Рабочая программа по биологии 5 ФГОС
Тематическое планирование
по биологии
Класс: 5
Учитель: Вострякова Галина Сергеевна
Количество часов 35.
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Учебник: Биология. Введение в биологию .5 класс. Учебник / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2014.
Программа: Рабочая программа / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Учебно-методическое пособие. 4-е издание, стереотипное .- М.: Дрофа, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«БИОЛОГИЯ» 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса основной школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс.» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2015 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2014.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Описание учебного предмета, курса в учебном плане
Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела | Всего часов | Практические работы | Лабораторные работы |
1 | Живой организм: строение и изучение. | 8 | 2 | 2 |
2 | Многообразие живых организмов. | 15 | - | 5 |
3 | Среда обитания живых организмов. | 5 | 1 | - |
4 | Человек на Земле. | 7 | 1 | 1 |
| ВСЕГО | 35 | 4 | 8 |
Содержание программы. Биология. Введение в биологию. 5 класс
(35 ч, 1 ч в неделю).
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Ученик получит возможность учиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Ученик научится:
определять:
признаки живых организмов;
общие методы изучения природы;
химический состав, строение и процессы жизнедеятельности в клетке;
строение и значение бактерий, грибов, растений, животных;
основные среды жизни, особенности условий этих сред;
особенности приспособления организмов к жизни в природе;
место человека в системе животного мира.
Ученик получит возможность научиться:
Объяснять:
сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.
сущность термина «классификация», «антибиотик», «пенициллин» «местный вид»;
роль животных, растений, грибов в жизни человека и в природе;
роль живых организмов и круговорота веществ в природе;
причины сезонных изменений у организмов;
Характеризовать:
особенности и значение науки биологии.
свойства живых организмов.
органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.
важную роль бактерий в природе.
главные признаки растений, животных и грибов;
состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.
Сравнивать:
проявление свойств живого и неживого;
животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия;
роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе;
Различать:
ткани животных и растений на рисунках учебника;
неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма;
основные таксоны классификации – «царство» и «вид»;
понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»;
бактерий по их роли в природе и жизни человека;
части цветкового растения на рисунке учебника;
типы лишайников на рисунке учебника;
особенности животных разных природных зон.
Определять:
предмет науки систематики;
расположение почек на побеге цветкового растения;
место представителей царства Грибы среди эукариот;
значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника;
понятие «пищевая цепь», «природная зона».
Описывать, анализировать:
разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника;
внешнее строение тела гриба, называть его части;
строение плесневых грибов по рисунку учебника;
разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника;
элементы круговорота веществ на рисунке учебника;
пути расселения человека по карте материков Земли;
приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания;
содержание выбранных на лето заданий;
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
-Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
-Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
-приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
-объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
-выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
-освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
-выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Система оценки достижения планируемых результатов
Критерии оценки учебной деятельности по биологии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.
Отметка «5»:
-полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
- чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
-ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
-раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений, опытов.
Отметка «3»:
-усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
-не всегда последовательно определение понятия недостаточно чёткие;
- не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты.
Отметка «5»:
-правильно определена цель опыта;
-самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
-научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
-правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
-1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
-в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
-правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
-допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:
-не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
-допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать:
-правильность проведения;
- умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»:
- правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.
