме «Сообщества и экосистемы» | самостоятельная работа в форме ЕГЭ | Урок обобщения и систематизации знаний | |||||
Глава 17 биосфера | 6 ч | |||||||
| §105 Биосфера и биомы | Таблица «Границы биосферы», портрет Вернадского В.И. | Эвристическая беседа | Урок комбинированного типа | ||||
| Основные биомы и закономерности существования биосферы | -//- | -//- | -//- | ||||
| §106 Живое вещество и бихимические круговороты в биосфере. | -//- Диск. Биология 10 кл. Гл.2§7 | Работа в группах | -//- | Доклады «Проблема бытового мусора», «Проблема электромагнитного загрязнения», «Чернобыль и Фукусима» | |||
| §107 Биосфера и человек | -//- Диск. Биология 10 кл. Гл.2§12 | Защита докладов, эвристическая беседа | -//- | ||||
| Зачетно-обобщающий урок по теме «Биосфера» | самостоятельная работа в форме ЕГЭ | Урок обобщения и систематизации знаний | |||||
Глава 18 Биологические основы охраны природы | 4ч | |||||||
| §108 Сохранение и поддержание биологического разнообразия на популяционно0видовом и генетическом уровнях | Красная книга России, Красная книга МО (электронные версии) | Решение задач | Урок комбинированного типа | ||||
| §109 -110Сохранение и поддержание биологического разнообразия на экосистемном уровне. Биологический мониторинг и биоиндикация | Лишайники, комнатные растения, листья растений с пораженными листовыми пластинками | Эвристическая беседа | -//- | подготовиться к обобщающему уроку по курсу «Общая биология» | |||
| Обобщающий урок по курсу «Общая биология» |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне учащиеся должны
знать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);
сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Харди — Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать биологические задачи разной сложности;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ иэнергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы иагроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать иоценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание курса
Раздел III
ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
(67 ч)
Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии (10 ч)
Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.
Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы; доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.
Тема 11. Механизмы эволюции (27 ч)
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.
Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.
Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.
Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: движущие силы эволюции; движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у организмов (кактусов, орхидей, морских млекопитающих и т. д.); образование новых видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции — дивергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции — ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; эволюцию растительного и животного мира.
Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле (12 ч)
Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни. Основы современной систематики.
Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие флору и фауну позднего протерозоя, палеозоя, мезозоя, кайнозоя (ледниковый период). Ископаемые останки живого — окаменелости, отпечатки (палеонтологическая коллекция).
Тема 13. Возникновение и развитие человека — антропогенез (10 ч)
Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: предшественников человека (австралопитек, неандерталец, кроманьонец); орудия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца (экспозиции местного краеведческого музея). Палеолитическое искусство (репродукции произведений первобытных художников).
Тема 14. Селекция и биотехнология (8 ч)
Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.
Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор.
Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции.
Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции.
Крупномасштабная селекция животных.
Успехи селекции.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: методы селекции; селекцию растений и животных; успехи селекции; исследования в области биотехнологии.
Раздел IV
ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
(35 ч)
Тема 15. Организмы и окружающая среда (13 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие экологические факторы и их влияние на организмы.
Тема 16. Сообщества и экосистемы (12 ч)
Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: различные экосистемы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии. Динамические пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз».
Тема 17. Биосфера (6 ч)
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение биосферы; круговороты углерода, азота, фосфора и кислорода.
Тема 18. Биологические основы охраны природы (4 ч)
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: биоразнообразие; последствия деятельности человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Биосфера и человек».
Учебно-методический комплект:
Общая биология 10-11 класс. : базовый уровень в 2 ч. 2 ч.Подред. Д.К. Беляева и Г.М.Дымшица. – М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
Примерные программы по учебным предметам. Биология. 10-11 классы: проект.(Стандарты второго поколения)–М.:Просвещение, 2010.-59с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Дарвин Ч. Путешествие на корабле «Бигль»/Ч.Дарвин. — М.: Мысль, 1978.
Д а р в и н Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера // Дарвин Ч. Сочинения. Т. 9. — М.: Издательство АН СССР, 1959.
Грин Н. Биология. В 3 т. /Н. Грин, У. Стаут, Д. Тэйлор. — М.: Мир, 2010.
Еськов К. Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека / К. Ю. Еськов. — М.: НЦ ЭНАС, 2004.
Медников Б.М. Аксиомы биологии/ Б. М. Медников.—М.:Знание,1982.
Медников Б.М Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б. М. Медников. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2006.
Пименов А.В. Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. – Ярославль, 2008. – 272 с.
Организация жизни/Мультимедийное пособие. Электронные уроки по биологии. М.: Новый диск, 2008. СD –диск.
Растительный мир. Мультмедийноеиздание. М.:Новый диск, 2008.СD –диск.
Журналы «Биология в школе»
Биология. Закономерности наследования, взаимодействия генов./Интерактивное наглядное пособие. – М.:Дрофа, 2008.СD –диск.
Биология 5-9 классы. 4 часть. Человек/Мультимедийное учебное пособие. М.: Дрофа, 2008.
Ионина Н.Г. Интерактивное оборудование и интернет ресурсы в школе. Биология 10-11 кл.: пособие для учителей общеобразовательных школ. – М.: Просвещение – регион, 2011. – 72 с.
Кулев А.В. Общая биология. 10 класс. (К учебнику под ред. Д.К. Беляева): Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2009. – 256 с.
Журналы «Биология. Все для учителя!».
Биология. 10 класс./ Мультимедийное учебное пособие. М.: 1С, 2009.
Никишова Е.А., Шаталова С.П. самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ:2012: Биология .- М.: АСТ: Астрель, 2012 – 191 с.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М: АСТ-ПРЕСС книга,2011. – 816 с.
Интернет-материалы
http://schools.perm.ru/modules/mylinks/viewcat.php?cid=12. Пермский школьный городской портал. (Содержит хорошую подборку интернет-ресурсов по биологии.)
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darwin.narod.ru/. Электронные версии произведений Ч. Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Никишова Е.А., Шаталова С.П. самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ:2012: Биология .- М.: АСТ: Астрель, 2012 – 191 с.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М: АСТ-ПРЕСС книга,2011. – 816 с.
Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. – Минск: Современная школа, 2010. – 416 с.
Рябинина И.В. Происхождение жизни. – СПб.: «БКК», 2010. – 96 с.
Шустанова Т.А. Репетитор по биологии для старшеклассников и поступающих в вузы.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.-537с.