Отметка «4»:
-правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
-допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»:
-допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;
-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:
-допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;
-неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
График проведения практических и проверочных работ
Период обучения | Практическая работа | Лабораторная работа | Проверочная работа | Тест |
1 четверть | 2 | 2 | - | 3 |
2 четверть | - | 5 | 1 | 6 |
3 четверть | 1 | - | 1 | 3 |
4 четверть | 1 | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО | 4 | 8 | 3 | 14 |
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Вид работы | Тема |
4 | Лабораторная работа № 1. | Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. |
5 | Лабораторная работа № 2. | Строение клеток кожицы чешуи лука. |
Тест № 1 | Приборы для изучения клеточного строения растений. | |
6 | Практическая работа № 1. | Определение химического состава семян пшеницы. |
7 | Практическая работа № 2. | Описание и сравнение признаков различных веществ. |
8 | Тест № 2 | Живой организм строение и изучение. |
9 | Тест № 3 | Итоговый за 1 четверть. |
11 | Тест № 4 | Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. |
12 | Лабораторная работа № 3. | Строение шляпочных грибов. |
Тест № 5 | Царство грибы. Общая характеристика. | |
13 | Лабораторная работа № 4. | Знакомство с внешним строением водоросли. |
14 | Лабораторная работа № 5. | Изучение строения мхов: сфагнума и кукушкина льна. |
Тест № 6 | Водоросли. Многообразие водорослей. | |
15 | Лабораторная работа № 6. | Строение папоротника. |
Тест № 7 | Споровые растения. | |
16 | Тест № 8 | Отдел голосеменные. |
17 | Лабораторная работа № 7. | Органы цветкового растения. |
Тест № 9 | Итоговый за 2 четверть. | |
18 | Тест № 10 | Итоговый за первое полугодие. |
23 | Проверочная работа № 1 | По 2 разделу. Многообразие живых организмов. |
25 | Тест № 11 | Приспособление разных организмов к обитанию в различной среде. |
26 | Практическая работа № 3. | Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. |
27 | Тест № 12 | Итоговый за 3 четверть. |
28 | Проверочная работа № 2. | По 3 разделу. Среда обитания живых организмов. |
29 | Лабораторная работа № 8. | Измерение своего роста и массы тела. |
33 | Практическая работа № 4. | Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. |
Проверочная работа № 3. | По 4 разделу. Человек на Земле. | |
34 | Тест № 13 | Итоговый за 4 четверть. |
35 | Тест № 14 | Итоговый за 5 класс. |
Календарно-тематическое планирование
биология 5 класс
№ п/п | Тема урока | Дата | |
планируемая | фактическая | ||
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч) | |||
1 | Что такое живой организм. | | |
2 | Наука о живой природе | | |
3 | Методы изучения природы. | | |
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». | | |
5 | Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука». | | |
6 | Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы». | | |
7 | Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ». | | |
8 | Великие естествоиспытатели. | | |
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15ч) | |||
9 | Как развивалась жизнь на Земле. | | |
10 | Разнообразие живого. | | |
11 | Бактерии. | | |
12 | Грибы. Лабораторная работа № 3. «Строение шляпочных грибов.» | | |
13 | Общая характеристика растений. Водоросли. Лабораторная работа №4 «Знакомство с внешним строением водоросли.» | | |
14 | Мхи. Лабораторная работа № 5. «Изучение строения мхов: сфагнума и кукушкина льна.» | | |
15 | Папоротники. Лабораторная работа № 6. «Строение папоротника» | | |
16 | Голосеменные растения. | | |
17 | Покрытосеменные (Цветковые ) растения. Лабораторная работа № 7. «Органы цветкового растения» | | |
18 | Значение растений в природе и жизни человека. | | |
19 | Общая характеристика животных. Простейшие. | | |
20 | Беспозвоночные. | | |
21 | Позвоночные | | |
22 | Значение животных в природе. | | |
23 | Значение животных в жизни человека. Проверочная работа № 1 | | |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов – 5 часа | |||
24 | Три среды обитания. | | |
25 | Жизнь на разных материках. | | |
26 | Природные зоны Земли. Практическая работа № 3. Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. | | |
27 | Жизнь в морях и океанах. | | |
28 | Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле. Проверочная работа № 2. | | |
Раздел 4. Человек на Земле (7 часов) | |||
29 | Как человек появился на Земле? Лабораторная работа № 8. «Измерение своего роста и массы тела.» | | |
30 | Как человек изменил Землю. | | |
31 | Жизнь под угрозой. | | |
32 | Не станет ли Земля пустыней? | | |
33 | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа № 4. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.» Проверочная работа № 3. | | |
34 | Подготовка к исследовательскому проекту по выбранной проблеме. | | |
35 | Исследовательский проект «Есть ли экологические проблемы в нашем крае». | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса по биологии:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2012.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы:
Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2012.
Диск «Инфоурок» -видео уроки 5 класс.
Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009
Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru
8. Электронно-програмное обеспечение:
Компьютер
Презентационное оборудование
Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)